3
«Лунная ночь на Днепре» (1880)Архип Иванович Куинджи и его самая знаменитая картина. | Паблико

«Лунная ночь на Днепре» (1880)Архип Иванович Куинджи и его самая знаменитая картина.


08 фев 2025 · 18:01    



Kuindzhi_Moonlit_night_on_the_Dnieper_1880_grm_x2.jpg 577.7 KB


Картина «Ночь на Днепре» уже при жизни художника стала сенсацией. 

Ее первое появление на публике произошло в 1882 году. «Лунная ночь на Днепре» была выставлена на Большой Морской улице++ в Петербурге, в зале Общества поощрения художников. 

Это была первая в России выставка одной картины. Люди часами стояли в очередях, чтобы увидеть произведение «художника света». Именно так называли Куинджи поклонники. 

Русский живописец Илья Репин, который был на открытие выставки вспоминал, что в помещение где проходила выставка, «... длинным хвостом стояла публика на лестнице в ожидании впуска, и на улице, по обеим сторонам тротуара, терпеливо и долго ждали целые массы, строго наблюдая порядок приближения к заветной двери, куда пускали только сериями, так как зрители могли бы задохнуться от тесноты и недостатка воздуха...» По его словам, люди, в «молитвенной тишине» стоявшие перед полотном Куинджи., 

Художник очень тщательно подошёл к организации выставки: задрапировал в зале окна и осветил картину лучом электрического света. Произведение имело небывалый успех и вызвало настоящий ажиотаж среди публики. 

Еще до того как картина была закончена к ней уже присматривались коллекционеры и любители искусств. как известно, 

Картину приобрел великий князь Константин Константинович и всегда держал в своих апартаментах. поразительная картина поражала его цветовыми сочетаниями. 

Для достижения такое эффекта художник проводил эксперименты с красочными пигментами и интенсивно применял битум, что впоследствии сыграло свою роль.

Оказалось, что такие краски непрочны и под воздействием света и воздуха разлагаются и темнеют.  Великий князь Константин Константинович, часто возил картину с собой, и взял произведение в кругосветное путешествие.

В результате под действием морского воздуха состав красок изменился, что привело к потемнению пейзажа.  Впоследствии картина «Лунная ночь на Днепре» хранилась в собрании великого князя Константина Константиновича в Мраморном дворце]. После революции в составе этого собрания она перешла в Российскую академию истории материальной культуры, а в 1928 году была передана в Государственный Русский музей. Два других варианта-повторения находились при жизни художника в его мастерской.



5fb265f818e029ef878402514bd8491a.jpg 281.94 KB


Сегодня один вариантов экспонируется в Третьяковской галерее. 

Обрушившаяся на художника слава после показа «Лунной ночи на Днепре» едва ли не «раздавила» художника. В расцвете своих творческих сил Куинджи совершил неожиданный шаг. Он закрыл двери своей мастерской и прекратил выставочную деятельность. Свой поступок объяснял так: «... художнику надо выступать на выставках, пока у него, как у певца, голос есть. А как только голос спадет - надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли.». За 30 лет «молчания» не было и дня, чтобы художник не взял в руки кисть или карандаш. 

За эти годы он создал примерно 500 эскизов и полноценных живописных полотен и около 300 графических работ.

Даже перед самой смертью он оставался верен делу всей своей жизни. Не имея сил подняться с кровати, он лёжа рисовал карандашные эскизы.



Kuinji_by_Kramskoj_0111.jpg 127.19 KB


Биография Куинджи уникальна. Художник совершил стремительное восхождение от жизни безграмотного мальчика из бедной семьи сапожника до статуса уважаемого профессора Академии художеств, статского советника, владельца трех доходных домов в Петербурге. Обладая неплохими коммерческими способностями и совершив выгодные сделки с недвижимостью, Куинджи со временем стал состоятельным человеком. Заработанные средства он щедро раздавал на благотворительность. В 1910 году пейзажист составил завещание, по которому весь свой капитал - движимое и недвижимое имущество он передал в Общество своего имени на развитие русского искусства.  

Жизнь художника преисполнена многими тайнами и легендами, даже точная дата его рождения неизвестна. В Российском государственном историческом архиве в Санкт-Петербурге хранятся три паспорта художника, в которых указываются разные года: 1841, 1842 и 1843, но наиболее вероятным представляется 1842– й. 



Kuindzhi_Moonlit_night_on_the_Dnieper_1880_grm_x2.jpg 577.7 KB


Картина «Ночь на Днепре» уже при жизни художника стала сенсацией. 

Ее первое появление на публике произошло в 1882 году. «Лунная ночь на Днепре» была выставлена на Большой Морской улице++ в Петербурге, в зале Общества поощрения художников. 

Это была первая в России выставка одной картины. Люди часами стояли в очередях, чтобы увидеть произведение «художника света». Именно так называли Куинджи поклонники. 

Русский живописец Илья Репин, который был на открытие выставки вспоминал, что в помещение где проходила выставка, «... длинным хвостом стояла публика на лестнице в ожидании впуска, и на улице, по обеим сторонам тротуара, терпеливо и долго ждали целые массы, строго наблюдая порядок приближения к заветной двери, куда пускали только сериями, так как зрители могли бы задохнуться от тесноты и недостатка воздуха...» По его словам, люди, в «молитвенной тишине» стоявшие перед полотном Куинджи., 

Художник очень тщательно подошёл к организации выставки: задрапировал в зале окна и осветил картину лучом электрического света. Произведение имело небывалый успех и вызвало настоящий ажиотаж среди публики. 

Еще до того как картина была закончена к ней уже присматривались коллекционеры и любители искусств. как известно, 

Картину приобрел великий князь Константин Константинович и всегда держал в своих апартаментах. поразительная картина поражала его цветовыми сочетаниями. 

Для достижения такое эффекта художник проводил эксперименты с красочными пигментами и интенсивно применял битум, что впоследствии сыграло свою роль.

Оказалось, что такие краски непрочны и под воздействием света и воздуха разлагаются и темнеют.  Великий князь Константин Константинович, часто возил картину с собой, и взял произведение в кругосветное путешествие.

В результате под действием морского воздуха состав красок изменился, что привело к потемнению пейзажа.  Впоследствии картина «Лунная ночь на Днепре» хранилась в собрании великого князя Константина Константиновича в Мраморном дворце]. После революции в составе этого собрания она перешла в Российскую академию истории материальной культуры, а в 1928 году была передана в Государственный Русский музей. Два других варианта-повторения находились при жизни художника в его мастерской.



5fb265f818e029ef878402514bd8491a.jpg 281.94 KB


Сегодня один вариантов экспонируется в Третьяковской галерее. 

Обрушившаяся на художника слава после показа «Лунной ночи на Днепре» едва ли не «раздавила» художника. В расцвете своих творческих сил Куинджи совершил неожиданный шаг. Он закрыл двери своей мастерской и прекратил выставочную деятельность. Свой поступок объяснял так: «... художнику надо выступать на выставках, пока у него, как у певца, голос есть. А как только голос спадет - надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли.». За 30 лет «молчания» не было и дня, чтобы художник не взял в руки кисть или карандаш. 

За эти годы он создал примерно 500 эскизов и полноценных живописных полотен и около 300 графических работ.

Даже перед самой смертью он оставался верен делу всей своей жизни. Не имея сил подняться с кровати, он лёжа рисовал карандашные эскизы.



Kuinji_by_Kramskoj_0111.jpg 127.19 KB


Биография Куинджи уникальна. Художник совершил стремительное восхождение от жизни безграмотного мальчика из бедной семьи сапожника до статуса уважаемого профессора Академии художеств, статского советника, владельца трех доходных домов в Петербурге. Обладая неплохими коммерческими способностями и совершив выгодные сделки с недвижимостью, Куинджи со временем стал состоятельным человеком. Заработанные средства он щедро раздавал на благотворительность. В 1910 году пейзажист составил завещание, по которому весь свой капитал - движимое и недвижимое имущество он передал в Общество своего имени на развитие русского искусства.  

Жизнь художника преисполнена многими тайнами и легендами, даже точная дата его рождения неизвестна. В Российском государственном историческом архиве в Санкт-Петербурге хранятся три паспорта художника, в которых указываются разные года: 1841, 1842 и 1843, но наиболее вероятным представляется 1842– й. 

Читайте также

Комментарии 0

Войдите для комментирования
НОВОСТИ ПОИСК РЕКОМЕНД. НОВОЕ ЛУЧШЕЕ ПОДПИСКИ