03 сен 2023 · 23:54    
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Первоначально мост назывался Екатерининским в честь Екатерины II, однако вскоре после постройки был переименован в Чернышёв мост (от находившейся здесь загородной усадьбы графа Чернышёва). 23 августа 1948 года мост был переименован в честь М. В. Ломоносова. Одновременно сменила название и примыкающая к мосту площадь Чернышова, также в честь Ломоносова. На площади был установлен памятник этому многоплановому учёному, поэту, художнику."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "IMG_4260.jpeg", "filesize": 1026987, "height": 922, "pic_id": 689137, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/09/03/IMG_4260.jpeg", "width": 1242}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Мост был построен в 1785—1788 годах (поскольку мост изначально не предусматривался проектом, для его сооружения пришлось разбирать недавно законченные гранитные набережные Фонтанки). Авторами проекта разные источники называют инженеров Ф. Бауэра (Баура), И. К. Герарда, П. К. Сухтелена, К. Ф. Модераха, архитекторов Ю. М. Фельтена и В. И. Баженова. Большинство же источников отдают предпочтение французскому инженеру Ж. -Р. Перроне. Мост имел каменные опоры и каменные арочные береговые пролётные строения, с башнями на быках, центральный деревянный пролёт был разводным. Разводные механизмы находились в четырёх гранитных башнях. Это был один из 7 типовых трёх пролётных мостов через реку. В наше время сохранились только два из этих мостов: мост Ломоносова и Старо-Калинкин."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "IMG_4261.jpeg", "filesize": 1646338, "height": 1642, "pic_id": 689138, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/09/03/IMG_4261.jpeg", "width": 1242}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В 1826 году появился первый проект переустройства моста. Он предусматривал перекрытие среднего пролёта чугунными сборными ящиками-клиньями, для чего предполагалось разобрать деревянный разводной пролёт, а также над мостные башни, и расширение проезжей части устройством тротуаров на кронштейнах. Проект был утвержден 20 июля 1826 года, но не был осуществлён. В 1859 году средний разводной пролёт был заменён деревянной подкосной фермой, а проезжая часть отделена от тротуаров."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "IMG_4262.jpeg", "filesize": 1051208, "height": 913, "pic_id": 689139, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/09/03/IMG_4262.jpeg", "width": 1242}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Попытки перестроить Чернышев мост из-за недостаточной ширины проезжей части последовательно повторялись с 1870-х годов, причём в столичной печати об этом сообщалось как о решенном вопросе."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В 1902 году Городская дума поручила разработать проект нового моста инженеру Г. Г. Кривошеину. В докладе Городской Управы по этому вопросу, представленном в октябре 1906 года, отмечалось, что «в целях создания сооружения вполне рационального, удовлетворяющего условиям движения экипажного и судового, а также условиям художественным по внешней форме моста, следует отказаться от мысли сохранить на мосту башни, потерявшие своё прежнее назначение», что эти башни, «не украшая моста», стесняют ширину проезда. А так как мост необходимо было расширить, то расходы на сохранение башен казались тогда совершенно неоправданными и ненужными. В 1907 году Городской управой был одобрен проект, разработанный Кривошеиным в содружестве с архитектором В. П. Апышковым. Проект предполагал перенос башен Чернышова моста на береговые устои или полный отказ от них как от «бесполезных сооружений». Старый каменный мост предусматривалось полностью разобрать и возвести на его месте совершенно новое сооружение со стальным пролётным строением."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "IMG_4263.jpeg", "filesize": 1430578, "height": 2098, "pic_id": 689140, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/09/03/IMG_4263.jpeg", "width": 1242}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "События первой русской революции 1905—1907 годов помешали осуществить этот замысел. Вопрос о реконструкции Чернышева моста был вновь поднят в начале 1910-х годов, но за сохранение облика моста развернулась полемика. Идею сохранить внешний вид моста поддерживали Академия художеств и Общество архитекторов. В 1912 году был одобрен проект, предусматривающий сохранение внешнего вида моста."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В 1912—1913 годах под руководством инженера А. П. Пшеницкого мост был капитально отремонтирован. Предполагавшуюся здесь линию трамвая удалось перенести на соседние мосты, а его сохранить для обычного движения. Опоры и своды были полностью переложены, причём часть прежних гранитных блоков использована вновь, а часть пришлось заменить новыми. Мост был технически обновлен, но его архитектурный облик остался прежним. Вместо деревянного подкосного пролётного строения, появившегося на месте бывшего разводного пролёта в XIX веке, были установлены стальные клепаные двутавровые балки. Сохранились и массивные железные цепи: в совокупности с гранитными башнями они напоминают о том, что некогда средний пролёт моста был подъемным."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "IMG_4264.jpeg", "filesize": 1732967, "height": 1651, "pic_id": 689141, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/09/03/IMG_4264.jpeg", "width": 1242}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В 1915 году архитектор И. А. Фомин исполнил проект освещения моста. Согласно этому проекту при въездах на мост были поставлены четыре невысоких гранитных обелиска с гранеными фонарями, поддерживаемыми кронштейнами с золочеными фигурками морских коньков."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Во время блокады мост пострадал от артиллерийских обстрелов: были разрушены все чугунные перила, сброшены гранитные парапеты, уничтожены гранитные фонари-обелиски."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "IMG_4265.jpeg", "filesize": 1057456, "height": 918, "pic_id": 689142, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/09/03/IMG_4265.jpeg", "width": 1242}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В 1949, 1950—1952, 1967, 1986, 2006 годах на мосту производились ремонтные и реставрационные работы, в результате которых были восстановлены утраченные к тому времени гранитные обелиски с фигурными фонарями и кронштейнами"}], "attributes": []}], "selectedRange": [0, 64]}
Комментарии 41