3
Как помочь подростку с низкой самооценкой | Паблико
5 подписчики

Как помочь подростку с низкой самооценкой


24 дек 2024 · 13:32    



walking-person-people-running-summer-young-1092256-pxhere.com.jpg 164.81 KB


Давайте для начала рассмотрим два жизненных сценария.

Во-первых, Саша:

Саша родилась тревожным ребёнком. Она всегда была застенчива, чувствительна, испытывала сильную тревогу. К счастью, у неё были любящие члены семьи, друзья и учителя, которые выводили её из зоны комфорта мягко.

Но несколько лет назад в жизни Саши дома начались перемены к худшему. Её родители начали регулярно ссориться, сначала за закрытыми дверями, но вскоре и в присутствии детей. В этой стрессовой обстановке природная чувствительность и тревожность Саши заставили её поверить, что она каким-то образом виновата во всех ссорах.

Сейчас Саше 12 лет, и она так долго подвергалась воздействию этого семейного конфликта, что это подорвало её самооценку. Она пошла в среднюю школу, где познакомилась со многими новыми детьми, но ей было трудно заводить друзей, постоянно задаваясь вопросом, как другие воспринимают и ценят её, и, самое главное, что она может сделать, чтобы сохранить их дружбу.

Саша постоянно беспокоится, что сделала или сказала что-то, из-за чего её друзья могут её невзлюбить. Однако Саша невероятно обаятельна! Она очень весёлая и сочувствующая девочка. Тем не менее, она боится общаться с другими детьми, потому что думает, что они никогда не захотят с ней дружить.

Теперь давайте посмотрим на Дениса:

В свои 15 лет Денис отличный ученик и заядлый футболист. У него также СДВГ (синдром дефицита внимания/гиперактивности). Денис всегда хорошо успевал в учебе, поскольку его СДВГ проявляется в основном как импульсивность, а не невнимательность. Но в социальном плане Денис иногда бывает трудно удержаться от того, чтобы не перебивать других или воздерживаться от комментариев, которые могут показаться равнодушными и бездумными.

Обеспокоенная тем, что такое поведение может негативно сказаться на его отношениях, мама Дениса недавно спросила его, не вызывает ли его импульсивность проблем с друзьями. Сначала Денис отрицал, что это проблема. Но на самом деле эти необдуманные комментарии часто приводили к обидам и даже ссорам. Так продолжалось годами, что привело к разрыву отношений между Денисом и некоторыми его ближайшими друзьями. Со временем его друзья стали менее терпимыми, критиковали его более открыто и перестали приглашать его в гости.

Денис наконец-то делится с мамой тем, что его угнетает разрушение дружеских отношений со сверстниками. Из-за этого он чувствует себя виноватым, ему стыдно, и некоторые из его ближайшего окружения часто отвергают его. Мама замечает, что он стал меньше играть в футбол, а учителя говорят, что Денис стал гораздо тише на уроках. Денис редко приглашает друзей в гости, хотя он всегда был увлечённым спортсменом и душой компании.

Понимание самооценки

В основе историй Саши и Дениса лежит самооценка, и чтобы помочь им, нам нужно понять, как самооценка влияет на наше мышление. Самооценка - это общее представление человека о себе, о своих способностях и ценности, о своей уверенности в себе и чувстве безопасности.

Кстати, не все люди с низкой самооценкой чрезмерно критичны к себе, но независимо от того, как она проявляется, низкая самооценка довольно распространена. Даже самые успешные люди, в том числе знаменитости и спортсмены, часто сталкиваются с моментами неуверенности в себе в определённых сферах своей жизни.

Причины низкой самооценки

Мы ещё вернемся к Денису и Саше, но пока давайте отвлечёмся от этих двух случаев и рассмотрим некоторые причины, по которым у ребёнка или подростка может быть низкая самооценка:

Хроническое насилие и критика: всем нам нужно сострадание, сочувствие и поддержка.

Неблагоприятные детские переживания - это события, которые происходят в процессе развития ребёнка и могут быть травмирующими, например, пренебрежительное отношение, наблюдение за насилием, смерть члена семьи или тюремное заключение близкого человека.

Давление общества и ожидания: мы все постоянно сталкиваемся с успехами друзей и родственников в социальных сетях, с известными личностями и тщательно отредактированными фотографиями людей в СМИ и рекламе. Трудно устоять перед сравнением и чувством, что ты недостаточно хорош. Неразумные и недостижимые ожидания вредят самооценке.

Нападки на идентичность: обидные высказывания о людях могут подорвать у молодого человека чувство гордости за основополагающую часть его идентичности, такую как культура, раса, пол или социально-экономический положение. Люди с хроническими заболеваниями, физическими недостатками, нарушениями обучаемости или психическими расстройствами сталкиваются с аналогичными проблемами.

Последствия низкой самооценки

Мы видели, как низкая самооценка Саши мешала ей строить здоровые отношения, а Денис стал более замкнутым из-за низкой самооценки. Как ещё это может повлиять на молодого человека? Молодые люди с низкой самооценкой могут:

Проявлять меньше уверенности в себе и не рисковать «понапрасну», например, не ходить на прослушивание в школьный театр.

С трудом принимать важные решения, например, какие предметы выбрать для сдачи экзаменов или соглашаться ли на руководящую должность в клубе.

Трудно сказать «нет» под давлением со стороны сверстников, например, когда их уговаривают употребить запрещённые вещества или сесть за руль в нетрезвом виде.

Им трудно вступать в здоровую конфронтацию и отстаивать свои права, например, в случае, когда нужно противостоять хулигану или отстоять свои ценности.

Склонны страдать от тревожности, депрессии, одиночества или зависимости в более позднем возрасте.

Как помочь молодым людям повысить самооценку

Один из величайших даров, которые мы можем передать детям, - это вера в то, что они обладают внутренней ценностью и достойны любви за то, какие они есть.

Помогая молодому человеку развить здоровую самооценку, мы поддерживаем его внутреннюю силу и уверенность в себе и помогаем ему учиться на своих ошибках. Чем раньше мы начнём помогать, тем лучше, но никогда не поздно начать повышать самооценку молодого человека. 

Проявляйте к детям безусловную любовь, подбадривайте и хвалите их. Даже когда дети терпят неудачу или плохо себя ведут, мы можем проявить сочувствие и вместе разобраться в ситуации.

Помогите детям оказать положительное влияние на жизнь другого человека. Это можно сделать, занимаясь волонтёрской деятельностью в школе или где-то ещё, ухаживая за младшими братьями и сёстрами или помогая родителям по дому.

Помогите молодым людям усовершенствовать свои навыки, необходимые для любимых занятий. Уверенность и компетентность идут рука об руку, и когда дети гордятся своими способностями, они также более позитивно относятся к себе.

Помогите молодым людям сформировать реалистичное и позитивное представление о себе, объективно оценив их сильные и слабые стороны. Обязательно делайте это без осуждения. Независимо от возраста, мы растём, когда воспринимаем неудачи как возможность узнать себя лучше.

Дайте молодым людям возможность брать на себя ответственность за свои поступки. Это включает в себя возможность извиняться, когда они вступают в конфликт.

Выявляйте и оспаривайте негативные модели мышления, которые часто преувеличены и искажены и подрывают самооценку.

Помогите молодым людям гордиться своей уникальной идентичностью и различиями. К ним относятся пол, раса, этническая принадлежность, семейные связи...

Показывайте пример позитивного поведения. Покажите ребёнку, как вы проявляете сострадание к себе, и не скрывайте от него свои неудачи.

Напоследок

Хорошая новость в том, что есть много способов помочь нашим молодым людям повысить самооценку. Давайте посмотрим, как всё сложилось у Саши и Дениса.

Для Саши это заняло три шага и немного времени:

Хорошо зная свою дочь, отец Саши заметил, что она стала замкнутой, и начал осторожно расспрашивать её о том, что её беспокоит. Саша открылась ему и призналась, что чувствует себя виноватой из-за того, что создаёт проблемы в семье. Её неоднократно убеждали, что в конфликтах нет её вины.

Родители Саши обратились к её лечащему педиатру с просьбой помочь составить план клинического обследования. Обследование показало, что у Саши генерализованное тревожное расстройство и застенчивый, подавленный темперамент.

По рекомендации специалиста Саша начала индивидуальную и семейную терапию. Её родители также начали терапию для пары. Семья рассматривала возможность приёма лекарств от генерализованного тревожного расстройства Саши, но решила, что на данный момент в этом нет необходимости.

В течение нескольких месяцев самооценка Саши значительно выросла. Она меньше беспокоилась в общении с друзьями и, что самое важное, испытывала меньше чувства вины из-за своей семейной жизни.

В случае с Денисом его мама поняла, что нужно что-то делать. Они несколько раз встречались с его психиатром и разработали следующий план:

Стимулирующее лекарство Дениса было скорректировано, и дозировка была увеличена. Психиатр также прописал второй препарат, Тенекс (гуанфацин), который помогает снизить импульсивность, не влияя на внимательность.

Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) была направлена на то, чтобы изменить мысли Дениса и научить его думать, прежде чем действовать. Он стал менее импульсивным и более осознанным в отношении последствий своего поведения.

Поскольку его импульсивность проявлялась и дома, мама Дениса проводила семейные собрания, на которых присутствовал его брат, чтобы помочь ему освоить поведенческие стратегии и навыки.

Мама Дениса инициировала пересмотр условий его обучения в школе. В результате ему поменяли место за партой, назначили встречи со школьным психологом и получили конструктивную обратную связь от школьного персонала по поводу его импульсивного поведения.

Через шесть месяцев после начала этого плана межличностное поведение Дениса значительно улучшилось, как и его самооценка и уверенность в себе.

Денис и Саша - вымышленные персонажи, но проблемы, с которыми они столкнулись, так же реальны, как и распространены. Когда у молодого человека низкая самооценка, у взрослых, которые его окружают, есть возможность помочь ему развить уверенность в себе и стойкость, которые помогут ему многого добиться в жизни.

Источником для данной статьи послужила статья, опубликованная на сайте «PsychologyToday. com», авторство: Юджин Березин, доктор медицинских наук, профессор психиатрии в Гарвардской медицинской школе.

Читать в Telegram.



walking-person-people-running-summer-young-1092256-pxhere.com.jpg 164.81 KB


Давайте для начала рассмотрим два жизненных сценария.

Во-первых, Саша:

Саша родилась тревожным ребёнком. Она всегда была застенчива, чувствительна, испытывала сильную тревогу. К счастью, у неё были любящие члены семьи, друзья и учителя, которые выводили её из зоны комфорта мягко.

Но несколько лет назад в жизни Саши дома начались перемены к худшему. Её родители начали регулярно ссориться, сначала за закрытыми дверями, но вскоре и в присутствии детей. В этой стрессовой обстановке природная чувствительность и тревожность Саши заставили её поверить, что она каким-то образом виновата во всех ссорах.

Сейчас Саше 12 лет, и она так долго подвергалась воздействию этого семейного конфликта, что это подорвало её самооценку. Она пошла в среднюю школу, где познакомилась со многими новыми детьми, но ей было трудно заводить друзей, постоянно задаваясь вопросом, как другие воспринимают и ценят её, и, самое главное, что она может сделать, чтобы сохранить их дружбу.

Саша постоянно беспокоится, что сделала или сказала что-то, из-за чего её друзья могут её невзлюбить. Однако Саша невероятно обаятельна! Она очень весёлая и сочувствующая девочка. Тем не менее, она боится общаться с другими детьми, потому что думает, что они никогда не захотят с ней дружить.

Теперь давайте посмотрим на Дениса:

В свои 15 лет Денис отличный ученик и заядлый футболист. У него также СДВГ (синдром дефицита внимания/гиперактивности). Денис всегда хорошо успевал в учебе, поскольку его СДВГ проявляется в основном как импульсивность, а не невнимательность. Но в социальном плане Денис иногда бывает трудно удержаться от того, чтобы не перебивать других или воздерживаться от комментариев, которые могут показаться равнодушными и бездумными.

Обеспокоенная тем, что такое поведение может негативно сказаться на его отношениях, мама Дениса недавно спросила его, не вызывает ли его импульсивность проблем с друзьями. Сначала Денис отрицал, что это проблема. Но на самом деле эти необдуманные комментарии часто приводили к обидам и даже ссорам. Так продолжалось годами, что привело к разрыву отношений между Денисом и некоторыми его ближайшими друзьями. Со временем его друзья стали менее терпимыми, критиковали его более открыто и перестали приглашать его в гости.

Денис наконец-то делится с мамой тем, что его угнетает разрушение дружеских отношений со сверстниками. Из-за этого он чувствует себя виноватым, ему стыдно, и некоторые из его ближайшего окружения часто отвергают его. Мама замечает, что он стал меньше играть в футбол, а учителя говорят, что Денис стал гораздо тише на уроках. Денис редко приглашает друзей в гости, хотя он всегда был увлечённым спортсменом и душой компании.

Понимание самооценки

В основе историй Саши и Дениса лежит самооценка, и чтобы помочь им, нам нужно понять, как самооценка влияет на наше мышление. Самооценка - это общее представление человека о себе, о своих способностях и ценности, о своей уверенности в себе и чувстве безопасности.

Кстати, не все люди с низкой самооценкой чрезмерно критичны к себе, но независимо от того, как она проявляется, низкая самооценка довольно распространена. Даже самые успешные люди, в том числе знаменитости и спортсмены, часто сталкиваются с моментами неуверенности в себе в определённых сферах своей жизни.

Причины низкой самооценки

Мы ещё вернемся к Денису и Саше, но пока давайте отвлечёмся от этих двух случаев и рассмотрим некоторые причины, по которым у ребёнка или подростка может быть низкая самооценка:

Хроническое насилие и критика: всем нам нужно сострадание, сочувствие и поддержка.

Неблагоприятные детские переживания - это события, которые происходят в процессе развития ребёнка и могут быть травмирующими, например, пренебрежительное отношение, наблюдение за насилием, смерть члена семьи или тюремное заключение близкого человека.

Давление общества и ожидания: мы все постоянно сталкиваемся с успехами друзей и родственников в социальных сетях, с известными личностями и тщательно отредактированными фотографиями людей в СМИ и рекламе. Трудно устоять перед сравнением и чувством, что ты недостаточно хорош. Неразумные и недостижимые ожидания вредят самооценке.

Нападки на идентичность: обидные высказывания о людях могут подорвать у молодого человека чувство гордости за основополагающую часть его идентичности, такую как культура, раса, пол или социально-экономический положение. Люди с хроническими заболеваниями, физическими недостатками, нарушениями обучаемости или психическими расстройствами сталкиваются с аналогичными проблемами.

Последствия низкой самооценки

Мы видели, как низкая самооценка Саши мешала ей строить здоровые отношения, а Денис стал более замкнутым из-за низкой самооценки. Как ещё это может повлиять на молодого человека? Молодые люди с низкой самооценкой могут:

Проявлять меньше уверенности в себе и не рисковать «понапрасну», например, не ходить на прослушивание в школьный театр.

С трудом принимать важные решения, например, какие предметы выбрать для сдачи экзаменов или соглашаться ли на руководящую должность в клубе.

Трудно сказать «нет» под давлением со стороны сверстников, например, когда их уговаривают употребить запрещённые вещества или сесть за руль в нетрезвом виде.

Им трудно вступать в здоровую конфронтацию и отстаивать свои права, например, в случае, когда нужно противостоять хулигану или отстоять свои ценности.

Склонны страдать от тревожности, депрессии, одиночества или зависимости в более позднем возрасте.

Как помочь молодым людям повысить самооценку

Один из величайших даров, которые мы можем передать детям, - это вера в то, что они обладают внутренней ценностью и достойны любви за то, какие они есть.

Помогая молодому человеку развить здоровую самооценку, мы поддерживаем его внутреннюю силу и уверенность в себе и помогаем ему учиться на своих ошибках. Чем раньше мы начнём помогать, тем лучше, но никогда не поздно начать повышать самооценку молодого человека. 

Проявляйте к детям безусловную любовь, подбадривайте и хвалите их. Даже когда дети терпят неудачу или плохо себя ведут, мы можем проявить сочувствие и вместе разобраться в ситуации.

Помогите детям оказать положительное влияние на жизнь другого человека. Это можно сделать, занимаясь волонтёрской деятельностью в школе или где-то ещё, ухаживая за младшими братьями и сёстрами или помогая родителям по дому.

Помогите молодым людям усовершенствовать свои навыки, необходимые для любимых занятий. Уверенность и компетентность идут рука об руку, и когда дети гордятся своими способностями, они также более позитивно относятся к себе.

Помогите молодым людям сформировать реалистичное и позитивное представление о себе, объективно оценив их сильные и слабые стороны. Обязательно делайте это без осуждения. Независимо от возраста, мы растём, когда воспринимаем неудачи как возможность узнать себя лучше.

Дайте молодым людям возможность брать на себя ответственность за свои поступки. Это включает в себя возможность извиняться, когда они вступают в конфликт.

Выявляйте и оспаривайте негативные модели мышления, которые часто преувеличены и искажены и подрывают самооценку.

Помогите молодым людям гордиться своей уникальной идентичностью и различиями. К ним относятся пол, раса, этническая принадлежность, семейные связи...

Показывайте пример позитивного поведения. Покажите ребёнку, как вы проявляете сострадание к себе, и не скрывайте от него свои неудачи.

Напоследок

Хорошая новость в том, что есть много способов помочь нашим молодым людям повысить самооценку. Давайте посмотрим, как всё сложилось у Саши и Дениса.

Для Саши это заняло три шага и немного времени:

Хорошо зная свою дочь, отец Саши заметил, что она стала замкнутой, и начал осторожно расспрашивать её о том, что её беспокоит. Саша открылась ему и призналась, что чувствует себя виноватой из-за того, что создаёт проблемы в семье. Её неоднократно убеждали, что в конфликтах нет её вины.

Родители Саши обратились к её лечащему педиатру с просьбой помочь составить план клинического обследования. Обследование показало, что у Саши генерализованное тревожное расстройство и застенчивый, подавленный темперамент.

По рекомендации специалиста Саша начала индивидуальную и семейную терапию. Её родители также начали терапию для пары. Семья рассматривала возможность приёма лекарств от генерализованного тревожного расстройства Саши, но решила, что на данный момент в этом нет необходимости.

В течение нескольких месяцев самооценка Саши значительно выросла. Она меньше беспокоилась в общении с друзьями и, что самое важное, испытывала меньше чувства вины из-за своей семейной жизни.

В случае с Денисом его мама поняла, что нужно что-то делать. Они несколько раз встречались с его психиатром и разработали следующий план:

Стимулирующее лекарство Дениса было скорректировано, и дозировка была увеличена. Психиатр также прописал второй препарат, Тенекс (гуанфацин), который помогает снизить импульсивность, не влияя на внимательность.

Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) была направлена на то, чтобы изменить мысли Дениса и научить его думать, прежде чем действовать. Он стал менее импульсивным и более осознанным в отношении последствий своего поведения.

Поскольку его импульсивность проявлялась и дома, мама Дениса проводила семейные собрания, на которых присутствовал его брат, чтобы помочь ему освоить поведенческие стратегии и навыки.

Мама Дениса инициировала пересмотр условий его обучения в школе. В результате ему поменяли место за партой, назначили встречи со школьным психологом и получили конструктивную обратную связь от школьного персонала по поводу его импульсивного поведения.

Через шесть месяцев после начала этого плана межличностное поведение Дениса значительно улучшилось, как и его самооценка и уверенность в себе.

Денис и Саша - вымышленные персонажи, но проблемы, с которыми они столкнулись, так же реальны, как и распространены. Когда у молодого человека низкая самооценка, у взрослых, которые его окружают, есть возможность помочь ему развить уверенность в себе и стойкость, которые помогут ему многого добиться в жизни.

Источником для данной статьи послужила статья, опубликованная на сайте «PsychologyToday. com», авторство: Юджин Березин, доктор медицинских наук, профессор психиатрии в Гарвардской медицинской школе.

Читать в Telegram.

Читайте также

Комментарии 0

Войдите для комментирования
НОВОСТИ ПОИСК РЕКОМЕНД. НОВОЕ ЛУЧШЕЕ ПОДПИСКИ