16 апр 2023 · 09:43    
{"document": [{"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Вера Панова с внуками", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Вера Панова с внуками.jpg", "filesize": 44719, "height": 438, "pic_id": 525474, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/04/15/%D0%92%D0%B5%D1%80%D0%B0_%D0%9F%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0_%D1%81_%D0%B2%D0%BD%D1%83%D0%BA%D0%B0%D0%BC%D0%B8.jpeg", "width": 663}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true, "href": "https://pabliko.ru/@notepadscribe/razgovor_s_veroj_panovoj_chast_xv-163197/"}, "string": "Часть XV"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true, "href": "https://pabliko.ru/@notepadscribe/razgovor_s_veroj_panovoj_chast_xvi-163340/"}, "string": "Часть XVI"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "— Вашу «Кружилиху» также приняли восторженно?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "— В свое время, после первого успеха «Спутников», журнал «Знамя» предложил мне договор на новое мое произведение. Я договор подписала. Теперь, закончив роман, надо было везти его в «Знамя». Заместитель редактора С. И. Вашенцев, принял от меня рукопись и сказал, что о дальнейшем мне сообщат. Он позвонил в тот же день и сообщил, что Тарасенков уже прочел мой роман, а теперь читает Вишневский."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "И довольно скоро меня позвали в редакцию к Вишневскому. Он сидел за своим столом у большого окна, встретил меня приветливо, пригласил сесть, но далее разговор принял пренеожиданный и пренеприятный оборот — он накинулся на меня с упреками."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Как! — воскликнул он экспансивно. — Это советский директор?! Что он у вас говорит, не хочется повторять! — Имелся в виду, конечно, Листопад. Какие он у вас совершает поступки! Впрочем, я прочту еще раз. Там есть кое-что — эта милая старушка, жена главного конструктора, эта интеллигентка Нонна, эта мать Листопада. Вы одаренный человек, но, к сожалению, не обо всем мыслите правильно. В общем, подождите, пока я прочту еще раз. Я дам вам ответ в пятницу, приходите утром. Впрочем, приходите лучше в четверг, пятницу моряки считают тяжелым днем», — завершил он кокетливо."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "И вернулся к упрекам, обвиняя на этот раз в том, что я описала Листопада и Уздечкина как антагонистов, тогда как коммунисты должны уметь находить общий язык. Он явно не понимал моего замысла и пытался навязать мне нечто свое. Я уже восставала против этого всем сердцем, как вдруг увидела, что он… плачет! Да, он отошел к окну и краем занавески утирает подлинные слезы — я поняла, что он, во всяком случае, бесконечно искренен, доверие мое к нему восстановилось мгновенно, ни до, ни после этого я не видела плачущего редактора."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Кружилиха.jpg", "filesize": 24566, "height": 305, "pic_id": 525486, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/04/15/%D0%9A%D1%80%D1%83%D0%B6%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D1%85%D0%B0.jpeg", "width": 200}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "— То есть вам предложили все переписать?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "— В четверг я опять пришла и опять сидела перед моим судьей, а он говорил: «Первого сентября мы должны по графику сдавать номер в набор. Мы можем задержать сдачу до второго сентября, в самом крайнем случае до пятого. Если вы к этому дню успеете внести поправки…» "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Я собиралась ответить, но звякнул английский замок в двери, и быстро вошел Вашенцев."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Да, да, — заговорил он. — Самое позднее мы сдаем номер в типографию пятого, по графику должны сдавать первого, после пятого ни одного дня не можем тянуть»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Сергей Иванович, — сказала я. — Вы же слышали предыдущий разговор какое тут может быть пятое, а тем более первое, ведь в романе не остается камня на камне, его надо писать заново, с самого начала»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Я говорила, а Вашенцев как-то странно махал мне рукой. Потом он сказал: «Все зависит от вас. Если вы управитесь до пятого…» "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Да! — сказал Вишневский. — Надо непременно управиться до пятого»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Зайдите ко мне, Вера Федоровна», — сказал Вашенцев."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "И в его крохотном кабинетике мы договорились мгновенно: я напишу сцену дружественной беседы между Листопадом и Уздечкиным (эта беседа написана и находится в главе «Ночью») да еще переделаю название романа. Он был назван первоначально «Люди добрые», Вашенцев посоветовал название «Кружилиха»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Но Вишневскому не нравится», — сказала я."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Что вы, — сказал Сергей Иванович. — Если бы не нравилось, разве он так бы говорил с вами?» "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "— То есть вообще накричал бы и выгнал? "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "— В тот же день случилось еще одно приятное. Позвонил А. К. Тарасенков, сказал, что романом заинтересовался «Новый мир» и редактор его К. М. Симонов, которому Тарасенков дал прочитать мою рукопись, хочет со мной повидаться."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Вечером позвонил сам Симонов и прислал за мною машину, и я поехала в «Новый мир»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Первый раз я тогда увидела Симонова, и очень он мне понравился. Понравилось не только то, что он похвалил «Кружилиху» и предложил передать ее «Новому миру». Понравилась и общая его приветливость к людям. И непринужденность в обращении — он сидел в редакции в рубашке с засученными рукавами, без пиджака и без галстука."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Рукопись я, однако, отказалась забрать от «Знамени» — у меня ведь для этого не было никаких оснований."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Через два-три дня я душевно простилась со «Знаменем», причем Вишневский назвал меня «большим и светлым талантом», и поехала в Ленинград."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "кадр из фильма Кружилиха.jpg", "filesize": 61855, "height": 550, "pic_id": 525489, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/04/15/%D0%BA%D0%B0%D0%B4%D1%80_%D0%B8%D0%B7_%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC%D0%B0_%D0%9A%D1%80%D1%83%D0%B6%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D1%85%D0%B0.jpeg", "width": 876}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "— Роман вышел. Какая была реакция критиков и читателей?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "—С нетерпением ждала я одиннадцатого номера «Знамени», где должна была появиться «Кружилиха». Что ж, пришел и этот день."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Пришел и другой, когда «Литературная газета» открыла на своих страницах дискуссию о моем романе."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Сразу ясно было, что задача дискуссии — разгромить «Кружилиху». Большинство участников дискуссии обвиняло меня во всевозможных грехах и промахах. Повторялись все обвинения Вишневского. Много писалось дельного, но были и глупости вроде того, зачем-де Листопад не ходил с женой в театр."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "А за этим потянулись разные библиотечные кружки — они готовили читательские конференции, посвященные разгрому «Кружилихи», со всех сторон меня стали звать на эти конференции. Я не шла, полагая, что через какое-то время устроители конференций скажут мне спасибо за то, что я не пошла. Помню, как усердно звала меня заведующая библиотекой завода «Электросила», заманивая тем, что они подготовили очень полезные для меня читательские выступления. Я уже кое-что понимала в этих делах."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В те же дни я получила несколько анонимных писем. Неизвестные доброхоты посылали мне вырезку из «Крокодила» — пародию А. Раскина на «Кружилиху»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Все это закончилось, когда в газете «Культура и жизнь» появилась статья в защиту «Кружилихи». Мой роман не дали уничтожить. Он вышел отдельным изданием в издательстве «Советский писатель». Далее он переиздавался почти так же много, как «Спутники», потом стал выходить в разных странах."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "— Тяжело было такое пережить. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "— Но за то время, что он находился в центре внимания дискуссии, на нашу семью обрушилось горе."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Моя бедная мамочка после долгой тяжелой болезни скончалась в Комарове 2 января 1948 года. 4 января мы ее похоронили на Шуваловском кладбище, а 6 января Союз обязал меня быть в Москве на обсуждении «Кружилихи»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "— После всей травли решили добить?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "— Обсуждение заключалось главным образом в том, что выходили участники дискуссии и на словах повторяли то, что они писали в обвинение роману. Лишь два-три человека решились произнести несколько слов в защиту «Кружилихи». Я видела, как бледный В. А. Каверин под аккомпанемент этих грозных речей вышел из зала. Видела сидевшего у стены Вишневского и ждала, не выступит ли он в защиту романа. Но он не выступил."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Поддержали другие. Борис Горбатов подошел ко мне и сказал: «Все равно вы написали роман, который будет жить»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "А милая моя Туся Разумовская шепнула мне: «Вера, я тебе предсказываю премию за «Кружилиху», запомни мое предсказание»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Я ей не поверила, но она оказалась права: Совет Министров присудил мне премию."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "— Московские писатели вас отругали, а ленинградские? "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "— После московского обсуждения совершенным сюрпризом было обсуждение в Ленинграде."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Я не хотела его, мне надоело слушать обвинения, порою смехотворные, порою несправедливые, к тому же в Ленинграде все писатели были уже как бы своими, а перед своими быть заушаемой особенно горько; но избежать обсуждения в своем коллективе было нельзя, в назначенный вечер я была в Доме писателя на улице Воинова. В зале и гостиных было много народу, своего и постороннего."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Я сидела у круглого стола, а против меня сидел докладчик — критик Павел Петрович Громов, перед ним лежали листки с тезисами, я смотрела на него и думала: «Что-то ты обо мне сейчас скажешь, Павел Петрович?» "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "А Громов внезапно для меня стал сопоставлять Теркина с моим романом и наговорил в адрес романа множество хороших слов, таких хороших, что мне стало ясно — в Ленинграде обсуждение пойдет доброжелательно."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "— Вы выдержали серьезное испытание. Но ваш роман того заслуживал. Он до сих пор любим читателями. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "— Спустя несколько лет, после нападения критиков на мой роман «Времена года», Ю. Герман сказал: «Панова каждым новым своим произведением делает ставку ва-банк, отсюда ее популярность»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Должна сказать, что ни разу я не делала этой ставки, я просто писала, что мне хотелось и как хотелось, а потом приходили критики и мне же «объясняли», что я хотела этим сказать, как будто они могли заглянуть в мои мысли. Думаю, что и всегда в литературе было так и что отсюда такое нагромождение ложных оценок и дутых репутаций. Думаю, что до сих пор в этой области не сказано ничего более разумного, чем пушкинские слова: «Ты сам свой высший суд»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "— Как создавалась ваша повесть «Ясный берег»?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "— После войны я несколько раз обменялась письмами с моим поездным капитаном Порохиным, прототипом Данилова в «Спутниках». Иван Алексеевич писал из Вологды. Какое-то его письмо известило меня о том, что, демобилизовавшись, он вернулся на прежнее место — директора республиканского треста молочных совхозов в Вологде — и живет там же, где жил до войны."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Из другого письма, написанного с какой-то несвойственной для Ивана Алексеевича туманностью, я, подумав, поняла очень огорчившее меня неудовольствие его на меня за то, что в «Спутниках» не названа не только его подлинная фамилия, но даже не указан номер санпоезда, по каковому номеру уважаемые Иваном Алексеевичем соратники его и друзья могли бы понять, что под И. Е. Даниловым автор разумеет его, И. А. Порохина. Я поняла, что обида Ивана Алексеевича праведная, что я по недомыслию допустила нечуткое, небрежное отношение к заслуженному человеку и что, по справедливости, такие вещи в нашем деле недопустимы, должны осуждаться со всей суровостью морального закона."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В письме о тресте совхозов Иван Алексеевич описывал свои совхозы, и какие у него насчет них рисуются планы, и какие он намерен провести улучшения во всех областях хозяйства — куда до этих улучшений тем рационализаторским мероприятиям, которые он проводил в санпоезде! В одном совхозе, в частности, уже строится гидроэлектростанция."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "И какие на этой стройке обнаружились народные таланты, и какие трудовые подвиги совершили строители станции. Простодушный и честный голос Ивана Алексеевича звучал в этих строчках, и, понятно, я возликовала, когда вслед за ними прочла, что Иван Алексеевич и другие работники треста приглашают меня приехать в Вологду и осмотреть все описанное выше собственными глазами. И они надеются, что мне у них понравится и что я, может быть, захочу написать книжку, как написала о санпоезде."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Ясный берег.jpg", "filesize": 20914, "height": 406, "pic_id": 525492, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/04/15/%D0%AF%D1%81%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B3.jpeg", "width": 300}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "— И вы поехали в Вологду?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "— Там на перроне меня ждал Иван Алексеевич в шинели без погон, а на вокзальной площади — его директорская «Победа»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "мы поехали прямо в гостиницу, где был мне приготовлен номер, а в номере — обильная закуска и среди тарелок — бутылка вина, про которую я спросила: «Что это, Иван Алексеевич, вы изменили своим привычкам?» "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "А он ответил: «В мирное время, я считаю, можно себе позволить иногда малость»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "И мы выпили эту малость и закусили колбасами и селедкой, а затем сразу же он заговорил о деле. Да, меня опять звали написать книгу, но теперь уже не брошюру по ведомственному заданию, а такую, какую мне захочется, «с интонациями», как выразился Иван Алексеевич. Он думал, видимо, что я тотчас прельщусь таким предложением, и был явно обескуражен, когда я сказала откровенно, что в деревне жила мало, и то не в русской, а в украинской, сельского хозяйства совсем не знаю, только по повестям и романам, а потому было бы гораздо полезнее для треста и для литературы, если бы вместо меня за дело взялся бы какой-нибудь другой, более подходящий для данного случая литератор."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "— Ну вот, отказались. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "—Я сказала, что нынче много очень хороших писателей, и среди них есть большие знатоки и земледелия, и скотоводства, и других отраслей сельского хозяйства, которые, возможно, придется затронуть в книге, а также много художников слова, прекрасно умеющих описать человека-работника, человека-бойца. Что я, например, высоко ставлю писателя Бориса Николаевича Полевого. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Да как же я ему напишу, — возразил Иван Алексеевич, — когда я с ним незнаком, даже не знаю, что он написал?» "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Мне становилось все труднее спорить. Если этот человек задавался целью, он шел к ней напролом через любые преграды."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Но я тоже всю жизнь была упрямой. И я сказала то, что думала: «Нет, Иван Алексеевич, не буду писать об электростанции, не получится у меня. Вот, может быть, вы мне поможете узнать людей в ваших совхозах. Тех, о которых вы так хорошо пишете в письмах и рассказываете: этих молодых директоров, пришедших на хозяйственную работу после демобилизации, этих доярок, знатных телятниц, шоферов, просто обыкновенных сельских жителей, помогавших на стройке электростанции. Да чтоб побольше их набралось, разных»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Вот школа тоже», — сказал оживившийся Иван Алексеевич."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«А как же, и школа, — согласилась я. — И школа, и контора совхоза, учителя, ученики, бухгалтеры, зоотехники. Дайте мне с ними поговорить, как я разговаривала с людьми в санпоезде, может, мне и на этот раз забрезжит книжка, которую люди прочли бы без скуки»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "И пока я это говорила, в углу, за круглым столом, за одинокой бутылкой и тарелками с колбасой мне вдруг загрезился берег с поникшими вербами и чистым песком. И на этом берегу множество людей разных возрастов и профессий, и одна верба достала ветвями до реки, и какая-то галка, черная, как уголь, чиркнула крыльями по серебристой осине, и мальчик пробежал, гоняясь за бабочкой, а позади за этим всем высились громадные скирды сена, и я еще не знала, получится ли у меня книга и какая она будет, но знала твердо, что в ее названии будет слово «берег»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "— Вы начали писать повесть? С кого она началась для вас?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "— В гостинице дожидалась меня старая женщина, знатная телятница. Я узнала ее сразу, потому что в то утро в областной газете был напечатан ее портрет и интервью с нею. Интервью начиналось словами: «Я родилась в таком-то году, в бедняцкой семье». Звали старушку Настасья Петровна."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Мы с ней сидели за столиком в углу и смотрели друг другу в глаза. На груди у нее был орден Ленина, голова повязана платком в мелкую черную крапушку. Вдруг она сказала: «Я родилась в тысяча восемьсот таком-то (последнюю цифру не помню) году, в бедняцкой семье»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Настасья Петровна, пожалуйста, не надо, — попросила я. — Лучше расскажите мне, прошу вас, были ли вы на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Ой, была», — вздохнула старушка."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "И тут она мне рассказала удивительную, высокую и чистую историю, как она поехала со своими коровами в Москву на выставку и как потом брела с ними к себе домой, в совхоз."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Я тут же записала ее рассказ, почти дословно, я люблю так записывать. И этой записью был заложен фундамент повести «Ясный берег». Это было название и книжки и совхоза, в котором происходит действие. Там, в этом совхозе, поселились и молодой его директор Коростелев, и юная доярка Нюша, и эта самая Настасья Петровна, воспитательница и оберегательница совхозных телят, и учительница Марьяна, и бухгалтер Лукьяныч, и разные другие люди. Но главное для меня, что там поселился пятилетний мальчик, Сережа, сын Марьяны."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Уже давно, со времен работы в газете «Ленинские внучата», тема «ребенок» жгла мне руки: словно я в них держала что-то горячее и хрупкое, что может разбиться, и потому надо скорей его куда-нибудь пристроить."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Это Сережа шел по берегу перед серебристыми осинами и ловил бабочку. Это он чуть не утонул, когда, плывя в челне, услышал призывный крик своей ручной галки Гали-Гали. Это его добрым и заботливым отчимом стал Коростелев."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Книгу «Сережа» я написала не скоро, в 1955 году. «Ясный берег» был дописан и напечатан в журнале «Звезда» в 1949-м. И хотя в «Сереже» совсем другой материал, так сказать, суммированный, скопленный за много лет наблюдений над детьми, в том числе собственными, но, конечно, из «Ясного берега» вышли и Сережа, и его верный симпатичный товарищ Скверный Васька."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Кадр из фильма \"Сережа\"", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Сережа.jpg", "filesize": 120400, "height": 706, "pic_id": 525495, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/04/15/%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B6%D0%B0.jpeg", "width": 927}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "— Вам самой нравится повесть «Ясный берег»?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "— Повесть была напечатана, ее похвалили в печати, премировали, в последующие годы она вышла во многих издательствах Советского Союза и за рубежом на разных языках. Но в глубине души я продолжала считать ее слабее «Кружилихи» и «Спутников» и задумывала новые вещи."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "— Какие? "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "— Когда в 1946 году я с другими писателями была на встрече с работниками ЦК комсомола, я поделилась моими замыслами написать о тыловых детях военных лет, но окончательно рассказы «Валя» и «Володя» были доработаны только в 1959 году. Значит, восемнадцать лет ушло у меня на создание этих простеньких рассказов…"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "— Почему так долго?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "—Может быть, это вышло оттого, что я долго не могла определить жанр этих произведений. Сперва я задумала сделать из накопленного материала большой роман, но работа не пошла, и я поняла, что решение мое неверно. Тогда я решила сделать не один роман, а пять. Чтобы каждый из этих пяти заключал в себе какой-нибудь этап Валиной жизни. С этой задумкой тоже решительно ничего не вышло. Мне самой стало скучно писать об этих этапах. Наконец я поняла, что, собственно, передо мной находится. Пять романов превратились в два небольших рассказа, где вместо одной героини Вали оказалось два героя — Валя и Володя."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Правда, пришлось ввести много новых действующих лиц: Олега с его матерью, тетю Дусю, Ромку с его женой Зиной и других, иногда даже не имеющих имен, например мать Василька или детдомовскую кухарку — жену дяди Феди, колхозницу, правящую лошадьми. Зато я до сих пор помню ту радость, которую испытывала за этой работой, в которую можно было уложить все запомнившиеся черты военных дней, вплоть до висящей в небе серебряной колбасы и девочки, несущей в авоське капустный кочан."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Валя Володя.jpg", "filesize": 24392, "height": 305, "pic_id": 525500, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/04/15/%D0%92%D0%B0%D0%BB%D1%8F_%D0%92%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B4%D1%8F.jpeg", "width": 200}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "— Как были встречены ваши рассказы о детях военных лет?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "— Когда эти рассказы были опубликованы в журнале «Октябрь», где их с чрезвычайным радушием принял покойный редактор «Октября» писатель Ф. И. Панферов, то некоторые писатели письменно выразили мне свой протест против определения этих произведений словом «рассказы»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В числе этих опротестователей был Юрий Нагибин. Я ему ответила, вероятно, очень невежливо и даже невежественно, что, на мой взгляд, никаких жанров нет вообще. Мне и в самом деле часто кажется, что в наши дни, в связи с кризисом романной формы и распространением формы литературного киносценария, точное определение жанра в литературе стало чрезвычайно затруднительно."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В самом деле, где граница между рассказом и повестью, между повестью и киносценарием? Пока что на эти вопросы нет ни одного вразумительного ответа."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "Ответы Веры Федоровны взяты из книги: Вера Панова «О моей жизни, книгах и читателях» "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true, "href": "https://pabliko.ru/@notepadscribe/razgovor_s_veroj_panovoj_chast_xviii-163360/", "italic": true}, "string": "Продолжение следует..."}], "attributes": ["heading1"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Пишите в комментариях, о чем еще вы хотели бы узнать. Если было интересно, то поставьте лайк и подпишитесь, чтобы не пропустить новые интересные статьи."}], "attributes": []}], "selectedRange": [18191, 18213]}
Комментарии 6