3
Отдел мод ГУМа при Советах. | Паблико

Отдел мод ГУМа при Советах.


06 фев 2025 · 20:09    



WhatsApp Image 2025-02-06 at 20.03.39.jpeg 148.37 KB


Название «Государственный универмаг» (сокращенно — ГУМ) появилось в период нэпа, когда в дореволюционных Верхних торговых рядах на некоторое время была возобновлена коммерческая торговля. Однако в 1930—1940-е годы помещение, выходившее на историческую Красную площадь, использовалось под склады, госучреждения и квартиры.

ГУМ был возрожден вскоре после смерти Сталина — в декабре 1953 г. Именно в это время новые руководители страны обратили внимание на заметное отставание сферы торговли и обслуживания.



Современное фото


Воссоздать ГУМ решили как гигантский образцовый универмаг, который использовал бы лучшие кадры и прогрессивные формы обслуживания, а также был бы свободен от негативного наследия советской торговли. «Главный магазин в СССР» должен был стать важной достопримечательностью Красной площади, наряду с Мавзолеем и Храмом Василия Блаженного.

Отдел мод был организован в ГУМе в 1954 г. по инициативе Анастаса Ивановича Микояна, связывавшего с ним большие надежды.

ГУМ в фактах:

  • Логотип ГУМа придумал в 1921 году Александр Родченко, за слоганы и рекламные тексты ГУМа отвечал Владимир Маяковский: “Все, что требует сердце, тело или ум - человеку предоставляет ГУМ”.



WhatsApp Image 2025-02-06 at 20.03.40 (4).jpeg 35.5 KB



  • Здание, построенное в 1893 в русском стиле является памятником архитектуры федерального значения и находится в федеральной собственности.
  • В 1970-е годы ГУМ и его гастроном ежедневно посещали 200—300 тыс. чел., ко­торые совершали 220—230 тыс. покупок. После распада СССР в августе 1992 г. ГУМ был приватизирован и стал акционерным обществом «Торговый дом ГУМ».

По мере выселения из здания жильцов и контор ГУМ превращался в «государство в государстве» — с огромными торговыми площадями, гастрономом на первом этаже, общепитом, своей системой складских помещений, пожарной охраны, радиоузлом, многотиражной газетой, библиотекой, типографией и др.

Универмаг подчинялся Управлению торговли Мосгорисполкома, но на практике директор ГУМа имел немалый вес и в кабинетах Министерства торговли.



WhatsApp Image 2025-02-06 at 20.03.41 (2).jpeg 118.09 KB


В 1954 г. в ГУМе насчитывалось 11 товарных отделов по видам продукции. В продаже был представлен практически весь ассортимент выпускавшихся в СССР промышленных товаров более 30 тысяч. Наименований: текстиль, готовое платье, обувь, трикотажно-бельевые и посудо-хозяйственные изделия, мебель, ковры, меха, головные уборы, сувениры, игрушки и др. Это был самый крупный универмаг в СССР и один из крупнейших в Европе.

При создании ГУМа его примерный товарооборот планировался в 8 млн. руб. в сутки, но уже в конце 1955 г. он достиг 10 млн. руб. К концу 1955 г. магазин давал 19% товарооборота столицы - в день здесь совершалось 150 тыс. покупок.



WhatsApp Image 2025-02-06 at 20.03.40 (1).jpeg 110.83 KB


Однако реальное значение этого универмага заключался в том, что именно в ГУМ направлялся на реализацию самый дефицитный товар. Именно по этой причине практически с первых дней работы ГУМ стал известен на всю страну огромными толпами покупателей и километровыми очередями, перераставшими в драку конфликтами и снующими по торговым рядам спекулянтами.

Кроме торговых отделов, в ГУМе было открыто Ателье индивидуального пошива одежды и обуви, а также Отдел мод с демонстрационным залом.

Предполагалось, что в Ателье придут те покупатели ГУМа, которые не смогут подобрать себе готовую одежду на прилавках ГУМа из-за нестандартной фигуры, взыскательного вкуса или стремления к индивидуальному стилю. После подготовки, в апреле 1954 г. ателье начало функционировать и вскоре стало самым крупным и самым известным в Москве.



WhatsApp Image 2025-02-06 at 20.03.41 (1).jpeg 135.11 KB


Как и сам универмаг, Ателье задумывалось как образцово­ показательное. Ему был сразу же присвоен высший разряд или «люкс». Заказы принимались ежедневно в порядке общей очереди через специально оборудованные женский и мужской салоны. После чего наряды с данными обмера фигуры и детального описания фасона вещи передавались в соответствующие цеха для пошива. В штате Ателье были предусмотрены консультанты, советовавшие посетителям, какие фасоны и модели им больше подойдут. Такое обслуживание предполагало повышение расценок на 70% по сравнению с обычным ателье. Тем не менее, попасть в Ателье ГУМа было непросто. С первых дней сюда выстроились длинные очереди. В начале 1960-х годов для пошива здесь обуви и некоторых видов одежды необходимо было ежедневно отмечаться в очереди в течение нескольких недель. 

Ателье с самого начала создавалось как самостоятельное подразделение ГУМа со своим отделом снабжения, отделом кадров, бухгалтерией и другими службами. В структуре Ателье появились салоны по приему заказов, экспериментальная мастерская, а также пошивочные меха и мастерские закройный, мужского и женского платья, детский, обуви, головных уборов. В 1954 г. в ателье работало в общей сложности 400 чел., в 1955—1960 гг. численность коллектива насчитывала порядка 500 чел. фактически это было не ателье, а целый комбинат.

С первых дней главной проблемой оказалась нехватка квалифицированных кадров. Особенно плохо было с закройщиками. Дело в том, что в 1950-е годы художник-модельер и закройщик являлись самыми дефицитными профессиями в стране. К примеру, из 500 человек работающих в ателье ГУМа в 1958 г., высшее образование имели только 3 (!) человека, еще 13 окончили средние специальные учебные заведения, кроме того, 5 человек училось в институтах и 7 — в техникумах.

Невысокий профессиональный и образовательный уровень коллектива сказывался на результатах работы в начальный период. В дальнейшем руководством ГУМа были предприняты усилия для повышения квалификации молодых работников, что довольно быстро привело к положительным результатам.



WhatsApp Image 2025-02-06 at 20.03.40.jpeg 123.86 KB


Оборудование для образцового Ателье ГУМа тоже собиралось в конце 1953 г., что называется, «с миру по нитке». Не только оборудование, которое было устаревшим и часто входило и строя, нехватка была и в элементарных вещах -стулья, иголки, булавки, электролампы.

Высокий статус Ателье ГУМа давал ему ряд преимуществ по сравнению с другими ателье индивидуального пошива. У обычных ателье норма пошива закройщиков была 60 вещей в месяц, а в ГУМе — 32, в ателье зарплата закройщиков со­ составляла 900 руб. в месяц, а в ГУМе — от 1400 (данные за апрель 1958 г.).

В начале работы производительность ателье ГУМа была невелика- ежедневно принималось по 30 заказов на пошив пальто, костюмов и платья, а также 10 заказов головных уборов и 5 заказов на обувь.

Однако, действительно желающих пошить здесь одежду было значительно больше. Наличие дефицита питало спекуляцию и распространение «блата». С первых лет работы стал «размываться» и принцип общей очереди. Кроме того, что место в очереди на пошив превратилось в предмет продажи, место в очереди можно было купить с рук у граждан, постоянно дежуривших у ателье.

Ателье работало на заказы от «нужных людей» — по указанию администрации ГУМа. К примеру, со слов бывших руководителей Ателье, в 1956—1957 гг. только по мужской одежде оно выполняло до 500 «блатных» заказов в год вне общей очереди. Между тем выполнение внеочередных заказов задерживало сроки исполнения основных, вызывая недовольство у клиентов.

Парадоксально, но факт — работники самого ателье не имели льгот для пошива одежды на себя, что заставляло их прибегать к всевозможным «хитростям», вплоть до записи в общую очередь под вымышленными именами.



WhatsApp Image 2025-02-06 at 20.03.40 (3).jpeg 116.96 KB


Ателье ГУМа отличалось от обычных ателье тем, что занималось разработкой собственных моделей одежды. ГУМе существовал ­ специальный Отдел мод с большим штатом специалистов — профессиональных модельеров и конструкторов одежды.

Однако между ателье ГУМа и отделом мод ГУМа не было практически никаких взаимоотношений. По воспоминаниям бывших модельеров Отдела мод ГУМа и Ателье ГУМа был “антагонизм”, и единственным на чем они могли договориться было моделирование обуви.

Отдел мод располагался в нескольких помещениях основного здания ГУМа, по соседству с его торговыми залами. «Мозговой» центр Отдела размещался в двух рабочих комнатах No 47 и No 79, где трудились художники-модельеры и конструкторы одежды. Лучшие модели Отдела мод регулярно публиковались в издававшихся многотысячными тиражами альбомах мод ГУМа, подготовкой которых занималась специальное издательство.



WhatsApp Image 2025-02-06 at 20.03.41 (4).jpeg 109.6 KB


«Витриной» Отдела мод и одним из его самых крупных по количеству работников подразделением стал Демонстрационный зал, который начал функционировать с сентября 1954 года.

С точки зрения экономической Отдел мод был одним из «проблемных» подразделений ГУМа. В отличие от торговых отделов, дававших магазину хорошую выручку, Отдел мод был либо убыточен, либо балансировал на грани.



WhatsApp Image 2025-02-06 at 20.03.40 (2).jpeg 127.88 KB


Судя по документам, отдел зарабатывал лишь за счет издательской деятельности альбомы и выкройки. а в некоторые годы — и от реализации билетов в Демонстрационный зал. Но бюджет Отдела «летел», как только начинался ремонт в Демонстрационном зале.



WhatsApp Image 2025-02-06 at 20.03.39.jpeg 148.37 KB


Название «Государственный универмаг» (сокращенно — ГУМ) появилось в период нэпа, когда в дореволюционных Верхних торговых рядах на некоторое время была возобновлена коммерческая торговля. Однако в 1930—1940-е годы помещение, выходившее на историческую Красную площадь, использовалось под склады, госучреждения и квартиры.

ГУМ был возрожден вскоре после смерти Сталина — в декабре 1953 г. Именно в это время новые руководители страны обратили внимание на заметное отставание сферы торговли и обслуживания.



Современное фото


Воссоздать ГУМ решили как гигантский образцовый универмаг, который использовал бы лучшие кадры и прогрессивные формы обслуживания, а также был бы свободен от негативного наследия советской торговли. «Главный магазин в СССР» должен был стать важной достопримечательностью Красной площади, наряду с Мавзолеем и Храмом Василия Блаженного.

Отдел мод был организован в ГУМе в 1954 г. по инициативе Анастаса Ивановича Микояна, связывавшего с ним большие надежды.

ГУМ в фактах:

  • Логотип ГУМа придумал в 1921 году Александр Родченко, за слоганы и рекламные тексты ГУМа отвечал Владимир Маяковский: “Все, что требует сердце, тело или ум - человеку предоставляет ГУМ”.



WhatsApp Image 2025-02-06 at 20.03.40 (4).jpeg 35.5 KB



  • Здание, построенное в 1893 в русском стиле является памятником архитектуры федерального значения и находится в федеральной собственности.
  • В 1970-е годы ГУМ и его гастроном ежедневно посещали 200—300 тыс. чел., ко­торые совершали 220—230 тыс. покупок. После распада СССР в августе 1992 г. ГУМ был приватизирован и стал акционерным обществом «Торговый дом ГУМ».

По мере выселения из здания жильцов и контор ГУМ превращался в «государство в государстве» — с огромными торговыми площадями, гастрономом на первом этаже, общепитом, своей системой складских помещений, пожарной охраны, радиоузлом, многотиражной газетой, библиотекой, типографией и др.

Универмаг подчинялся Управлению торговли Мосгорисполкома, но на практике директор ГУМа имел немалый вес и в кабинетах Министерства торговли.



WhatsApp Image 2025-02-06 at 20.03.41 (2).jpeg 118.09 KB


В 1954 г. в ГУМе насчитывалось 11 товарных отделов по видам продукции. В продаже был представлен практически весь ассортимент выпускавшихся в СССР промышленных товаров более 30 тысяч. Наименований: текстиль, готовое платье, обувь, трикотажно-бельевые и посудо-хозяйственные изделия, мебель, ковры, меха, головные уборы, сувениры, игрушки и др. Это был самый крупный универмаг в СССР и один из крупнейших в Европе.

При создании ГУМа его примерный товарооборот планировался в 8 млн. руб. в сутки, но уже в конце 1955 г. он достиг 10 млн. руб. К концу 1955 г. магазин давал 19% товарооборота столицы - в день здесь совершалось 150 тыс. покупок.



WhatsApp Image 2025-02-06 at 20.03.40 (1).jpeg 110.83 KB


Однако реальное значение этого универмага заключался в том, что именно в ГУМ направлялся на реализацию самый дефицитный товар. Именно по этой причине практически с первых дней работы ГУМ стал известен на всю страну огромными толпами покупателей и километровыми очередями, перераставшими в драку конфликтами и снующими по торговым рядам спекулянтами.

Кроме торговых отделов, в ГУМе было открыто Ателье индивидуального пошива одежды и обуви, а также Отдел мод с демонстрационным залом.

Предполагалось, что в Ателье придут те покупатели ГУМа, которые не смогут подобрать себе готовую одежду на прилавках ГУМа из-за нестандартной фигуры, взыскательного вкуса или стремления к индивидуальному стилю. После подготовки, в апреле 1954 г. ателье начало функционировать и вскоре стало самым крупным и самым известным в Москве.



WhatsApp Image 2025-02-06 at 20.03.41 (1).jpeg 135.11 KB


Как и сам универмаг, Ателье задумывалось как образцово­ показательное. Ему был сразу же присвоен высший разряд или «люкс». Заказы принимались ежедневно в порядке общей очереди через специально оборудованные женский и мужской салоны. После чего наряды с данными обмера фигуры и детального описания фасона вещи передавались в соответствующие цеха для пошива. В штате Ателье были предусмотрены консультанты, советовавшие посетителям, какие фасоны и модели им больше подойдут. Такое обслуживание предполагало повышение расценок на 70% по сравнению с обычным ателье. Тем не менее, попасть в Ателье ГУМа было непросто. С первых дней сюда выстроились длинные очереди. В начале 1960-х годов для пошива здесь обуви и некоторых видов одежды необходимо было ежедневно отмечаться в очереди в течение нескольких недель. 

Ателье с самого начала создавалось как самостоятельное подразделение ГУМа со своим отделом снабжения, отделом кадров, бухгалтерией и другими службами. В структуре Ателье появились салоны по приему заказов, экспериментальная мастерская, а также пошивочные меха и мастерские закройный, мужского и женского платья, детский, обуви, головных уборов. В 1954 г. в ателье работало в общей сложности 400 чел., в 1955—1960 гг. численность коллектива насчитывала порядка 500 чел. фактически это было не ателье, а целый комбинат.

С первых дней главной проблемой оказалась нехватка квалифицированных кадров. Особенно плохо было с закройщиками. Дело в том, что в 1950-е годы художник-модельер и закройщик являлись самыми дефицитными профессиями в стране. К примеру, из 500 человек работающих в ателье ГУМа в 1958 г., высшее образование имели только 3 (!) человека, еще 13 окончили средние специальные учебные заведения, кроме того, 5 человек училось в институтах и 7 — в техникумах.

Невысокий профессиональный и образовательный уровень коллектива сказывался на результатах работы в начальный период. В дальнейшем руководством ГУМа были предприняты усилия для повышения квалификации молодых работников, что довольно быстро привело к положительным результатам.



WhatsApp Image 2025-02-06 at 20.03.40.jpeg 123.86 KB


Оборудование для образцового Ателье ГУМа тоже собиралось в конце 1953 г., что называется, «с миру по нитке». Не только оборудование, которое было устаревшим и часто входило и строя, нехватка была и в элементарных вещах -стулья, иголки, булавки, электролампы.

Высокий статус Ателье ГУМа давал ему ряд преимуществ по сравнению с другими ателье индивидуального пошива. У обычных ателье норма пошива закройщиков была 60 вещей в месяц, а в ГУМе — 32, в ателье зарплата закройщиков со­ составляла 900 руб. в месяц, а в ГУМе — от 1400 (данные за апрель 1958 г.).

В начале работы производительность ателье ГУМа была невелика- ежедневно принималось по 30 заказов на пошив пальто, костюмов и платья, а также 10 заказов головных уборов и 5 заказов на обувь.

Однако, действительно желающих пошить здесь одежду было значительно больше. Наличие дефицита питало спекуляцию и распространение «блата». С первых лет работы стал «размываться» и принцип общей очереди. Кроме того, что место в очереди на пошив превратилось в предмет продажи, место в очереди можно было купить с рук у граждан, постоянно дежуривших у ателье.

Ателье работало на заказы от «нужных людей» — по указанию администрации ГУМа. К примеру, со слов бывших руководителей Ателье, в 1956—1957 гг. только по мужской одежде оно выполняло до 500 «блатных» заказов в год вне общей очереди. Между тем выполнение внеочередных заказов задерживало сроки исполнения основных, вызывая недовольство у клиентов.

Парадоксально, но факт — работники самого ателье не имели льгот для пошива одежды на себя, что заставляло их прибегать к всевозможным «хитростям», вплоть до записи в общую очередь под вымышленными именами.



WhatsApp Image 2025-02-06 at 20.03.40 (3).jpeg 116.96 KB


Ателье ГУМа отличалось от обычных ателье тем, что занималось разработкой собственных моделей одежды. ГУМе существовал ­ специальный Отдел мод с большим штатом специалистов — профессиональных модельеров и конструкторов одежды.

Однако между ателье ГУМа и отделом мод ГУМа не было практически никаких взаимоотношений. По воспоминаниям бывших модельеров Отдела мод ГУМа и Ателье ГУМа был “антагонизм”, и единственным на чем они могли договориться было моделирование обуви.

Отдел мод располагался в нескольких помещениях основного здания ГУМа, по соседству с его торговыми залами. «Мозговой» центр Отдела размещался в двух рабочих комнатах No 47 и No 79, где трудились художники-модельеры и конструкторы одежды. Лучшие модели Отдела мод регулярно публиковались в издававшихся многотысячными тиражами альбомах мод ГУМа, подготовкой которых занималась специальное издательство.



WhatsApp Image 2025-02-06 at 20.03.41 (4).jpeg 109.6 KB


«Витриной» Отдела мод и одним из его самых крупных по количеству работников подразделением стал Демонстрационный зал, который начал функционировать с сентября 1954 года.

С точки зрения экономической Отдел мод был одним из «проблемных» подразделений ГУМа. В отличие от торговых отделов, дававших магазину хорошую выручку, Отдел мод был либо убыточен, либо балансировал на грани.



WhatsApp Image 2025-02-06 at 20.03.40 (2).jpeg 127.88 KB


Судя по документам, отдел зарабатывал лишь за счет издательской деятельности альбомы и выкройки. а в некоторые годы — и от реализации билетов в Демонстрационный зал. Но бюджет Отдела «летел», как только начинался ремонт в Демонстрационном зале.

Читайте также

Комментарии 0

Войдите для комментирования
НОВОСТИ ПОИСК РЕКОМЕНД. НОВОЕ ЛУЧШЕЕ ПОДПИСКИ