26 мар 2023 · 08:47    
{"document": [{"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "2017_10_22-035_001.jpg", "filesize": 213206, "height": 600, "pic_id": 492598, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/03/26/2017_10_22-035_001.jpeg", "width": 900}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Краткая справка: "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "24 декабря 1801 года английский изобретатель Ричард Тревитик в промышленном городе Камборн на юго-западе Англии впервые в мире продемонстрировал изумленной публике паровой автомобиль"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Сегодня наш собеседник не писатель, не историческая личность, а паровой автомобиль. Спросите почему и какое отношение он имеет к библиотеке? Ведь все первые интервью были с людьми, которые работали или могли работать в библиотеке. Отвечаю: выходной день в библиотеке заставил подумать о том, что интересно ведь говорить не только о библиотеке и библиотекарях, но и о том, что можно найти в книгах. А разве побеседовать с изобретением, которое повлияло на ход технической мысли не интересно?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "- Здравствуйте, уважаемый паровой автомобиль!"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- Здравствуйте, книжник! Я так рад, что вы заговорили со мной. Ведь я так много знаю, а у меня не спрашивают. Всегда всем интересен мой создатель, а не я."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "- Зря вы так. Есть много любознательных людей, которым интересно знать, как вы устроены."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- Вот-вот, это им интересно. А я ведь свидетель истории. Можно было и о чем-нибудь другом спросить."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "- Не обижайтесь на людей. Лучше расскажите о себе, каким вы были 24 декабря 1801 года?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- О, это был чудесный день. Мистер Ричард Тревитик проехал на мне по городу Камборн. Это такой промышленный город в Англии. Мы были очень громкие, чадили на всю округу."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Лондонский паровой вагон, дорожный локомотив Тревитика и Вивиан, продемонстрированный в Лондоне в 1803 году. Автор Уильям Фелтон", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "10-steam-cars-1.jpg", "filesize": 46833, "height": 412, "pic_id": 492599, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/03/26/10-steam-cars-1.jpeg", "width": 600}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "- Чадили? Вы что передвигались с помощью угля?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- Конечно, а как же еще? На запятках экипажа стоял кочегар, который подбрасывал уголь в котел."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "- Простите, я должен был это понять сразу. Прошу прощения."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- Ладно, я не обидчивый. Так слушайте дальше. Скорость у нас была очень большой, 24 км/ч"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "- Сколько? Да ладно, какая же это большая скорость. В наш XXI век — это точно не скорость."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- Ну вот, опять смеётесь. Для нашего времени это была очень большая скорость. Пугались пешеходы, лошади паниковали и экипажи становились неуправляемыми. Паника в городе. А я весь такой красивый, на 8 мест, большие передние колеса."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "- Большие передние колеса? Зачем? Неужели для красоты?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- Почему для красоты? Они были ведущие и давали возможность мне так быстро двигаться."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "- Мистер Ричард Тревитик должен был разбогатеть на таком изобретении."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- Куда там, меня разобрали и на многие годы все забыли о паровом автомобиле. Сейчас уже и я не вспомню как я точно выглядел, а уж люди и подавно не помнят."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "- Почему?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- На следующий день мой создатель и его друг совершили первое в истории ДТП с автомобилем."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "- Как?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- Въехали в перила дома. И после этого интерес у инвесторов пропал, покупатели испугались и меня разобрали."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "- Какая грустная история."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- Не стоит грустить, мой друг. Я все-таки был не первый в мире. У меня были предшественники."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "- Кто? Нечего не слышал об этом, знаю, что в исторических хрониках 24 декабря 1801 года назван днем изобретения парового автомобиля."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- Днем первой демонстрации."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "- Ну да, а это разве не одно и тоже?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- Нет, конечно. Ведь в 1672 году для китайского императора была создана игрушка, которая могла переводить водителя и пассажира. Это и был первый паровой автомобиль, правда. Говорят, очень маленького размера."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "- В 1672 году? Это год, когда в России родился будущий император Петр I, а Исаак Ньютон опубликовал работу, посвященную опытам с призмами и теории цвета. В Москве был подписан русско-польский договор, подтверждавший условия Андрусовского перемирия. Немецкий физик Отто фон Герике впервые наблюдает явление электролюминесценции - свечения, вызываемого электрическим полем. Франция и Англия начали войну против Голландии, Королевства Испании и Бранденбурга."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- Всё так, мой друг, всё так. В России, кстати, тоже был свой паровой автомобиль. Правда позже, чем у китайцев. В 1791 году Иван Кулибин изобрел «самокатную повозку», но его не поддержали. Власть решила, что такого не надо, не знали, как ее использовать. Вот не было у него Петра I, тому точно понравилось бы."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "«Самокатная повозка» Ивана Кулибина в масштабе 1\\10 создана в конце прошлого века, Юрием Балейкиным", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "самокатная повозка кулибина.jpg", "filesize": 58453, "height": 360, "pic_id": 492601, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/03/26/%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D1%82%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%BA%D0%B0_%D0%BA%D1%83%D0%BB%D0%B8%D0%B1%D0%B8%D0%BD%D0%B0.jpeg", "width": 640}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "- Надо как-нибудь поговорить с Кулибиным, у него много идей было."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- Да, поговорите, вот он интересный человек."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "- Так говорите, будто ваш создатель не был интересным."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- Как это не был интересным? Мистер Ричард Тревитик очень интересный собеседник. Ведь он создал паровой автомобиль, который стали усовершенствовать. Ведь и в вашем XXI я не музейный экспонат, а вполне себе действующий автомобиль. Правда изменился очень сильно."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "- Если не ошибаюсь, и вы и двигатель внутреннего сгорания являетесь ровесниками?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- Не ошибаетесь, мой друг. В 1801 году француз Филипп Лебон получил патент на конструкцию поршневого двигателя внутреннего сгорания. И, не хвастаясь, могу сказать, что в то время я был лучше моего ровесника. У него КПЛ был 4%, а у меня целых 10%."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "- И когда же вы уступила пальму первенства?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- Я 22 года был лучше, а потом у двигателя внутреннего сгорания КПД стало аж 15%."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "- Но вы ведь так просто не сдались?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- Нет, конечно нет. Паровые автомобили очень активно строили еще 159 лет. Еще в 60-е годы XX века в США массово строили автобусы и грузовики на паровом двигателе"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "- Почему? Неужели было выгодно?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- Мазут и керосин для паровых двигателей стоил значительно ниже, чем бензин. Хотя в Англии я проиграл раньше, в 1933 году, когда зачем-то ввели высокий налог на тяжелый грузовой транспорт и снизились цены бензин, который привозили из США."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "- А скорость у вас какая?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- Рекорд скорости для паровых автомобилей был установлен в 1906 году, когда автомобиль братьев Стэнли развил скорость 205, 44 км/час. Хотя сегодня я могу и быстрее. В 2009 году британские инженеры показали миру паротурбинный болид Inspiration с паровым приводом мощностью 360 л. с. Скорость он развивает до 241, 7 км/час."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "- Ого, и это начиная с «очень большой скорости» в 24 км/ч!"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- Вот так, мой друг, а вы смеялись. У меня и режим готовности 40-60 секунд. Да и мое КПД в связке с газовой турбиной доходит до 65%. У современных бензиновых всего 34%."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "- Так вы опять выиграли!"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- К тому же я экологичный. Это ведь сейчас модно? К тому же паровой двигатель устроен проще, чем двигатель внутреннего сгорания, а это повышает его надежность и говорит о неприхотливости нашего героя. Он может непрерывно работать десятки тысяч часов, а значит будет полезен в труднодоступных районах. В силу своей конструкции паровому двигателю не нужна коробка передач, одна из самых капризных дам в современном автомобиле."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Пишите в комментариях, о чем еще вы хотели бы узнать. Если было интересно, то поставьте лайк и подпишитесь, чтобы не пропустить новые интересные статьи."}], "attributes": []}], "selectedRange": [19, 201]}
Комментарии 12