30 дек 2022 · 08:33    
{"document": [{"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Из открытых источников", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "large_1535974978-f7c9a8a685.jpg", "filesize": 111619, "height": 720, "pic_id": 337006, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/12/28/large_1535974978-f7c9a8a685.jpeg", "width": 1280}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Ты можешь быть птицей, которая, расправив крылья, парит в восходящих потоках океанского ветра, отражённого от прибрежных скал. Или же технический прогресс позволил тебе управлять большим и умным межконтинентальным лайнером, и ты в одном полёте можешь насладиться удивительным видом захода и восхода солнца с высоты девяти — двенадцати километров. Или ты летишь на воздушном шаре, любуясь земными красотами с высоты птичьего полёта в полной тишине, прерываемой кратковременным шумом горелки. В любом случае время нахождения в небе ограничено."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Даже водяной пар, что недавно был озером, рекой или океаном, сколько бы времени ни провёл в небе в виде облаков или туч, всё равно должен возвратиться, а, значит, вернётся на землю летним дождём, осенней моросью или снегопадом. Потому что любой полёт должен заканчиваться приземлением."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "И каким бы чарующим и сказочным ни был полёт, приземление — это всегда радость возвращения с оттенком лёгкой грусти."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Если во взлёте есть что-то пленительно тревожное, то приземление всегда восторженно радующее. Это как завершение сказки. Вроде и жаль, что она закончилась, но остаётся в сердце радость от осознания того, что сказка есть. И повторится."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Сколько приземлений выпадает на долю профессионального пилота?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Не сосчитать."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "И где только ни приходилось приземлять свой самолёт — всего и не вспомнить. Особенно, если твоя профессиональная жизнь приходится на эпоху перемен в стране и в отрасли."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Но было разное: приземления на грунтовые аэродромы и на простые площадки, обнаруженные с воздуха, в Приднестровье и Причерноморье; посадки на лёд заливов Сахалина, на заснеженные полосы Гандера и Игарки, на раскалённый бетон аэродромов Дели, Дакара или Дубая, на примостившееся практически среди морских или океанских волн полосы Ниццы, Тенерифе или Ниигаты, на перегруженные трафиком в час пик аэродромы Хитроу, Схипхола или Руази, на расположенный среди самых высоких гор аэропорт симпатичного города Катманду."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Но всегда: в любых условиях, при любых трудностях захода на посадку, при любых погодных явлениях, приземление — это возвращение домой. И как бы ни манило небо, оно — пристанище временное даже для нас, «человеков летающих». И как бы ни радовал полёт, нужно возвращаться. Возвращаться туда, где тебя ждут. Туда, где можно находиться без постоянной тревоги о том, сколько топлива осталось в баках, какая погода на аэродроме назначения и запасных аэродромах. Туда, где обязательно начнётся следующий полёт."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Поэтому в авиации такое пристальное внимание к приземлению как у пассажиров, так и у коллег. Но в отличие от пассажирского «мягко — жёстко» в отношении лишь одного критерия — посадки, профоценка содержит намного больше параметров и учитывает десятки показателей. Но это, так сказать, издержки профессии. Допустим, замечательная погода — «миллион на миллион», как говорят в авиации: лёгкий утренний бриз дует строго по полосе, а она и ровная, и чистая. При таких данных ничего не стоит в нужном месте раскрутить колёса основных стоек шасси о бетон перед тем, как амортизаторы погасят оставшуюся вертикальную скорость, а тормоза плавно преобразуют кинетическую энергию, ещё миг назад столь необходимую для поддержания самолёта в воздухе, а теперь только мешающую посадить его, в энергию тепловую, нагревая тормозные диски. И пронесутся по салону лёгкие аплодисменты, не столько похвала, сколько радость по поводу успешной посадки и завершения полета. И тем не менее есть лёгкое восхищение: какой, мол, сегодня классный лётчик нам попался. В смысле — нас привёз."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "А бывает всё иначе. Скользкая и короткая полоса. Попутно-боковой ветер, швыряющий самолёт на предпосадочной прямой словно щепку в бурном потоке горной реки, он создает большие сложности, когда пытается «сдуть» стальную махину в сторону от полосы вплоть до самого касания, или разворачивает нос, стремясь стащить уже в другую сторону сразу после приземления. Поэтому так важно припечатать свой корабль четко и надёжно, а затем быстро и уверенно опустить переднюю стойку, что также комфорта приземлению не добавляет. А впереди — оставшаяся часть не менее скользкой полосы, и все тот же ветер, возможности которого выросли, потому что с уменьшением скорости самолёта всё менее эффективны его органы управления, предназначенные для полёта, а не для движения по земле. И обратная тяга двигателей, столь полезная для замедления, но заметно ухудшающая выдерживание направления при боковом ветре. И необходимость моментально по скоростной рулёжке освободить полосу другому пилоту, который в таких же сложных условиях, что были у тебя, будет сажать свой лайнер через считанные секунды туда же, и замешкайся ты на мгновение — ему придётся уйти на второй круг."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "И негодует пассажир: мол, разучились лётчики нынче летать, не обращая внимания на необычно хриплый голос капитана при прощании, потому что пересыхает горло от таких приземлений. Потому что пульс зашкаливает в такие минуты. Потому что адреналин заставляет не только мозг пилота, но и весь организм жить на 200 процентов, а, значит, и изнашивается в десятки раз быстрее."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В памяти потом надолго остаётся момент приземления, разделённый на тысячу фрагментов, поэтому из эпизода длиной всего в пару секунд можно создать небольшой рассказ или сочинение на тему «Как я выполнил приземление самолёта в сложных условиях», где есть все необходимые элементы: завязка, композиция, кульминация, развязка и детальный анализ: что и почему я сделал, а как нужно или можно было — только лучше."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Приземление самолёта для пилота, невзирая на будничность и большое их количество, как последний абзац увлекательного романа. Как последний кадр захватывающего фильма. Как последний штрих к картине под названием «Полёт». Как последний аккорд музыкального произведения, который превращается в тишину, оставляя в сердце приятное послевкусие, радость и желание услышать эти чарующие звуки снова."}], "attributes": []}], "selectedRange": [4572, 4572]}
Комментарии 2