29 янв 2024 · 12:11    
{"document": [{"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "1706519257.jpg", "filesize": 146946, "height": 453, "pic_id": 810220, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2024/01/29/1706519257.jpeg", "width": 604}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Монгольский ученый Ч. Далай в монографии «Краткая история монгольского шаманизма» писал: «До недавнего времени в нашей стране, в дархатских землях практиковалась мумификация умерших шаманов и шаманок и последующее хранение мумий дома»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Обряды, связанные со смертью шамана, свято соблюдаются до наших дней. Если не соблюсти правила ритуала, по верованиям дархатов, дух шамана не сможет трансформироваться, он будет мстить семье и очагу покойного. Поэтому обряды свято соблюдались из поколения в поколения."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "При смерти шамана полагалось рассечь шаманский бубен крест на крест, уложить в него шаманские онгоны, одежду и культовые предметы хозяина, и унести их в скрытное сухое место в противоположном направление от мумии шамана. Эти вещи полагалось хранить три года. Если не соблюсти ритуал захоронения духа шаманского снаряжения, то это будет равносильно тому, как если бы шамана захоронили заживо. Считалось, что без соблюдения этого обряда, дух шамана и бубна будет мстить семье и очагу покойного шамана."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Спустя три года после смерти шамана совершался обряд вознесения на небо, все это время шаманский костюм и бубен должны были храниться в сухом изолированном месте отдельно от мумии, чаще всего в шаманской пещере. Для проведения обряда шаманские вещи и мумию шамана переносили на возвышенное место, заливали топленым маслом и поджигали, считалось что с дымом душа шамана возносится на небо."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "По шаманской вере душа человека находится между первым шейным позвонком и следующим, после их разделения душа возносится на небо, поэтому было важным через три года определить состояние позвонков, если они распадались, можно было проводить обряд сжигания. Но, если по истечению трех лет, позвонки скелета шамана засыхали вместе, и не отделялись друг от друга, то обряд сжигания мумии не проводили, считалось, что душа покойного шамана перешла к родственникам и прячется среди их детей. Если провести обряд вознесения духа шамана на небо при соединенных вместе позвонках, будет причинен вред детям, в которых мог вселиться дух шамана. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Иногда сросшиеся позвонки для вознесения души шамана на небо разрубали топором, но чаще, опасаясь причинить вред детям, мумию шамана надежно пряталась в изолированной местности вдали от чужих глаз. Так на берегах Хубсугула возникли тайные шаманские святилища, которые никогда не показывают чужакам. Имеются сведения, что для хранения онгонов, шаманских бубнов и вещей шамана, строились специальные деревянные ограждения или дома, подобные Домам духов сохраняются в Прихубсугулье и в настоящее время и их число превышает несколько сотен."}], "attributes": []}], "selectedRange": [1520, 1520]}
Комментарии 2