27 мар 2023 · 18:18    
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В 2022 году за последние месяцы программа МС-21 прошла сразу несколько ключевых этапов. В частности, завершилась сборка первого МС-21-300, получившего композитное крыло из российских материалов. Это очень важный шаг, крыло из отечественных начали создавать после санкций Соединенных Штатов."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Этот самолет может перевозить пассажиров на 6 тыс. километров. Он способен заменить на рынке не только Ту-154 и Ту-204/214, но и иностранные самолеты Airbus А320 и Boeing 737."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Что такое композиционные материалы"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Композиционный материал (КМ) — продукт, созданный путем сочетания двух и более неоднородных и нерастворимых друг в друге компонентов."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Использование композитов помогает изготавливать сверхпрочные детали для самолетов и космических аппаратов."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Существуют сотни видов КМ, при этом каждый из них уникален, а их потенциал огромен."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Как правило, состав композитов делится на два типа: армирующие, обеспечивающие необходимые механические свойства материала, и матрицу, помогающую связать прочие составляющие в единую структуру."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "МС-21 с композиционным крылом", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "изображение.png", "filesize": 161721, "height": 404, "pic_id": 493430, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/03/26/%D0%B8%D0%B7%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_Ss0SFt2.jpeg", "width": 596}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Композиционные материалы и авиация"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Развитие КМ всегда было связано с авиационной промышленностью. Первые летательные аппараты делали с использованием фанеры и тканей, которые уже на тот момент были композиционными. Сейчас технологии ушли далеко вперед — например, используются стеклянные углеродные наполнители, инновационные сплавы и растворы."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Использование КМ в деталях летательных аппаратов, позволяет делать их уникальными. Каждую панель можно делать по новой схеме. Благодаря этому можно повысить прочность всей конструкции, укрепляя потенциально слабые места."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Главный авиапроект России – МС-21"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "МС-21 — среднемагистральный узкофюзеляжный пассажирский самолет. Первые летные испытания начали проводить еще в 2017 году, но крылья изначально делались из иностранных композитов."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Крыло для МС-21 http://www.take-off.ru", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "изображение.png", "filesize": 459831, "height": 408, "pic_id": 493431, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/03/26/%D0%B8%D0%B7%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_HcSFZUw.jpeg", "width": 592}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В настоящее время разработчики используют российские КМ. Из них делаются панели кессонов киля и стабилизаторов — это часть хвостового оперения самолета. Вероятно, серийное производство аппарата будет запущено уже в этом году."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Для одного летательного аппарата делают шесть композиционных панелей нескольких типов. При этом используются специальные установки по автоматизированной выкладке."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Это напоминает 3D-печать, но принтерами эти установки назвать нельзя. Они гораздо точнее, а детали, изготавливаемые с их помощью, получаются в разы прочнее, чем напечатанные."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Затем все композитные элементы МС-21 проходят термическую обработку в автоклаве, температура в котором достигает 185°C, а давление — 6 кг на 1 кв. см. Нагревание, как и последующее охлаждение, происходит поэтапно — в ином случае материал сразу расплавится."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Преимущества композитов в авиастроении"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Использование КМ в целом снижает риск возникновения дефектов при строительстве аппаратов, поскольку все процессы автоматизированы, а ручной труд сведен к минимуму. Это позволяет снизить количество возможных ошибок при сборке и унифицировать качество деталей. Ведь при изготовлении гражданских самолетов вопросам безопасности уделяют даже большее внимание, чем при строительстве военных машин."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "МС-21 идет сборка Аргументы и факты", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "изображение.png", "filesize": 415856, "height": 392, "pic_id": 493432, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/03/26/%D0%B8%D0%B7%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_8OJ4dG8.jpeg", "width": 586}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Композитные панели, которые делают для МС-21, огромны — несколько метров в ширину. При этом они практически невесомы относительно своих размеров. Например, деталь стабилизатора весит всего около 45 кг. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Чем легче деталь, тем меньше расход топлива. А это значит, что самолет, изготовленный из композитных материалов, может лететь дольше, брать больше грузов и пассажиров, а стоимость полета при этом будет ниже."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Надо сказать, что самая сложная часть самолета – отечественный двигатель ПД-14 уже тоже есть. Осталось только сертифицировать самолет, далее будет возможно серийное производство. "}], "attributes": []}], "selectedRange": [3064, 3064]}
Комментарии 1