3
Архитектор с имперским размахом. Часть II | Паблико
22 подписчики

Архитектор с имперским размахом. Часть II


21 апр 2023 · 04:24    



comics-pic.jpeg 479.51 KB


Часть I

— Но вот в Россию пришла война. Наполеон дошел до Москвы. Что делали вы? Вряд ли было время для строительства новых дворцов. 

— Вместе с генерал-губернатором Твери мы переехали в Ярославль и готовили к работе военные госпитали. 

— К тому времени скончался принц Ольденбургский. Кто же вам стал покровительствовать? 

— Великая княгиня Екатерина Павловна. Она помогла мне получить заказ на проектирование собора и колокольни для Ниловой пустыни - монастыря на острове Столбный озера Селигер

— Не помню такого. Опять что-то, что не получило завершения? 

— Увы, именно так. Проект не был принят. 

— И вы вернулись в Санкт-Петербург?

— Вернулся, но увы с понижением. Меня перевели на должность при Императорских стеклянном и фарфоровом заводах. Умер архитектор Томон и его место предложили мне. 

— Как же получилось, что царская семья вновь обратила на вас внимание?

— Вдовствующая императрица Мария Федоровна доверила мне Павловский дворец. Я оформил интерьер угловой гостиной, отстроил несколько парковых павильонов, возвёл девять деревянных домов в деревне Глазово.



Павловский дворец


— Но это ведь не спасло вас? Вы по-прежнему были при Императорских стеклянном и фарфоровом заводах?

— Да, но вскоре произошло событие, изменившее мою жизнь. 3 мая 1816 года был создан Комитет строений и гидравлических работ.

— И что это дало вам? 

— Комитет отвечал за прокладку новых и выравнивание старых улиц, утверждение проектов зданий, контроль над сооружением мостов, набережных и тротуаров. И во главе этого комитета был человек, который повернул мою судьбу, военный инженер генерал Августин Бетанкур. Так же в Комитет вошли архитекторы В. П. Стасов, А. А. Михайлов, А. Модюи и ваш покорный слуга. 

— Да, да. Ведь именно об этом писал Игорь Эммануилович Грабарь: «Два товарища, Стасов и Модюи, имели, несомненно, большое влияние на него [К. Росси], или, вернее сказать, все трое воспитывали друг друга. Тяжелый Стасов, непреклонный классик и поборник строгих правил и насильственного приведения к одному строго классическому виду всех фасадов города, Модюи - хитроумный прожектер которому принадлежат все идеи обработки улиц и площадей города, смелые идеи пробития улицы до Чернышова моста и устройства площади перед Аничковым дворцом, пробитие Михайловской улицы и целый ряд других проектов городского благоустройства, и гениальный исполнитель этих идей - Росси, образовали род триумвирата».

— Как хорошо и точно сказано. 

— Что же ваш творческий союз создал? Только не в подробностях, а то у нас это много времени займет. 

— Лично я привел в надлежащий вид Аничков дворец. Император подарил его своему брату Николаю Павловичу к свадьбе. И так как моя работа понравилась царской семье, то я был приглашен для переустройства десяти комнат в Зимнем дворце, в них должны была остановиться невеста Николая Павловича. Затем я переделывал комнаты со стороны Дворцовой площади, в которых остановился отец невесты - прусский король Фридрих-Вильгельм III.



Аничков дворец.


— И все? 

— Нет, конечно. Было спроектировано, как единая застройка общественными и жилыми зданиями целые улицы и площади. А разве вы не помните такие проекты: Главный штаб и Министерство иностранных дел и финансов с Триумфальной аркой, министерство народного просвещения и министерство внутренних дел, ансамбль зданий Сената и Синода, здания Александринского театра и Публичной библиотеки. Да и еще много проектов, все перечислять долго. 

— А про Елагинский остров молчите? 

— Император Александр I дабы не утруждать долгими поездками в Павловск свою матушку вдовствующую императрицу Марию Фёдоровну подарил ей усадьбу, которая была расположена ближе к городу. 



Виже-Лебрен Э. Большой парадный портрет имп. Марии Фёдоровны. 1799.


— Елагин остров?

— Он самый. 3 февраля 1818 года была создана комиссия для перестройки Елагиноостровского дворца, которую возглавил ваш покорный слуга. Вот именно в работе над этим проектом и сложилась наша команда, с которой мы работали над всеми остальными проектами. Ранее такого не было, чтобы у архитектора была своя команда: помощники, скульптуры, художники, мраморщики, паркетчики, резчики, столяра и другие. За эту работу я был пожалован алмазными знаками к ордену Святой Анны



Елагин дворец


— Вы уже не бедствовали? У вас были деньги?

— Я стал самым высокооплачиваемым архитектором России. Я стал профессором Флорентийской академии, Академия художеств России избрала меня в Почётные вольные Общники. Работы было так много, что мне пришлось отказаться от участия в конкурсе на строительства Храма Христа Спасителя в Москве. 

— Живи и радуйся, великий зодчий!

— Но всему рано или поздно приходит конец. Император Александр I скончался, я оформлял траурное убранство зала в Зимнем дворце и императорский катафалк. На престол взошел император Николай I. Он велел заняться проектом Военной галереи 1812 года в Зимнем дворце. А тут еще скончалась императрица Елизавета Алексеевна. И над всем этим приходилось работать одновременно. Работы было много, я взял отпуск на шесть недель. Но император Николай Павлович не желал промедления и переедал задание по Военной галереи другому архитектору. Николай I не смог мне просить этого промедления. 



Император Николай I


— И что случилось? 

— Нечего, но потом случился еще один конфликт. В 1827 году произошёл пожар в Обуховской больнице - загорелась балка, проходившая рядом с печной трубой. Архитектор Михайлов был арестован. Император велел арестовывать впредь каждого архитектора за подобное. Я был единственным архитектором, не согласившимся с этим. Меня стали оттеснять от проектов, мои проекты передавать другим. Интриги вокруг меня были, завистники. Что тоже мешало императору оценить меня по достоинству. И в сентябре 1832 года я подал прошение об отставке, и оно было удовлетворено. 

— И ушли на покой? 

— Нет, у меня ведь была большая семья, я был дважды женат, 9 детей. Брал заказы, продолжа работать. В 1847 году подал прошение на Российского гражданство. 

— Как? Вы были российским архитектором, дворянином, но не были российским поданным?

— Да, вот так и было. Император все равно обращался ко мне, понимал, что мои знания и талант ему нужны. Я продолжал работать до самого последнего. До того, как заболел холерой. 

— Спасибо вам, за ваш талант и труд. Благодаря вам Санкт-Петербург является одним из красивейших городов мира. 

Подписывайтесь, ставьте лайки, если вам понравилось.



comics-pic.jpeg 479.51 KB


Часть I

— Но вот в Россию пришла война. Наполеон дошел до Москвы. Что делали вы? Вряд ли было время для строительства новых дворцов. 

— Вместе с генерал-губернатором Твери мы переехали в Ярославль и готовили к работе военные госпитали. 

— К тому времени скончался принц Ольденбургский. Кто же вам стал покровительствовать? 

— Великая княгиня Екатерина Павловна. Она помогла мне получить заказ на проектирование собора и колокольни для Ниловой пустыни - монастыря на острове Столбный озера Селигер

— Не помню такого. Опять что-то, что не получило завершения? 

— Увы, именно так. Проект не был принят. 

— И вы вернулись в Санкт-Петербург?

— Вернулся, но увы с понижением. Меня перевели на должность при Императорских стеклянном и фарфоровом заводах. Умер архитектор Томон и его место предложили мне. 

— Как же получилось, что царская семья вновь обратила на вас внимание?

— Вдовствующая императрица Мария Федоровна доверила мне Павловский дворец. Я оформил интерьер угловой гостиной, отстроил несколько парковых павильонов, возвёл девять деревянных домов в деревне Глазово.



Павловский дворец


— Но это ведь не спасло вас? Вы по-прежнему были при Императорских стеклянном и фарфоровом заводах?

— Да, но вскоре произошло событие, изменившее мою жизнь. 3 мая 1816 года был создан Комитет строений и гидравлических работ.

— И что это дало вам? 

— Комитет отвечал за прокладку новых и выравнивание старых улиц, утверждение проектов зданий, контроль над сооружением мостов, набережных и тротуаров. И во главе этого комитета был человек, который повернул мою судьбу, военный инженер генерал Августин Бетанкур. Так же в Комитет вошли архитекторы В. П. Стасов, А. А. Михайлов, А. Модюи и ваш покорный слуга. 

— Да, да. Ведь именно об этом писал Игорь Эммануилович Грабарь: «Два товарища, Стасов и Модюи, имели, несомненно, большое влияние на него [К. Росси], или, вернее сказать, все трое воспитывали друг друга. Тяжелый Стасов, непреклонный классик и поборник строгих правил и насильственного приведения к одному строго классическому виду всех фасадов города, Модюи - хитроумный прожектер которому принадлежат все идеи обработки улиц и площадей города, смелые идеи пробития улицы до Чернышова моста и устройства площади перед Аничковым дворцом, пробитие Михайловской улицы и целый ряд других проектов городского благоустройства, и гениальный исполнитель этих идей - Росси, образовали род триумвирата».

— Как хорошо и точно сказано. 

— Что же ваш творческий союз создал? Только не в подробностях, а то у нас это много времени займет. 

— Лично я привел в надлежащий вид Аничков дворец. Император подарил его своему брату Николаю Павловичу к свадьбе. И так как моя работа понравилась царской семье, то я был приглашен для переустройства десяти комнат в Зимнем дворце, в них должны была остановиться невеста Николая Павловича. Затем я переделывал комнаты со стороны Дворцовой площади, в которых остановился отец невесты - прусский король Фридрих-Вильгельм III.



Аничков дворец.


— И все? 

— Нет, конечно. Было спроектировано, как единая застройка общественными и жилыми зданиями целые улицы и площади. А разве вы не помните такие проекты: Главный штаб и Министерство иностранных дел и финансов с Триумфальной аркой, министерство народного просвещения и министерство внутренних дел, ансамбль зданий Сената и Синода, здания Александринского театра и Публичной библиотеки. Да и еще много проектов, все перечислять долго. 

— А про Елагинский остров молчите? 

— Император Александр I дабы не утруждать долгими поездками в Павловск свою матушку вдовствующую императрицу Марию Фёдоровну подарил ей усадьбу, которая была расположена ближе к городу. 



Виже-Лебрен Э. Большой парадный портрет имп. Марии Фёдоровны. 1799.


— Елагин остров?

— Он самый. 3 февраля 1818 года была создана комиссия для перестройки Елагиноостровского дворца, которую возглавил ваш покорный слуга. Вот именно в работе над этим проектом и сложилась наша команда, с которой мы работали над всеми остальными проектами. Ранее такого не было, чтобы у архитектора была своя команда: помощники, скульптуры, художники, мраморщики, паркетчики, резчики, столяра и другие. За эту работу я был пожалован алмазными знаками к ордену Святой Анны



Елагин дворец


— Вы уже не бедствовали? У вас были деньги?

— Я стал самым высокооплачиваемым архитектором России. Я стал профессором Флорентийской академии, Академия художеств России избрала меня в Почётные вольные Общники. Работы было так много, что мне пришлось отказаться от участия в конкурсе на строительства Храма Христа Спасителя в Москве. 

— Живи и радуйся, великий зодчий!

— Но всему рано или поздно приходит конец. Император Александр I скончался, я оформлял траурное убранство зала в Зимнем дворце и императорский катафалк. На престол взошел император Николай I. Он велел заняться проектом Военной галереи 1812 года в Зимнем дворце. А тут еще скончалась императрица Елизавета Алексеевна. И над всем этим приходилось работать одновременно. Работы было много, я взял отпуск на шесть недель. Но император Николай Павлович не желал промедления и переедал задание по Военной галереи другому архитектору. Николай I не смог мне просить этого промедления. 



Император Николай I


— И что случилось? 

— Нечего, но потом случился еще один конфликт. В 1827 году произошёл пожар в Обуховской больнице - загорелась балка, проходившая рядом с печной трубой. Архитектор Михайлов был арестован. Император велел арестовывать впредь каждого архитектора за подобное. Я был единственным архитектором, не согласившимся с этим. Меня стали оттеснять от проектов, мои проекты передавать другим. Интриги вокруг меня были, завистники. Что тоже мешало императору оценить меня по достоинству. И в сентябре 1832 года я подал прошение об отставке, и оно было удовлетворено. 

— И ушли на покой? 

— Нет, у меня ведь была большая семья, я был дважды женат, 9 детей. Брал заказы, продолжа работать. В 1847 году подал прошение на Российского гражданство. 

— Как? Вы были российским архитектором, дворянином, но не были российским поданным?

— Да, вот так и было. Император все равно обращался ко мне, понимал, что мои знания и талант ему нужны. Я продолжал работать до самого последнего. До того, как заболел холерой. 

— Спасибо вам, за ваш талант и труд. Благодаря вам Санкт-Петербург является одним из красивейших городов мира. 

Подписывайтесь, ставьте лайки, если вам понравилось.

Читайте также

Комментарии 20

Войдите для комментирования
■ Анонимно Я 22 апр 2023 в 02:58
Спасибо Вам. Нравится, как Вы преподносите материал.
■ Блокнот Книжника 22 апр 2023 в 17:22
Спасибо.
■ Po ty storony kadra 21 апр 2023 в 22:56
Спасибо 👏🏻
■ Блокнот Книжника 22 апр 2023 в 17:26
Вам спасибо
С огромным удовольствием почитала! Спасибо Вам!
■ Блокнот Книжника 21 апр 2023 в 19:25
вам спасибо
Развернуть комментарии
НОВОСТИ ПОИСК РЕКОМЕНД. НОВОЕ ЛУЧШЕЕ ПОДПИСКИ