Есть одна сложность с эмоциями. Вроде как все эмоции важны, все эмоции нужны, нормальны. И закономерно возникает вопрос. Если все нормально, зачем существует столько литературы, материалов, видео на тему коррекции эмоции. Если все нормально, зачем что-то менять?
С эмоциями все в порядке. Вопрос адаптации. Эмоции – это лишь отражение потребностей. Все мы так или иначе сталкиваемся с тем, что наши потребности не закрываются. Но большинство людей может к этому адаптироваться и справиться.
Например, у нас есть студент, который завалил экзамен. Нормально ли тревожиться в такой ситуации? Грустить, переживать, расстраиваться? Да, конечно! Большинство людей будут расстраиваться если сталкиваются с неудачей в той области, которая для них важна.
Обычный человек будет переживать, но продолжать как-то адаптироваться к ситуации – пойдет готовится к пересдаче, переосмыслит ценность экзамена, снизит требования к себе и т. д.
Человек же с нарушением адаптации будет катастрофизировать, продолжать предъявлять к себе повышенные требования, прокрастинировать, всячески избегать контакт с экзаменом и т. д. В общем, усугублять и так нарушенную потребность.
Нормальны ли эмоции такого человека? Да, нормальны. То, как он подходит к решению проблем неминуемо будет запускать подобные переживания.
У психолога не стоит задачи сделать ваши эмоции «правильными», они и так нормальные. В психотерапии стоит задача адаптировать человека. А механизмов развития адаптации – море.
Один из основных – осознавание. Когда человек начинает осознавать то, как он сам себя стрессирует, препятствует закрытию своих потребностей, усугубляет переживание нормальных эмоций, появляется возможность выбора. А как я хочу действовать? Я хочу продолжать сам себе препятствовать или я хочу выбрать что-то другое?
Ну и давайте на примерах. Вернемся к тому же студенту. Почему ему может быть сложно приступить к подготовке? Из-за повышенных требований к себе. В его картине мира он должен не просто готовиться, а работать на пределах своих возможностей. Более того, он должен иметь результат таких усилий.
Естественно, когда мозг рисует тяжелую подготовку, хочется максимально отодвинуть данный процесс. А если ты при такой подготовке еще и не сдал, какое же это разочарование в себе? Так хотя бы можно оправдаться: «Я не сдал, потому что плохо готовился, было бы у меня больше времени, я бы такое показал!».
Ну и какая тут могла бы быть адаптация? Во-первых, снизить требования к себе. Не сидеть часами с подготовкой, а хотя бы 30 минут с перерывами.
Во-вторых, корректировать самоотношение. Во что упирается студент? Если он не сдаст, то это докажет, что он неудачник, никчемный, глупый и т. д. С таким отношением к себе психика вынуждена тратить ресурсы не на решение проблемы, а на обходные пути поддержания хорошего образа себя. Например, мало готовиться. Ведь если тебе просто времени не хватило, все с тобой в порядке.
Если наш студент будет чувствовать себя нормальным даже если он заваливает экзамен, то защищаться ему не придется, а значит он будет открыт к опыту и с большей вероятностью получит хороший результат.
В-третьих, коррекция прогнозов. Сам по себе экзамен рисуется более значимыми, чем таковым является. От него зависит вся жизнь и вообще, если не сдашь, будешь жить под мостом, сдавать бутылки. Разумеется, когда рисуется такая перспектива, тревога подскакивает.
Если увидеть ситуацию более реалистично, можно снять значительное напряжение. Ведь любой экзамен подразумевает несколько пересдач, никого за один несданный экзамен сразу не отчисляют. А даже если все будет плохо, всегда есть возможность перпоступить, выбрать другое направление, есть варианты работы без образования. А еще есть вариант со своим делом. В общем, умереть под мостом довольно сложная задача, если подумать.
До коррекции и после коррекции – переживания нормальны. Только есть более адаптивные способы действовать, которые помогают закрывать потребности.
Наша задача не менять эмоции, а менять то, как мы подходим к нашей жизни. Меняется наш способ адаптации, эмоции меняются побочным эффектом. В некоторых случаях эмоции сохраняются, но меняется качество жизни. Что тоже неплохой результат. А вы что думаете про эмоции?
Чтобы не пропустить новые полезные материалы, подпишитесь на мой канал - https: //t. me/psyvlaur
Если вы столкнулись с тревожностью, приглашаю вас на консультацию - http: //viktorialuar. tilda. ws/
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Есть одна сложность с эмоциями. Вроде как все эмоции важны, все эмоции нужны, нормальны. И закономерно возникает вопрос. Если все нормально, зачем существует столько литературы, материалов, видео на тему коррекции эмоции. Если все нормально, зачем что-то менять?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "С эмоциями все в порядке. Вопрос адаптации. Эмоции – это лишь отражение потребностей. Все мы так или иначе сталкиваемся с тем, что наши потребности не закрываются. Но большинство людей может к этому адаптироваться и справиться."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Например, у нас есть студент, который завалил экзамен. Нормально ли тревожиться в такой ситуации? Грустить, переживать, расстраиваться? Да, конечно! Большинство людей будут расстраиваться если сталкиваются с неудачей в той области, которая для них важна."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Обычный человек будет переживать, но продолжать как-то адаптироваться к ситуации – пойдет готовится к пересдаче, переосмыслит ценность экзамена, снизит требования к себе и т. д."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Человек же с нарушением адаптации будет катастрофизировать, продолжать предъявлять к себе повышенные требования, прокрастинировать, всячески избегать контакт с экзаменом и т. д. В общем, усугублять и так нарушенную потребность."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Нормальны ли эмоции такого человека? Да, нормальны. То, как он подходит к решению проблем неминуемо будет запускать подобные переживания. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "У психолога не стоит задачи сделать ваши эмоции «правильными», они и так нормальные. В психотерапии стоит задача адаптировать человека. А механизмов развития адаптации – море."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Один из основных – осознавание. Когда человек начинает осознавать то, как он сам себя стрессирует, препятствует закрытию своих потребностей, усугубляет переживание нормальных эмоций, появляется возможность выбора. А как я хочу действовать? Я хочу продолжать сам себе препятствовать или я хочу выбрать что-то другое?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Ну и давайте на примерах. Вернемся к тому же студенту. Почему ему может быть сложно приступить к подготовке? Из-за повышенных требований к себе. В его картине мира он должен не просто готовиться, а работать на пределах своих возможностей. Более того, он должен иметь результат таких усилий."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Естественно, когда мозг рисует тяжелую подготовку, хочется максимально отодвинуть данный процесс. А если ты при такой подготовке еще и не сдал, какое же это разочарование в себе? Так хотя бы можно оправдаться: «Я не сдал, потому что плохо готовился, было бы у меня больше времени, я бы такое показал!»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Ну и какая тут могла бы быть адаптация? Во-первых, снизить требования к себе. Не сидеть часами с подготовкой, а хотя бы 30 минут с перерывами."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Во-вторых, корректировать самоотношение. Во что упирается студент? Если он не сдаст, то это докажет, что он неудачник, никчемный, глупый и т. д. С таким отношением к себе психика вынуждена тратить ресурсы не на решение проблемы, а на обходные пути поддержания хорошего образа себя. Например, мало готовиться. Ведь если тебе просто времени не хватило, все с тобой в порядке."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Если наш студент будет чувствовать себя нормальным даже если он заваливает экзамен, то защищаться ему не придется, а значит он будет открыт к опыту и с большей вероятностью получит хороший результат."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В-третьих, коррекция прогнозов. Сам по себе экзамен рисуется более значимыми, чем таковым является. От него зависит вся жизнь и вообще, если не сдашь, будешь жить под мостом, сдавать бутылки. Разумеется, когда рисуется такая перспектива, тревога подскакивает."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Если увидеть ситуацию более реалистично, можно снять значительное напряжение. Ведь любой экзамен подразумевает несколько пересдач, никого за один несданный экзамен сразу не отчисляют. А даже если все будет плохо, всегда есть возможность перпоступить, выбрать другое направление, есть варианты работы без образования. А еще есть вариант со своим делом. В общем, умереть под мостом довольно сложная задача, если подумать."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "До коррекции и после коррекции – переживания нормальны. Только есть более адаптивные способы действовать, которые помогают закрывать потребности."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Наша задача не менять эмоции, а менять то, как мы подходим к нашей жизни. Меняется наш способ адаптации, эмоции меняются побочным эффектом. В некоторых случаях эмоции сохраняются, но меняется качество жизни. Что тоже неплохой результат. А вы что думаете про эмоции?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Чтобы не пропустить новые полезные материалы, подпишитесь на мой канал - "}, {"type": "string", "attributes": {"href": "https://dzen.ru/away?to=https%3A%2F%2Ft.me%2Fpsyvlaur"}, "string": "https: //t. me/psyvlaur"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Если вы столкнулись с тревожностью, приглашаю вас на консультацию - "}, {"type": "string", "attributes": {"href": "https://dzen.ru/away?to=http%3A%2F%2Fviktorialuar.tilda.ws%2F"}, "string": "http: //viktorialuar. tilda. ws/"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " "}], "attributes": []}], "selectedRange": [2, 265]}
Комментарии 1