Русскому художнику Льву Самойловичу Баксту очень повезло стать знаменитым еще при жизни. Зачатую его имя связывают с оформительской деятельность даже еще точнее с «Русскими сезонами» С. П. Дягилева в Париже. Однако, при изучении его творческого пути, поражает насколько плодовитый художник был Бакст.
Художник экспонировался в крупнейших музеях мира по обе стороны океана, и в Лувре и в Чикаго. Национальные собрания Франции закупали его работы еще до выставок. В Европе и Америке
выходили посвященные его творчеству роскошные альбомы, о которых другие художники могли только мечтать. В возрасте 40 лет Бакст был удостоен высшей награды Франции – ордена Почетного легиона.
«Вот я у цели: признание невероятное, непостижимое в центре мира Парижа; целый день все, что есть славного на земном шаре, в живописи, в музыке, в литературе, все оставляют мне карточки, приглашают на обеды и завтраки»
Без преувеличения можно сказать, что Бакст был самым знаменитым художником перед Первой мировой войной.
Бакст оформил для Дягилева 16 балетов, написал 6 либретто, некоторое время был фактически художественным руководителем антрепризы, но на этом творчество художника не заканчивается. Огромное наследие художник оставил в дизайне в виде орнаментации ткани – текстильный орнамент, обложки журналов, интерьеров для частных домов и гостиниц, обивочные ткани, керамика, столовое серебро, модели одежды, портреты, графика, многочисленные эскизы для практически всех предметов материального мира.
— «Портрет Рэйчел Стронг, 1924».
Прямое влияние Бакста на моду и на орнаментацию тканей началось в 1910 году заключением контракта между Бакстом и кутюрье Полем Пуаре. В 1912-1915 годах Л. С. Бакст был связан контрактом с домом высокой моды Жанны Пакен.
У парижских домов высокой моды были долгосрочные контракты с крупными производителями шелка, шерсти, хлопка. Текстильная промышленность Франции чутко реагировала на запросы времени. К этому периоду относится сотрудничество художника с американским журналом мод Harper's Bazaar в 1913-1917 годах. Для журнала художник делал обложки октябрь 1913 года и декабрь 1915 года, и, публиковал эскизы театральной (февраль 1916 года) и повседневной одежды (январь 1914 года).
Журнал называл это сотрудничество эксклюзивным, то есть художник давал заверения, что с другими журналами сотрудничать не будет.
1280px-Knossos_frise2.JPG678.1 KB
«Ткачи обращаются к Баксту за рисунками. Великие кутюрье сотрудничают с Бакстом при создании моделей одежды. Архитекторы и декораторы осаждают его мастерскую. Этой осенью в Париже мадам Калло и другие кутюрье организовали выставку материй, специально разработанных для них Бакстом — мастером колористических сюит» (Harper's Bazaar 1913).
4444.jpeg42.95 KB
В годы Первой мировой войны наблюдается спад в театральном творчестве Бакста. Европейские театры закрыты. Только американские гастроли труппы Анны Павловой в 1916 году и дягилевской труппы в 1916 и 1917 годах обеспечивают Бакста работой и привычным заработком.
Однако и без театральной деятельность Бакст неплохо зарабатывал, немалый доход давало сотрудничество с ткацкими предприятиями и набивочными фабриками.
В архиве художника хранится важный документ 1920-х годов, который называется «Расценки работ». В нем есть группы чисто картинных произведений: портреты, панно, композиции, есть там раздел «Костюм» это эскизы и театрального костюма, и повседневной одежды, и раздел «Эскизы для шелка».
11.jpeg162.38 KB
Список содержит 96 рисунков, цена которых колеблется от 100 до 3000 франков. Но есть единичные образцы, которые стоят от 4 до 8 тысяч франков. Около половины рисунков идет по средней цене 1000 франков, четверть всех рисунков стоит по 500 франков за штуку.
Рисунки Бакста дошедшие до нас показывают богатое разнообразие мотивов. С помощью геометрического орнамент Бакст воссоздает стилистику арабского Востока как в «Шехеразаде» 1910 года, и богатство эллинистического Египта как в «Клеопатре», 1909, и даже индуистской Индии в «Синий бог», 1912.
уууу.jpeg38.36 KB
Растительный орнамент знаменитого костюма беотийки из балета «Нарцисс» (1911) заимствован с фресок Кносского дворца на Крите, открытого археологом Эвансом. Бакст видел подлинник фрески и во время путешествия по Греции и на Крит в 1907 году.
Chinese_dancer_by_L.Bakst_(1917).jpg190.27 KB
Набивные ткани, придуманные Бакстом для театра, делались трафаретным способом. А при изготовлении тканей для одежды по рисунку Бакста на фабриках Америки и Франции работали блоки плоскостной печати и валы для ротационной печати.
Произведения Леона Бакста можно видеть в Государственном Русском музее, ГМИИ им. Пушкина, Государственной Третьяковской галерее, Омском музее изобразительных искусств, Музее-квартире И. И. Бродского, в музее Метрополитен. Нередко произведения художника появляются на аукционах. Только на Sotheby’s с 2000 г. по 2015 г. продано более 50 работ художника Леона Бакста.
З. Гиппиус 1906г.
Художника обидеть может каждый – грустная история
Поразительно, но Бакст не был избалован славой на родине. После 1917 года, художник на родину не вернулся, вывез свою семьи и осел в Европе. В 1918 году произошел разрыв с Дягилевым, художник весьма болезненно это воспринимал. Помимо самого конфликта Дягилев запустил в прессе целую кампанию по критике искусства Бакста, где называл художника «устаревшим и утратившим привлекательность».
В 1921году Лев Бакст предпринял попытку возобновить сотрудничество и оформил для Дягилева балет «Спящая красавица» П. И. Чайковского, последнюю свою крупную постановку.
27 декабря 1924 года Лев Бакст умирает в возрасте 58 лет от отёка лёгких.
Похоронили Л. С. Бакста на кладбище Батиньоль с государственными почестями, как офицера ордена Почетного легиона. Среди провожавших художника в последний путь не было С. П. Дягилева. Но среди большой толпы были заметны Мишель Жорж-Мишель, Жан Кокто, Пабло Пикассо.
{"document": [{"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Л. С. Бакст (1866-1924). Автопортрет. 1906 г.", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "njnh3sscpnpp8xuz8rar1v55f5wm8jus.jpg", "filesize": 212562, "height": 850, "pic_id": 963261, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/02/24/njnh3sscpnpp8xuz8rar1v55f5wm8jus.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250224%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250224T162246Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=e0a355184946997eaf691a3adef51d0742837d34b6c797719c1b4e4f8296464b", "width": 791}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Русскому художнику Льву Самойловичу Баксту очень повезло стать знаменитым еще при жизни. Зачатую его имя связывают с оформительской деятельность даже еще точнее с «Русскими сезонами» С. П. Дягилева в Париже. Однако, при изучении его творческого пути, поражает насколько плодовитый художник был Бакст. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Художник экспонировался в крупнейших музеях мира по обе стороны океана, и в Лувре и в Чикаго. Национальные собрания Франции закупали его работы еще до выставок. В Европе и Америке"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "выходили посвященные его творчеству роскошные альбомы, о которых другие художники могли только мечтать. В возрасте 40 лет Бакст был удостоен высшей награды Франции – ордена Почетного легиона."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Вот я у цели: признание невероятное, непостижимое в центре мира Парижа; целый день все, что есть славного на земном шаре, в живописи, в музыке, в литературе, все оставляют мне карточки, приглашают на обеды и завтраки» "}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Без преувеличения можно сказать, что Бакст был самым знаменитым художником перед Первой мировой войной. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Бакст оформил для Дягилева 16 балетов, написал 6 либретто, некоторое время был фактически художественным руководителем антрепризы, но на этом творчество художника не заканчивается. Огромное наследие художник оставил в дизайне в виде орнаментации ткани – текстильный орнамент, обложки журналов, интерьеров для частных домов и гостиниц, обивочные ткани, керамика, столовое серебро, модели одежды, портреты, графика, многочисленные эскизы для практически всех предметов материального мира. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "— «Портрет Рэйчел Стронг, 1924».", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "53.jpg", "filesize": 254884, "height": 700, "pic_id": 963263, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/02/24/53.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250224%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250224T162327Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=0cbfb56d1f97452c553601e68328fff6ba1a7c0d0f78ba313110fc4a3a9ae4fa", "width": 476}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Прямое влияние Бакста на моду и на орнаментацию тканей началось в 1910 году заключением контракта между Бакстом и кутюрье Полем Пуаре. В 1912-1915 годах Л. С. Бакст был связан контрактом с домом высокой моды Жанны Пакен."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "У парижских домов высокой моды были долгосрочные контракты с крупными производителями шелка, шерсти, хлопка. Текстильная промышленность Франции чутко реагировала на запросы времени. К этому периоду относится сотрудничество художника с американским журналом мод Harper's Bazaar в 1913-1917 годах. Для журнала художник делал обложки октябрь 1913 года и декабрь 1915 года, и, публиковал эскизы театральной (февраль 1916 года) и повседневной одежды (январь 1914 года). "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Журнал называл это сотрудничество эксклюзивным, то есть художник давал заверения, что с другими журналами сотрудничать не будет. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "1280px-Knossos_frise2.JPG", "filesize": 694377, "height": 1943, "pic_id": 963265, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/02/24/1280px-Knossos_frise2.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250224%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250224T162354Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=b7c3ae26e2e970725ac49832ffd0a3c7fd1897fafe9db4022ac647f75b7cce53", "width": 1280}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Ткачи обращаются к Баксту за рисунками. Великие кутюрье сотрудничают с Бакстом при создании моделей одежды. Архитекторы и декораторы осаждают его мастерскую. Этой осенью в Париже мадам Калло и другие кутюрье организовали выставку материй, специально разработанных для них Бакстом — мастером колористических сюит» (Harper's Bazaar 1913). "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "4444.jpeg", "filesize": 43981, "height": 547, "pic_id": 963266, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/02/24/4444.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250224%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250224T162408Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=8f09773171913c5df94374294563b61aa0e8f8b14f4ef2c712c69a9d700646d1", "width": 399}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В годы Первой мировой войны наблюдается спад в театральном творчестве Бакста. Европейские театры закрыты. Только американские гастроли труппы Анны Павловой в 1916 году и дягилевской труппы в 1916 и 1917 годах обеспечивают Бакста работой и привычным заработком. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Однако и без театральной деятельность Бакст неплохо зарабатывал, немалый доход давало сотрудничество с ткацкими предприятиями и набивочными фабриками. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В архиве художника хранится важный документ 1920-х годов, который называется «Расценки работ». В нем есть группы чисто картинных произведений: портреты, панно, композиции, есть там раздел «Костюм» это эскизы и театрального костюма, и повседневной одежды, и раздел «Эскизы для шелка». "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "11.jpeg", "filesize": 166275, "height": 1014, "pic_id": 963269, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/02/24/11_sMEMjY2.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250224%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250224T162620Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=891458d9f7ce7defb66440c12c4547da5c27ed057b052df0603db309f981caf1", "width": 736}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Список содержит 96 рисунков, цена которых колеблется от 100 до 3000 франков. Но есть единичные образцы, которые стоят от 4 до 8 тысяч франков. Около половины рисунков идет по средней цене 1000 франков, четверть всех рисунков стоит по 500 франков за штуку."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Рисунки Бакста дошедшие до нас показывают богатое разнообразие мотивов. С помощью геометрического орнамент Бакст воссоздает стилистику арабского Востока как в «Шехеразаде» 1910 года, и богатство эллинистического Египта как в «Клеопатре», 1909, и даже индуистской Индии в «Синий бог», 1912. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "уууу.jpeg", "filesize": 39283, "height": 640, "pic_id": 963270, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/02/24/%D1%83%D1%83%D1%83%D1%83.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250224%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250224T162629Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=7fa0f80691e422ceebe4883abf938366d70172c7e97eae5564dad484058c4bbe", "width": 427}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Растительный орнамент знаменитого костюма беотийки из балета «Нарцисс» (1911) заимствован с фресок Кносского дворца на Крите, открытого археологом Эвансом. Бакст видел подлинник фрески и во время путешествия по Греции и на Крит в 1907 году."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Chinese_dancer_by_L.Bakst_(1917).jpg", "filesize": 194832, "height": 1062, "pic_id": 963267, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/02/24/Chinese_dancer_by_L.Bakst_1917.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250224%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250224T162439Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=ac097b73cdf8b1db696f2f855fadd41af85fecc8566e91e28504b5cc139f5257", "width": 1500}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Набивные ткани, придуманные Бакстом для театра, делались трафаретным способом. А при изготовлении тканей для одежды по рисунку Бакста на фабриках Америки и Франции работали блоки плоскостной печати и валы для ротационной печати. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Произведения Леона Бакста можно видеть в Государственном Русском музее, ГМИИ им. Пушкина, Государственной Третьяковской галерее, Омском музее изобразительных искусств, Музее-квартире И. И. Бродского, в музее Метрополитен. Нередко произведения художника появляются на аукционах. Только на Sotheby’s с 2000 г. по 2015 г. продано более 50 работ художника Леона Бакста. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "З. Гиппиус 1906г.", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Z._Gippius_by_L.Bakst_(1906,_Tretyakov_gallery).jpg", "filesize": 72662, "height": 655, "pic_id": 963268, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/02/24/Z._Gippius_by_L.Bakst_1906_Tretyakov_gallery.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250224%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250224T162450Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=2ad19c380556d3d754b2bd8b59f1ddd1cea0c93e7c9de6bd78d5f2ec4fa7e5fe", "width": 551}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Художника обидеть может каждый – грустная история "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Поразительно, но Бакст не был избалован славой на родине. После 1917 года, художник на родину не вернулся, вывез свою семьи и осел в Европе. В 1918 году произошел разрыв с Дягилевым, художник весьма болезненно это воспринимал. Помимо самого конфликта Дягилев запустил в прессе целую кампанию по критике искусства Бакста, где называл художника «устаревшим и утратившим привлекательность». "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В 1921году Лев Бакст предпринял попытку возобновить сотрудничество и оформил для Дягилева балет «Спящая красавица» П. И. Чайковского, последнюю свою крупную постановку. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "27 декабря 1924 года Лев Бакст умирает в возрасте 58 лет от отёка лёгких."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Похоронили Л. С. Бакста на кладбище Батиньоль с государственными почестями, как офицера ордена Почетного легиона. Среди провожавших художника в последний путь не было С. П. Дягилева. Но среди большой толпы были заметны Мишель Жорж-Мишель, Жан Кокто, Пабло Пикассо."}], "attributes": []}], "selectedRange": [3949, 3949]}
Комментарии 0