20 мар 2023 · 23:54    
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Знакомьтесь: передвижная АЭС «Памир-630Д» на колёсном шасси для условий Крайнего Севера, уникальная разработка, которую убила человеческая паника и правительственные интриги."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "max_g480_c12_r4x3_pd20 (84).jpeg", "filesize": 60573, "height": 585, "pic_id": 483441, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/03/20/max_g480_c12_r4x3_pd20_84.jpeg", "width": 782}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Ползучие реакторы для дальнего Севера"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "max_g480_c12_r16x9_pd20 (11).jpeg", "filesize": 55723, "height": 370, "pic_id": 483442, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/03/20/max_g480_c12_r16x9_pd20_11.jpeg", "width": 782}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "К слову, «Памир» стал не первым «ползающим» реактором: ещё в начале шестидесятых Физико-энергетический институт Обнинска («Лаборатория В») создал и передал в опытную эксплуатацию комплекс ТЭС-3 (Транспортабельная атомная ЭлектроСтанция), который использовал уникальное шасси последнего советского тяжёлого танка Т-10 с 750-сильным дизелем."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Точнее, целых четыре. Именно столько потребовалось для размещения оборудования. Комплекс получил общую массу свыше 300 тонн, а для его работы потребовалась жёсткая связь всех модулей с помощью проводов и трубопроводов."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Установку оснастили довольно примитивным водо-водяным реактором. В качестве охладителя он использовал циркулирующую воду, которая охлаждалась через внушительных размеров воздушный радиатор. Так что до места развертывания махина доехать могла, но работа требовала установки на постоянное место. Процесс небыстрый и так же требовавшей серьезной подготовки."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "max_g480_c12_r4x3_pd20 (85).jpeg", "filesize": 104554, "height": 586, "pic_id": 483443, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/03/20/max_g480_c12_r4x3_pd20_85.jpeg", "width": 782}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Несмотря на удачную эксплуатацию, в серию комплекс не запустили. А военные продолжали требовать компактный и автономный источник электричества для объектов, находящихся в отдаленных районах с отсутствием дорог, больших круглогодичных аэродромов и стационарных линий электропередач."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Требования к будущему комплексу были чрезвычайно необычными. Передвижная атомная электростанция должна была:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "— работать при температурах от −50 до +35°С и высокой влажности,"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "— иметь автоматизированное управление энергоустановкой,"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "— умещаться на стандартных железнодорожных платформах О-2Т, в грузовых кабинах самолётов и вертолетов."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Время работы реактора на одной закладке топлива должно было быть не менее 10 000 часов и работать непрерывно не меньше 2000 часов, не перегреваясь."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Система должна была уметь «выключаться» для перемещения, причем демонтаж был так же оговорен — не дольше 30 часов. С «марша» она должна была запускаться не дольше 6 часов."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "max_g480_c12_r4x3_pd20 (86).jpeg", "filesize": 75147, "height": 586, "pic_id": 483445, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/03/20/max_g480_c12_r4x3_pd20_86.jpeg", "width": 782}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Кроме того, проектировщикам следовало придумать, как снизить расходование воды, которая в условиях тундры ненамного доступнее солярки."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Для разработки подобного комплекса в Белорусской ССР в 1973 году в Институте ядерной энергетики Академии наук Белорусской ССР (после распада СССР переименован в Объединенный институт энергетических и ядерных исследований «Сосны») создали специальное конструкторское бюро (СКБ) с опытным производством, которое должно было создать принципиально новый тип электростанции."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Возглавил разработку уникального реактора и модульного колёсного комплекса для его перемещения, которые вошли в состав проекта «Памир», небезызвестный директор института, Василий Борисович Нестеренко, знакомый многим по материалам Чернобыльской трагедии."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "max_g480_c12_r4x3_pd20 (87).jpeg", "filesize": 79041, "height": 586, "pic_id": 483446, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/03/20/max_g480_c12_r4x3_pd20_87.jpeg", "width": 782}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Подходящего шасси не нашлось, поэтому для «Памира» на основе самого распространенного в СССР тяжёлого грузовика МАЗ-537 разработали новый тягач МАЗ-7960 с обновлённым двигателем и улучшенным управлением."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Разработка потребовала не только новое колёсное шасси, но и принципиально отличный от всех ранее существовавших реактор, поэтому заняла почти 12 лет."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В результате многолетней работы в 1985 году была создана и пущена первая в мире передвижная атомная электростанция «Памир-630Д» — единственная на данный момент АЭС на колёсном шасси, которая действительно работала."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Разработка, как уже упоминалось ранее, потребовала создания принципиально нового реактора: ранее использованный в ТЭС-3 водо-водный оказался недостаточно эффективен и обладал рядом проблем с охлаждением, работая при высоких температурах."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "max_g480_c12_r4x3_pd20 (88).jpeg", "filesize": 63276, "height": 587, "pic_id": 483447, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/03/20/max_g480_c12_r4x3_pd20_88.jpeg", "width": 782}}], "attributes": []}], "selectedRange": [3653, 3653]}
Комментарии 1