Краткая справка: Автомобильный номер — индивидуальный регистрационный знак транспортного средства. Изображаются на световозвращающем листе металла или пластмассы на передней и задней сторонах машины.
— Здравствуйте, автомобильный номер!
— Здравствуйте, Книжник!
— Когда появилась необходимость создать автомобильные номера?
— Вообще-то первые номера появились еще в XIX веке.
— В XIX веке? Автомобильные номера?
— Нет, не для автомобилей, а для гужевого транспорта.
— Для гужевого транспорта? Зачем?
— Владельцы уклонялись от уплаты обязательной пошлины. Вот, чтобы этого не было и ввели регистрационные номера. В середине XIX века. Владельцы должны были каждый год менять номера. А когда в 90-х годах XIX века разрешили велосипедистам участвовать в дорожном движении, то и они были обязаны получать свой регистрационный номер. Соответственно и автомобили стали получать свои номера, когда стали участниками дородного движения.
— И какие же это были номера? Как выглядели?
— В каждом городе были свои варианты, общего не было. Но обязательно число, которое обозначало сам номер. А ещё могли написать название города, год выдачи, вид транспорта или еще чего-нибудь, что решали разместить на номере городские власти.
Без названия.jpeg8.8 KB
— Но ведь на транспорте не было специального крепления, как же тогда размещали номера?
— В самом знаке сверлили два отверстия и подвешивали на веревках.
— На тех дорогах, что в России были тогда такие номера явно были недолговечны.
— Да, конечно, они отрывались.
— Какой город России стал первым вводить регистрационные номера?
— Рига.
— Рига? Но она же в Латвии, а не в России.
— Так это сегодня отдельное государство, а тогда это был город в Российской империи.
— Если номера отличались по регионам, то как узнавали, что владелец прошел ежегодную перерегистрацию?
— Каждый год менялись размеры и цвета номеров.
— Но это всё в России, а как было за границей?
— В США и Германии автомобильные номера появились одновременно. В 1901 году. В США это был штат Нью-Йорк, каждый владелец должен был заплатить за регистрацию и самостоятельно изготовить свой автомобильный номер. Каждый штат выдает свои собственные номера.
— А в Германии как было?
— В Германии ввели шрифт, который было трудно фальсифицировать.
— Как это?
— Но трудно было переделать одну букву в другую. Например: O в Q
— Вернемся к родным пенатам. Регистрацию проводили без условий? Просто получали номера и всё?
— Нет, Городская Дума Санкт-Петербурга в 1900 году приняла документ «О порядке пассажирского и грузового движения по городу Санкт-Петербургу на автомобилях», в котором вводилось обязательный техосмотр транспорта и медицинское освидетельствование водителей.
— Как интересно.
— В 1909 году в Париже провели первую Международную конференцию по проблемам автомобилизма и на ней была принята «Международная конвенция относительно передвижения автомобилей».
— Что она давала?
— Она регламентировала все, что имело отношение к регистрации автомобилей и их эксплуатации.
— Россия стала придерживаться этих правил?
— Да, император Николай II ратифицировал их в России, но регистрация по-прежнему была в ведении местных властей.
— Но потом Первая мировая война, революция. Как это все повлияло на регистрацию автомобилей?
— Да, тогда с учетом было очень сложно. Транспорт менял владельцев, месторасположение.
— Месторасположение? Он на то и транспорт, чтобы не стоят на месте.
— Я про то, что раньше дали регистрация в Москве, значит автомобиль и ездит по Москве. А теперь его можно было найти в Севастополе. И с регистрационным номером Москвы.
— Хорошо, все революционные бури позади. Наступили 20-е годы XX века. В стране стали наводить порядок. А в регистрации автомобилей как было?
— Да, тогда были предприняты первые меры по стандартизации регистрации автомобильных номеров. В 1920 году Советская власть опубликовала декрет «О номерных знаках».
avtomobil.jpg192.57 KB
— Что говорилось в декрете?
— Номерной знак требовалось устанавливать на переднем левом крыле и заднем номер на кузове. Но не выше, чем 71 см. от земли.
— Что было дальше?
— В 1927 году были введены «Правила всесоюзного учёта автомобилей и мотоциклов», где уже подвели под единый стандарт форму регистрационного знака, размеры, цвет и высоту шрифты. Но цвет фона менялся каждый год.
— Эти правила были только для автомобилей и мотоциклов?
— Да, для велосипедистов, извозчиков правила не менялись до тех, пор пока такие номера вообще существовали.
— То есть их потом отменили?
— Да, какие могли быть номера для извозчиков, если со временем их не стало. Помните песню про «Старого извозчика»? В 30-х годах она появилась. А для велосипедов номера отменили уже в 70-х годах XX века.
— Ну да, автомобилей становилось все больше. Извозчикам не угнаться было за прогрессом.
— До Великой Отечественной войны несколько раз менялся формат номера.
— Формат?
— Да, формат. В 1931 году это был «буква — две цифры — две цифры», белый фон и черные символы. У мотоциклов и автомобилей номера отличались размером. В 1933 году букву сменили на цифру, а под ней писали прописью название региона. В 1936 году решили, что в начале номера писать двухбуквенный индекс региона, а затем две цифры, дефис и еще две цифры.
— Что-то уже более знакомое.
— Может быть, но в 1941 году опять произошли изменения. Теперь формат номера для военной техники был таким: буква — цифра — две цифры — две цифры. Было и еще одно отличие. Номера наносились прямо на кузов. А дипломатические номера не отличались от гражданских, но у них была добавлена в правом верхнем углу буква «Д»
Великая Отечественная война.jpg97.78 KB
— Потом была Великая Отечественная война, понятно, что было не до порядка в регистрации. А после войны?
— Да, были машины, на которые документы были утеряны во время войны, трофейные машины, «мобилизованные». Кроме того, часть машин прошла перерегистрацию оккупационными властями. Поэтому в 1946 году стали менять номера.
Трофейный Opel P4 1935 года выпуска с номерами 1950х годов
— И какие они стали?
— За основу были взяты довоенные, но формат «уменьшился», фон стал светло-оранжевым, цвет бука и цифр – черный. Были номера для прицепов, раньше их не было. Отменили передние номера у мотоциклов. По цветовой гамме можно было определить личные и служебные автомобили.
— Это как?
— Личные и служебные автомобили имели номера на черном фоне белые цифры и буквы.
— И все, больше в СССР не меняли номера?
— Меняли. В 1959 году ввели номер для автомобилей и мотоциклов формата «две цифры — две цифры три буквы».
— Что означали буквы?
— Первые две буквы показывали код региона, а третья была переменная.
— А для военной и другой техники какие были номера?
— На военные техники все было как у гражданских, только букв было всего две. В 1965 году были введены номера для тракторов и тракторных прицепов. В 1967 году в обязательном порядке поменяли все номера на новые, чтобы не было разночтений.
— Но теперь-то перестали менять формат?
— Поменяли. К Олимпиаде-80
— И чем они отличались?
— На белом фоне черные буквы и цифры. На частных автомобилях переменная буква встала перед цифрами.
— СССР не стало. Стандарты остались?
— В каждой республике решали вопрос как им хотелось. А в России в 1993 году ввели новый ГОСТ и стали менять номера на новые. Не буду рассказывать какие форматы. Смотрите документ. Могу сказать только, что до сих пор на наших дорогах можно встретить автомобили с советскими номерами, но уже очень редко.
— Спасибо вам, автомобильный номер, за интересный рассказ.
Подписывайтесь, комментируйте, ставьте лайки, если вам понравилось.
{"document": [{"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "номера.jpg", "filesize": 148566, "height": 409, "pic_id": 546114, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/04/30/%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D1%80%D0%B0.jpeg", "width": 540}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Краткая справка:"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Автомобильный номер — индивидуальный регистрационный знак транспортного средства. Изображаются на световозвращающем листе металла или пластмассы на передней и задней сторонах машины. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "— Здравствуйте, автомобильный номер!"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "— Здравствуйте, Книжник! "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "— Когда появилась необходимость создать автомобильные номера?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "— Вообще-то первые номера появились еще в XIX веке. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "— В XIX веке? Автомобильные номера? "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "— Нет, не для автомобилей, а для гужевого транспорта. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "— Для гужевого транспорта? Зачем? "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "— Владельцы уклонялись от уплаты обязательной пошлины. Вот, чтобы этого не было и ввели регистрационные номера. В середине XIX века. Владельцы должны были каждый год менять номера. А когда в 90-х годах XIX века разрешили велосипедистам участвовать в дорожном движении, то и они были обязаны получать свой регистрационный номер. Соответственно и автомобили стали получать свои номера, когда стали участниками дородного движения. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "— И какие же это были номера? Как выглядели? "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "— В каждом городе были свои варианты, общего не было. Но обязательно число, которое обозначало сам номер. А ещё могли написать название города, год выдачи, вид транспорта или еще чего-нибудь, что решали разместить на номере городские власти. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Без названия.jpeg", "filesize": 9007, "height": 160, "pic_id": 546125, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/04/30/%D0%91%D0%B5%D0%B7_%D0%BD%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F.jpeg", "width": 315}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "— Но ведь на транспорте не было специального крепления, как же тогда размещали номера? "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "— В самом знаке сверлили два отверстия и подвешивали на веревках. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "— На тех дорогах, что в России были тогда такие номера явно были недолговечны. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "— Да, конечно, они отрывались. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "— Какой город России стал первым вводить регистрационные номера? "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "— Рига. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "— Рига? Но она же в Латвии, а не в России. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "— Так это сегодня отдельное государство, а тогда это был город в Российской империи. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "— Если номера отличались по регионам, то как узнавали, что владелец прошел ежегодную перерегистрацию? "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "— Каждый год менялись размеры и цвета номеров. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "— Но это всё в России, а как было за границей?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "— В США и Германии автомобильные номера появились одновременно. В 1901 году. В США это был штат Нью-Йорк, каждый владелец должен был заплатить за регистрацию и самостоятельно изготовить свой автомобильный номер. Каждый штат выдает свои собственные номера. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "— А в Германии как было? "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "— В Германии ввели шрифт, который было трудно фальсифицировать. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "— Как это? "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "— Но трудно было переделать одну букву в другую. Например: O в Q "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "— Вернемся к родным пенатам. Регистрацию проводили без условий? Просто получали номера и всё? "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "— Нет, Городская Дума Санкт-Петербурга в 1900 году приняла документ «О порядке пассажирского и грузового движения по городу Санкт-Петербургу на автомобилях», в котором вводилось обязательный техосмотр транспорта и медицинское освидетельствование водителей. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "— Как интересно. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "— В 1909 году в Париже провели первую Международную конференцию по проблемам автомобилизма и на ней была принята «Международная конвенция относительно передвижения автомобилей»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "— Что она давала? "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "— Она регламентировала все, что имело отношение к регистрации автомобилей и их эксплуатации. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "— Россия стала придерживаться этих правил? "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "— Да, император Николай II ратифицировал их в России, но регистрация по-прежнему была в ведении местных властей. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "— Но потом Первая мировая война, революция. Как это все повлияло на регистрацию автомобилей? "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "— Да, тогда с учетом было очень сложно. Транспорт менял владельцев, месторасположение. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "— Месторасположение? Он на то и транспорт, чтобы не стоят на месте. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "— Я про то, что раньше дали регистрация в Москве, значит автомобиль и ездит по Москве. А теперь его можно было найти в Севастополе. И с регистрационным номером Москвы. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "— Хорошо, все революционные бури позади. Наступили 20-е годы XX века. В стране стали наводить порядок. А в регистрации автомобилей как было? "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "— Да, тогда были предприняты первые меры по стандартизации регистрации автомобильных номеров. В 1920 году Советская власть опубликовала декрет «О номерных знаках»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "avtomobil.jpg", "filesize": 197193, "height": 533, "pic_id": 546132, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/04/30/avtomobil.jpeg", "width": 800}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "— Что говорилось в декрете? "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "— Номерной знак требовалось устанавливать на переднем левом крыле и заднем номер на кузове. Но не выше, чем 71 см. от земли. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "— Что было дальше?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "— В 1927 году были введены «Правила всесоюзного учёта автомобилей и мотоциклов», где уже подвели под единый стандарт форму регистрационного знака, размеры, цвет и высоту шрифты. Но цвет фона менялся каждый год. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "— Эти правила были только для автомобилей и мотоциклов? "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "— Да, для велосипедистов, извозчиков правила не менялись до тех, пор пока такие номера вообще существовали. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "— То есть их потом отменили? "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "— Да, какие могли быть номера для извозчиков, если со временем их не стало. Помните песню про «Старого извозчика»? В 30-х годах она появилась. А для велосипедов номера отменили уже в 70-х годах XX века. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "— Ну да, автомобилей становилось все больше. Извозчикам не угнаться было за прогрессом. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "— До Великой Отечественной войны несколько раз менялся формат номера. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "— Формат? "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "— Да, формат. В 1931 году это был «буква — две цифры — две цифры», белый фон и черные символы. У мотоциклов и автомобилей номера отличались размером. В 1933 году букву сменили на цифру, а под ней писали прописью название региона. В 1936 году решили, что в начале номера писать двухбуквенный индекс региона, а затем две цифры, дефис и еще две цифры. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "— Что-то уже более знакомое. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "— Может быть, но в 1941 году опять произошли изменения. Теперь формат номера для военной техники был таким: буква — цифра — две цифры — две цифры. Было и еще одно отличие. Номера наносились прямо на кузов. А дипломатические номера не отличались от гражданских, но у них была добавлена в правом верхнем углу буква «Д» "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Великая Отечественная война.jpg", "filesize": 100130, "height": 641, "pic_id": 546134, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/04/30/%D0%92%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%9E%D1%82%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D0%B0.jpeg", "width": 1024}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "— Потом была Великая Отечественная война, понятно, что было не до порядка в регистрации. А после войны? "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "— Да, были машины, на которые документы были утеряны во время войны, трофейные машины, «мобилизованные». Кроме того, часть машин прошла перерегистрацию оккупационными властями. Поэтому в 1946 году стали менять номера. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Трофейный Opel P4 1935 года выпуска с номерами 1950х годов", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Трофейный Opel P4 1935 года выпуска с номерами 1950х годов.jpg", "filesize": 161544, "height": 600, "pic_id": 546118, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/04/30/%D0%A2%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B5%D0%B9%D0%BD%D1%8B%D0%B9_Opel_P4_1935_%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0_%D0%B2%D1%8B%D0%BF%D1%83%D1%81%D0%BA%D0%B0_%D1%81_%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%B8_1950%D1%85_%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%B2.jpeg", "width": 800}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "— И какие они стали? "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "— За основу были взяты довоенные, но формат «уменьшился», фон стал светло-оранжевым, цвет бука и цифр – черный. Были номера для прицепов, раньше их не было. Отменили передние номера у мотоциклов. По цветовой гамме можно было определить личные и служебные автомобили. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "— Это как? "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "— Личные и служебные автомобили имели номера на черном фоне белые цифры и буквы. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "— И все, больше в СССР не меняли номера? "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "— Меняли. В 1959 году ввели номер для автомобилей и мотоциклов формата «две цифры — две цифры три буквы». "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "— Что означали буквы? "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "— Первые две буквы показывали код региона, а третья была переменная. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "— А для военной и другой техники какие были номера? "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "— На военные техники все было как у гражданских, только букв было всего две. В 1965 году были введены номера для тракторов и тракторных прицепов. В 1967 году в обязательном порядке поменяли все номера на новые, чтобы не было разночтений. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "— Но теперь-то перестали менять формат? "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "— Поменяли. К Олимпиаде-80"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "— И чем они отличались?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "— На белом фоне черные буквы и цифры. На частных автомобилях переменная буква встала перед цифрами. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "— СССР не стало. Стандарты остались? "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "— В каждой республике решали вопрос как им хотелось. А в России в 1993 году ввели новый ГОСТ и стали менять номера на новые. Не буду рассказывать какие форматы. Смотрите документ. Могу сказать только, что до сих пор на наших дорогах можно встретить автомобили с советскими номерами, но уже очень редко. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "— Спасибо вам, автомобильный номер, за интересный рассказ. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Подписывайтесь, комментируйте, ставьте лайки, если вам понравилось."}], "attributes": []}], "selectedRange": [19, 100]}
Комментарии 14