3
Как Кожедуб стал Ли Си Цыном | Паблико

Как Кожедуб стал Ли Си Цыном


11 сен 2024 · 08:05    

Имя советского аса Великой Отечественной войны, Ивана Никитовича Кожедуба, в 40-е годы было известно каждому советскому человеку. А вот о том, что позже он прибавил к своему счету в 64 сбитых самолета люфтваффе еще и американские бомбардировщики, которым не посчастливилось встретиться с ним в небе Кореи, в нашей стране было уже секретной информацией. Зато о том, что Кожедуб бил не только немцев, но и американцев, лучше всех знали сами... американцы. Которые отслеживали буквально каждый шаг его самого и возглавляемой им 324-й Свирской краснознаменной истребительной авиадивизии, которая заступила на боевое дежурство в Северной Корее в апреле 1951 года - разведка у них работала что надо (другое дело, что это им не слишком помогло...).

В ситуации с 324-й авиадивизией американцев напрягли два обстоятельства: репутация самого Кожедуба, лично сбившего более шести десятков самолетов германского люфтваффе (не будучи при этом ни разу сбит сам), и непонятный им специфический язык, на котором новоприбывшие русские общались в радиоэфире. Свою репутацию Кожедуб подтвердил уже 12 апреля, в последний раз взлетев в составе ударной группы истребителей, а вот что касается странного русского языка... Кожедуб знал о том, что американцы, владеющие литературным русским, внимательно слушают радиоэфир. И, дабы ввести противника в ступор, приказал своим летчикам в бою разговаривать только на русском матерном. Те, разумеется, с удовольствием согласились.



Кожедуб-1.jfif 65.26 KB


Вспоминая о былых победах, Иван Кожедуб шутил, что на три года, пока он служил в Корее, ему пришлось сменить имя с фамилией - на Ли Си Цын. И этого Ли Си Цына американцы боялись не меньше, чем немцы Кожедуба. Хотя, строго говоря, совершил Ли Си Цын один-единственный боевой вылет, после чего советское руководство строго-настрого запретило Кожедубу лично участвовать в боях. Так из-за чего же американцы так боялись летчика Ли Си Цына? Ранним утром 12 апреля 1951 года 48 американских бомбардировщиков В-29 под прикрытием сотни истребителей устремились к китайским городам Аньдун и Сингисю -их целью был железнодорожный мост через реку Ялудзян. Сохранить мост было чрезвычайно важно - по нему осуществлялись практически все военные поставки из Китая в Северную Корею. И на самом подлете к мосту американцев встретили советские истребители - новенькие МиГ-15 «бис». Их было всего 36 - против целой армады американцев. Но в одном из истребителей сидел сам Кожедуб -верней, китайский лётчик по имени Ли Си Цын. Наши сходу сбили десяток «суперкрепостей» и еще столько же повредили. Американцы даже не стали вступать в бой - они развернулись и пустились наутек. В том поединке наши не потеряли ни единого самолета!



Кожедуб-2.jfif 53.34 KB


Участник того боя, Герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации Георгий Лобов писал в своих воспоминаниях: американцам было так стыдно за свое бегство, что решено было скрыть понесенные потери. Официальный рапорт о столкновении с Ли Си Цыном и его асами гласил: «Бомбардировщики были атакованы 72 или 64 реактивными истребителями противника. В ожесточенном бою были потеряны 3 бомбардировщика В-29 и 7 повреждены, тогда как огнем пулемётов бомбардировщиков были сбиты 9 и, возможно, еще 6 истребителей противника». Грешно врать, но иногда приходится - во спасение запятнанной позорным бегством репутации (впрочем, американцы в той войне сплошь и рядом грешили приписками своих воздушных побед). И все же впоследствии 12 апреля 1951 года вошло в историю Корейской войны как «черный вторник» американской авиации.

Имя советского аса Великой Отечественной войны, Ивана Никитовича Кожедуба, в 40-е годы было известно каждому советскому человеку. А вот о том, что позже он прибавил к своему счету в 64 сбитых самолета люфтваффе еще и американские бомбардировщики, которым не посчастливилось встретиться с ним в небе Кореи, в нашей стране было уже секретной информацией. Зато о том, что Кожедуб бил не только немцев, но и американцев, лучше всех знали сами... американцы. Которые отслеживали буквально каждый шаг его самого и возглавляемой им 324-й Свирской краснознаменной истребительной авиадивизии, которая заступила на боевое дежурство в Северной Корее в апреле 1951 года - разведка у них работала что надо (другое дело, что это им не слишком помогло...).

В ситуации с 324-й авиадивизией американцев напрягли два обстоятельства: репутация самого Кожедуба, лично сбившего более шести десятков самолетов германского люфтваффе (не будучи при этом ни разу сбит сам), и непонятный им специфический язык, на котором новоприбывшие русские общались в радиоэфире. Свою репутацию Кожедуб подтвердил уже 12 апреля, в последний раз взлетев в составе ударной группы истребителей, а вот что касается странного русского языка... Кожедуб знал о том, что американцы, владеющие литературным русским, внимательно слушают радиоэфир. И, дабы ввести противника в ступор, приказал своим летчикам в бою разговаривать только на русском матерном. Те, разумеется, с удовольствием согласились.



Кожедуб-1.jfif 65.26 KB


Вспоминая о былых победах, Иван Кожедуб шутил, что на три года, пока он служил в Корее, ему пришлось сменить имя с фамилией - на Ли Си Цын. И этого Ли Си Цына американцы боялись не меньше, чем немцы Кожедуба. Хотя, строго говоря, совершил Ли Си Цын один-единственный боевой вылет, после чего советское руководство строго-настрого запретило Кожедубу лично участвовать в боях. Так из-за чего же американцы так боялись летчика Ли Си Цына? Ранним утром 12 апреля 1951 года 48 американских бомбардировщиков В-29 под прикрытием сотни истребителей устремились к китайским городам Аньдун и Сингисю -их целью был железнодорожный мост через реку Ялудзян. Сохранить мост было чрезвычайно важно - по нему осуществлялись практически все военные поставки из Китая в Северную Корею. И на самом подлете к мосту американцев встретили советские истребители - новенькие МиГ-15 «бис». Их было всего 36 - против целой армады американцев. Но в одном из истребителей сидел сам Кожедуб -верней, китайский лётчик по имени Ли Си Цын. Наши сходу сбили десяток «суперкрепостей» и еще столько же повредили. Американцы даже не стали вступать в бой - они развернулись и пустились наутек. В том поединке наши не потеряли ни единого самолета!



Кожедуб-2.jfif 53.34 KB


Участник того боя, Герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации Георгий Лобов писал в своих воспоминаниях: американцам было так стыдно за свое бегство, что решено было скрыть понесенные потери. Официальный рапорт о столкновении с Ли Си Цыном и его асами гласил: «Бомбардировщики были атакованы 72 или 64 реактивными истребителями противника. В ожесточенном бою были потеряны 3 бомбардировщика В-29 и 7 повреждены, тогда как огнем пулемётов бомбардировщиков были сбиты 9 и, возможно, еще 6 истребителей противника». Грешно врать, но иногда приходится - во спасение запятнанной позорным бегством репутации (впрочем, американцы в той войне сплошь и рядом грешили приписками своих воздушных побед). И все же впоследствии 12 апреля 1951 года вошло в историю Корейской войны как «черный вторник» американской авиации.

Читайте также
НОВОСТИ ПОИСК РЕКОМЕНД. НОВОЕ ЛУЧШЕЕ ПОДПИСКИ