23 мар 2023 · 11:05    
{"document": [{"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 351598, "height": 364, "pic_id": 486273, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/03/22/image_MWRPiFF.jpeg", "width": 638}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Днем 7 ноября 1941 года, немецкой авиацией был потоплен советский теплоход «Армения», перевозящий раненных и эвакуируемых с Крыма на Кавказ. Это была самая крупная морская катастрофа на Черном море. Сколько человек погибло неизвестно, по разным оценкам от 4 500 до 10 000 человек. Спастись удалось лишь восьмерым. Прошло уже 80 лет, но многие вопросы, связанные с гибелью «Армении» до сих пор остаются невыясненными."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 286249, "height": 446, "pic_id": 486274, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/03/22/image_GwlbxMG.jpeg", "width": 791}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В середине 1920-х годов, в Советском Союзе началось развитие гражданского судоходства. Было построено шесть однотипных теплоходов серии «Аджария»: сама «Аджария», «Крым», «Грузия», «Абхазия», «Украина» и «Армения». Корабли проекта, предназначалась для перевозок между портами Крыма и Кавказа. Со своей задачей корабли справлялись отлично, имея очень приличную для своих габаритов скорость в 14, 5 узла."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "После начала войны «крымчаки», как их называли в народе, были переделаны в санитарно-транспортные суда и отданы медицинской службе Черноморского флота. На них перевозились раненые, дети, женщины и медицинский персонал. Судно «Армения» было самым крупным среди переоборудованных теплоходов. Его водоизмещение составляло около 6 тыс. тонн, длина — 112 метров, а вместимость — около тысячи пассажиров. На него были нанесены огромные красные кресты и поднят флаг международного Красного Креста."}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Нормы загрузки повысились, а при проведении эвакуационных мероприятий даже они значительно превышались. Какая там тысяча пассажиров, перевозили по 5-7 тысяч человек. Только за один месяц «Армения» под руководством опытного капитана Владимира Плаушевского перевезла более 15 тыс. раненых солдат из Одессы на Большую землю. А сколько гражданских беженцев, никто и не считал в нервозной обстановке войны."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "А потом был Севастополь."}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " 4 ноября 1941 года «Армения» вышла из порта Туапсе в направлении Севастополя. На её борту находилось пополнение для гарнизона главной базы флота. До Севастополя «Армения» дошла благополучно. 5 ноября капитан Плаушевский получает предписание: принять на борт не только раненых, но и личный состав всех госпиталей и медучреждений Черноморского флота, а также часть медперсонала Приморской армии."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "И первый вопрос: почему?"}], "attributes": ["heading1"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В этот момент бои за Севастополь только разворачивались, и приказ об эвакуации медперсонала выглядел несколько странно. Кто же будет спасать жизни раненых? Некоторые историки предполагают, что командующий Черноморским флотом адмирал Филипп Октябрьский посчитал участь города предрешенной и решил начать его эвакуацию. Но 7 ноября 1941 года Октябрьский получил директиву Ставки, в которой говорилось: «Севастополя не сдавать ни в коем случае и оборонять его всеми силами»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Однако до 7 ноября распоряжений из Москвы ещё не было, потому «Армения» принимала на борт эвакуируемых медиков и не только их. На борт поднялись актёры местного театра, и многие другие, в том числе сотрудники местного НКВД и партийное руководство Крыма. Куда же без них. Они всегда сваливают от опасности первыми. Погрузка шла в спешке и поэтому точное число пассажиров неизвестно. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 218573, "height": 331, "pic_id": 486276, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/03/22/image_PvaIWPZ.jpeg", "width": 633}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Из Севастополя теплоход вышел в 17-00. Как раз начинало темнеть, что было на руку команде. Под покровом ночи можно было свалить из опасной зоны. Не летали немецкие бомбардировщики и торпедоносцы по ночам. Но в последний момент капитан получает приказ: не идти прямым ходом на Большую землю, а заглянуть в Ялту и загрузить руководство пионерлагеря «Артек» а также местных чиновников и чекистов. То есть потерять еще несколько часов. Но, надежда успеть уйти под покровом темноты, все еще оставалась. Она пропала тогда, когда уже в море, капитан Плаушевский получил еще один приказ – зайти в Балаклаву и загрузить некий секретный груз. Что за груз до сих пор неизвестно. Скорее всего, золото и ценности из крымских музеев, в частности, картины известных российских художников."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Это все правильно, но драгоценное время неумолимо уходит, в Ялту «Армения» прибывает только в два часа ночи. А там паника и неимоверная давка, все хотят попасть на теплоход. Его оцепили охраной НКВД, пропуская только женщин с детьми. Но иногда через оцепление прорывались мужчины, лезли по вантам, штурмовали трапы. И опять непредвиденная задержка, в ожидании, пока местное партийное начальство прибудет к месту посадки, судно простояло в порту на несколько часов дольше запланированного времени."}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Погрузку закончили лишь к 8 часам утра. Выходить в море, под удары немецкой авиации смертельно опасно. Адмирал Октябрьский шлет очередной приказ – оставаться в порту до 19-00, до наступления темноты. Но в Ялте оставаться никак нельзя. В порту не было никаких средств ПВО, и находится там было еще опаснее чем в море, никаких возможностей для маневрирования."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Да к тому же немцы уже подходили к городу, еще несколько часов и они ворвутся в порт. Во всяком случае, так утверждал руководитель эвакуации капитан 1-ранга Иван Бурмистров. На самом деле немцы вошли в Ялту лишь через два дня. Но у страха глаза велики – немцев ждали в ближайшие часы. Поэтому капитан Плаушевский нарушил приказ командующего и вышел в море, взяв курс на Туапсе. Теплоход сопровождали два вооруженных катера-сторожевика, с неба прикрывали два истребителя И-153."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Через три с половиной часа после отплытия в 11: 25 утра в нескольких километрах от Ялты судно настиг немецкий самолет-торпедоносец Heinkel He-111, сбросивший на «Армению» с высоты 60 метров две торпеды. Одна прошла мимо, а вторая попала в носовую часть теплохода. «Армения» затонула всего за четыре минуты. Так гласила основная версия, неопровержимая до последнего времени."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 210083, "height": 334, "pic_id": 486278, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/03/22/image_XIUpMq5.jpeg", "width": 619}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Была ли «Армения» военной целью и имели ли право германские летчики атаковать ее? Согласно Женевским конвенциям санитарные и госпитальные судна являются некомбатантами, то есть не воюющими кораблями и нападение на них расценивается как военное преступление. С целью предотвращения атак на такие суда наносятся опознавательные знаки, в частности огромный красный крест. Такой крест имелся и на «Армении»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Но согласно Женевским конвенциям есть и другие тонкости. Первый параграф Конвенции закреплял право нейтралитета для госпиталей и перевязочных пунктов на войне (с 1907 года и для плавучих госпиталей) до тех пор, пока в них находятся больные и раненые, и пока они не состоят под охраной военной силы одной из воюющих сторон. Санитарное судно не должно иметь никакого вооружения, не охраняться боевыми кораблями и самолетами, а также не имеет право перевозить вооруженных комбатантов, то есть солдат и офицеров действующей армии. А вот по этим критериям «Армения» никак не подходила под роль судна-некомбатанта."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Как упоминалось ранее, корабль шел под охраной конвоя (два катера-сторожевика и два истребителя), на судне, помимо раненых и гражданских лиц, находились вооруженные солдаты и офицеры НКВД. А главное «Армения» была вооружена четырьмя 45-мм зенитными орудиями."}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Война на Черноморском театре с самого начала была жестокой. Немецкие летчики зачастую не выполняли требований Женевских конвенций. Так в июле 1941 года был атакован и получил повреждения санитарный транспорт «Котовский». Тогда же теплоход «Аджария» попал под сильную бомбежку и был потоплен. В августе затонул санитарный пароход «Кубань». После этого на «Армении» были установлены четыре пушки. С одной стороны может и правильно, все-таки какая-то защита. Но с другой эти четыре зенитки лишили «Армению» статута госпитального судна и юридической защиты. Теперь корабль являлся законной военной целью для противника."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Как следствие, немецкие лётчики при этом не несли уголовную ответственность за потопление вооруженного судна. Аналогичный случай произошел и знаменитой «атаке века», когда подводник Александр Маринеско потопил немецкий транспорт «Вильгельм Густлофф». Также вооруженный орудиями, находившийся под охраной и перевозящий вооруженных комбатантов. Случаи идентичны. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 395816, "height": 521, "pic_id": 486279, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/03/22/image_qHo86d4.jpeg", "width": 762}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Просто немецкий самолет-торпедоносец, вылетел в море на барражирование, заметил военный караван и атаковал без опознания, самый крупный корабль. Вполне законно, не нарушая правил войны. Перегруженность транспорта беженцами и отсутствие у команды боевого опыта не позволили вовремя обнаружить противника и уйти от торпед. Истребители сопровождения, опасаясь пикирующих бомбардировщиков, патрулировали на высоте около трёх тысяч метров и не заметили низко идущий торпедоносец. Сторожевые катера держались впереди транспорта и тоже «прозевали» атаку. И Черное ноябрьское море поглотило и корабль и всех пассажиров. Спастись удалось всего восьмерым. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 449850, "height": 415, "pic_id": 486281, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/03/22/image_2Km2toU.jpeg", "width": 730}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "И до сих пор некоторые вопросы гибели «Армении» неизвестны."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Сколько человек погибло,"}], "attributes": ["heading1"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Что за ценный груз был погружен в Балаклаве?"}], "attributes": ["heading1"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Долгое время останки «Армении» не находили."}], "attributes": ["heading1"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Координаты известны лишь приблизительно. Несколько экспедиций буквально излазили весь квадрат, но так и ничего не нашли. И вот год назад поисковики-драйверы Русского Географического общества нашли погибший теплоход. Будем надеяться что исследователи раскроют тайны гибели «Армении». Во всяком случае, уже рушится господствующая версия, что теплоход погиб от попадания торпеды."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Скорее всего, теплоход пошел на дно от попадания авиабомб. То есть его потопил не самолет-торпедоносец, а самолеты-бомбардировщики. На это прямо указывают повреждения. Но пока это всё на стадии изучения и исследования."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Но может быть скоро раскроются все тайны гибели «черноморского «Титаника» - теплохода «Армения». "}], "attributes": []}], "selectedRange": [201, 316]}
Комментарии 1