22 сен 2023 · 08:13    
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Что же такое тоннель?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Так называется горизонтальное или наклонное подземное сооружение, длина которого значительно превосходит по размерам ширину и высоту."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Первые тоннели получались, как правило, в результате проделывания ходов в скальных породах без их развитого закрепления. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Так строились подземные святилища, захоронения, шахты для добычи ископаемых, проходы, в том числе потайные. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Еще в каменном веке человечество стало строить сооружения, напоминающие нынешние тоннели."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В настоящее время достигнуты определенно успехи в этом деле. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Представим наиболее значительные тоннели:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Универсальный тоннель SMART (город Куала-Лумпур, Малайзия)"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Один из вариантов применения тоннелей — борьба с подтоплениями за счет отвода воды. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В столице Малайзии Куала-Лумпуре решили построить универсальный двухуровневый тоннель "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "SMART (Stormwater Management And Road Tunnel)"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ", по которому можно пускать и автотранспорт, и воду во время сильных дождей. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Двухуровневый тоннель SMART", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 704889, "height": 474, "pic_id": 706728, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/09/21/image_X5pMpWG.jpeg", "width": 729}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "При длине автомобильной части в 4 км, а водоотводной — в 9, 7 км SMART является самым длинным тоннелем такого типа в мире и в самой."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В 2011-м он был удостоен премии Программы ООН. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В норме тоннель работает как автомобильный и служит для следования в объезд центра города (по верхнему уровню). "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Во время сильных дождей вода из городской ливневой канализации отводится в нижний уровень."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "А если возникает совсем уж серьезная угроза наводнения, то тоннель закрывается для автомобильного трафика и оба уровня служат для водоотведения."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Когда опасность проходит, автомобильную часть можно вернуть в строй в течение 48 часов. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Только с начала 2007 года, когда был открыт "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "SMART"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ", до лета 2010-го тоннель спас центр Куала-Лумпура от семи сильных наводнений. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Самый длинный железнодорожный: Готтардский базисный тоннель (Швейцария)"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Торжественная церемония открытия Готтардского базисного тоннеля "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "(Gotthard-Basistunnel)"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " в Швейцарии состоялась 1 июня 2016 года."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Так завершилась почти четвертьвековая (первые работы по прокладке начались в 1993 году) история строительства не только самого длинного (57 км от портала до портала), но и самого глубокого (над тоннелем возвышается до 2450 метров горной породы) железнодорожного тоннеля в мире. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Конечно, Готтардский перевал между Италией и Германии можно было преодолеть и по поверхности. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Кроме того, существовал старый железнодорожный тоннель (1882 года постройки) и еще автомобильный 1980-го года."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Однако чтобы добраться до них приходилось преодолевать многие километры опасных горных дорог с десятками резких поворотов, что сильно усложняло задачу. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Северный портал Готтардского базисного тоннеля находится вблизи городка Эрстфельд на высоте 460 м над уровнем моря. На этом снимке можно видеть, что, по сути, речь идет о двух параллельных электрифицированных тоннелях диаметром 8,83–9,58 м. Кстати, базисным тоннель называется потому, что проложен в основании горного массива, имя которого носит", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 699558, "height": 457, "pic_id": 706697, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/09/21/image_gg7TbLV.jpeg", "width": 706}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Теперь добраться из Цюриха в Милан стало возможным всего за 2 часа 50 минут вместо прежних 3 часов 40 минут, причем на скоростном поезде, следующем в тоннеле со скоростью до 250 км/ч. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Всего таких поездов предусмотрено около 65 в день — они перевозят около 10 тысяч пассажиров в сутки, причем прирост трафика составил 30% в первые 8 месяцев эксплуатации тоннеля. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Но важнее все же грузовое движение — грузовых поездов по тоннелю можно пропускать до 260 в день. Именно ради перевода транспортировки грузов с автомобильного на железнодорожный транспорт все и затевалось. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Строительство обошлось примерно в 10 миллиардов швейцарских франков и девять человеческих жизней — именно столько из 3500 человек, строивших тоннель, погибло за время строительства. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Природный тоннель (штат Виргиния, США)"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Чтобы проложить железнодорожные пути или автодорогу в толще земли, человечеству совсем не обязательно долго и упорно долбить породу — можно воспользоваться тем, что за миллионы лет соорудила сама природа. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 1039409, "height": 482, "pic_id": 706698, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/09/21/image_wFdKeGC.jpeg", "width": 722}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Так поступили в конце XIX века в американском штате Виргиния, проложив железную дорогу через естественную пещеру, проделанную грунтовыми водами в толще известняка и доломита. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "У природы получилось открытое c обоих концов подземное сооружение длиной 255 метров, шириной до 61 метра и высотой до 24 метров."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Это же настоящее чудо света, решили европейские поселенцы в Северной Америке. Это же настоящий тоннель — грех не воспользоваться, решили их потомки-промышленники пару сотен лет спустя, и пустили через пещеру грузовые и пассажирские поезда."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Сейчас пещере и ее окрестностям придан статус природоохранной территории — парка штата (Natural Tunnel State Park). "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Они обустроены для пребывания многочисленных туристов, и все же поезда через тоннель-пещеру по-прежнему проходят и перевозят только уголь с расположенных неподалеку шахт "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Самый длинный подводный: Евротоннель (под проливом Ла-Манш между Францией и Великобританией)"}], "attributes": ["heading1"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Открытый в 1994-м году, он воплотил почти двухвековую (первые планы такого сооружения возникли в 1802 году) мечту Европы о соединении Британских островов и континента сухопутной линией. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Тоннель (известный также как "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Channel Tunnel"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " и "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Le tunnel sous la Manche"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ") действующий мировой рекордсмен по длине подводной части."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Строили его относительно недолго, всего шесть лет, и заплатили астрономическую даже по нынешним временам сумму — около 9 млрд фунтов стерлингов (то есть 21 млрд долларов по тогдашнему курсу). "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Это оказалось больше запланированных 5, 5 млрд фунтов. В любом случае проект довольно долгое время оставался самым дорогим инфраструктурным проектом в истории. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "На континенте тоннель начинается в районе Кале.", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 868485, "height": 479, "pic_id": 706710, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/09/21/image_1QBR5QJ.jpeg", "width": 729}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В итоге получили два параллельных тоннеля диаметром 7, 6 м в 30 метрах друг от друга для поездов и 4, 8-метровый сервисный тоннель между ними. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В длину железнодорожная часть составляет 50 км, 37, 9 из которых проходят под дном пролива Ла-Манш на глубине до 75 метров (или 115 метров ниже уровня моря). "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "С обеих сторон тоннель подсоединен к сети скоростных железных дорог, соединяя таким образом европейские железные дороги с британскими."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Поезда ходят между Лондоном с одной стороны и Парижем, Брюсселем и Лиллем с другой. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Автомобилисты таким образом не зависят от погоды, переплывая Ла-Манш на пароме. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Можно закатить свой автомобиль на "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Eurotonnel Shuttle"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " — 775-метровый автопоезд, который за 35 минут преодолеет пролив по тоннелю."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Между двух континентов: тоннель Мармарай (город Стамбул, Турция)"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "У Евротоннеля есть конкурент — тоннель Мармарай "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "(Marmaray)"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ", пролегающий под дном пролива Босфор и соединяющий европейскую и азиатскую части Стамбула. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Таким образом 1, 4-километровый тоннель, вернее два параллельных однопутных тоннеля для метропоездов, пролегает под дном пролива Босфор. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Глубина 60 метров в сейсмоопасном районе и притом в илистом грунте и способен пережить землетрясение магнитудой до 7, 0. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Маршрут тоннеля на этом спутниковом фото", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 355687, "height": 556, "pic_id": 706713, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/09/21/image_IoPykj8.jpeg", "width": 514}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Пока строили тоннель, в земле на европейском берегу пролива обнаружили остатки гавани Феодосия, главного порта древнего Константинополя. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Были найдены масса античных и средневековых артефактов, включая обнаруженные впервые остатки византийских галер. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "А потом и следы первого человеческого поселения на территории современного Стамбула, которое, как предполагается, возникло примерно в 7-м тысячелетии до нашей эры. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Самый длинный в России - Северомуйский тоннель"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Самый длинный тоннель в России хотя и много меньше по длине, чем описанные выше, но впечатляет не меньше: 15 километров 343 метра через гранит Северо-Муйского хребта в Бурятии пробивали 26 лет."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 597839, "height": 362, "pic_id": 706727, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/09/21/image_LO0gGb1.jpeg", "width": 570}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Это неудивительно: строителям приходилось сражаться с плывунами, находившимися под давлением до 34 атмосфер, разломами и другими сложностями геологического характера, а также с суровым климатом."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Кроме того мешали радоновая и фоновая радиация, а также нехватка финансирования. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Горнопроходческие работы начались в 1977 году, а первый поезд по тоннелю прошел только в 2001-м, таким образом, проект пережил и кризис и распад СССР, и кризис начала 1990-х."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Ввод тоннеля в эксплуатацию позволил наладить безостановочное движение по БАМу тяжелых грузовых поездов, которые до того приходилось расформировывать и проводить по частям через обход по крутым лавиноопасным трасам и виадукам. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Время в пути сократилось на участке с двух часов до 20–25 минут. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Самый длинный автомобильный: Лердальский тоннель (Норвегия)"}], "attributes": ["heading1"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В Норвегии построили еще один тоннель-рекордсмен — Лердальский "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "(Lærdalstunnelen) "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "длиной 24, 51 километра, на сегодняшний день самый длинный в мире автомобильный тоннель. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Находится он примерно в пяти часах езды на машине по извилистым дорогам от Эйксундского, соединяет коммуны Эурланн и Лердал в губернии Согн-ог-Фьюране и представляет собой часть автомагистрали между двумя крупнейшими городами страны — Осло и Бергеном."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Введение в эксплуатацию данного сооружения избавило норвежцев от необходимости преодолевать участок пути между городами на пароме или по горным дорогам, особенно неприветливым зимой и в непогоду. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Тоннель", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 883638, "height": 479, "pic_id": 706722, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/09/21/image_9EMRWzA.jpeg", "width": 724}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Хотя расстояние в примерно 25 км может показаться не таким уж большим (всего 20 минут при соблюдении скоростного режима), создатели тоннеля позаботились, чтобы водители преодолевали его максимально беспроблемно. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В частности, чтобы они не заснули за рулем и не испытали приступ клаустрофобии. Для этого тоннель разделен тремя обширными пещерами, где можно остановиться или сделать разворот. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В то время как собственно тоннель имеет обычное освещение с помощью ламп белого цвета, разделяющие его на отрезки пещеры подсвечены синим и желтым."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Такое освещение призвано имитировать рассветное небо и сделано для того, чтобы снизить утомляемость у водителей. "}], "attributes": []}], "selectedRange": [9112, 9112]}
Комментарии 6