20 окт 2025 · 18:21    
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Вторая часть, заключительная"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Деструкция дилетантского анекдота о внешности Наполеона и якобы лживости художников, его писавших. Анализ прижизненных портретов великого полководца, с привлечением валидных репродукций из величайших музеев мира, с приложением профильного антропологического ликбеза."}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Нетерпеливым и малознакомым с иконографией Наполеона читателям поясню, почему ранние портреты так отличаются от последующих: здесь, как уже говорилось, Наполеон носил длинные волосы (вместо парика с «косой») и был худ, отчего лицо казалось вытянутым. Художники передавали это буквально. Худоба его связана с юностью и молодостью, полными лишений: после смерти отца, на свое небольшое жалованье он содержал мать и семерых братьев и сестер. После Термидора бригадный генерал целый год прожил без дохода, иногда в кармане не было и десяти су. Посмотрев все возможные портреты в музеях Франции, А. Манфред так описал внешность Бонапарта в 1795 г.: «Этот невысокого роста, "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "худой, почти болезненного вида молодой человек с черными прямыми длинными волосами, падающими на плечи, со странной бледностью нефранцузски смуглого лица, необычайно живыми глазами"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "…»"}, {"type": "string", "attributes": {"href": "#_ftn1"}, "string": "[1]"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". Позже мода сменилась, стали носить короткие волосы, а спаситель 13 вандемьера, герой Италии и Египта, наконец-то смог есть вдоволь, отчего слегка располнел, лицо его округлилось, перестав казаться вытянутым. Впрочем, это произошло не синхронно. На картине Жана Дюплесси-Берто"}, {"type": "string", "attributes": {"href": "#_ftn2"}, "string": "[2]"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " он уже с короткими волосами, но еще очень худ. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Бонапарт, первый консул, около 1800 (Ж. Дюплесси-Берто. Мальмезон)", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "1800° Бонапарт, первый консул (Дюплесси-Берто. Мальмезон).jpg", "filesize": 38671, "height": 506, "pic_id": 1032141, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/10/20/1800_%D0%91%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BF%D0%B0%D1%80%D1%82_%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B2%D1%8B%D0%B9_%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%83%D0%BB_%D0%94%D1%8E%D0%BF%D0%BB%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B8-%D0%91%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%BE._%D0%9C%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BC%D0%B5%D0%B7%D0%BE%D0%BD.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20251020%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20251020T154446Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=4e0df58841f1002965f3c1ac0003f4bb6682f0aa0571289a8c4c58e98c00f1a5", "width": 474}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Нос длинный, с горбинкой, глаза светло-карие, край радужки зеленоватый, волосы волнистые… темные, практически черные. "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "Метаморфоз с волосами можно объяснить как освещением, так и тем, что на предыдущих картинах — походных — волосы великого генерала выгорали, отдавая в шатена. Здесь же Первый консул впервые позировал в Париже. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В отличие от ранее упомянутых авторов, Дюплесси-Берто сумел передать худобу лица, не вытягивая его, как предыдущие, менее мастеровитые художники. Разница à faire"}, {"type": "string", "attributes": {"href": "#_ftn3"}, "string": "[3]"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " бросается в глаза. Здесь отчетлив рельеф лица, кожи, заметны даже следы бритья. Единственное, что не удалось автору — взгляд Первого консула. Слишком задумчивый, мечтательный, а на неопытный взгляд — даже нерешительный. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "А вот любопытная фальшивка: "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "1800° раскрашенная каким-то уродом фальшивка.jpg", "filesize": 84090, "height": 498, "pic_id": 1032142, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/10/20/1800_%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BA%D0%B0%D0%BA%D0%B8%D0%BC-%D1%82%D0%BE_%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%BC_%D1%84%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%88%D0%B8%D0%B2%D0%BA%D0%B0.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20251020%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20251020T154509Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=3f8e7bc4e56ab629751adde903136aef42bdb63c8f5eedac97a4c2f94e391af8", "width": 447}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Колоризованная» версия репродукции рассмотренного портрета. С помощью утилиты «насытили» цвета, а глаза перекрасили в… синий! Неелова в хорошей компании. Безвестный salaud ввел в заблуждение тысячи неразборчивых зрителей, не знающих, что достоверный портрет можно с уверенностью найти лишь на сайте музея, где хранится картина. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Здесь, хронологически, уместно вспомнить камею Р. Жоффруа, размещенную в начале работы. Она подтверждает "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "волнистые волосы и относительно длинный нос"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". Длина носа антропологами измеряется исключительно в вертикальной плоскости. Скажем, нос Буратино для них совсем короткий, но очень высокий. Длина не абсолютная величина: она замеряется отношением длины носа к высоте лица (для лица вертикаль — высота). И на глаз можно определить по расстоянию от носа до губы. Вот у Буша там уместится еще один нос… или полботинка. Это очень короткий nez. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Теперь переходим к картине, положившей начало величию Наполеона в живописи, картине с очень интересной предысторией. Маренго 14 июня 1800 г. Одна из величайших побед Наполеона. И одна из немногих, где не ему принадлежит главная заслуга. В каком-то смысле Ватерло наоборот. Наполеон, зная, что враги ждут его со стороны Ниццы, неожиданно для них прошел коротким путем, путем Ганнибала, через непроходимый перевал Сен-Бернар. Он вышел на равнины в тылу австрияков, сходу взял столицу Ломбардии Милан, и дальше занимал город за городом, продвигаясь навстречу австрийской армии, отдохнувшей и отъевшейся на тучных пьемонтских нивах. А французы были истощены тяжелым переходом через ледяные Альпы. Большая часть артиллерии еще не подтянулась. Часть сил и пушек Наполеон выделил в дивизию генерала Дезэ, соратника по Египту. Он должен был совершить длинный обход и отрезать австриякам путь отхода на Геную, в случае победы французов. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Но эта победа повисла на волоске: против 20 тыс. французов при 15 пушках враги выставили 30 тыс. и 100 пушек. Дефицит последних для Бонапарта-артиллериста был фатален, но времени ждать резервы не было. Австрияки стали теснить французов, которые отходили, нанося страшные удары врагу. Это было едва ли не первое сражение, где Наполеону пришлось обороняться! После трех часов пополудни командующий австрийцев Мелас отправил в Вену реляцию о победе над французами. Но буквально через полчаса все круто изменилось! Дезэ, заслышав вдали нестихающую канонаду, развернул дивизию и ускоренным маршем устремился к Маренго. Удар в тыл невесть откуда взявшихся свежих сил французов, вверг австрияков в панику. «Под ударами налетевшей на них свежей дивизии Дезэ, за которой бросилась вся армия Бонапарта, австрийская армия подверглась полному разгрому» "}, {"type": "string", "attributes": {"href": "#_ftn4"}, "string": "[4]"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Но радость победы омрачила смерть Дезэ: «Только дважды боевые товарищи Наполеона видели слезы на его [Наполеона] глазах после сражения. Второй раз это было несколько лет спустя, когда на его руках умирал маршал Лани, у которого ядром оторвало обе ноги. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В разгаре ликований венского двора, возбужденного первым радостным известием Меласа, в Вену прибыл и второй курьер, сообщавший, какая катастрофа случилась после отправления первого... Италия снова, и на этот раз, казалось, окончательно, была потеряна для австрийцев. Грозный враг оказался опять непобедимым»"}, {"type": "string", "attributes": {"href": "#_ftn5"}, "string": "[5]"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Генерал Дезэ в Египте. (А. Аппиани, Версаль)", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Генерал Дезэ. ... (А. Аппиани, Версаль).jpg", "filesize": 66277, "height": 700, "pic_id": 1032143, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/10/20/%D0%93%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BB_%D0%94%D0%B5%D0%B7%D1%8D._..._%D0%90._%D0%90%D0%BF%D0%BF%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D0%B8_%D0%92%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%B0%D0%BB%D1%8C.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20251020%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20251020T154542Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=d189ee64952594aeceee51a3de83c0bbd3ef270a9411e492279cfaf487f74e85", "width": 530}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Такое событие требовало особой картины, эпической. За ее создание взялся Антуан Жан Гро. Он взялся за работу сразу после славной победы. Пеший генерал награждал отличившегося гренадера. Но спустя два года, — после того, как Бонапарт стал Первым консулом Французской республики, — художник переписал полотно, усадив Наполеона на коня. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Наполеон, награждающий гренадера саблей после битвы при Маренго, 1802 (А-Ж. Гро. 1802. Мальмезон)", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "1802 Наполеон, награждающий гренадера саблей после битвы при Маренго. (Ж.-А. Гро. 1802. Мальмезон).png", "filesize": 3306969, "height": 1559, "pic_id": 1032144, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/10/20/1802_%D0%9D%D0%B0%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%BE%D0%BD_%D0%BD%D0%B0%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B4%D0%B0%D1%8E%D1%89%D0%B8%D0%B9_%D0%B3%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B0_%D1%81%D0%B0%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%B9_%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B5_%D0%B1%D0%B8%D1%82%D0%B2%D1%8B__gdVoyHa.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20251020%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20251020T154633Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=7ada2a47b4ce573f3f7867e93b35bbe8fe85e6779b64ae344ace759d1f18c953", "width": 1229}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Сейчас эта картина на реставрации. На правом краю, у головы второго гренадера, отчетливо видны частые кракелюры. Музейный вариант позволит без риска ошибиться дать характеристику d’apparence Наполеона. Все то же: "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "черные волнистые волосы, светло-карие глаза, nez слегка busqué"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". Далее не повторяя уже не раз констатированных истин, будем обращать внимание лишь на отличия от ставшего для нас каноничным облика Наполеона. Если таковые отличия найдутся. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Первый консул Бонапарт, 1802 ( А.-Ж. Гро. Музей Легиона чести [dit à russe — Почетного легиона])", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "1802 Первый консул Бонапарт. Холст, масло, написанный в 1802 году Антуаном-Жаном Гро (1771 - 1835) Музей Легиона чести..jpg", "filesize": 241613, "height": 1536, "pic_id": 1032145, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/10/20/1802_%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B2%D1%8B%D0%B9_%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%83%D0%BB_%D0%91%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BF%D0%B0%D1%80%D1%82._%D0%A5%D0%BE%D0%BB%D1%81%D1%82_%D0%BC%D0%B0%D1%81%D0%BB%D0%BE_%D0%BD%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B2_18_CH1zwfb.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20251020%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20251020T154749Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=b1e8ee3678bcf73aed862b1016af323cc557cb9da4f08ed827c5c49f0ca457a9", "width": 1005}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В следующем году король Испании, бывшей тогда союзницей Франции, восхищенный битвой при Маренго и ее предысторией, заказал Жаку Луи Давиду картину «Бонапарт на перевале Сен-Бернар», воздающую оммаж героическому переходу французов и их непобедимому генералу. Давид, певец Революции, бывший депутат Конвента и член Комитета всеобщей безопасности, протеже якобинцев, после Термидора впал в немилость и безвестность. Лишь при Консульстве он вернулся к работе, создав своих знаменитых «Сабинянок» "}, {"type": "string", "attributes": {"href": "#_ftn6"}, "string": "[6]"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". Выполнив заказ испанского Бурбона, Давид выставил картину для публичного показа с платным входом. Очевидно, он хотел привлечь внимание Первого консула и вернуть себе позиции первого живописца государства. Это ему прекрасно удалось. Наполеону картина понравилась, и он заказал вторую такую же, для себя, с рядом изменений, добавивших экспрессии и еще больше величия момента. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Наполеон среди скал Сен-Бернара, около 1803 (Ж.-Л. Давид. Версаль)", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "1803° Наполеон среди скал Сен-Бернара. Давид. Версаль.jpg", "filesize": 158219, "height": 1024, "pic_id": 1032146, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/10/20/1803_%D0%9D%D0%B0%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%BE%D0%BD_%D1%81%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B8_%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%BB_%D0%A1%D0%B5%D0%BD-%D0%91%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%B0._%D0%94%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%B4._%D0%92%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%B0%D0%BB%D1%8C.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20251020%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20251020T154815Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=6f1712e2f995abb26609c0567f74da5855c2b2bd9b19034c6e80ad18f1b56ee7", "width": 841}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Антропология нашего героя не изменилось, разве что добавился румянец и красноватый кончик носа, символизирующий лютый холод Сен-Бернара. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Уже в имперский период Жан Огюст Доминик Энгр, ученик Давида, написал патетичную картину императора Наполеона на троне, при всех регалиях. Здесь лицо великого полководца заметно округлилось, но черты узнаваемы, цвет глаз и волос не поменялся. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Наполеон I на императорском троне в одежде для коронации, 1806 (Ж-.О. Энгр. Musée de l'Armée), фрагмент", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "1806 Наполеон I на императорском троне в коронационном костюме. Жан-Огюст Доминик Энгр. Фрагмент.png", "filesize": 53107, "height": 154, "pic_id": 1032147, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/10/20/1806_%D0%9D%D0%B0%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%BE%D0%BD_I_%D0%BD%D0%B0_%D0%B8%D0%BC%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BC_%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B5_%D0%B2_%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%BC_%D0%BA_XoPb94M.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20251020%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20251020T154851Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=8a548f4be887cc05140f7e01f0ee8354c3766f754228decc6312a5359f727ec6", "width": 140}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "И снова работа Давида. Наполеон в венце Цезаря. На холсте заметен след от рамки. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Наполеон, 1807 (Ж.-Л. Давид. Библиотека Тьера)", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "1807 Наполеон. 1807 (Давид. Библиотека Тьера).jpg", "filesize": 341671, "height": 1400, "pic_id": 1032148, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/10/20/1807_%D0%9D%D0%B0%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%BE%D0%BD._1807_%D0%94%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%B4._%D0%91%D0%B8%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BE%D1%82%D0%B5%D0%BA%D0%B0_%D0%A2%D1%8C%D0%B5%D1%80%D0%B0.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20251020%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20251020T154949Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=8cd2b1347f1c6b620037cee615bcb2bcc73e3135090ac849e835c3c5c809c438", "width": 1161}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Работа выполнена великолепно, до мелочей. Художник вновь добавил румянец, которого нет на картинах других авторов. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Напоследок работа Аппиани. Наполеон в наряде Итальянского короля, с орлами и орденом Легиона чести. Музейная четкая фотография: заметны кракелюры и «искорки» потертости на холсте. Проблема проекции анфас для итальянца так и осталась, даже располневшее лицо императора он сумел вытянуть. Выражение светло-карих глаз Наполеона кажется беспокойным и напряженным. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Этот портрет ничего не добавляет к нашему антропологическому исследованию, только подтверждая уже конституированное, интересен он тем же, что и работа Дюплесси-Берто — наличием репродукции-подделки с искаженными цветами: весь портрет сильно засветлен, Наполеон на нем почти русый, глаза частично голубые, частично… карие, — подделка мошеннику полностью не удалась. Эту фальшивку"}, {"type": "string", "attributes": {"href": "#_ftn7"}, "string": "[7]"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " апологируют не только безграмотные прохвосты, не способные безошибочно написать пару слов без редактора. Таковую мы обнаружили в блоге некоего антиквара и, по ее словам, искусствоведа"}, {"type": "string", "attributes": {"href": "#_ftn8"}, "string": "[8]"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". Мотивы такого лжеца тоже на поверхности — риши, как правило, расисты. Если «впаривать» им копию ценной работы, то лучше, чтобы великий полководец был там посветлей. Кредо всякого спекулятёра —деньги не пахнут. Пусть Веспасиан, говоря эти слова, и не думал о мелочной личной наживе. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Наполеон в наряде Итальянского короля, 1808 (А. Аппиани. Венский музей)", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "1808 Аппиани.png", "filesize": 1376366, "height": 853, "pic_id": 1032149, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/10/20/1808_%D0%90%D0%BF%D0%BF%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D0%B8.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20251020%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20251020T155129Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=d277050e0c66fb8ed498c5a65d8396434cb0cd120fd08f3076be098769afffaf", "width": 671}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Наше маленькое историческое путешествие по музеям подходит к концу. Результаты подтверждают очевидное. Детали внешности Наполеона: "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "нос относительно длинный, с горбинкой, глаза светло-карие, волосы волнистые черные, кожа скорее смуглая для француза, но отентичная для уроженца солнечного острова (не исключен и светлый оттенок). "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "Ни на одном подлинном портрете он не изображен голубо- сероглазым русым блондином. Это все измышления лживых фальсификаторов. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В большей части портретов меньше всего из вышеуказанного проявляется nez busqué. Однако, сам Наполеон это наглядно предъявляет: "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Посмертная маска Наполеона, сделанная по слепку лица, снятому на Сент-Элен. (Мюзé де л’Армэ; второй экземпляр в Мальмезоне)", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "3003 Посмертная маска Наполеона. Мальмезон.jpg", "filesize": 69049, "height": 683, "pic_id": 1032150, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/10/20/3003_%D0%9F%D0%BE%D1%81%D0%BC%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BC%D0%B0%D1%81%D0%BA%D0%B0_%D0%9D%D0%B0%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%BE%D0%BD%D0%B0._%D0%9C%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BC%D0%B5%D0%B7%D0%BE%D0%BD.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20251020%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20251020T155241Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=3dc13b77f3bc2cabe24ef52ddb5c9dbdd73030d23450ea0ad6033aa1ef02adda", "width": 1024}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Ad imum"}, {"type": "string", "attributes": {"href": "#_ftn9"}, "string": "[9]"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " пара портретов величайшего полководца от благодарных потомков. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Бонапарт при осаде Тулона в 1793, 1890 (Гуашь, картон, Ж.-Б. Детай, Мюзé де л'Армэ)", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "02.png", "filesize": 580322, "height": 853, "pic_id": 1032151, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/10/20/02.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20251020%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20251020T155305Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=e5fe83415696dfde8fa1c024fd881b13e4d7f0e50398d3e2da754d9c7bcdc058", "width": 601}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Почтовая марка Французской республики, 1951", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Timbre France Poste 1951.jpg", "filesize": 251601, "height": 563, "pic_id": 1032152, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/10/20/Timbre_France_Poste_1951.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20251020%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20251020T155324Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=f732df1339db3849d1b0e06f869ec35065b0b7dd2053055f2e452766662c40d1", "width": 372}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "________________"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"href": "#_ftnref1"}, "string": "[1]"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Манфред А. "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "Наполеон Бонапарт. М., 1987. С. 103."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"href": "#_ftnref2"}, "string": "[2]"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Живописец-хроникер Революции. Из-под его кисти вышли «Битва при Жемаппе», «Возвращение короля из Варенна», «Штурм Тюильри 10 августа 1792» и, soit dit en passant, «18 брюмера VIII года» — разгон Наполеоном олигархической Директории."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"href": "#_ftnref3"}, "string": "[3]"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " В мастерстве, в выполнении."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"href": "#_ftnref4"}, "string": "[4]"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Тарле Е. "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "op. cit. С. 104."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"href": "#_ftnref5"}, "string": "[5]"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Ibid. С. 105."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"href": "#_ftnref6"}, "string": "[6]"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " В 1977—1981 гг. лицо центральной сабинянки заменило, на стандартных почтовых марках, Марианну —символическое воплощение Франции."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"href": "#_ftnref7"}, "string": "[7]"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Приводить ее не будем, при желании читатели найдут ее сами. Это куда проще, чем найти нужную отентичную репродукцию на сайте музея."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"href": "#_ftnref8"}, "string": "[8]"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " На сайте, продающем… «Отентичный одеколон Наполеона на Сент-Элен»!"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"href": "#_ftnref9"}, "string": "[9]"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Наконец, напоследок. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "ИСТОЧНИКИ"}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true, "href": "#_ftn1", "italic": true}, "string": "[1]"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Легран П. "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "Бретонские романы, или кто придумал Короля Артура. 2024. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Легран П. "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "Морское могущество, или Тень Ришельё. 2018. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Сен-Жюст Л. -А. "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "Речи. Трактаты. Спб., 1995. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Манфред А."}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Наполеон Бонапарт. М., 1987. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Тарле Е."}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Сочинения в двенадцати томах. М., 1959—1962. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Хрисанфова Е., Перевозчиков И."}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Антропология. М., 2005. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"href": "https://www.bnf.fr/fr"}, "string": "Bibliothèque nationale de France (BnF)"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"href": "https://www.fondation-dosne-thiers.fr/actualites/titre-les-oeuvres-de-la-collection-de-la-bibliotheque-thiers-presentees-dans-les-expositions-en-2022/"}, "string": "Bibliothèque de Thiers"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"href": "https://www.legiondhonneur.fr/fr"}, "string": "Grande Chancellerie de la Légion d’Honneur"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"href": "https://www.carnavalet.paris.fr/"}, "string": "Musée Carnavalet"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"href": "https://www.musee-armee.fr/accueil.html"}, "string": "Musée de l’Armée"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"href": "https://www.louvre.fr/"}, "string": "Musée du Louvre"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"href": "https://musees-nationaux-malmaison.fr/"}, "string": "Musées nationaux Malmaison"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"href": "https://www.chateauversailles.fr/"}, "string": "Musée national du château de Versailles"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"href": "https://alizee-officiel.com/"}, "string": "Site d’Alizée"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "____________"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"href": "#_ftnref1"}, "string": "[1]"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Только цитированные. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"href": "https://dzen.ru/away?to=https%3A%2F%2Fpierre-legrand.wixsite.com%2Fpierre-legrand", "italic": true}, "string": "© Pierre Legrand / Пьер Легран, 2025"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"href": "https://pabliko.ru/@pierre-legrand/napoleon_anfas_i_v_profil_part_i-331468/"}, "string": "Читать первую часть"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"href": "https://pierre-legrand.wixsite.com/pierre-legrand/napol%C3%A9on-en-face-et-de-profil"}, "string": "Читать полностью"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " "}], "attributes": []}], "selectedRange": [0, 0]}
Комментарии 1