09 апр 2023 · 00:16    
{"document": [{"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Вера_Фёдоровна_Панова.jpg", "filesize": 9198, "height": 374, "pic_id": 514391, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/04/08/%D0%92%D0%B5%D1%80%D0%B0_%D0%A4%D1%91%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B0_%D0%9F%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0.jpeg", "width": 299}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true, "href": "https://pabliko.ru/@notepadscribe/razgovor_s_veroj_panovoj_chast_i-159307/"}, "string": "Часть I "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true, "href": "https://pabliko.ru/editor/159314/"}, "string": "Часть II "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "— Вы рано остались без отца. Какой была ваша жизнь без него?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "— Когда отец умер, нас осталось у мамы двое: я и брат Леня, на четыре года моложе меня. Мне было пять лет, Лене — год. Мама была человеком очень общительным. Особенно любила принимать у себя приятных ей людей, и раза два в месяц, как ни скромно мы жили, у нас происходили вечеринки. Приходил дядя Сережа со своей женой. Приходили мамины крестницы красивые девушки-гречанки. Приходили две дочери маминого начальника Миллера, управляющего ростовской конторой Лемме, Елена Генриховна и Дэзи, обе белокурые и румяные, как булки. Приходили мамины сослуживицы и сослуживцы. Один приносил свою скрипку, другой виолончель, бабушка Надежда Николаевна садилась за рояль, начинались музыка и пение. Потом ужинали, пили чай с домашним печеньем, на которое мама тоже была мастерица, она даже мятные пряники отлично делала сама, а после ужина продолжались пение и игры, иногда очень веселые."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "— Каким было ваше образование?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "— Вопрос о нашем образовании — моем и брата Леонида — угнетал мою бедную маму не меньше, чем вопрос о том, как нас прокормить. Средства наши после гибели отца были крайне скудны. Банк, в котором служил отец, назначил брату Леониду маленькую пенсию вплоть до его совершеннолетия, это была единственно весомая статья в нашем бюджете. Мама получала в конторе тридцать рублей в месяц, почти все эти деньги шли на уплату за квартиру. Какие-то гроши приносили еще уроки, которые давала бабушка Надежда Николаевна, так что когда мама говорила: «Ничего не поделаешь, пора уже детям купить новые ботинки», — мы, дети, понимали, что это дело не шуточное."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "И для мамы, помню, было большим облегчением, когда одна знакомая старушка высказала желание учить меня бесплатно. Старушка эта, мать папиного сослуживца, Анна Фадеевна Прозоровская, в молодости была учительницей."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Помню, как я в первый раз пришла к ней заниматься. Она сидела в кресле в маленькой своей комнате, где весь угол был сплошь убран искусственными цветами, эти цветы меня восхитили, на уроках я не уставала рассматривать их. Кроме этих цветов и живых, на подоконнике, в комнатке было много книг. Анна Фадеевна достала одну из них, раскрыла передо мной и сказала: «Почитай мне вслух»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "FregatPallada1858.jpg", "filesize": 32348, "height": 477, "pic_id": 514395, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/04/08/FregatPallada1858.jpeg", "width": 290}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "То был Гончаров, «Фрегат „Паллада“». Я стала читать, а Анна Фадеевна объясняла мне прочитанное. И в первый же день я узнала множество разных вещей — и о кругосветных путешествиях, и всякие географические термины, и названия портов и городов. Так что мы, можно сказать, географию начинали изучать по «Фрегату „Паллада“»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Далее тем же способом по романам Загоскина мы проходили историю. Читали «Аскольдову могилу», и Анна Фадеевна рассказывала мне о Византии, об Олеге, Святославе, Владимире, Ольге. Или, достав с полки Пушкина, прекрасно читала «Песнь о вещем Олеге». Конечно, она первая забросила в меня интерес к истории, который потом так разросся. На ее же примере я поняла, как драгоценна духовная жизнь человека, как украшают его познания, как облагораживает труд. Ее сын создал ей спокойную старость. Ни в чем она не нуждалась и тем не менее постоянно трудилась — писала мемуары, отвечала на письма, репетировала каких-то гимназистов, читала книги и газеты."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "— Вы так говорите с любовью про свою первую учительницу. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "— Я шла к ней на урок, как на праздник. И мне казалось, что так будет бог весть как долго, годы и годы."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Помню мое удивление, мою растерянность, когда позвонила однажды у знакомой двери и мне долго не отворяли, а когда отворили, сказали: «Анна Фадеевна умерла»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "— Кто был второй учительницей? Вы ее также полюбили? "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "— И стала меня учить Евгения Станиславовна, существо настолько же не похожее на Анну Фадеевну, насколько не была похожа я сама. Это была старая девица или вдова, уж не помню, не столько старая, сколько поблекшая до серо-желтого цвета, неопрятная, дошедшая в тоске женского одиночества до полного пренебрежения к своей наружности."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Это замученное жизнью существо в буквальном смысле слова снискивало себе пропитание, целый день мотаясь по урокам: в семье какого-то ученика Евгения Станиславовна завтракала, у нас обедала, еще где-то ужинала, своего хозяйства у нее не было. Не было также никакой родни, она никогда не рассказывала о близких и друзьях, рассказывала только о кошках, которых у нее было пять и которые носили слащавые имена вроде Бижу и Жужу."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "— Но как учительница она вас чему учила?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "— Что касается занятий, то мы ринулись главным образом в грамматику и таблицу умножения, оставив в покое историю и поэзию, которые, по мнению моей новой учительницы, такой маленькой девочке были ни к чему."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "У нее не было своего метода, как у Анны Фадеевны, она учила прямолинейно, без фантазий и отклонений, строго по программе. Ее просили подготовить меня в гимназию. Была выбрана гимназия Любимовой, слывшая очень хорошей. В этой гимназии было три приготовительных класса: младший, средний и старший, и мы с Евгенией Станиславовной прошли программу всех трех."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Без фантазий и отклонений! Я писала по прописям, закон божий учила наизусть, географию проходила по учебнику Крубера, а не по Гончарову. Появились задачи с бассейнами и встречными поездами, появились — сразу языки французский и немецкий, очень много времени мы уделяли диктанту."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "— Ого, вы ведь не били еще гимназисткой. Зачем всего столько?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "— Сейчас вспоминаю, как для того, чтобы поступить в 1-й класс, уже порядочно нужно было знать. В частности, как много нужно было пройти по языкам — уметь считать, рассказывать содержание разных картинок, вести простейший диалог. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "vosmie47.jpg", "filesize": 18669, "height": 297, "pic_id": 514396, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/04/08/vosmie47.jpeg", "width": 800}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "— Вы поступили в гимназию. Как там вы учились?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "— Евгения Станиславовна рассказывала про учителей из гимназии. «География» — Александра Александровна — какая-то причудница и капризница, у которой никогда нельзя знать, какую она поставит тебе отметку. Что Василий Лаврентьевич — «арифметика» — самый добрый, но «требует, чтобы соображали головой». Но самая причудница Нина Матвеевна «русский язык», — она только одного требует, чтобы ученицы заучивали «хорошенькие стишки» и читали ей, а больше ничего. Что основательница и начальница гимназии Софья Яковлевна Любимова, и ее сестра Варвара Яковлевна — старые девы, живут вместе при гимназии."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "— Вы были готовы к учебе по всем параметрам. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "— Я поступила в гимназию Любимовой и там воочию познакомилась и с Александрой Александровной, и с добрым Василием Лаврентьевичем, и с Ниной Матвеевной."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Нина Матвеевна была белой вороной среди учительниц и классных дам, одетых в синее и черное. Нина Матвеевна носила яркие блузки, рыжую лисицу на плечах и рыжий парик на голове. Она ходила не по-учительски весело и свободно; поговаривали девочки, что иногда ее после уроков дожидается возле гимназии какой-то офицер. Все это делало ее менее официальной, более доступной нашему пониманию, а потому любимой."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Неправда, будто она ничего не требовала, кроме стихов. Если я всю жизнь пишу правильно, я этим обязана ей. И диктовки мы писали, и сочинения, и речь нашу она поправляла педантично, и грамматические правила заставляла зубрить. Но действительно стихи были ее страстью, и урок она начинала с вопроса: «Ну, кто мне выучил какой-нибудь хорошенький стишок?» "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "—Что это означало? "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "— Что она разумела под словом «хорошенький», я вскоре поняла: «хорошенькие стишки» были — Надсон («Христианка», «Иуда»), Фет («Сияла ночь…»), «Летний бал» Гофмана, кое-когда Блок, но в незначительных дозах. Если стихи были выучены нетвердо, Нина Матвеевна сердилась. Если кто-нибудь читал нечто, чего она не знала, она хвалила. Благодаря Нине Матвеевне я пристрастилась к стихам — разве это мало? "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "— Это великолепно. Но все-таки как вы учились? Как поступали в гимназию?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "— В конце лета 1915 года я держала экзамены (их было довольно много) и поступила в 1-й класс частной гимназии Любимовой."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Помню экзамены: закон божий, русский (диктант), арифметика, география, языки французский и немецкий. По последним двум у меня были четверки, по остальным же предметам — пятерки."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "vosmie48.jpg", "filesize": 19089, "height": 220, "pic_id": 514398, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/04/08/vosmie48.jpeg", "width": 800}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "— Когда начинались занятия? "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "— Теперь по утрам я стала уходить раньше мамы, ей надо было в свою контору к десяти часам, а мне — к половине девятого."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В половине девятого нянечки переставали пускать учениц в раздевалку, а в пальто на урок не явишься. Я помню свой номер в раздевалке — 383. Мы сами вешали свои пальтишки на вешалку и сами брали их оттуда, когда кончались занятия. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "— С чего начинались ваши уроки в гимназии?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "— Классы были как в теперешних школах, коридоры тоже. Только во втором этаже был большой зал, и в нем большая, во всю стену, картина — Христос, благословляющий детей. Каждое утро ученицы выстраивались шеренгами перед этой картиной-образом и пели молитвы. Хор был довольно слаженный, и петь нам нравилось. Пели мы «Царю небесный», «Спаси, Господи, люди твоя», еще что-то — я уж не помню."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "— Вам нравилось учиться в гимназии?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "—Учиться в гимназии мне и нравилось, и не нравилось. Нравилось, что учителя ко мне хорошо относились, что учение давалось легко, без надрыва. Нравился класс, он был хороший, дружный, без ябедничества, без ссор. Классную даму нашу Анну Аполлоновну мы не очень любили — за сухость и ворчливость, но, в общем, я шла в гимназию с охотой."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Мне очень нравилась эта самостоятельность — сама иду в гимназию и обратно, покупаю, что хочу, не захочу — совсем не буду завтракать, прокормлюсь шоколадками с Вильгельмом и Козьмой Крючковым, — и все-таки гимназия мне мешала. Она мешала мне читать. Я тогда уже глотала множество книг, и мне не нравилось, что приходится откладывать интересное чтение для того, чтобы зубрить названия каких-то городов или решать задачу о путешественниках, идущих друг другу навстречу. Попросту говоря, я стала лениться. И не огорчилась, а была рада, когда мое гимназическое учение прекратилось."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "— Что необходимо было купить для первоклассницы?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "— Зимняя форма была у меня с самого начала — коричневое шерстяное платье и черный шерстяной передник. Но на лето ученицам любимовской гимназии полагалось платье из голубого сатина, белый передник и белые ленты в косы. Мне очень хотелось иметь эту форму, но бедной маме так и не удалось выкроить на это деньжат. И без того все время возникали в связи с обучением в гимназии все новые и новые расходы."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Первоначально все было просто. На Садовой улице был писчебумажный магазин Иосифа Покорного. Надо было прийти туда и сказать: «Гимназия Любимовой, первый класс». И отлично вымуштрованный приказчик сооружал пакет, в котором были собраны все нужные учебники, тетради, даже набор акварельных красок, требуемых в 1-м классе гимназии Любимовой, для уроков рисования, даже кисточки нужных номеров, и перья, и резинки, и пенал там был, и дневник, и решительно все, что могли потребовать учителя; только ранец или сумку (у меня была сумка) надо было покупать отдельно. И я отправилась на первые уроки в горделивом сознании, что оснащена решительно всем, вооружена, так сказать, с головы до ног. Но потом оказалось, что кроме гимназических правил существуют еще гимназические традиции. А на них-то у мамы не было денег. Оказалось, что кроме учебников, тетрадей и тому подобного гимназистка должна иметь альбом для стихов и картинок, что розовая промокашка, вложенная в тетради, считается признаком безвкусицы и почти что нищеты, а надо покупать клякспапир других цветов и прикреплять его к тетрадям лентами с пышными бантами, и вот всей этой дребедени у меня не было, и я видела, что девочки с обидным сочувствием косятся на мои розовые промокашки без бантов и на мой более чем скромный альбом в переплете из коричневой клеенки, и горечью наполняло меня их сочувствие."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Много понадобилось лет, усилий и настоящих горестей, чтобы из моей души вытравилось это мелкое, гадостное чувство."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "Ответы Веры Федоровны взяты из книги: Вера Панова «О моей жизни, книгах и читателях» "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true, "href": "https://pabliko.ru/@notepadscribe/razgovor_s_veroj_panovoj_chast_iv-159734/", "italic": true}, "string": "Продолжение следует..."}], "attributes": ["heading1"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Пишите в комментариях, о чем еще вы хотели бы узнать. Если было интересно, то поставьте лайк и подпишитесь, чтобы не пропустить новые интересные статьи."}], "attributes": []}], "selectedRange": [11824, 11824]}
Комментарии 9