18 май 2023 · 14:47    
{"document": [{"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "Без_имени-G4vKGsqJ-6-transformed.png", "filesize": 385736, "height": 438, "pic_id": 572059, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/05/18/%D0%91%D0%B5%D0%B7_%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B8-G4vKGsqJ-6-transformed.jpeg", "width": 600}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Комик с трагической судьбой — классический, но оттого не менее печальный образ. Сергей Николаевич Филиппов, выдающийся советский актер, за 77 лет успел сменить несколько профессий, приобрести сомнительную славу, победить страшную болезнь, упустить мечту и умереть в нищете и одиночестве. Кто-то мог бы сказать, что это и есть путь настоящего комика."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Несостоявшийся гений балета"}], "attributes": ["heading1"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Пытаясь найти себя в школьные годы, юный Филиппов заставлял всех вокруг хвататься за голову. Учился он из рук вон плохо, ссорился с одноклассниками, доводил учителей до истерики. Однажды, когда ему стало особенно скучно, он на уроке химии незаметно смешал соляную кислоту с железными опилками и подлил туда пару реактивов. Школу затопила ужасная вонь, занятия были сорваны, а самого Филиппова с позором исключили."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Отец Филиппова, слесарь со стажем, решил, что сына должна перевоспитать «нормальная мужская работа». За несколько лет юноша был учеником пекаря, затем токаря, потом плотника, а затем... танцором балета. Вряд ли отец хотел для сына такой карьеры, но остановить Сергея было уже невозможно. Сначала он возвращался в балетную студию назло родителям, затем с удивлением для себя понял, что ему на самом деле очень нравится танцевать. Через несколько недель 16-летний Филиппов считался лучшим учеником студии, преподаватели прочили ему большое будущее, и через год, в 1929-м, посоветовали из Саратова отправиться в Москву — поступить в балетное училище при Большом театре."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Сложно сказать, были ли то козни судьбы или ошибка самого Филиппова, но на вступительные экзамены в столице он опоздал. Его отправили в Ленинград, в хореографическое, но и там прием студентов оказался окончен. Наконец Филиппову повезло: он успел подать документы в недавно открывшийся Ленинградский эстрадно-цирковой техникум, и там его с радостью приняли. Молодой человек прекрасно танцевал и даже подрабатывал в театре оперетты. Такой талант не стоило зарывать в землю, так что Филиппова почти удалось перевести в знаменитое Вагановское училище, но неожиданно дал знать скверный характер нового ученика. Сама Агриппина Ваганова, не оценив шуток Филиппова, вернула его в техникум, который он и окончил в 1933-м. В том же году он женился на бывшей однокурснице, танцовщице Алевтине Горинович. Ухабистое начало, но все же — прекрасное будущее впереди, до краев наполненное балетом!"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Точнее, Филиппову так казалось, пока на одной из репетиций он вдруг не потерял сознание. Врачи констатировали сердечный приступ и посоветовали строжайше ограничить нагрузки. Никакого балета, никакого перенапряжения. О карьере танцора можно было забыть навсегда."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Комедиант театра и кино"}], "attributes": ["heading1"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Филиппов все равно танцевал. Не так, как хотел, не в балете, но в эстрадном театре-студии, выступая с комическими номерами. Например, исполнял классическое па-де-де на пуантах и в пачке, чем изрядно смешил публику. Подобные постановки приносили неплохой доход, но самого Филиппова скорее раздражали, напоминая об утраченной возможности стать профессиональным танцором. Иронично, но в этот момент его заметил Николай Акимов, известный театральный режиссер, и в 1935 году предложил перейти в Театр комедии."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Быстро выяснилось, что Филиппов не только гениально танцует, но и с лету вживается в любую предложенную ему роль. Высокий, подвижный, с богатой мимикой и отличной памятью, он в основном играл бунтарей, лодырей, пьяниц, сплетников, хамов и сам злился — настолько хорошо у него это получалось. Филиппов пропускал репетиции и опаздывал на постановки, но Акимов ему все прощал — молодой актер блистал на сцене. С 1937 года начались киносъемки, Филиппов сыграл белофинна в фильме «За Советскую Родину», снялся еще в паре десятков картин, но повторялась история с театром — ему доставались мелкие отрицательные или комические роли. В 1938-м они разошлись с женой, та уехала в США и забрала с собой их сына, Юрия. Затем началась война, но Филиппов упорно продолжал работать в театре и кино. Что еще оставалось делать?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "С окончанием Великой Отечественной жизнь актера постепенно выправилась. Ему досталась пара крупных ролей, пусть в обычном комическом амплуа — Алмазов из «Укротительницы тигров», Некадилов из «Карнавальной ночи». Он встретил новую спутницу жизни — писательницу Антонину Голубеву, с которой в дальнейшем не расставался. Но стабильность не равна счастью, и в тот период Филиппов ощущал это особенно остро."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Обманувший смерть"}], "attributes": ["heading1"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В 1950-х годах Сергея Филиппова нашла слава: его узнавали на улицах и в ресторанах, приветствовали, просили автограф, но каждая такая встреча делала актера чуть более несчастным. Он не стал танцором балета, он не стал разноплановым серьезным актером. По его мнению, его знали исключительно как шута горохового. Филиппов злился, срывался на коллегах, друзьях и близких, много пил, в том числе в одиночестве. 1965 год оказался худшим в его жизни: его уволили из Театра комедии, а вскоре после этого у него диагностировали опухоль головного мозга. Сначала небольшую, но за годы разросшуюся и вызывающую страшные головные боли. В 1971-м, по мнению докторов, Филиппову оставалось жить считаные месяцы — и это тогда, когда он почти заполучил роль Кисы Воробьянинова в «12 стульях» Гайдая. Режиссер, узнав о болезни актера, уже было утвердил на роль Ростислава Плятта, но Филиппов встал на дыбы. Он заявил, что будет сниматься в любом случае и не умрет, пока не закончатся съемки. Плятт с уважением отступил, Гайдай согласился, и так Сергей Филиппов получил самую узнаваемую из своих ролей. Все еще комическую. Все еще отрицательную. Но хотя бы легендарного персонажа с отчетливой ноткой трагедии."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Как ни странно, это была не последняя роль и не последняя большая удача в жизни Филиппова. После съемок он решился на рисковую операцию, которая увенчалась успехом — смертоносную опухоль удалили. С тех пор он играл в каждом фильме Гайдая, сильнее всего запомнившись публике по роли шведского посла в «Иван Васильевич меняет профессию». Кого еще там мог сыграть комик и танцор?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Замкнутый одиночка"}], "attributes": ["heading1"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В биографии Сергея Филиппова обычно пишут, что последние годы жизни тот провел в одиночестве и нищете, не уточняя, что за «последние годы» можно посчитать около 10 лет. Он продолжал сниматься — у Гайдая и не только, играть в театре, но все говорили, что его искра угасла. В 1989-м умерла его вторая жена, и с тех пор Филиппов не выходил из дома. Он умер 19 апреля 1990 года от рака легких — по одной версии, в неназванной больнице, по другой — у себя в квартире, причем его тело обнаружили лишь спустя две недели после смерти. По воспоминаниям Евгения Моргунова, «Ленфильм» отказался выделять деньги на погребение, и за сборы взялся Александр Демьяненко."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Сын Филиппова, Юрий, не успел приехать на похороны, а затем сильно возмущался слухами о нищете отца. Мол, тот собирал антикварную мебель, дорогие коллекционные вещи, но в квартире от этого не осталось и следа. Неизвестно, насколько это было правдой, да и самому Филиппову явно было все равно. Прожив жизнь печального комика, на каждом шагу сражаясь с беспощадным роком, он смог умереть как трагический актер первой величины."}], "attributes": []}], "selectedRange": [6271, 6271]}
Комментарии 10