04 сен 2023 · 08:12    
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "МЫ уже привыкли, когда в воздух поднимается обычный самолет, пусть и рассчитанный на пару сотен пассажиров. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Но совсем другое дело, когда в небе оказывается техническое совершенство человеческого разума длиной в десятки метров, способное перевозить сотни тонн грузов"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В разное время почетное звание самого большого самолета в мире носили разные крылатые машины. К примеру, в их числе в 1930-е годы был уникальный 8-моторный агитационный самолет АНТ-20 «Максим Горький». "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Сегодня в этой области другие лидеры, хотя рекорды, поставленные ими много десятков лет назад, все еще держатся. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Самый-самый: Ан-225 «Мрия» "}], "attributes": ["heading1"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Это самолет с самой большой в мире грузоподъемностью (может перевозить грузы общей массой в 250 тонн) и с самой большой взлетной массой (более 640 тонн)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Он также самый большой по длине и размаху крыла из поступивших в эксплуатацию. Сначала разберемся с размерами: в длину «Мрия» (по-украински «Мечта») — 84 метра, а размах крыльев у него — 88, 4 метра."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Приведем для примера: футбольное поле, соответствующее рекомендациям ФИФА, имеет размеры 105×68 метров, а Красная площадь в Москве — 330×75 метров."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Грузовая кабина у «Мрии» представляет собой герметичное пространство длиной 43 метра, шириной 6, 4 метров и высотой 4, 4 метра (то есть примерно с двухэтажный дом)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В нее может поместиться, к примеру, 50 легковых автомобилей. Самолет придумали и построили в 1984–1988 годах на Киевском механическом заводе для перевозки деталей космического корабля «Буран»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Также и ракеты-носителя от места производства к месту запуска. При необходимости предполагалось помещать «Бурана» целиком на «спине» у «Мрии»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Впрочем, свои основные обязанности этот исполин исполнял недолго: к 1990 году все работы в рамках программы «Энергия-Буран» были свернуты, а Ан-225 с 1994 по 2001 год простоял полуразобранным. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Ан-225 в шведском аэропорту Стокгольм-Арланда", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 444943, "height": 276, "pic_id": 689077, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/09/03/image_eKttmqt.jpeg", "width": 724}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "К 2001 году его восстановили и с тех пор регулярно используют для перевозки тяжелых грузов, в том числе для проведения рекордных транспортных операций."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Мрия» уже совершила перелеты с самым длинным (42, 1-метровые лопасти ветряка) и самым тяжелым моногрузом (генератор массой 174 тонны), а также с грузами самой большой общей массы — 253, 8 тонны."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Всего у «Мрии» более 200 мировых рекордов такого рода. Самолет существует в единственном экземпляре, его эксплуатирует украинская авиакомпания "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Antonov Airlines."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Гигантская летающая лодка: Hughes H-4 Hercules"}], "attributes": ["heading1"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В предыдущей части мы упомянули, что Ан-225 «Мрия» — самолет с самым большим размахом крыльев среди всех поступивших в эксплуатацию. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Эта оговорка неслучайна: в истории авиации существовал самолет еще бóльших размеров, но он совершил лишь один испытательный полет на высоте 21 метр протяженностью около 1, 5 км. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Речь о "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Hughes H-4"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Hercules"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ", гигантской летающей лодке, построенной к 1947 году гениальным (и безумным) американским авиатором и бизнесменом Говардом Хьюзом."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Созданный Хьюзом 8-моторный монстр длиной 66, 6 метра с размахом крыла в 97, 5 метра задумывался как средство переброски грузов, военной техники (общей массой около 70 тонн) и до 750 солдат через Атлантику из США в Европу. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Проект стартовал в 1942 году на деньги американского правительства, однако его реализация затянулась на долгие пять лет. Вот уж и Вторая мировая закончилась, а мегалодка все никак не взлетала."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В конце концов, это насторожило американское правительство и конгресс, под давлением которых Говард Хьюз все-таки совершил тестовый полет 2 ноября 1947 года в районе калифорнийского города Сан-Педро. Полет первый и последний. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "До смерти Хьюза в 1976-м «Геркулес» поддерживался в летном состоянии, а потом переходил из рук в руки, пока, наконец, не оказался в авиационном музее в Макминвиле, штат Орегон, где он находится и по сей день. (Будете в Орегоне - непременно загляните)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Hughes H-4 Hercules во время испытаний", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 574297, "height": 446, "pic_id": 689080, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/09/03/image_BaZPcnZ.jpeg", "width": 719}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Самое примечательное в этот самолете — даже не самый большой у среди когда-либо летавших самолетов размах крыльев, а то, что построена машина была из березы, вернее, из березовой фанеры: сказалась нехватка алюминия в годы войны. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Несмотря на это, самолет получил прозвище «Еловый гусь» "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "(Spruce Goose)"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " — оно стало синонимом выражения «белый слон». Следует добавить также, что "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Hughes H-4"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Hercules"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " — еще и самый большой гидроплан в истории авиации."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Самый большой пассажирский: Airbus A380"}], "attributes": ["heading1"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В этой категории первое место занимает "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Airbus A380"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " в модификации 800. Это вообще крупнейший серийный авиалайнер в мире: высота — 24, 1 метра, длина — 72, 8 метра, размах крыльев — 79, 8 метра."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "На двух своих палубах он может перевозить в сумме до 853 человек (в одноклассной конфигурации) на расстояние в 15 700 км."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Именно на этом самолете выполняются сегодня второй и третий по продолжительности коммерческие рейсы — из новозеландского Окленда в Дубай (около 17 часов) и из Далласа, штат Техас, в австралийский Сидней (около 16 часов). "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "За это время самолеты преодолевают примерно треть длины экватора (первое место по длине коммерческого рейса с февраля 2017-го у рейса "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Qatar Airways"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " из Окледна в Доху на "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Boeing 777-200LR"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ")."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "A380 буксируют к ВПП", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 442556, "height": 444, "pic_id": 689083, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/09/03/image_4rtnTfi.jpeg", "width": 722}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В планах "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Airbus"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " создание увеличенных версий этого авиалайнера — еще более вместительного "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "A380-900"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " на 900 пассажиров (всё в экономклассе), а также грузовой версии "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "A380F"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ", которая будет второй после «Мрии» по грузоподъемности. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "И обе они, предположительно будут еще больше в длину и по размаху крыльев. Пока, впрочем, ни один такой самолет не построен: на них нет нужного количества заказов."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Самый длинный пассажирский: Boeing 747-8"}], "attributes": ["heading1"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Интересно, что "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Airbus A380"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " — не самый длинный пассажирский самолет в мире. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Самым длинным является авиалайнер "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Boeing 747"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " в версии 8."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Рекорд этого самолета по размерам массе и вместительности среди пассажирских лайнеров продержался 36 лет — как раз до появления "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Airbus A380"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В то же время некоторые его рекорды не побиты до сих пор. Так, именно "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Boeing 747-400"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " в 1989 году совершил самый длинный для коммерческих авиалайнеров беспосадочный перелет, преодолев расстояние в более чем 18 000 км из Лондона в Сидней за 20 часов 9 минут."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "При этом ни груза, ни пассажиров на борту не было."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Boeing 747-8I германской авиакомпании Lufthansa", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 466435, "height": 405, "pic_id": 689084, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/09/03/image_pfbAg7Y.jpeg", "width": 721}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Boeing 747-8"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " производится в двух версиях — пассажирской "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "(747-8I)"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " и грузовой "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "(747-8F)"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "А в недалеком будущем, вероятно, появится и еще одна — узкоспециальная: ВВС США приглядываются именно к 747-8 как к будущему «борту номер один» — для президента США. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Сейчас эту роль исполняет сильно переделанный в сравнении с серийной версией 747-200, введенный в строй еще в конце 1980-х."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Примечательно, что здесь появляется русский след: в президентский борт собираются переделать "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Boeing 747-8I"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ", заказанный разорившейся российской компанией «Трансаэро». "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Он сейчас находится на хранении в пустыне Мохаве в США (благодаря климатическим условиям хранящиеся там на специальном полигоне самолеты практически не подвержены коррозии)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Самый объемный: Boeing 747 Dreamlifter"}], "attributes": ["heading1"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Когда компании "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Boeing"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " понадобилось наладить цепочки поставок для новейшего "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Boeing 787 Dreamliner"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ", ни один из существовавших тогда самолетов (советский Ан-124 и собственный боинговский "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "747-400F"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ") не подходил, а везти комплектующие морем было бы слишком долго. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Тогда инженеры "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Boeing"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " разработали (заметим, не без участия московского бюро компании) модифицированную версию "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Boeing 747"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ", назвав ее "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Dreamlifter"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Boeing Dreamlifter в Международном аэропорте Тюбу (Япония)", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 486833, "height": 400, "pic_id": 689093, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/09/03/image_IZ2Z5pg.jpeg", "width": 723}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Честно говоря, самолет получился довольно уродливый. (Президенту коммерческого подразделения "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Boeing"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Скотту Карсону даже пришлось в шутку извиниться перед создателем 747-го Джо Саттером «за то, что [они] сделали с его самолетом») "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В результате инженерам удалось добиться рекордного объема внутри до 1840 кубических метров. Заметим, что "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Dreamlifter"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " не уникален. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Ранее с теми же целями были построены американский "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Aero Spacelines Super Guppy"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " (на нем перевозили и перевозят детали космических аппаратов) и европейский "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Airbus Beluga"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ", который доставляет части самолетов на завод в Тулузе. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Оба они, правда, имеют меньший полезный объем."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Потенциальный чемпион: Scaled Composites Model 351"}], "attributes": ["heading1"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "31 мая 2017 года в пустыне Мохаве при стечении публики и журналистов был показан "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Scaled Composites Model 351"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " — двухфюзеляжный, 6-моторный самолет, элемент авиационно-космической системы воздушного старта "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Stratolaunch."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Он предназначен для подъема на высоту 11 километров ракет "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Pegasus XL"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ", откуда они смогут стартовать в космос, тратя значительно меньше топлива и, следовательно, имея на борту больше полезного груза."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Такая схема запуска не нова: впервые запускать летательные аппараты с других летательных аппаратов придумали еще в первой половине прошлого века. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В 1930-е в США были построены два дирижабля, с которых предполагали оправлять в полет небольшие самолеты. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "А уже после Второй мировой сначала в 1970-е в США (проект "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Convoy Virtus"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "), а затем в 1990-е в нашей стране (проект «Молния-1000», он же «Геракл») разрабатывались проекты запуска космических аппаратов с суперсамолетов."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "К концу 2017 года, впрочем, ни один из них, включая описываемый "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Startolaunch"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ", не взлетел ("}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "первый полет этого гиганта состоялся в 2019 году, второй — в апреле 2021-го — прим."}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ")."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Зато взлетел куда меньший "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "White Knight Two"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ", аналогичный по конструкции двухфюзеляжный самолет-носитель, построенный той же "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Scaled Composites"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " для воздушного старта туристического космоплана "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "SpaceShipTwo"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " миллиардера Ричарда Брэнсона."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В 2010 году "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "SpaceShipTwo"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " совершил первый полет, отделившись в воздухе от носителя "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "White Knight"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "SpaceShipTwo (в центре) и самолет-носительWhite Knight Two, аналог Scaled Composites Model 351", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 594921, "height": 430, "pic_id": 689094, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/09/03/image_7nvWLhN.jpeg", "width": 715}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "П"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "ри длине в 71 метр длина крыла "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Startolaunch"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " (а технически у него одно цельное крыло, соединяющее оба фюзеляжа) составляет 117 метров."}], "attributes": []}], "selectedRange": [4207, 4218]}
Комментарии 0