3
В жизни всегда есть место подвигу | Паблико
8 подписчики

В жизни всегда есть место подвигу


20 дек 2022 · 05:05    



1_6S2z8_4VAjNnQa-Px1Qtog.jpeg 218.1 KB


23 июля 1983 года «Боинг-767» авиакомпании «Air Canada» заправлялся керосином, а тогда Канада наконец-то решилась перейти с галлонов на международные литры, и кто-то не слишком внимательный что-то не так посчитал, взяв вместо плотности в килограмм на литр величины фунт на галлон, и из необходимых двадцати тысяч литров для успешного завершения полета в баки влили всего неполные пять тысяч.

Итог - в один совсем не прекрасный момент самолет на высоте 8 км над землей самолет превратился в планер. Такая себе многотонная птичка без моторчика, к тому же без доброй части приборов, которые тоже запитывались от работающего двигателя.. Единственное, что работало в самолете - это аварийный ветрогенератор, благодаря которому поддерживалось давление в гидравлической системе. Никогда 69 человек, случайно собравшихся вместе вне церкви не молились столь истово, а так как они находились на приличной высоте, и купола им не мешали, то, наверное, посыл дошел куда надо. Ну или «я вас три года вместе собирал» - вовсе не про них было.

Поскольку КВС Боб Пирсон в свое время занимался планеризмом а жить ему очень хотелось - решили планировать до ближайшего аэродрома.

Альтиметр (прибор, показывающий высоту) отключился. С помощью механического резервного прикинули, что снижаются со скоростью 1, 5 км на 19 км полета.

«Наш красивый разноцветный дисплей компьютера просто погас», – так описывал потом капитан обстановку в кабине.

Ему в тот момент было 48 лет, в воздухе он провел 15 000 летных часов. У второго пилота, 36-летнего Мориса Квинталла, на счету было более 7 000 часов. И так заканчивать карьеру они не планировали.

«Я говорю с покойником», – так воспринял авиадиспетчер в аэропорту Виннипега запрос об экстренной посадке от рейса AC143, когда капитан сообщил ему об остановке всех двигателей. «Вероятность выжить в такой ситуации крайне мала. Я был абсолютно уверен, что самолет сорвется в штопор», говорил потом диспетчер.

Однако Боинг не сорвался в штопор, а всё еще летел, постепенно теряя высоту. «Это был бесшумный полет!» – вспоминал второй пилот.

Дело в том, что аэродинамика 767-233 в случае отказа обоих двигателей позволяет оставаться в воздухе и продолжать полет, подобно планеру. Конструкторам - однозначно респект и уважение!

Второй пилот Квинталл сказал, что знает хорошую старую авиабазу неподалеку (примерно 8000 метров вниз и чуть в сторону). База называлась Гимли. Квинталл когда-то нес службу на этой базе и уговорил командира свернуть к местам строевой юности.

Но на базе их никто не ждал, более того, там собралась прекрасная (и весьма многолюдная компания) для проведения полезного досуга - на территории бывшей авиабазы организация «Виннипег Спортс Кар Клаб» запланировала устроить автогонки по взлетно-посадочной полосе, с барбекю и напитками для гостей. Посадка летающей махины без моторов могла бы стать последним днем в существовании этого автоклуба, но у провидения или фатума имелись на его счет несколько иные планы.

Состояние пассажиров в резко притихшем самолете мне сложно представить, но, полагаю, аэрофобию заработали многие. Я бы, к примеру, до конца жизни летала бы только во сне, просыпаясь в холодном поту и на мокрых простынях.

Пилотам, «встряхнув» самолет, удалось выпустить шасси. А потом началась главная работа под девизом «выжить любой ценой» - для посадки бывший планерист Боб Пирсон использовал прием из арсенала планеристов. Называется он «скольжение на крыло», он же «sideslip».

Это даже красиво, если смотреть на это с земли, а вот что ощутили пассажиры... Короче, самолет ставится «на крыло» перпендикулярно земле и у пассажиров есть выбор: смотреть в нижний иллюминатор на проплывающие под просторы, или в верхний на небо, которое всех примет однажды, тем временем нос самолета уводится в сторону от курса, а скорость падает до нужной на завершающем этапе приземления. Если бы у пассажиров были памперсы и они бы могли отлипнуть от кресел (в чем я сомневаюсь), они меняли бы уже третий.

Один из пассажиров вспоминал после посадки: «В эти минуты я испытывал чувство сожаления за все, чего не сделал в жизни. Я казнил себя за то, что относился к некоторым людям с излишней жестокостью. Я обращал внимания на вещи, которые не имеют никакого значения».

А тем временем на принимающем этакое счастье старом аэродроме тоже не царили восторг и безмятежность - там неожиданно увидели в небе аэробус, явно направляющийся к ним, положение крыльев которого не предвещало, что садиться обычным способом входит в его планы (представьте себе, что вы видите не соревнования планеристов, а здоровенную махину над головой, вставшую «на крыло» ).

Но самолет выровнялся и опустился на полосу. Передняя стойка подломилась и, разбрасывая искры от трения металла о бетонную (или асфальтовую - тут без разницы) поверхность полосы, «Боинг», с неотвратимостью асфальтового катка, подъезжающего к лягушачьей свадьбе, начал приближаться к собранию автогонщиков. В момент посадки скорость «Боинга» была 320 км/ч, так что эти субботние гонки за явным преимуществом выиграл экипаж Пирсон-Квинталл.

На земле никто не пострадал, кроме нервов. Как потом писали журналисты, самолет завершил движение примерно в 30 метрах от группы встречающих.

Далее все было штатно: скинули надувные трапы, пассажиры покинули борт, а начавшееся возгорание (искры от трения металла о твердую поверхность тоже прекрасно подожгут все, что угодно) потушили «невольные встречающие» обычными автомобильными огнетушителями.

Квинтал в 1989 года сдал экзамен на КВС (командир воздушного судна) и летал на многих самолетах, как уверяют, и на этом, вернувшемся в строй после ремонта, №604 тоже. Пирсон в 1993 вышел на пенсию.

Ремонт самолета сделали на аэродроме Гимли (толкиенисты должны, все-таи оценить название) за 2 дня. И он улетел обратно на аэродром приписки, где уже полный ремонт обошелся в 1 млн долларов. Вскоре «Боинг» вернулся в строй и использовался до января 2008 года. А теперь его некоторые запчасти удостоились места в музее.

Кстати, пилот Пирсон спасал в тот день и свою будущую жену. Перл Дион встретилась с Бобом Пирсоном через 30 лет после событий, на юбилее чудесной посадки самолета в Гимли. Бывший капитан и пассажирка полюбили друг друга и теперь живут вместе недалеко от Оттавы.

Всего этого могло и не быть, если кто-то считал внимательно и перепроверял расчеты, а так как об этом порой забывают, то в жизни всегда находится место подвигу.

Собственно, зная некоторое количество подобных историй из нашей и зарубежной практики, я очень негативно отношусь к идее замены второго пилота «искусственной Алисою», которую пропихивают и тут, и «за бугром». 



1_6S2z8_4VAjNnQa-Px1Qtog.jpeg 218.1 KB


23 июля 1983 года «Боинг-767» авиакомпании «Air Canada» заправлялся керосином, а тогда Канада наконец-то решилась перейти с галлонов на международные литры, и кто-то не слишком внимательный что-то не так посчитал, взяв вместо плотности в килограмм на литр величины фунт на галлон, и из необходимых двадцати тысяч литров для успешного завершения полета в баки влили всего неполные пять тысяч.

Итог - в один совсем не прекрасный момент самолет на высоте 8 км над землей самолет превратился в планер. Такая себе многотонная птичка без моторчика, к тому же без доброй части приборов, которые тоже запитывались от работающего двигателя.. Единственное, что работало в самолете - это аварийный ветрогенератор, благодаря которому поддерживалось давление в гидравлической системе. Никогда 69 человек, случайно собравшихся вместе вне церкви не молились столь истово, а так как они находились на приличной высоте, и купола им не мешали, то, наверное, посыл дошел куда надо. Ну или «я вас три года вместе собирал» - вовсе не про них было.

Поскольку КВС Боб Пирсон в свое время занимался планеризмом а жить ему очень хотелось - решили планировать до ближайшего аэродрома.

Альтиметр (прибор, показывающий высоту) отключился. С помощью механического резервного прикинули, что снижаются со скоростью 1, 5 км на 19 км полета.

«Наш красивый разноцветный дисплей компьютера просто погас», – так описывал потом капитан обстановку в кабине.

Ему в тот момент было 48 лет, в воздухе он провел 15 000 летных часов. У второго пилота, 36-летнего Мориса Квинталла, на счету было более 7 000 часов. И так заканчивать карьеру они не планировали.

«Я говорю с покойником», – так воспринял авиадиспетчер в аэропорту Виннипега запрос об экстренной посадке от рейса AC143, когда капитан сообщил ему об остановке всех двигателей. «Вероятность выжить в такой ситуации крайне мала. Я был абсолютно уверен, что самолет сорвется в штопор», говорил потом диспетчер.

Однако Боинг не сорвался в штопор, а всё еще летел, постепенно теряя высоту. «Это был бесшумный полет!» – вспоминал второй пилот.

Дело в том, что аэродинамика 767-233 в случае отказа обоих двигателей позволяет оставаться в воздухе и продолжать полет, подобно планеру. Конструкторам - однозначно респект и уважение!

Второй пилот Квинталл сказал, что знает хорошую старую авиабазу неподалеку (примерно 8000 метров вниз и чуть в сторону). База называлась Гимли. Квинталл когда-то нес службу на этой базе и уговорил командира свернуть к местам строевой юности.

Но на базе их никто не ждал, более того, там собралась прекрасная (и весьма многолюдная компания) для проведения полезного досуга - на территории бывшей авиабазы организация «Виннипег Спортс Кар Клаб» запланировала устроить автогонки по взлетно-посадочной полосе, с барбекю и напитками для гостей. Посадка летающей махины без моторов могла бы стать последним днем в существовании этого автоклуба, но у провидения или фатума имелись на его счет несколько иные планы.

Состояние пассажиров в резко притихшем самолете мне сложно представить, но, полагаю, аэрофобию заработали многие. Я бы, к примеру, до конца жизни летала бы только во сне, просыпаясь в холодном поту и на мокрых простынях.

Пилотам, «встряхнув» самолет, удалось выпустить шасси. А потом началась главная работа под девизом «выжить любой ценой» - для посадки бывший планерист Боб Пирсон использовал прием из арсенала планеристов. Называется он «скольжение на крыло», он же «sideslip».

Это даже красиво, если смотреть на это с земли, а вот что ощутили пассажиры... Короче, самолет ставится «на крыло» перпендикулярно земле и у пассажиров есть выбор: смотреть в нижний иллюминатор на проплывающие под просторы, или в верхний на небо, которое всех примет однажды, тем временем нос самолета уводится в сторону от курса, а скорость падает до нужной на завершающем этапе приземления. Если бы у пассажиров были памперсы и они бы могли отлипнуть от кресел (в чем я сомневаюсь), они меняли бы уже третий.

Один из пассажиров вспоминал после посадки: «В эти минуты я испытывал чувство сожаления за все, чего не сделал в жизни. Я казнил себя за то, что относился к некоторым людям с излишней жестокостью. Я обращал внимания на вещи, которые не имеют никакого значения».

А тем временем на принимающем этакое счастье старом аэродроме тоже не царили восторг и безмятежность - там неожиданно увидели в небе аэробус, явно направляющийся к ним, положение крыльев которого не предвещало, что садиться обычным способом входит в его планы (представьте себе, что вы видите не соревнования планеристов, а здоровенную махину над головой, вставшую «на крыло» ).

Но самолет выровнялся и опустился на полосу. Передняя стойка подломилась и, разбрасывая искры от трения металла о бетонную (или асфальтовую - тут без разницы) поверхность полосы, «Боинг», с неотвратимостью асфальтового катка, подъезжающего к лягушачьей свадьбе, начал приближаться к собранию автогонщиков. В момент посадки скорость «Боинга» была 320 км/ч, так что эти субботние гонки за явным преимуществом выиграл экипаж Пирсон-Квинталл.

На земле никто не пострадал, кроме нервов. Как потом писали журналисты, самолет завершил движение примерно в 30 метрах от группы встречающих.

Далее все было штатно: скинули надувные трапы, пассажиры покинули борт, а начавшееся возгорание (искры от трения металла о твердую поверхность тоже прекрасно подожгут все, что угодно) потушили «невольные встречающие» обычными автомобильными огнетушителями.

Квинтал в 1989 года сдал экзамен на КВС (командир воздушного судна) и летал на многих самолетах, как уверяют, и на этом, вернувшемся в строй после ремонта, №604 тоже. Пирсон в 1993 вышел на пенсию.

Ремонт самолета сделали на аэродроме Гимли (толкиенисты должны, все-таи оценить название) за 2 дня. И он улетел обратно на аэродром приписки, где уже полный ремонт обошелся в 1 млн долларов. Вскоре «Боинг» вернулся в строй и использовался до января 2008 года. А теперь его некоторые запчасти удостоились места в музее.

Кстати, пилот Пирсон спасал в тот день и свою будущую жену. Перл Дион встретилась с Бобом Пирсоном через 30 лет после событий, на юбилее чудесной посадки самолета в Гимли. Бывший капитан и пассажирка полюбили друг друга и теперь живут вместе недалеко от Оттавы.

Всего этого могло и не быть, если кто-то считал внимательно и перепроверял расчеты, а так как об этом порой забывают, то в жизни всегда находится место подвигу.

Собственно, зная некоторое количество подобных историй из нашей и зарубежной практики, я очень негативно отношусь к идее замены второго пилота «искусственной Алисою», которую пропихивают и тут, и «за бугром». 

Читайте также

Комментарии 0

Войдите для комментирования
НОВОСТИ ПОИСК РЕКОМЕНД. НОВОЕ ЛУЧШЕЕ ПОДПИСКИ