06 апр 2023 · 13:12    
{"document": [{"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "2023-02-16_09-10-21.png", "filesize": 852845, "height": 723, "pic_id": 510967, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/04/06/2023-02-16_09-10-21.jpeg", "width": 513}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "БРЕМЕН"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В компании, где трудились наши герои, да и во всей гражданской авиации страны намечались значительные перемены. Во всём мире начали или начинали эксплуатировать принципиально новые пассажирские самолёты. Корпорации «Боинг» и «Эрбас» всячески пытались переплюнуть достижения друг друга, выпуская на рынок более совершенные модели самолётов, оснащённые компьютерами, которые позволяли сократить экипаж до двух пилотов. А отечественный авиапром то ли усилиями конкурентов, то ли бестолковостью новой власти отставал от современных реалий и не мог составить конкуренции. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Авиакомпании пытались выкручиваться, чтобы не рухнуть вместе с самолётостроением и приобретали самолёты иностранного производства, которые требовали ещё и новых качеств от пилотов."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Поскольку первые партии приобретаемых самолётов были незначительными в своём количестве, то отбирали для управления ими лучших из лучших. Потом парк новых самолётов стал увеличиваться, и стали брать просто лучших. И наконец, когда таких самолётов уже становилось значительное количество, отбирали тех, кто в состоянии пройти переобучение на новые самолёты в зарубежных авиационных учебных центрах с англоговорящими инструкторами."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "А это, нужно заметить, штука довольно жёсткая. Обучение стоит очень дорого, и увеличивать программу, если возникли сложности, можно только в ограниченных пределах. Поэтому если не прошёл кандидат контрольную проверку, дадут дополнительно четыре — восемь часов тренировки на тренажёре. Прошёл успешно — молодец. Нет — езжай домой трудиться на ранее освоенном типе самолёта, со всеми негативными последствиями для репутации и карьеры. Так что прежде, чем пускаться во все тяжкие с освоением суперсовременной техники, каждый пилот сам принимал решение, а стоит ли."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Игорь оценил свои возможности и принял решение, поскольку в своих силах был уверен, к тому же в его подразделении количество самолётов планово уменьшалось и перспектив стать командиром практически не было. А значит, стоит штурмовать иные высоты. Это и привело его в очередь у отдела кадров. Очередь состояла из пилотов, желающих так же, как и наш герой, штурмовать новые карьерные высоты."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Стоя в этой очереди, Игорь увидел Палыча. Друзья пообщались, и Игорь объяснил обстановку в компании, как он её видел. А ещё спросил, не думает ли Палыч о новой технике. Палыч обещал посоветоваться со своим командованием, и буквально на следующий день оказался там же."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Так и оказались друзья в одном «замесе» на освоение нового самолёта."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Поскольку Палыч уже имел командирский опыт, то и новый самолёт ему предстояло осваивать сразу в качестве командира или капитана, как всё чаще стали говорить. А Игорь, такого опыта в большой авиации, не имевший, переучивался в качестве второго пилота. Это позволило друзьям оказаться в одном учебном экипаже."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Но до этого нужно было пройти несколько формальностей разной степени сложности, и одной из них были экзамены по английскому языку. Для пилотов, имеющих уже значительный опыт на международных линиях, это должно было быть формальностью, но авиационный язык — это одно, а английская грамматика — совсем другое. И никакие увещевания, что вот прямо сейчас почти никто из кандидатов не сдаст экзамены по русской грамматике, но летать на самолётах российского производства и вести связь на русском языке это нисколько не мешает, ни на кадровиков, ни на экзаменаторов не действовали."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Игорь не сомневался в успехе, но реальность внесла некоторые коррективы. Когда он получил тесты по английской грамматике на четырёх страницах и сел за первым столом прямо перед преподавателем готовиться, то обратил внимание на процедуру проверки. А проверка всех страниц теста осуществлялась одним и тем же шаблоном. А значит достаточно знать всего один однозначно правильный ответ на одной странице теста, и можно спокойно на остальных страницах выбирать такой же вариант ответа. В итоге результат Игоря оказался не успешным, а ошеломляющим. Девяносто шесть баллов из ста. Игорь, попросил снизить балл, мол, он второй раз проходит тест и ему попался тот же билет, и значит, оценка необъективна. Но экзаменатор был непреклонен, и в ведомости цифрами большого размера оказалась оценка — 96. Это сразу же привлекло всеобщее внимание, а это уже не очень хорошо. Сразу оговорюсь: признаться и объяснить преподавателю реальную причину он не мог, поскольку хотел поделиться этим открытием ещё и с Палычем. Тому, несмотря на хорошую подготовку, некая страховка не помешает."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "После долгих мучений совести Игорь всё же пришёл к преподавателю и ещё раз попросил поставить ему более низкий балл. На что получил ответ:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "— Хочешь другую оценку — сдавай заново."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Но тут наш герой был вынужден категорически отвергнуть это предложение:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "— Вы представляете, что меня ждёт, если наш психолог увидит заявление, в котором пилот просит повторное тестирование, чтобы получить более низкий балл?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Но все эти перипетии закончились командировкой на обучение в горд Бремен. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Бремен оказался очень уютным и немного кукольным. А как ещё должен выглядеть город из самой настоящей сказки? Если кто вдруг не догадался, какую сказку я имею в виду, то советую вспомнить откуда родом были бременские музыканты."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Но всё же вспомним зачем наши герои оказались здесь. Если говорить про обучение, то для наших героев здесь всё оказалось в новинку."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "К какому виду обучения в то время привыкли российские пилоты? Сначала длинный теоретический курс в аудитории, где про самолёт и его системы рассказывают профильные инженеры, про навигационное оборудование — штурманы, про метеорологию, понятно, метеорологи, и так далее. И каждый из преподавателей обладает бо́льшим объёмом знаний по своему предмету, чем это нужно для лётной эксплуатации, и требует от пилотов так же знать, сколько в самолёте узлов крепления чего-то к чему-то, от какой ступени чего-то отбирается воздух для чего-то или из какого материала выполнено что-то. Я уже не говорю про фронты окклюзии или силы Кориолиса. И после такого теоретического курса в мозгу пилота просто не должно остаться места уже ни для чего. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Благо человеческий мозг имеет свойство забывать, и успешно это делает с перечисленными выше знаниями, полученными от профильных специалистов, сразу после успешно сданного экзамена. И тогда уже может воспринимать такие важные вещи, как значения эксплуатационных ограничений воздушного судна, выполнение действий в критических ситуациях, стандартные процедуры и расчёты параметров полёта. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Здесь же система обучения поразила наших друзей. Во-первых, всё обучение пилотов проводили (кто бы мог подумать?) пилоты. Естественно, те пилоты, которые имеют и специальную подготовку. А это означало — учить они могут только тем знаниям, которые должны быть у пилота, поскольку иного они и сами не знали. А во-вторых, обучение сразу начиналось на тренажёре. И практическая тренировка шла параллельно с теоретической."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Всё это было свежо и интересно. Самолёт был принципиально новым. Как шутил их инструктор, это последний самолёт."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "— Следующее поколение Боингов или тот же Эрбас уже сейчас есть, не что иное, как компьютер с приделанными к нему крыльями, фюзеляжем и всем прочим, что напоминает самолёт. То есть летающий компьютер. А эта машина, — и он гладил ладонью поверх приборной панели, как гладит крестьянин любимую лошадь или корову, — друг пилота. Вот сделал я так, — и он опустил вниз два небольших рычага, — и всё. Никакой компьютер не вмешается в мою работу."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Инструктору было чуть меньше пятидесяти, и он относился ещё к тому поколению людей летающих, которые воспринимали компьютер, установленный на самолёте удобным инструментом не более."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "— Следующие поколения пилотов отказ компьютера будут воспринимать как серьёзнейшую проблему, поскольку привыкнут только на него и полагаться."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "То есть друзьям повезло с инструктором. Единственной проблемой для них оказалось то, что инструктор был родом из Берлина. А все знают (а кто не знает, тому я сейчас скажу): берлинец — это человек, который никогда не замолкает во время разговора. Если берлинец сию минуту не разговаривает, то он просто ждёт удобного момента перебить собеседника и начать говорить. И друзья испытывали эту особенность общительных берлинцев на себе, но об этом чуть позже."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Как-то, уже практически на экваторе учебного процесса, наши герои провалили тренажёрную сессию. Учебный процесс — штука сложная, процесс лётного обучения — тем более. На каждом его этапе инструктор оценивает качество прошедшей тренировки, и нельзя переходить к следующему этапу обучения, если на текущем этапе есть недоработки. А тут у наших пилотов произошёл полный провал. Не получалось ничего. После тренировки они ждали в брифинге инструктора и готовились к разносу. Но инструктор был абсолютно спокоен и посоветовал два предстоящих выходных дня хорошо отдохнуть и перенёс брифинг в пивбар гостиницы, где жили слушатели."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "— То, что с вами сегодня произошло, — это нормальный ход учебного процесса, — объяснял инструктор. — И очень хорошо, что это произошло в середине программы. Такое бывает и во время квалификационной проверки, — и ещё раз потребовал просто отдохнуть в ближайшие дни."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Поскольку разбор был закончен, а на вылет идти было рано, то коллеги просто беседовали обо всём, о чём обычно беседуют пилоты. О работе, о самолётах, о начальстве, о женщинах. Но вы помните, что если в разговоре участвует хоть один берлинец, то жители всех иных прекрасных городов могут активно принимать в нём участие, соглашаясь или не соглашаясь с главным докладчиком при помощи жестов разной степени выразительности."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "И друзья узнали о своём коллеге много интересного. И о его карьере, и о предпочтениях в самолётах, пиве и женщинах, и о его отношении к работе инструктора, и даже о политических пристрастиях. Разговор периодически прерывался, объявлением на посадку на его рейс и он как человек пунктуальный просил собеседников подождать, а сам направлялся в аэровокзал перебронировать билет на следующий рейс."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Коллеги спросили, почему он летает на маленьком Боинге до сих пор. Есть же возможность освоить более современные самолёты. Почему не переучится на мечту всех пилотов красавец — Боинг747 или на самый новый Боинг три семёрки."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "— Что вам сказать, коллеги, — начал свой ответ старший товарищ. — Я три раза был женат. Три раза, — и для наглядности показал три пальца. — И каков результат? Каждый раз всё то же самое. Ну абсолютно. То же самое хорошее, что приводило к браку, и то же самое плохое за чем следовал развод. И я всегда думал: а зачем мне эти перемены, если ничего не меняется по сути? Ну надо же где-то такой колоссальный жизненный опыт использовать. Вот я его использовал в профессии."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В это время опять объявили рейс на Франкфурт, и это был последний рейс на сегодня, и старший коллега откланялся."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Друзья с трудом, но вняли требованию инструктора и ничего не учили в следующие два дня, и дальше всё пошло как по маслу, как и обещал опытный инструктор."}], "attributes": []}], "selectedRange": [9, 576]}
Комментарии 2