3
Красный платок – исторически модная вещица | Паблико

Красный платок – исторически модная вещица


10 мар 2025 · 21:27    



Советский плакат


Платок во многих культурах играл важную роль, как вещь традиционная для свадеб или похорон, как вещь обрядовая для различных суеверий или гаданий, платок часто фигурирует в народных песнях, частушках и поговорках. 

Наиболее дорогие платки передавали по наследству от матери к дочери, от свекрови к невестке.

Платочные изделия в огромном количестве производились текстильными фабриками Московской, Санкт-Петербургской и Владимирской губерний. К концу XIX века в крестьянской среде в России большое распространение получили набивные ситцевые платки, которые заменили старинные головные уборы замужних женщин. Платки носили не только в деревнях, но и в городе — переехавшие туда жить крестьянки. 



Г.Г. Ряжский «Делегатка» 1927г.


Первая мировая война и последовавшие затем Февральская и Октябрьская революции 1917 года оказали значительное влияние на российскую легкую промышленность. Фабрики переключились на ткани исключительно для фронтовых нужд, некоторые фабрики и вовсе остановили свое производство. 

Однако, несмотря на огромный дефицит текстильной продукции, наблюдавшийся в первые десятилетия советской власти, именно платок превратился в обязательный предмет повседневной жизни, став одним из важнейших символов революции и маркером принадлежности к новому строю.

«Женщины теперь все носили платки, мужчины фуражки и кепки, шляпы исчезли: они всегда были общепринятым российским символом барства и праздности, теперь могли в любую минуту стать мишенью для маузера». (Н. Н. Берберова)

После установления советской власти и в городе, и в деревне распространение получил платок красного цвета без какого-либо узора. Способ ношения платка имел свою особенность — вместо традиционного завязывания узла спереди, как правило, его делали сзади. 



Эжен Делакруа «Свобода, ведущая народ» (известная у нас как «Свобода на баррикадах») 1830г.


Красный цвет стал олицетворением революционного движения, женщина перестала быть просто женщиной теперь это революционерка, стахановка, ударница производства. Следует отметить, что во времена революционных потрясений в разных странах возникала необходимость в определенном опознавательном знаке бунтовщиков, который был бы им понятен. 

Именно таким и стал фригийский колпак во Франции, а позже красный платок в России.

Революционный стиль

«Самой модной одеждой для комсомолки была черная юбка в складку, белая блузка, красный платок и кожаная тужурка» (по воспоминаниям Е. Пылаевой)

Красный платок можно увидеть на многих произведениях художников начала XX века это и живописные полотна и плакаты. 

Агитационный платок конструктивистов

В начале 1920-х годов появились головные платки с узором в виде серпа и молота. 



«Портрет артистки Т. В. Чижовой» Б. Кустодиев 1924 года


Знамя большевиков представляло собой простое красное полотнище в виде прямоугольного куска ткани. На нем иногда писали или вышивали лозунги, а также портреты В. И. Ленина и других революционных деятелей. После образования СССР в соответствии с Конституцией 1924 года красное знамя было утверждено в качестве государственного флага. В верхнем углу у древка добавилось изображение серпа и молота, а над ним размещалась красная пятиконечная звезда.

После революции скрещенные серп и молот являлись одними из самых важных государственных символов и должны были олицетворять единство рабочих и крестьян. Еще со второй половины XIX века пролетарские организации избрали молот своим классовым знаком. Накануне первой русской революции он стал общепринятым атрибутом в рядах русского революционного движения. В свою очередь серп был массовым общекрестьянским орудием труда, символизируя жатву и урожай. Он часто использовался в дореволюционной геральдике в России. В советское время серп и молот стали главной эмблемой Советского Союза, а также одним из символов коммунистического движения. В гербе СССР серп всегда изображался наложенным на молот. Это означало, что молот предшествовал как геральдический знак серпу и был старше его по назначению.



К. Петров-Водкин «Девушка в красной косынке» 1925 г.


Текстиль с рисунком в виде серпа и молота начали производить фабрики Москвы, Иванова и других городов. Легкая промышленность начала возрождаться в начале 1920-х годов, и вновь открытые предприятия остро нуждались в новых рисунках для тканей. 

29 ноября 1923 года на страницах газеты «Правда» появился призыв к художникам с просьбой прийти работать на текстильное производство и дать новые рисунки для ситцев. Сюжетные и орнаментальные композиции агитационных платков, их колористическое решение сначала демонстрировали следование текстильной традиции. Однако постепенно в промышленное производство стали внедряться новые художественные приемы, показывавшие тесную связь с искусством авангарда. Таким образом, платок превратился в яркий символ эпохи, став орудием пропаганды новой советской власти, а позже и своей особой советской моды. 



советский плакат


В конце 1920-х — начале 1930-х годов обозначилась новая тенденция в дизайне агитационных платков. Оно демонстрировало тесную связь с искусством русского авангарда, а именно — конструктивизмом, на платках могли появляться символы которые буквально «конструируют» изображения видов городов - работающие фабрики и заводы, жилые и общественные здания, возведенные после революции в стиле конструктивизма, горизонтальные и вертикальные черные линии, шестеренки, а также многочисленные серпы и молоты. 

Следует отметить, что тема заводов и фабрик была одной из самых важных в сюжетных рисунках агитационного текстиля. И это не удивительно, так как советское правительство в эти годы проводило политику масштабного строительства промышленных предприятий, первая пятилетка как раз пришлась на 1928-1932 годы. 

Красный революционный платок позже перекочевал в пионерский галстук, этакая преемственность идеям социального реализма для каждого нового поколения советских граждан. 



Советский плакат


Платок во многих культурах играл важную роль, как вещь традиционная для свадеб или похорон, как вещь обрядовая для различных суеверий или гаданий, платок часто фигурирует в народных песнях, частушках и поговорках. 

Наиболее дорогие платки передавали по наследству от матери к дочери, от свекрови к невестке.

Платочные изделия в огромном количестве производились текстильными фабриками Московской, Санкт-Петербургской и Владимирской губерний. К концу XIX века в крестьянской среде в России большое распространение получили набивные ситцевые платки, которые заменили старинные головные уборы замужних женщин. Платки носили не только в деревнях, но и в городе — переехавшие туда жить крестьянки. 



Г.Г. Ряжский «Делегатка» 1927г.


Первая мировая война и последовавшие затем Февральская и Октябрьская революции 1917 года оказали значительное влияние на российскую легкую промышленность. Фабрики переключились на ткани исключительно для фронтовых нужд, некоторые фабрики и вовсе остановили свое производство. 

Однако, несмотря на огромный дефицит текстильной продукции, наблюдавшийся в первые десятилетия советской власти, именно платок превратился в обязательный предмет повседневной жизни, став одним из важнейших символов революции и маркером принадлежности к новому строю.

«Женщины теперь все носили платки, мужчины фуражки и кепки, шляпы исчезли: они всегда были общепринятым российским символом барства и праздности, теперь могли в любую минуту стать мишенью для маузера». (Н. Н. Берберова)

После установления советской власти и в городе, и в деревне распространение получил платок красного цвета без какого-либо узора. Способ ношения платка имел свою особенность — вместо традиционного завязывания узла спереди, как правило, его делали сзади. 



Эжен Делакруа «Свобода, ведущая народ» (известная у нас как «Свобода на баррикадах») 1830г.


Красный цвет стал олицетворением революционного движения, женщина перестала быть просто женщиной теперь это революционерка, стахановка, ударница производства. Следует отметить, что во времена революционных потрясений в разных странах возникала необходимость в определенном опознавательном знаке бунтовщиков, который был бы им понятен. 

Именно таким и стал фригийский колпак во Франции, а позже красный платок в России.

Революционный стиль

«Самой модной одеждой для комсомолки была черная юбка в складку, белая блузка, красный платок и кожаная тужурка» (по воспоминаниям Е. Пылаевой)

Красный платок можно увидеть на многих произведениях художников начала XX века это и живописные полотна и плакаты. 

Агитационный платок конструктивистов

В начале 1920-х годов появились головные платки с узором в виде серпа и молота. 



«Портрет артистки Т. В. Чижовой» Б. Кустодиев 1924 года


Знамя большевиков представляло собой простое красное полотнище в виде прямоугольного куска ткани. На нем иногда писали или вышивали лозунги, а также портреты В. И. Ленина и других революционных деятелей. После образования СССР в соответствии с Конституцией 1924 года красное знамя было утверждено в качестве государственного флага. В верхнем углу у древка добавилось изображение серпа и молота, а над ним размещалась красная пятиконечная звезда.

После революции скрещенные серп и молот являлись одними из самых важных государственных символов и должны были олицетворять единство рабочих и крестьян. Еще со второй половины XIX века пролетарские организации избрали молот своим классовым знаком. Накануне первой русской революции он стал общепринятым атрибутом в рядах русского революционного движения. В свою очередь серп был массовым общекрестьянским орудием труда, символизируя жатву и урожай. Он часто использовался в дореволюционной геральдике в России. В советское время серп и молот стали главной эмблемой Советского Союза, а также одним из символов коммунистического движения. В гербе СССР серп всегда изображался наложенным на молот. Это означало, что молот предшествовал как геральдический знак серпу и был старше его по назначению.



К. Петров-Водкин «Девушка в красной косынке» 1925 г.


Текстиль с рисунком в виде серпа и молота начали производить фабрики Москвы, Иванова и других городов. Легкая промышленность начала возрождаться в начале 1920-х годов, и вновь открытые предприятия остро нуждались в новых рисунках для тканей. 

29 ноября 1923 года на страницах газеты «Правда» появился призыв к художникам с просьбой прийти работать на текстильное производство и дать новые рисунки для ситцев. Сюжетные и орнаментальные композиции агитационных платков, их колористическое решение сначала демонстрировали следование текстильной традиции. Однако постепенно в промышленное производство стали внедряться новые художественные приемы, показывавшие тесную связь с искусством авангарда. Таким образом, платок превратился в яркий символ эпохи, став орудием пропаганды новой советской власти, а позже и своей особой советской моды. 



советский плакат


В конце 1920-х — начале 1930-х годов обозначилась новая тенденция в дизайне агитационных платков. Оно демонстрировало тесную связь с искусством русского авангарда, а именно — конструктивизмом, на платках могли появляться символы которые буквально «конструируют» изображения видов городов - работающие фабрики и заводы, жилые и общественные здания, возведенные после революции в стиле конструктивизма, горизонтальные и вертикальные черные линии, шестеренки, а также многочисленные серпы и молоты. 

Следует отметить, что тема заводов и фабрик была одной из самых важных в сюжетных рисунках агитационного текстиля. И это не удивительно, так как советское правительство в эти годы проводило политику масштабного строительства промышленных предприятий, первая пятилетка как раз пришлась на 1928-1932 годы. 

Красный революционный платок позже перекочевал в пионерский галстук, этакая преемственность идеям социального реализма для каждого нового поколения советских граждан. 

Читайте также

Комментарии 0

Войдите для комментирования
НОВОСТИ ПОИСК РЕКОМЕНД. НОВОЕ ЛУЧШЕЕ ПОДПИСКИ