3
Бакст | Паблико

Бакст


24 фев 2025 · 19:27    



Л. С. Бакст (1866-1924). Автопортрет. 1906 г.


Русскому художнику Льву Самойловичу Баксту очень повезло стать знаменитым еще при жизни. Зачатую его имя связывают с оформительской деятельность даже еще точнее с «Русскими сезонами» С. П. Дягилева в Париже. Однако, при изучении его творческого пути, поражает насколько плодовитый художник был Бакст. 

Художник экспонировался в крупнейших музеях мира по обе стороны океана, и в Лувре и в Чикаго. Национальные собрания Франции закупали его работы еще до выставок. В Европе и Америке

выходили посвященные его творчеству роскошные альбомы, о которых другие художники могли только мечтать. В возрасте 40 лет Бакст был удостоен высшей награды Франции – ордена Почетного легиона.

«Вот я у цели: признание невероятное, непостижимое в центре мира Парижа; целый день все, что есть славного на земном шаре, в живописи, в музыке, в литературе, все оставляют мне карточки, приглашают на обеды и завтраки» 

Без преувеличения можно сказать, что Бакст был самым знаменитым художником перед Первой мировой войной. 

Бакст оформил для Дягилева 16 балетов, написал 6 либретто, некоторое время был фактически художественным руководителем антрепризы, но на этом творчество художника не заканчивается. Огромное наследие художник оставил в дизайне в виде орнаментации ткани – текстильный орнамент, обложки журналов, интерьеров для частных домов и гостиниц, обивочные ткани, керамика, столовое серебро, модели одежды, портреты, графика, многочисленные эскизы для практически всех предметов материального мира. 



— «Портрет Рэйчел Стронг, 1924».


Прямое влияние Бакста на моду и на орнаментацию тканей началось в 1910 году заключением контракта между Бакстом и кутюрье Полем Пуаре. В 1912-1915 годах Л. С. Бакст был связан контрактом с домом высокой моды Жанны Пакен.

У парижских домов высокой моды были долгосрочные контракты с крупными производителями шелка, шерсти, хлопка. Текстильная промышленность Франции чутко реагировала на запросы времени. К этому периоду относится сотрудничество художника с американским журналом мод Harper's Bazaar в 1913-1917 годах. Для журнала художник делал обложки октябрь 1913 года и декабрь 1915 года, и, публиковал эскизы театральной (февраль 1916 года) и повседневной одежды (январь 1914 года). 

Журнал называл это сотрудничество эксклюзивным, то есть художник давал заверения, что с другими журналами сотрудничать не будет. 



1280px-Knossos_frise2.JPG 678.1 KB


«Ткачи обращаются к Баксту за рисунками. Великие кутюрье сотрудничают с Бакстом при создании моделей одежды. Архитекторы и декораторы осаждают его мастерскую. Этой осенью в Париже мадам Калло и другие кутюрье организовали выставку материй, специально разработанных для них Бакстом — мастером колористических сюит» (Harper's Bazaar 1913). 



4444.jpeg 42.95 KB


В годы Первой мировой войны наблюдается спад в театральном творчестве Бакста. Европейские театры закрыты. Только американские гастроли труппы Анны Павловой в 1916 году и дягилевской труппы в 1916 и 1917 годах обеспечивают Бакста работой и привычным заработком. 

Однако и без театральной деятельность Бакст неплохо зарабатывал, немалый доход давало сотрудничество с ткацкими предприятиями и набивочными фабриками. 

В архиве художника хранится важный документ 1920-х годов, который называется «Расценки работ». В нем есть группы чисто картинных произведений: портреты, панно, композиции, есть там раздел «Костюм» это эскизы и театрального костюма, и повседневной одежды, и раздел «Эскизы для шелка». 



11.jpeg 162.38 KB


Список содержит 96 рисунков, цена которых колеблется от 100 до 3000 франков. Но есть единичные образцы, которые стоят от 4 до 8 тысяч франков. Около половины рисунков идет по средней цене 1000 франков, четверть всех рисунков стоит по 500 франков за штуку.

Рисунки Бакста дошедшие до нас показывают богатое разнообразие мотивов. С помощью геометрического орнамент Бакст воссоздает стилистику арабского Востока как в «Шехеразаде» 1910 года, и богатство эллинистического Египта как в «Клеопатре», 1909, и даже индуистской Индии в «Синий бог», 1912. 



уууу.jpeg 38.36 KB


Растительный орнамент знаменитого костюма беотийки из балета «Нарцисс» (1911) заимствован с фресок Кносского дворца на Крите, открытого археологом Эвансом. Бакст видел подлинник фрески и во время путешествия по Греции и на Крит в 1907 году.



Chinese_dancer_by_L.Bakst_(1917).jpg 190.27 KB


Набивные ткани, придуманные Бакстом для театра, делались трафаретным способом. А при изготовлении тканей для одежды по рисунку Бакста на фабриках Америки и Франции работали блоки плоскостной печати и валы для ротационной печати. 

Произведения Леона Бакста можно видеть в Государственном Русском музее, ГМИИ им. Пушкина, Государственной Третьяковской галерее, Омском музее изобразительных искусств, Музее-квартире И. И. Бродского, в музее Метрополитен. Нередко произведения художника появляются на аукционах. Только на Sotheby’s с 2000 г. по 2015 г. продано более 50 работ художника Леона Бакста. 



З. Гиппиус 1906г.


Художника обидеть может каждый – грустная история

Поразительно, но Бакст не был избалован славой на родине. После 1917 года, художник на родину не вернулся, вывез свою семьи и осел в Европе. В 1918 году произошел разрыв с Дягилевым, художник весьма болезненно это воспринимал. Помимо самого конфликта Дягилев запустил в прессе целую кампанию по критике искусства Бакста, где называл художника «устаревшим и утратившим привлекательность». 

В 1921году Лев Бакст предпринял попытку возобновить сотрудничество и оформил для Дягилева балет «Спящая красавица» П. И. Чайковского, последнюю свою крупную постановку. 

27 декабря 1924 года Лев Бакст умирает в возрасте 58 лет от отёка лёгких.

Похоронили Л. С. Бакста на кладбище Батиньоль с государственными почестями, как офицера ордена Почетного легиона. Среди провожавших художника в последний путь не было С. П. Дягилева. Но среди большой толпы были заметны Мишель Жорж-Мишель, Жан Кокто, Пабло Пикассо.



Л. С. Бакст (1866-1924). Автопортрет. 1906 г.


Русскому художнику Льву Самойловичу Баксту очень повезло стать знаменитым еще при жизни. Зачатую его имя связывают с оформительской деятельность даже еще точнее с «Русскими сезонами» С. П. Дягилева в Париже. Однако, при изучении его творческого пути, поражает насколько плодовитый художник был Бакст. 

Художник экспонировался в крупнейших музеях мира по обе стороны океана, и в Лувре и в Чикаго. Национальные собрания Франции закупали его работы еще до выставок. В Европе и Америке

выходили посвященные его творчеству роскошные альбомы, о которых другие художники могли только мечтать. В возрасте 40 лет Бакст был удостоен высшей награды Франции – ордена Почетного легиона.

«Вот я у цели: признание невероятное, непостижимое в центре мира Парижа; целый день все, что есть славного на земном шаре, в живописи, в музыке, в литературе, все оставляют мне карточки, приглашают на обеды и завтраки» 

Без преувеличения можно сказать, что Бакст был самым знаменитым художником перед Первой мировой войной. 

Бакст оформил для Дягилева 16 балетов, написал 6 либретто, некоторое время был фактически художественным руководителем антрепризы, но на этом творчество художника не заканчивается. Огромное наследие художник оставил в дизайне в виде орнаментации ткани – текстильный орнамент, обложки журналов, интерьеров для частных домов и гостиниц, обивочные ткани, керамика, столовое серебро, модели одежды, портреты, графика, многочисленные эскизы для практически всех предметов материального мира. 



— «Портрет Рэйчел Стронг, 1924».


Прямое влияние Бакста на моду и на орнаментацию тканей началось в 1910 году заключением контракта между Бакстом и кутюрье Полем Пуаре. В 1912-1915 годах Л. С. Бакст был связан контрактом с домом высокой моды Жанны Пакен.

У парижских домов высокой моды были долгосрочные контракты с крупными производителями шелка, шерсти, хлопка. Текстильная промышленность Франции чутко реагировала на запросы времени. К этому периоду относится сотрудничество художника с американским журналом мод Harper's Bazaar в 1913-1917 годах. Для журнала художник делал обложки октябрь 1913 года и декабрь 1915 года, и, публиковал эскизы театральной (февраль 1916 года) и повседневной одежды (январь 1914 года). 

Журнал называл это сотрудничество эксклюзивным, то есть художник давал заверения, что с другими журналами сотрудничать не будет. 



1280px-Knossos_frise2.JPG 678.1 KB


«Ткачи обращаются к Баксту за рисунками. Великие кутюрье сотрудничают с Бакстом при создании моделей одежды. Архитекторы и декораторы осаждают его мастерскую. Этой осенью в Париже мадам Калло и другие кутюрье организовали выставку материй, специально разработанных для них Бакстом — мастером колористических сюит» (Harper's Bazaar 1913). 



4444.jpeg 42.95 KB


В годы Первой мировой войны наблюдается спад в театральном творчестве Бакста. Европейские театры закрыты. Только американские гастроли труппы Анны Павловой в 1916 году и дягилевской труппы в 1916 и 1917 годах обеспечивают Бакста работой и привычным заработком. 

Однако и без театральной деятельность Бакст неплохо зарабатывал, немалый доход давало сотрудничество с ткацкими предприятиями и набивочными фабриками. 

В архиве художника хранится важный документ 1920-х годов, который называется «Расценки работ». В нем есть группы чисто картинных произведений: портреты, панно, композиции, есть там раздел «Костюм» это эскизы и театрального костюма, и повседневной одежды, и раздел «Эскизы для шелка». 



11.jpeg 162.38 KB


Список содержит 96 рисунков, цена которых колеблется от 100 до 3000 франков. Но есть единичные образцы, которые стоят от 4 до 8 тысяч франков. Около половины рисунков идет по средней цене 1000 франков, четверть всех рисунков стоит по 500 франков за штуку.

Рисунки Бакста дошедшие до нас показывают богатое разнообразие мотивов. С помощью геометрического орнамент Бакст воссоздает стилистику арабского Востока как в «Шехеразаде» 1910 года, и богатство эллинистического Египта как в «Клеопатре», 1909, и даже индуистской Индии в «Синий бог», 1912. 



уууу.jpeg 38.36 KB


Растительный орнамент знаменитого костюма беотийки из балета «Нарцисс» (1911) заимствован с фресок Кносского дворца на Крите, открытого археологом Эвансом. Бакст видел подлинник фрески и во время путешествия по Греции и на Крит в 1907 году.



Chinese_dancer_by_L.Bakst_(1917).jpg 190.27 KB


Набивные ткани, придуманные Бакстом для театра, делались трафаретным способом. А при изготовлении тканей для одежды по рисунку Бакста на фабриках Америки и Франции работали блоки плоскостной печати и валы для ротационной печати. 

Произведения Леона Бакста можно видеть в Государственном Русском музее, ГМИИ им. Пушкина, Государственной Третьяковской галерее, Омском музее изобразительных искусств, Музее-квартире И. И. Бродского, в музее Метрополитен. Нередко произведения художника появляются на аукционах. Только на Sotheby’s с 2000 г. по 2015 г. продано более 50 работ художника Леона Бакста. 



З. Гиппиус 1906г.


Художника обидеть может каждый – грустная история

Поразительно, но Бакст не был избалован славой на родине. После 1917 года, художник на родину не вернулся, вывез свою семьи и осел в Европе. В 1918 году произошел разрыв с Дягилевым, художник весьма болезненно это воспринимал. Помимо самого конфликта Дягилев запустил в прессе целую кампанию по критике искусства Бакста, где называл художника «устаревшим и утратившим привлекательность». 

В 1921году Лев Бакст предпринял попытку возобновить сотрудничество и оформил для Дягилева балет «Спящая красавица» П. И. Чайковского, последнюю свою крупную постановку. 

27 декабря 1924 года Лев Бакст умирает в возрасте 58 лет от отёка лёгких.

Похоронили Л. С. Бакста на кладбище Батиньоль с государственными почестями, как офицера ордена Почетного легиона. Среди провожавших художника в последний путь не было С. П. Дягилева. Но среди большой толпы были заметны Мишель Жорж-Мишель, Жан Кокто, Пабло Пикассо.

Читайте также

Комментарии 0

Войдите для комментирования
НОВОСТИ ПОИСК РЕКОМЕНД. НОВОЕ ЛУЧШЕЕ ПОДПИСКИ