Платок во многих культурах играл важную роль, как вещь традиционная для свадеб или похорон, как вещь обрядовая для различных суеверий или гаданий, платок часто фигурирует в народных песнях, частушках и поговорках.
Наиболее дорогие платки передавали по наследству от матери к дочери, от свекрови к невестке.
Платочные изделия в огромном количестве производились текстильными фабриками Московской, Санкт-Петербургской и Владимирской губерний. К концу XIX века в крестьянской среде в России большое распространение получили набивные ситцевые платки, которые заменили старинные головные уборы замужних женщин. Платки носили не только в деревнях, но и в городе — переехавшие туда жить крестьянки.
Г.Г. Ряжский «Делегатка» 1927г.
Первая мировая война и последовавшие затем Февральская и Октябрьская революции 1917 года оказали значительное влияние на российскую легкую промышленность. Фабрики переключились на ткани исключительно для фронтовых нужд, некоторые фабрики и вовсе остановили свое производство.
Однако, несмотря на огромный дефицит текстильной продукции, наблюдавшийся в первые десятилетия советской власти, именно платок превратился в обязательный предмет повседневной жизни, став одним из важнейших символов революции и маркером принадлежности к новому строю.
«Женщины теперь все носили платки, мужчины фуражки и кепки, шляпы исчезли: они всегда были общепринятым российским символом барства и праздности, теперь могли в любую минуту стать мишенью для маузера». (Н. Н. Берберова)
После установления советской власти и в городе, и в деревне распространение получил платок красного цвета без какого-либо узора. Способ ношения платка имел свою особенность — вместо традиционного завязывания узла спереди, как правило, его делали сзади.
Эжен Делакруа «Свобода, ведущая народ» (известная у нас как «Свобода на баррикадах») 1830г.
Красный цвет стал олицетворением революционного движения, женщина перестала быть просто женщиной теперь это революционерка, стахановка, ударница производства. Следует отметить, что во времена революционных потрясений в разных странах возникала необходимость в определенном опознавательном знаке бунтовщиков, который был бы им понятен.
Именно таким и стал фригийский колпак во Франции, а позже красный платок в России.
Революционный стиль
«Самой модной одеждой для комсомолки была черная юбка в складку, белая блузка, красный платок и кожаная тужурка» (по воспоминаниям Е. Пылаевой)
Красный платок можно увидеть на многих произведениях художников начала XX века это и живописные полотна и плакаты.
Агитационный платок конструктивистов
В начале 1920-х годов появились головные платки с узором в виде серпа и молота.
«Портрет артистки Т. В. Чижовой» Б. Кустодиев 1924 года
Знамя большевиков представляло собой простое красное полотнище в виде прямоугольного куска ткани. На нем иногда писали или вышивали лозунги, а также портреты В. И. Ленина и других революционных деятелей. После образования СССР в соответствии с Конституцией 1924 года красное знамя было утверждено в качестве государственного флага. В верхнем углу у древка добавилось изображение серпа и молота, а над ним размещалась красная пятиконечная звезда.
После революции скрещенные серп и молот являлись одними из самых важных государственных символов и должны были олицетворять единство рабочих и крестьян. Еще со второй половины XIX века пролетарские организации избрали молот своим классовым знаком. Накануне первой русской революции он стал общепринятым атрибутом в рядах русского революционного движения. В свою очередь серп был массовым общекрестьянским орудием труда, символизируя жатву и урожай. Он часто использовался в дореволюционной геральдике в России. В советское время серп и молот стали главной эмблемой Советского Союза, а также одним из символов коммунистического движения. В гербе СССР серп всегда изображался наложенным на молот. Это означало, что молот предшествовал как геральдический знак серпу и был старше его по назначению.
К. Петров-Водкин «Девушка в красной косынке» 1925 г.
Текстиль с рисунком в виде серпа и молота начали производить фабрики Москвы, Иванова и других городов. Легкая промышленность начала возрождаться в начале 1920-х годов, и вновь открытые предприятия остро нуждались в новых рисунках для тканей.
29 ноября 1923 года на страницах газеты «Правда» появился призыв к художникам с просьбой прийти работать на текстильное производство и дать новые рисунки для ситцев. Сюжетные и орнаментальные композиции агитационных платков, их колористическое решение сначала демонстрировали следование текстильной традиции. Однако постепенно в промышленное производство стали внедряться новые художественные приемы, показывавшие тесную связь с искусством авангарда. Таким образом, платок превратился в яркий символ эпохи, став орудием пропаганды новой советской власти, а позже и своей особой советской моды.
советский плакат
В конце 1920-х — начале 1930-х годов обозначилась новая тенденция в дизайне агитационных платков. Оно демонстрировало тесную связь с искусством русского авангарда, а именно — конструктивизмом, на платках могли появляться символы которые буквально «конструируют» изображения видов городов - работающие фабрики и заводы, жилые и общественные здания, возведенные после революции в стиле конструктивизма, горизонтальные и вертикальные черные линии, шестеренки, а также многочисленные серпы и молоты.
Следует отметить, что тема заводов и фабрик была одной из самых важных в сюжетных рисунках агитационного текстиля. И это не удивительно, так как советское правительство в эти годы проводило политику масштабного строительства промышленных предприятий, первая пятилетка как раз пришлась на 1928-1932 годы.
Красный революционный платок позже перекочевал в пионерский галстук, этакая преемственность идеям социального реализма для каждого нового поколения советских граждан.
{"document": [{"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Советский плакат", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "WhatsApp Image 2025-03-10 at 20.55.51.jpeg", "filesize": 143825, "height": 1600, "pic_id": 968281, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/03/10/WhatsApp_Image_2025-03-10_at_20.55.51.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250310%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250310T182350Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=1dbe7ebb2a75344df0dd6ba13a5327f760dcb5129970afd6131f9e2f5b242e07", "width": 1190}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Платок во многих культурах играл важную роль, как вещь традиционная для свадеб или похорон, как вещь обрядовая для различных суеверий или гаданий, платок часто фигурирует в народных песнях, частушках и поговорках. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Наиболее дорогие платки передавали по наследству от матери к дочери, от свекрови к невестке."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Платочные изделия в огромном количестве производились текстильными фабриками Московской, Санкт-Петербургской и Владимирской губерний. К концу XIX века в крестьянской среде в России большое распространение получили набивные ситцевые платки, которые заменили старинные головные уборы замужних женщин. Платки носили не только в деревнях, но и в городе — переехавшие туда жить крестьянки. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Г.Г. Ряжский «Делегатка» 1927г.", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "WhatsApp Image 2025-03-10 at 20.55.50 (2).jpeg", "filesize": 221898, "height": 1599, "pic_id": 968282, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/03/10/WhatsApp_Image_2025-03-10_at_20.55.50_2.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250310%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250310T182414Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=02a76c30be41d0c62642328ba90f4ee0954f032523632266dbb5658d220c8f12", "width": 1066}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Первая мировая война и последовавшие затем Февральская и Октябрьская революции 1917 года оказали значительное влияние на российскую легкую промышленность. Фабрики переключились на ткани исключительно для фронтовых нужд, некоторые фабрики и вовсе остановили свое производство. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Однако, несмотря на огромный дефицит текстильной продукции, наблюдавшийся в первые десятилетия советской власти, именно платок превратился в обязательный предмет повседневной жизни, став одним из важнейших символов революции и маркером принадлежности к новому строю."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "«Женщины теперь все носили платки, мужчины фуражки и кепки, шляпы исчезли: они всегда были общепринятым российским символом барства и праздности, теперь могли в любую минуту стать мишенью для маузера». (Н. Н. Берберова)"}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "После установления советской власти и в городе, и в деревне распространение получил платок красного цвета без какого-либо узора. Способ ношения платка имел свою особенность — вместо традиционного завязывания узла спереди, как правило, его делали сзади. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Эжен Делакруа «Свобода, ведущая народ» (известная у нас как «Свобода на баррикадах») 1830г.", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "3133x2480_0xac120003_21360753971648223514.jpeg", "filesize": 1728494, "height": 2480, "pic_id": 968291, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/03/10/3133x2480_0xac120003_21360753971648223514.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250310%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250310T182622Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=f09e392c0c53de07269eac43fad5be09a0408beb6a8238c119c7736fd5034967", "width": 3133}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Красный цвет стал олицетворением революционного движения, женщина перестала быть просто женщиной теперь это революционерка, стахановка, ударница производства. Следует отметить, что во времена революционных потрясений в разных странах возникала необходимость в определенном опознавательном знаке бунтовщиков, который был бы им понятен. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Именно таким и стал фригийский колпак во Франции, а позже красный платок в России."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Революционный стиль"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "«Самой модной одеждой для комсомолки была черная юбка в складку, белая блузка, красный платок и кожаная тужурка» (по воспоминаниям Е. Пылаевой) "}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Красный платок можно увидеть на многих произведениях художников начала XX века это и живописные полотна и плакаты. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Агитационный платок конструктивистов"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В начале 1920-х годов появились головные платки с узором в виде серпа и молота. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "«Портрет артистки Т. В. Чижовой» Б. Кустодиев 1924 года", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Кустодиев_Портрет_Чижовой.jpg", "filesize": 287577, "height": 900, "pic_id": 968288, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/03/10/%D0%9A%D1%83%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%B5%D0%B2_%D0%9F%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82_%D0%A7%D0%B8%D0%B6%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250310%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250310T182508Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=ea221cffd214f63f9af2bfe3cef91cc5c11622e7899bab6251102a5f7101d385", "width": 740}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Знамя большевиков представляло собой простое красное полотнище в виде прямоугольного куска ткани. На нем иногда писали или вышивали лозунги, а также портреты В. И. Ленина и других революционных деятелей. После образования СССР в соответствии с Конституцией 1924 года красное знамя было утверждено в качестве государственного флага. В верхнем углу у древка добавилось изображение серпа и молота, а над ним размещалась красная пятиконечная звезда."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "После революции скрещенные серп и молот являлись одними из самых важных государственных символов и должны были олицетворять единство рабочих и крестьян. Еще со второй половины XIX века пролетарские организации избрали молот своим классовым знаком. Накануне первой русской революции он стал общепринятым атрибутом в рядах русского революционного движения. В свою очередь серп был массовым общекрестьянским орудием труда, символизируя жатву и урожай. Он часто использовался в дореволюционной геральдике в России. В советское время серп и молот стали главной эмблемой Советского Союза, а также одним из символов коммунистического движения. В гербе СССР серп всегда изображался наложенным на молот. Это означало, что молот предшествовал как геральдический знак серпу и был старше его по назначению."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "К. Петров-Водкин «Девушка в красной косынке» 1925 г.", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Petrov-Vodkin_-_Girl_in_red_headscarf_(1925)-2.jpg", "filesize": 29194, "height": 699, "pic_id": 968289, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/03/10/Petrov-Vodkin_-_Girl_in_red_headscarf_1925-2.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250310%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250310T182539Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=3bcfbfb6f51aed377c66ae9c24c0fd0418f77b9bf63491be0341cadfcbcb8808", "width": 563}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Текстиль с рисунком в виде серпа и молота начали производить фабрики Москвы, Иванова и других городов. Легкая промышленность начала возрождаться в начале 1920-х годов, и вновь открытые предприятия остро нуждались в новых рисунках для тканей. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "29 ноября 1923 года на страницах газеты «Правда» появился призыв к художникам с просьбой прийти работать на текстильное производство и дать новые рисунки для ситцев. Сюжетные и орнаментальные композиции агитационных платков, их колористическое решение сначала демонстрировали следование текстильной традиции. Однако постепенно в промышленное производство стали внедряться новые художественные приемы, показывавшие тесную связь с искусством авангарда. Таким образом, платок превратился в яркий символ эпохи, став орудием пропаганды новой советской власти, а позже и своей особой советской моды. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "советский плакат", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Ты_помогаешь_ликвидировать_неграмотность.jpg", "filesize": 9567962, "height": 4600, "pic_id": 968290, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/03/10/%D0%A2%D1%8B_%D0%BF%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%B3%D0%B0%D0%B5%D1%88%D1%8C_%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D1%8C_%D0%BD%D0%B5%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250310%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250310T182605Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=e3eecb774f7a5013b6289d10d873892fb563c45b10d64c248bad4a15504edd65", "width": 3250}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В конце 1920-х — начале 1930-х годов обозначилась новая тенденция в дизайне агитационных платков. Оно демонстрировало тесную связь с искусством русского авангарда, а именно — конструктивизмом, на платках могли появляться символы которые буквально «конструируют» изображения видов городов - работающие фабрики и заводы, жилые и общественные здания, возведенные после революции в стиле конструктивизма, горизонтальные и вертикальные черные линии, шестеренки, а также многочисленные серпы и молоты. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Следует отметить, что тема заводов и фабрик была одной из самых важных в сюжетных рисунках агитационного текстиля. И это не удивительно, так как советское правительство в эти годы проводило политику масштабного строительства промышленных предприятий, первая пятилетка как раз пришлась на 1928-1932 годы. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Красный революционный платок позже перекочевал в пионерский галстук, этакая преемственность идеям социального реализма для каждого нового поколения советских граждан. "}], "attributes": []}], "selectedRange": [1740, 1741]}
Комментарии 0