06 окт 2025 · 18:50    
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Первая часть"}], "attributes": ["heading1"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Деструкция дилетантского анекдота о внешности Наполеона и якобы лживости художников, его писавших. Анализ прижизненных портретов великого полководца, с привлечением валидных репродукций из величайших музеев мира, с приложением профильного антропологического ликбеза."}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "Наполеон — величайший в истории полководец. Он провел почти 60 сражений, — больше, чем Ал. Македонский, Ганнибал, Цезарь и Суворов вместе взятые"}, {"type": "string", "attributes": {"href": "#_ftn1"}, "string": "[1]"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". Но человеку, далекому от истории, как науки, подчас трудно найти достоверный текст даже о столь знаменитом и тщательно изученном историческом лице. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Наполеон Бонапарт, Первый консул. 1801 (Камея работы Р. Жофруа[2]. BnF)", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "1801 - Camée de Napoléon 1801 BnF.png", "filesize": 828677, "height": 881, "pic_id": 1028635, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/10/06/1801_-_Cam%C3%A9e_de_Napol%C3%A9on_1801_BnF.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20251006%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20251006T153036Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=9f4ab0d667841f60ed42e1f8d1016365fcbca0aacc7c34b5b68484b6ebd4e751", "width": 761}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Потому что интернет, в текущем своем состоянии, представляет собой Авгиевы конюшни. И особенно загажен его «исторический» сегмент. В любой другой области знаний, чтобы проповедовать, нужно иметь базовый минимум тех самых знаний. С историей все иначе: изо всех щелей лезут тысячи кухонных историков, не запятнанных никакими знаниями, «начитавшихся» — писаной такими же дилетантами, а зачастую и злонамеренными подлецами, — «библии дураков» или скалькированных с нее сайтов. Множа педийные ошибки, дополняя их своей фантазией и тенденциозными домыслами, самозваные геродоты ежедневно извергают в сеть гигабайты авгиевых масс, кои тут же многократно тиражируют сотни попугаев-рерайтеров, превращая завалы в непреодолимые никаким Геркулесом. Пандемия википедиоза дополняется атавистичной фоменковщиной, гнездящейся все в той же упомянутой клоаке, и наивный посетитель уже не знает, чему верить. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Многие подобные материалы, как домино арлекина, слеплены из причудливой смеси очевидных фактов и лжи. Например, деструктируя одни анекдоты (Наполеон — коротышка, отломал Сфинксу нос, etc.), — тут же апологируют другие: он де был высоким блондином в черном ботинке, равняют (давняя болезнь тенденциозных дилетантов правацкого толка) с «полуграмотным тупоумным немецко-фашистским мерзавцем», как назвал академик Тарле"}, {"type": "string", "attributes": {"href": "#_ftn3"}, "string": "[3]"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " одиозного маньяка, тщившегося встать на одну доску с великим. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Казалось бы, иконография Наполеона, состоящая, в первую очередь, из прижизненных портретов, не должна вызывать больших вопросов. Но именно здесь кухонные историки профашистского толка дали волю своей злонамеренной фантазии, объявив всех современных Наполеону живописцев и графиков лжецами, никогда не видевшими великого полководца и писавшими/рисовавшими его абсолютно иным, нежели он был на самом деле. А был он де голубоглазым блондином 90-60-90. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Основным изъяном дилетантов, помимо невежества, является необученность научному мышлению. В вышеописанной ситуации они не смогли продумать хотя бы на ход дальше, и сообразить, — для кого писались те портреты, а заодно и представить, что бы сказали тем нечестивым художникам заказчики — сам Наполеон и люди, его знавшие (а таких были тысячи!), при виде столь неотентичных работ. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Нашим методом исторического ликбеза является подробное исследование вопроса, открывающее читателю картину во всех основных аспектах, и дающее ему массу новых для него фактов, объединенных в четкую структуру с ясной мыслью. Таковы, например, исследования «Казуса Ришельё» или «Артурианы» "}, {"type": "string", "attributes": {"href": "#_ftn4"}, "string": "[4]"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". Мы брезгуем вступать в заочную постатейную контроверзу с фоменковцами. Но, здесь случай особый, касающийся широко растиражированной фальшивки, вводящей в заблуждение тысячи случайных читателей. Посему проведем анализ наполеоновской прижизненной иконографии; en tant que"}, {"type": "string", "attributes": {"href": "#_ftn5"}, "string": "[5]"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " автор изучал антропологию и, пару семестров, историю искусств, то есть имеет о предмете некоторое представление. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Сначала приведем список одинаково нелепых претензий и «опровержений» самодеятельных бернье"}, {"type": "string", "attributes": {"href": "#_ftn6"}, "string": "[6]"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ", касаемо внешности великого полководца. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "I «Нос крючком» / маленький обрубок, как у Буша. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "II Кожа смуглая / белая, как у шимпанзе. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "III Глаза: жгучие черные / голубые, как у барби. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "IV Волосы: черные жесткие кудри, как у Пушкина и Дюма / белые-белые, пушистые и шелковистые. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "screenshot 2025-10-06 001.png", "filesize": 375820, "height": 375, "pic_id": 1028636, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/10/06/screenshot_2025-10-06_001.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20251006%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20251006T153636Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=0ec699ab31794e450b6194f8fbd7e4793302640269fb715e603e55839e735131", "width": 622}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Апропо, вся эта палеолитная «антропология» совсем не безобидна. Так же начинали гитлеровские валеты, а нынешняя свора продолжает, и не может допустить, чтобы величайший полководец не подпадал под их шизофренические «стандарты». À propos, эти «стандарты» за 30 лет фашистской пропаганды настолько въелись в сознание не только охлоса, основной неофашистской клиентелы, но всей мелкобуржуазной массы (в которой и вызревают споры этой заразы в национальном масштабе), что дошло до таких мерзких казусов, как обложка диска советского фильма, с портретом замечательной советской актрисы Нееловой, где ее всесоюзно известные темно-карие глаза какой-то фашиствующий подлец перекрасил в кислотно-синие. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Но вернемся к нашим баранам. «Нос крючком», в их воображении, надо полгать, это «клюв» соседа-армянина. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Ара Ашот. (Парк Тайган—Сказка)", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "2095 Ара Ашот. (Парк Zoo Тайган).png", "filesize": 500004, "height": 581, "pic_id": 1028637, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/10/06/2095_%D0%90%D1%80%D0%B0_%D0%90%D1%88%D0%BE%D1%82._%D0%9F%D0%B0%D1%80%D0%BA_Zoo_%D0%A2%D0%B0%D0%B9%D0%B3%D0%B0%D0%BD.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20251006%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20251006T153741Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=46675446b4cb928a512f5a6cbef3ef032b78eb88c46e325d48a059072dffa030", "width": 492}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "То есть, нос с длинным толстым кончиком, нависающим над губой, что совершенно не характерно для французов: «орлиность» знаменитому галльскому носу придает выступ на «спинке» — горбинка (образованная слишком высокой носовой костью). Она, в принципе, есть у большинства людей, но у иных французов и итальянцев выражена особенно сильно. С такими носами часто изображали королей Франции, например, Филиппа V Длинного и Анри IV Великого. Из современных персонажей можно припомнить актеров Л. Вильсóна и В. Кассéля, футболиста О. Жиру. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Эта форма у французов не превалирующая, однако не редкая. Из известных лиц Революции, nez busqué"}, {"type": "string", "attributes": {"href": "#_ftn7"}, "string": "[7]"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " разной выраженности встречается у жирондиста Бюзо, Сен-Жюста, Лазара Карно, Бийо-Варенна, Лекуантра из Версаля (преследователь Бомарше по «делу фюзи»). "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Наполеону писали слабовыраженный nez busqué"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". Вот самый ранний, из подтвержденных, портрет молодого Бонапарта: "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Бонапарт. Итальянская кампания. 1796 (Дж. Лонги)", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "1796 - Итальянская кампания. 1796 (Дж. Лонги).jpg", "filesize": 123180, "height": 545, "pic_id": 1028638, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/10/06/1796_-_%D0%98%D1%82%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%8F%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BA%D0%B0%D0%BC%D0%BF%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F._1796_%D0%94%D0%B6._%D0%9B%D0%BE%D0%BD%D0%B3%D0%B8.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20251006%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20251006T153818Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=0b4405f03d0d087eafb368a116c3632b66a123e399e9b442d244aefdbafb2e0d", "width": 456}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Этому кроки"}, {"type": "string", "attributes": {"href": "#_ftn8"}, "string": "[8]"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " с натуры не хватает тени и тщательности выполнения, в отличие от профиля Сен-Жюста в схожем ракурсе (см. ниже). Сказалось апрантивное"}, {"type": "string", "attributes": {"href": "#_ftn9"}, "string": "[9]"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " мастерство художника и не самые подходящие для позирования условия. Но очертания профиля выполнено четко, и форма носа не кажется косно отображенной, — подобные ошибки бросаются в глаза. Также с уверенностью можно отметить, что молодой Бонапарт не носил парик и делал обязательную тогда «косичку» из собственных волос. Этот момент интересен в свете другой проблемы: гипотетического отравления Наполеона мышьяком на Сент-Элене. Исследователи, оправдывающие Х. Лоу"}, {"type": "string", "attributes": {"href": "#_ftn10"}, "string": "[10]"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ", который мог отравить императора, ссылаются на якобы обычай посыпать мышьяком парики с косой и буклями, которые Наполеон никогда не носил (мышьяк обнаружен в волосах Наполеона). "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "scale_2400.png", "filesize": 148870, "height": 514, "pic_id": 1028640, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/10/06/scale_2400_T7VnRYG.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20251006%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20251006T154039Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=7536ff712a08d14ffd6ffc179643a4b4735a0ba788b06faad947f19574253966", "width": 302}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Прежде чем перейти к анализу следующих портретов, следует ознакомиться с антропологическими типами, присущими французам и корсиканцам. Антропологический ликбез — дело отдельного материала. Пока отметим базовый тезис, что этнические и антропологические границы не совпадают: ареал одного антропологического типа (т. н. малой расы) охватывает территории многих этносов, с другой стороны один народ часто включает в себя несколько антропологических типов. Бóльшая часть французов относится к среднеевропейской малой расе. Полоса вдоль Средиземного моря и Корсика принадлежит уже Средиземноморскому антропологическому типу. Не следует думать, что почти все жители конкретных ареалов точно соответствуют типовой характеристике: «многие индивиды, а также средние величины признаков в популяциях будут приближаться к ней» "}, {"type": "string", "attributes": {"href": "#_ftn11"}, "string": "[11]"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". Проще говоря, при рассмотрении конкретного индивида не следует ждать его полного тождества основным признакам антропологического типа, но, в большинстве случаев, следует ожидать картины, близкой к ним. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Антропологические признаки французских типов мы свели в наглядную таблицу"}, {"type": "string", "attributes": {"href": "#_ftn12"}, "string": "[12]"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ": "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "4014.png", "filesize": 21433, "height": 215, "pic_id": 1028641, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/10/06/4014.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20251006%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20251006T154157Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=c43419d858f204be1f5f1b5c09e3a0e375a6a4f425576c11d18a6efa25b82139", "width": 723}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Примерно в такие параметры должен укладываться apparence"}, {"type": "string", "attributes": {"href": "#_ftn13"}, "string": "[13]"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Наполеона. Из перечисленных критериев, цвет кожи наименее конституируем: генетически вероятна как светлая, так и несколько смуглая. На всех портретах он свеж или бледен и, часто, светлокож, что удивительно, учитывая трудную судьбу, сплошь состоящую из лишений, походов и экспедиций. Его лицо жгло солнце Египта и Сирии, выветривал ветер пустыни, обжигали ледяные шквалы Сен-Бернара, в него въедалась пыль грязных немецких дорог, его коптил пороховой дым полусотни сражений, а оно оставалось таким, будто полководец не выходил из своего кабинета в Фонтенбло! Не загорало, не краснело. Не исключено, что он был смуглее среднего парижанина"}, {"type": "string", "attributes": {"href": "#_ftn14"}, "string": "[14]"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ", что позволяло коже лица переносить все упомянутые тяготы. Кстати типическая корсиканская смуглость далеко не обскурна: "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Локальная компатриотка Наполеона — уроженка Аяччо, известная певица Alizée. Наше время.", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Alizée.jpg", "filesize": 151722, "height": 806, "pic_id": 1028642, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/10/06/Aliz%C3%A9e.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20251006%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20251006T154220Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=7a0bdfe79ecc875a19730b2f357cdfb93f03e9abc34b49a34805e31dfa0108c9", "width": 723}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Современные полководцу художники, не обремененные расовыми предрассудками, вряд ли бы отразили (если бы даже уловили) такую незначительную деталь. Того же Веллингтона писали совершенно случайно: то смуглым, то розовым, как ростбиф, сходясь лишь в цвете его темно-карих глаз. Про Наполеона можно с уверенностью сказать, что он точно не был ростбифом"}, {"type": "string", "attributes": {"href": "#_ftn15"}, "string": "[15]"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Перейдем к анализу остальных трех критериев, с привлечением значительного фактического материала в виде портретов и картин, написанных исключительно современниками Наполеона и, как правило, с натуры, поскольку заказчиком являлся сам Наполеон, или кто-то хорошо его знающий. Отсюда следует допустить априорно высокую схожесть данных портретов с оригиналом. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Начнем с работы Альбера д’Альбе — соратника Бонапарта, тоже артиллериста и топографа, участника Итальянской кампании 1796—1797 гг. В том, что он не знал, как выглядит Наполеон, его заподозрить трудно. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Портрет генерала Бонапарта, около 1797 (Альбер д’Альбе. Мальмезон)", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "1797° Портрет женераля Бонапарта, один из первых трех изв. (Louis-Albert-Guislain Bacler d'Albe - артиллерист и топограф, соратник Наполеона. Мальмезон).jpg", "filesize": 39736, "height": 650, "pic_id": 1028643, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/10/06/1797_%D0%9F%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82_%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8F_%D0%91%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BF%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B0_%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%BD_%D0%B8%D0%B7_%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B2%D1%8B%D1%85_%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%85_%D0%B8%D0%B7%D0%B2._SmfVlSK.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20251006%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20251006T154335Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=2ead0e31d5d6c4d18acd76c696346da6db72932030a63c0619b5aa7be31a0182", "width": 497}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Нос длинный, с горбинкой, глаза светло-карие, волосы волнистые, каштановые"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". В целом, здесь все привычные атрибуты Наполеона, включая относительно тяжелый подбородок, но вытянутые в проекции. Либо неточность глазомера, либо художник хотел подчеркнуть характерные детали и невольно утрировал, как на знаменитом портрете Франсуа I, где и без того крупный нос двухметрового короля раздут до циклопических размеров. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Портрет короля Франции Франсуа I (Жан Клюэ, 1530. Лувр)", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "François_Ier_Louvre.jpg", "filesize": 158959, "height": 776, "pic_id": 1028644, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/10/06/Fran%C3%A7ois_Ier_Louvre.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20251006%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20251006T154403Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=3ab3e3f0a7bbed7786438020577c5c382628fb02e81462f8383aacaee9b06ef1", "width": 600}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Андреа Аппиани с натуры написал Бонапарта в следующем году. Набросанная небрежными мазками, картина шедевром не вышла, но приобрела определенную известность, достаточную, чтобы Пьер-Мишель Э (Aix) сделал по ней свою знаменитую гравюру: "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Генерал Бонапарт, 1798 (эстамп П.-М. Э. BnF)", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "1798 Le général Buonaparte gravure de Pierre-Michel Alix, d'après Andrea Appiani, 1798 Paris, BnF.jpg", "filesize": 137408, "height": 1071, "pic_id": 1028645, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/10/06/1798_Le_g%C3%A9n%C3%A9ral_Buonaparte_gravure_de_Pierre-Michel_Alix_NrV5KSq.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20251006%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20251006T154443Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=1e507881fb2850564174b095aeaa5fec7c65809acc3f053007d8db1b629eda5e", "width": 800}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Вероятно, при завершении, Аппиани сверялся с портретом д’Альбе, чем и вызвано сходство с ней в экспозиции и характерных деталях. Искусствоведы выделяют целую серию картин, повторяющих д’Альбе и Аппиани. "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Нос длинный, с горбинкой, глаза светло-карие, волосы волнистые, "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "черно-каштановые у Аппиани, на гравюре Э кажутся пепельными. Это может быть связано с фактом, что гравер вблизи Наполеона не видел, поскольку копировал Аппиани, либо не угадал с составом при литографировании. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "______________________"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"href": "#_ftnref1"}, "string": "[1]"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Тарле Е."}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Наполеон. // Сочинения в двенадцати томах. Т. VII. М., 1959. С. 32."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"href": "#_ftnref2"}, "string": "[2]"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " По канону год создания работы пишется после имени автора. Но, поскольку хронология особенно важна для нашего исследования, мы вынесли дату сразу за название картины/рисунка."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"href": "#_ftnref3"}, "string": "[3]"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Тарле Е."}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " op. cit. С. 22."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"href": "#_ftnref4"}, "string": "[4]"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Легран П. "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "Морское могущество, или Тень Ришельё. 2018.; "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Легран П."}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Бретонские романы, или кто придумал Короля Артура. 2024."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"href": "#_ftnref5"}, "string": "[5]"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Поскольку (фр.)"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"href": "#_ftnref6"}, "string": "[6]"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Ф. Бернье — французский антрополог, основатель дисциплины. В тексте идет в иронично-нарицательном смысле, мн. ч., посему со строчной литеры."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"href": "#_ftnref7"}, "string": "[7]"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Нос с горбинкой, букв.: выгнутый нос."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"href": "#_ftnref8"}, "string": "[8]"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Раскраска акварелью была сделана позже и, очевидно, другой рукой."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"href": "#_ftnref9"}, "string": "[9]"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " От apprenti —подмастерье, ученик."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"href": "#_ftnref10"}, "string": "[10]"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Тюремщик Наполеона, комендант острова."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"href": "#_ftnref11"}, "string": "[11]"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Хрисанфова Е., Перевозчиков И."}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Антропология. М., 2005. С. 277."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"href": "#_ftnref12"}, "string": "[12]"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Составлено на основе: "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Хрисанфова. С."}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " 272, 277—279. et de ladite chose (вышесказанного)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"href": "#_ftnref13"}, "string": "[13]"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Облик, внешний вид."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"href": "#_ftnref14"}, "string": "[14]"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " См. ниже характеристику А. Манфреда."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"href": "#_ftnref15"}, "string": "[15]"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Росбùфы (ростбифы) — презрительное прозвище англичан, данное им французами за типично красные или розовые лица островитян. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"href": "https://dzen.ru/away?to=https%3A%2F%2Fpierre-legrand.wixsite.com%2Fpierre-legrand", "italic": true}, "string": "© Pierre Legrand / Пьер Легран, 2025"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Читать продолжение"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"href": "https://pierre-legrand.wixsite.com/pierre-legrand/napol%C3%A9on-en-face-et-de-profil"}, "string": "Читать полностью"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " "}], "attributes": []}], "selectedRange": [288, 432]}
Комментарии 1