3
Реагировать на неприятных людей, как стоик | Паблико
5 подписчики

Реагировать на неприятных людей, как стоик


20 июн 2024 · 11:10    



stoic-8431544_1280.png 1.15 MB


Представьте себе ситуацию. Вы за рулем сделали какой-нибудь не очень ловкий маневр, не создав при этом аварийной ситуации, но водитель сзади резко обгоняет вас и проезжая мимо, сигналит в клаксон около 10 секунд. Вы подавляете желание показать ему средний палец, прокричать ругательство в окно или пассивно-агрессивно посигналить в ответ. Несколько минут после этого вы молча кипите. Вам казалось, что ему что-то сошло с рук, как будто вы проиграли, а он выиграл. Каждый раз, когда вы позже вспоминаете протяжный гудок, вы чувствуете злость и унижение. Часть вас действительно хотела догнать его машину и как-нибудь отплатить ему, но вы понимали, что ничего хорошего из этого не выйдет. 

Вероятно, у вас были подобные встречи с неприятными или назойливыми людьми, будь то в дороге или где-либо еще. Такие эпизоды - прекрасная возможность применить на практике принципы стоицизма. 

1. Людей беспокоят суждения, а не события

Размышляя о том, что произошло, зададимся вопросом: что же на самом деле сделал вам этот напористый водитель? Идея о том, что он «унизил» вас или «победил», была основана на нескольких уровнях интерпретации. 

Факты были намного проще: 

водитель хотел, чтобы его машина ехала быстрее, чем ваша; 

он подъехал вплотную к вашему бамперу, когда ваша машина преграждала ему путь, очевидно, злой и раздраженный; 

когда его машина проезжала мимо вашей, он несколько секунд жал на клаксон, прежде чем уехать. 

Гнев или напротив бессилие и чувство жертвы, которые вы могли ощущать, не были частью самих событий. Ничто не говорит о том, что сигналить без возмездия равносильно «победе». 

Как писал философ-стоик Эпиктет в «Энхиридионе» почти два тысячелетия назад, «Людей беспокоят не события, а их суждения о них». 

Несколькими страницами позже он добавляет: «Другой человек не причинит вам вреда без вашего сотрудничества; вам причиняют боль в тот момент, когда вы сами в это верите». 

Вас расстроили не действия водителя, а значение, которое вы им придали. Для лучшего понимания представьте себе, что вы оказались в подобной ситуации за рулем самой дорогой машины, которую вы можете себе вообразить, в самом лучшем настроении. Да вы просто, подумаете «Вот, чудак!» улыбнетесь, пожав плечами, и покатите дальше. Итак, когда кто-то делает что-то, что вас оскорбляет, спросите себя, что является фактом, а что интерпретацией. 

2. Не дайте другим отнять ваше душевное спокойствие 

Ваши суждения управляют вашими эмоциональными реакциями. Если вы хотите «победить» других, сохраняйте невозмутимость. Единственный способ проиграть этому сигналящему водителю - это потерять душевное равновесие. 

Зачем давать неприятным людям власть над своими чувствами и поступками? Нельзя доверять свое эмоциональное равновесие действиям других. Вы можете позволять людям быть грубыми или неразумными, не ведя себя так, будто ваш единственный выход - расстроиться и ответить тем же. 

Напомните себе, что никто другой не несет ответственности за ваши эмоции. «Поэтому, когда мы разочарованы, разгневаны или несчастливы, - писал Эпиктет, - никогда не возлагайте ответственность ни на кого, кроме самих себя, то есть на свои суждения». Когда вы это сделаете, вы откроете для себя истинную свободу в том, как вы решаете реагировать. 

3. Сосредоточьтесь на том, что вы можете контролировать

Стоики признавали, что душевный покой достигается сосредоточением внимания на том, за что вы на самом деле несете ответственность. Эпиктет советовал спросить себя: «Находится ли это под моим контролем или нет?». И если это не входит в число тех вещей, которые вы контролируете, реагируйте так: «Тогда это не моя забота». 

Это означает, что то, что думают, чувствуют и делают другие люди, не относится к вашим заботам. Это не значит, что вы безразличны к другим людям, но если вы возложите на себя ответственность за них, вы умножите свои страдания. 

К сожалению, мы часто практикуем антистоицизм. Мы отдаем большую часть своей энергии тому, что делают другие, кипя от возмущения («Что он сказал?!») и изо всех сил пытаемся заставить их измениться. В процессе мы пренебрегаем ответственностью, которую несем за самих себя, как будто другие люди заставляют нас вести себя определенным образом. 

Если вы хотите меньше страдать, практикуйтесь в обращении с раздражающими людьми, как это сделал бы стоик. Признайте, что человек раздражает только в той степени, в какой вы позволяете ему это делать. «Раздражать» - это суждение, а ваши суждения принадлежат вам. Владейте своими реакциями. Никто не может заставить вас чувствовать или действовать так, как вы не хотите. 

По-настоящему важная битва - внутренняя. Примите решение бороться только с тем, что вы вольны контролировать, и отпустите все остальное. 

Источником для данной статьи послужила статья, опубликованная на сайте «PsychologyToday. com», автор: Сет Дж. Гиллихан, доктор философии, психолог.

Читать в Telegram.



stoic-8431544_1280.png 1.15 MB


Представьте себе ситуацию. Вы за рулем сделали какой-нибудь не очень ловкий маневр, не создав при этом аварийной ситуации, но водитель сзади резко обгоняет вас и проезжая мимо, сигналит в клаксон около 10 секунд. Вы подавляете желание показать ему средний палец, прокричать ругательство в окно или пассивно-агрессивно посигналить в ответ. Несколько минут после этого вы молча кипите. Вам казалось, что ему что-то сошло с рук, как будто вы проиграли, а он выиграл. Каждый раз, когда вы позже вспоминаете протяжный гудок, вы чувствуете злость и унижение. Часть вас действительно хотела догнать его машину и как-нибудь отплатить ему, но вы понимали, что ничего хорошего из этого не выйдет. 

Вероятно, у вас были подобные встречи с неприятными или назойливыми людьми, будь то в дороге или где-либо еще. Такие эпизоды - прекрасная возможность применить на практике принципы стоицизма. 

1. Людей беспокоят суждения, а не события

Размышляя о том, что произошло, зададимся вопросом: что же на самом деле сделал вам этот напористый водитель? Идея о том, что он «унизил» вас или «победил», была основана на нескольких уровнях интерпретации. 

Факты были намного проще: 

водитель хотел, чтобы его машина ехала быстрее, чем ваша; 

он подъехал вплотную к вашему бамперу, когда ваша машина преграждала ему путь, очевидно, злой и раздраженный; 

когда его машина проезжала мимо вашей, он несколько секунд жал на клаксон, прежде чем уехать. 

Гнев или напротив бессилие и чувство жертвы, которые вы могли ощущать, не были частью самих событий. Ничто не говорит о том, что сигналить без возмездия равносильно «победе». 

Как писал философ-стоик Эпиктет в «Энхиридионе» почти два тысячелетия назад, «Людей беспокоят не события, а их суждения о них». 

Несколькими страницами позже он добавляет: «Другой человек не причинит вам вреда без вашего сотрудничества; вам причиняют боль в тот момент, когда вы сами в это верите». 

Вас расстроили не действия водителя, а значение, которое вы им придали. Для лучшего понимания представьте себе, что вы оказались в подобной ситуации за рулем самой дорогой машины, которую вы можете себе вообразить, в самом лучшем настроении. Да вы просто, подумаете «Вот, чудак!» улыбнетесь, пожав плечами, и покатите дальше. Итак, когда кто-то делает что-то, что вас оскорбляет, спросите себя, что является фактом, а что интерпретацией. 

2. Не дайте другим отнять ваше душевное спокойствие 

Ваши суждения управляют вашими эмоциональными реакциями. Если вы хотите «победить» других, сохраняйте невозмутимость. Единственный способ проиграть этому сигналящему водителю - это потерять душевное равновесие. 

Зачем давать неприятным людям власть над своими чувствами и поступками? Нельзя доверять свое эмоциональное равновесие действиям других. Вы можете позволять людям быть грубыми или неразумными, не ведя себя так, будто ваш единственный выход - расстроиться и ответить тем же. 

Напомните себе, что никто другой не несет ответственности за ваши эмоции. «Поэтому, когда мы разочарованы, разгневаны или несчастливы, - писал Эпиктет, - никогда не возлагайте ответственность ни на кого, кроме самих себя, то есть на свои суждения». Когда вы это сделаете, вы откроете для себя истинную свободу в том, как вы решаете реагировать. 

3. Сосредоточьтесь на том, что вы можете контролировать

Стоики признавали, что душевный покой достигается сосредоточением внимания на том, за что вы на самом деле несете ответственность. Эпиктет советовал спросить себя: «Находится ли это под моим контролем или нет?». И если это не входит в число тех вещей, которые вы контролируете, реагируйте так: «Тогда это не моя забота». 

Это означает, что то, что думают, чувствуют и делают другие люди, не относится к вашим заботам. Это не значит, что вы безразличны к другим людям, но если вы возложите на себя ответственность за них, вы умножите свои страдания. 

К сожалению, мы часто практикуем антистоицизм. Мы отдаем большую часть своей энергии тому, что делают другие, кипя от возмущения («Что он сказал?!») и изо всех сил пытаемся заставить их измениться. В процессе мы пренебрегаем ответственностью, которую несем за самих себя, как будто другие люди заставляют нас вести себя определенным образом. 

Если вы хотите меньше страдать, практикуйтесь в обращении с раздражающими людьми, как это сделал бы стоик. Признайте, что человек раздражает только в той степени, в какой вы позволяете ему это делать. «Раздражать» - это суждение, а ваши суждения принадлежат вам. Владейте своими реакциями. Никто не может заставить вас чувствовать или действовать так, как вы не хотите. 

По-настоящему важная битва - внутренняя. Примите решение бороться только с тем, что вы вольны контролировать, и отпустите все остальное. 

Источником для данной статьи послужила статья, опубликованная на сайте «PsychologyToday. com», автор: Сет Дж. Гиллихан, доктор философии, психолог.

Читать в Telegram.

Читайте также

Комментарии 0

Войдите для комментирования
НОВОСТИ ПОИСК РЕКОМЕНД. НОВОЕ ЛУЧШЕЕ ПОДПИСКИ