Как эмоции влияют на принятие вами финансовых решений
12 фев 2025 · 13:35
5287725643779403481.jpg110.89 KB
Финансы обычно считаются делом ума, а не сердца. Составляем ли мы бюджет или выбираем акции для инвестирования, мы склонны считать финансовые соображения более логичными и рациональными, чем другие категории решений, которые мы принимаем в течение недели. В конце концов, большинство людей согласны с тем, что нам нужно быть умными, когда дело касается денег, - иначе потом мы заплатим (буквально) за свое невежество.
Решения, касающиеся денег, - прекрасный пример того, как иногда сложно делать то, что исповедуешь. Эмоции - основной двигатель решений, поскольку мы склонны чувствовать позитив или негатив по отношению к чему-либо немедленно - и только позже мы пытаемся разработать причины или аргументы в поддержку этого чувства.
Модель «сначала чувства» объясняет, почему нам так трудно отказаться от новой пары обуви, которая нам нравится, в магазине или сказать «нет» вечеринке с друзьями, когда это не вписываются в наш бюджет. Планировщик внутри нас знает, что это логически неверное решение, но ребенок внутри нас не хочет ничего, кроме как сказать «да».
Ниже описаны самые сильные эмоции, влияющие на наши финансовые решения, и принципы их действий.
1. Страх
Страх, пожалуй, самая сильная эмоция, когда дело доходит до формирования финансовых решений. Исследования показали, что страх потерять некую сумму значительно сильнее, чем волнение от выигрыша такой же суммы. Панические покупки, которые были полностью продемонстрированы во время COVID, в основе своей вызваны страхом. Логика улетучивалась и страх заставлял человека скупать все 20 бутылок дезинфицирующего средства для рук, которые есть на полке магазина.
Индустрия страхования в основе своей подпитывается страхом. Мы все с радостью покупаем страховку, чтобы подавить любой страх полностью потерять свой дом, машину или iPhone. Страх также проявляется в бизнесе и инвестировании - отговаривая некоторых людей от открытия собственного бизнеса или инвестирования денег на фондовом рынке или заставляя их выводить деньги с фондового рынка при первых признаках спада.
2. Жадность
Чувство жадности может заставить нас пойти на чрезмерный риск в погоне за богатством. По сравнению с другими эмоциями, жадность имеет тенденцию быть более рациональной или расчетливой.
Исследования показывают, что если вы даете людям деньги и предлагаете им возможность поделиться этими деньгами с кем-то или оставить их себе, наша спонтанная реакция - поделиться. Однако, если вы позволяете людям глубоко обдумывать это решение, люди чаще склонны принимать другие решения, продиктованные жадностью.
В то время как страх заставляет нас переоценивать вероятность негативных результатов, жадность может заставить нас недооценивать эту вероятность. Жадность способствует мышлению о быстром обогащении с помощью денег, что приводит к такому поведению, как азартные игры, инвестирование в криптовалюту и покупка лотерейных билетов (некоторые экономисты называют покупку лотерейных билетов налогом на глупость). Чувство жадности также может заставить людей игнорировать любые недостатки или риски, сосредотачиваясь только на потенциальных преимуществах - фантазируя о том, каково это будет, когда вы «сорвете куш».
3. Замешательство и уныние
Замешательство и уныние действуют иначе, чем страх и жадность. Эти эмоции часто приводят к тому, что поведенческая наука называет «паралич решения».
Поскольку это часто происходит из-за нестабильности в отношениях, проблем на работе или негативных результатов другого финансового решения, переживания замешательства и уныния часто приводят к игнорированию принятия решений, когда дело касается личных финансов. Порой откладывание выбора может быть позитивным явлением, например, это может помочь предотвратить импульсивные покупки. С другой стороны, «паралич принятия решений» может иметь негативные последствия, такие как слишком долгое ожидание начала инвестирования в пенсионный счет или игнорирование необходимости выплачивать долги с накапливающимися процентными ставками.
Как принимать более обоснованные финансовые решения
Финансовые решения, как и любые другие решения, которые мы принимаем, могут исходить из головы или из сердца. Когда предстоит принять финансовое решение, попробуйте задать себе уточняющие вопросы, например, такие:
– Это решение эмоциональное или логическое?
– Не заставляют ли меня мои эмоции быть слишком осторожным и упускать хорошую возможность?
– Не заставляют ли меня мои эмоции слишком волноваться и упускать из виду риски данной возможности?
– Может ли «паралич принятия решений» сделать и без того неприятную ситуацию еще хуже?
В следующий раз, когда вы окажетесь на финансовом распутье, для того чтобы сделать наилучший выбор, спросите себя, какую роль в принятии вами решения могут сыграть ваши эмоции.
Источником для данной статьи послужила статья, опубликованная на сайте «PsychologyToday. com», автор: Макс Альберхаски, доктор философии, доцент кафедры маркетинга в Калифорнийском государственном университете в Лонг-Бич.
{"document": [{"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "5287725643779403481.jpg", "filesize": 113555, "height": 683, "pic_id": 958838, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/02/12/5287725643779403481.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250212%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250212T103357Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=bb3a82332cc7faa993478d1014506c0838eacf9deb7c1d958ffc1f90c9cc9654", "width": 1024}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Финансы обычно считаются делом ума, а не сердца. Составляем ли мы бюджет или выбираем акции для инвестирования, мы склонны считать финансовые соображения более логичными и рациональными, чем другие категории решений, которые мы принимаем в течение недели. В конце концов, большинство людей согласны с тем, что нам нужно быть умными, когда дело касается денег, - иначе потом мы заплатим (буквально) за свое невежество."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Решения, касающиеся денег, - прекрасный пример того, как иногда сложно делать то, что исповедуешь. Эмоции - основной двигатель решений, поскольку мы склонны чувствовать позитив или негатив по отношению к чему-либо немедленно - и только позже мы пытаемся разработать причины или аргументы в поддержку этого чувства. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Модель «сначала чувства» объясняет, почему нам так трудно отказаться от новой пары обуви, которая нам нравится, в магазине или сказать «нет» вечеринке с друзьями, когда это не вписываются в наш бюджет. Планировщик внутри нас знает, что это логически неверное решение, но ребенок внутри нас не хочет ничего, кроме как сказать «да»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Ниже описаны самые сильные эмоции, влияющие на наши финансовые решения, и принципы их действий."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "1. Страх"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Страх, пожалуй, самая сильная эмоция, когда дело доходит до формирования финансовых решений. Исследования показали, что страх потерять некую сумму значительно сильнее, чем волнение от выигрыша такой же суммы. Панические покупки, которые были полностью продемонстрированы во время COVID, в основе своей вызваны страхом. Логика улетучивалась и страх заставлял человека скупать все 20 бутылок дезинфицирующего средства для рук, которые есть на полке магазина."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Индустрия страхования в основе своей подпитывается страхом. Мы все с радостью покупаем страховку, чтобы подавить любой страх полностью потерять свой дом, машину или iPhone. Страх также проявляется в бизнесе и инвестировании - отговаривая некоторых людей от открытия собственного бизнеса или инвестирования денег на фондовом рынке или заставляя их выводить деньги с фондового рынка при первых признаках спада."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "2. Жадность"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Чувство жадности может заставить нас пойти на чрезмерный риск в погоне за богатством. По сравнению с другими эмоциями, жадность имеет тенденцию быть более рациональной или расчетливой."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Исследования показывают, что если вы даете людям деньги и предлагаете им возможность поделиться этими деньгами с кем-то или оставить их себе, наша спонтанная реакция - поделиться. Однако, если вы позволяете людям глубоко обдумывать это решение, люди чаще склонны принимать другие решения, продиктованные жадностью."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В то время как страх заставляет нас переоценивать вероятность негативных результатов, жадность может заставить нас недооценивать эту вероятность. Жадность способствует мышлению о быстром обогащении с помощью денег, что приводит к такому поведению, как азартные игры, инвестирование в криптовалюту и покупка лотерейных билетов (некоторые экономисты называют покупку лотерейных билетов налогом на глупость). Чувство жадности также может заставить людей игнорировать любые недостатки или риски, сосредотачиваясь только на потенциальных преимуществах - фантазируя о том, каково это будет, когда вы «сорвете куш»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "3. Замешательство и уныние"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Замешательство и уныние действуют иначе, чем страх и жадность. Эти эмоции часто приводят к тому, что поведенческая наука называет «паралич решения». "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Поскольку это часто происходит из-за нестабильности в отношениях, проблем на работе или негативных результатов другого финансового решения, переживания замешательства и уныния часто приводят к игнорированию принятия решений, когда дело касается личных финансов. Порой откладывание выбора может быть позитивным явлением, например, это может помочь предотвратить импульсивные покупки. С другой стороны, «паралич принятия решений» может иметь негативные последствия, такие как слишком долгое ожидание начала инвестирования в пенсионный счет или игнорирование необходимости выплачивать долги с накапливающимися процентными ставками."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Как принимать более обоснованные финансовые решения"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Финансовые решения, как и любые другие решения, которые мы принимаем, могут исходить из головы или из сердца. Когда предстоит принять финансовое решение, попробуйте задать себе уточняющие вопросы, например, такие:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "– Это решение эмоциональное или логическое?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "– Не заставляют ли меня мои эмоции быть слишком осторожным и упускать хорошую возможность?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "– Не заставляют ли меня мои эмоции слишком волноваться и упускать из виду риски данной возможности?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "– Может ли «паралич принятия решений» сделать и без того неприятную ситуацию еще хуже?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В следующий раз, когда вы окажетесь на финансовом распутье, для того чтобы сделать наилучший выбор, спросите себя, какую роль в принятии вами решения могут сыграть ваши эмоции."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Источником для данной статьи послужила статья, опубликованная на сайте «PsychologyToday. com», автор: Макс Альберхаски, доктор философии, доцент кафедры маркетинга в Калифорнийском государственном университете в Лонг-Бич."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"href": "https://dzen.ru/away?to=https%3A%2F%2Ft.me%2Fpsichophilia"}, "string": "Читать в Telegram."}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " "}], "attributes": []}], "selectedRange": [2, 258]}
Комментарии 0