3
Архитектор с имперским размахом. Часть I | Паблико
22 подписчики

Архитектор с имперским размахом. Часть I


20 апр 2023 · 20:17    



comics-pic.jpeg 479.51 KB


Краткая справка: Карл Иванович Росси (при рождении Карло ди Джованни Росси, 1775 —1849) — российский архитектор итальянского происхождения. Создал знакомый нам образ Санкт-Петербурга. Работал в стиле ампир и классицизм.

— Здравствуйте, Карл Иванович!

— Здравствуйте, Книжник! 

— Как так получилось, что родились в Неаполе, в Неаполитанском королевстве, а стали выдающимся российским архитектором? Как вы в России оказались?

— С родителями приехал, еще ребёнком. Но вы ошибаетесь, я родился не в Неаполе, а в Венеции. В Неаполе моя семья жила какое-то время. 

— Извините, пожалуйста, за ошибку. Но ваш отец венцианский кавалер Джованни де Росси. Кем он был? 

— Не помню, не знаю. Меня воспитывал отчим: Шарль Ле Пик. Он был танцовщиком, хореографом, автором балетов. А моя мама, Гертруда Аблехер, в свое время была очень знаменитой танцовщицей. Я вырос в семье, как теперь принято говорить, звездных родителей. 

— Гертруда? Она была немка?

— Она родом из Мюнхена. Вместе с мамой и отчимом мы жили в Париже, Лондоне. А в 1787 году приехала на гастроли в Россию, в Санкт-Петербург. 

— Гастроли, значит временно. А вы остались совсем. Вам было всего 11 лет. 

— Моих родителей пригласили остаться в Большом каменном театре в Санкт-Петербурге. Сам император Павел I восхищался талантом моей матери и отчима. Даже преподнес в дар земельный участок в Павловске.

— Тогда опять непонятно. Вы выросли в семье танцевально-театральной. Откуда эта тяга к архитектуре. Нет, я понимаю, что архитектура – это застывшая музыка. Но все-таки, как мальчик из артистической семьи стал архитектором?

— Так все и началось в Павловске. В то время там для императора строил дворец выдающийся архитектор, мой учитель Винченцо Бренна. Он заметил, что я неплохо рисую и взял меня в свои ученики. 

— Вы, когда приехали в Россию не знали русского языка, понятно, что потянулись к соотечественнику. 

— И это тоже. Но я учился в немецкой школе Петришуле. Там я получил хорошее образование и выучил русский язык. 



Портрет Винченцо Бренны работы А. Виги, 1802 г.


— Вернемся к вашему учителю Винченцо Бренна. Почему он решил взять вас к себе в ученики? 

— В 1795 году он ехал на коляске, она опрокинулась в глубокую канаву. Винченцо сломал руку. Из-за этого он мог несколько лет работать в полную силу. Вот он и взял меня в ученики, чертежником в Адмиралтейское ведомство. И стал работать вместе с моим учителем. Мне присвоили звание сержанта. 

— Насколько я помню Адмиралтейское ведомство в то время возглавлял тогда еще наследник престола Павел I? 

— Всё верно. Через пять месяцев я был переведён в прапорщики с жалованием в 150 рублей в год. 



Император Павел I


— Так согласно Табели о рангах вы получили дворянство? 

— Так и моя служба в Адмиралтействе нужны была для получения российского дворянства, не мог возле наследника престола находится простолюдин. В 1726 году я был уволен со службы. 

— Значит вы были участником строительства Михайловского дворца?

— Отчетные чертежи Михайловского дворца выполнял я. После чего был пожалован чином губернского секретаря с жалованием 300 рублей в год.



Михайловский дворец


— Но это был не единственный проект Винченцо Бренна в котором вы приняли участие?

— Нет, конечно. Мы переделывали интерьер в Зимнем дворце, достраивали Исаакиевский собор, работали в Гатчине и дворце на Каменном острове.

— Все эти чертежи выполнены вашей рукой?

— Да, моей. Когда Михайловский дворец был уже почти готов, то Бренна ходатайствовал перед императором Павлом Петровичем, чтобы мне дали чин коллежского секретаря и увеличили жалование. 

— Император удовлетворил ходатайство вашего учителя?

— Не совсем. Чин не дал, а вот жалованье я стал получать 600 рублей в год. 

— Но в 1802 году ваш покровитель император Павел I умер. 

— Увы, все мы смертны. Винченцо Бренна был отправлен в отставку, а вместе с ним ушел и я. Но через неделю меня вернули на службу. Император Александр I ценил талант. Я, в числе других художников, оформлял коронационные торжества в Москве. Т вот уже через два месяца император Александр Павлович пожаловал мне чин коллежского секретаря.



Император Александр I


— Но ваш учитель уехал на Родину?

— Мы вместе поехали за границу.

— Самовольно уехали? 

— Нет, был указ императора: «Состоящему в ведении Кабинета архитекторскому помощнику Карлу Росси, увольняя на два года в чужие края для усовершенствования его познаний, повелеваю получаемое им жалование по 600 рублей на год доставлять ему на место его пребывания». Я продолжил учебу во Франции и в Италии. В частности, я учился в знаменитой Флорентийской Академии.

— Вы получили блестящее образование архитектора. 

— Через два года я вернулся в Санкт-Петербург, у меня был готов очень хороший проект. Я хотел перестроить набережную Адмиралтейства. В моих планах было поставить огромную аркаду вдоль берега реки. 

— Не помню такого проекта в перечне ваших достижений. 

— Его не утвердили и не дали мне звание архитектора. Меня отправили на фарфоровый завод работать художником. 

— Чем же ваш проект не угодил чиновникам? 

— Он показался им легкомысленным. И, если правду сказать, мой проект не был совершенен. Аркада перекрывала бы соседние здания. Но я все-таки добился, чтобы меня признали, как архитектора. Два года я работал на фабрике, но от своей мечты стать архитектором не отступился. 

— И что же вы построили в самом начале своего пути архитектора? 

— В 1808 году я уехал в Москву и возвел там несколько деревянных зданий, которые сгорели в пожаре 1812 года. В Твери я построил Путевой дворец Великой княгини Екатерины Павловны. 



Путевой дворец Великой княгини Екатерины Павловны


— Вы ведь за свою работу в Твери получили награду? 

— Но я ведь там не только дворец строил. Я стал членом Комитета по благоустройству Твери. Спроектировал театр, губернскую канцелярию, семинарию, военный госпиталь, торговые ряды, церковь Трёх Святителей, собор Крестовоздвиженского монастыря. 

— Ого, не знала, что вы так много поработали в Твери. 

— Я проектировал собор в Торжке, здания присутственных мест в Старице, гостиные дворы в Бежецке и Рыбинске.

— Такой большой труд. 

— И это не все, в 1811 году император Александр I посетил Тверь и оценил мой труд. Перевёл меня в штат принца Ольденбургского с присвоением чина надворного советника и был награждён орденом Владимира 4-й степени. Теперь вместе с жалованием я еще получал дополнительную плату из Дирекции путей сообщения. 

— Почему? 

— Директором там был принц. 

Подписывайтесь, ставьте лайки, если вам понравилось.

Продолжение здесь



comics-pic.jpeg 479.51 KB


Краткая справка: Карл Иванович Росси (при рождении Карло ди Джованни Росси, 1775 —1849) — российский архитектор итальянского происхождения. Создал знакомый нам образ Санкт-Петербурга. Работал в стиле ампир и классицизм.

— Здравствуйте, Карл Иванович!

— Здравствуйте, Книжник! 

— Как так получилось, что родились в Неаполе, в Неаполитанском королевстве, а стали выдающимся российским архитектором? Как вы в России оказались?

— С родителями приехал, еще ребёнком. Но вы ошибаетесь, я родился не в Неаполе, а в Венеции. В Неаполе моя семья жила какое-то время. 

— Извините, пожалуйста, за ошибку. Но ваш отец венцианский кавалер Джованни де Росси. Кем он был? 

— Не помню, не знаю. Меня воспитывал отчим: Шарль Ле Пик. Он был танцовщиком, хореографом, автором балетов. А моя мама, Гертруда Аблехер, в свое время была очень знаменитой танцовщицей. Я вырос в семье, как теперь принято говорить, звездных родителей. 

— Гертруда? Она была немка?

— Она родом из Мюнхена. Вместе с мамой и отчимом мы жили в Париже, Лондоне. А в 1787 году приехала на гастроли в Россию, в Санкт-Петербург. 

— Гастроли, значит временно. А вы остались совсем. Вам было всего 11 лет. 

— Моих родителей пригласили остаться в Большом каменном театре в Санкт-Петербурге. Сам император Павел I восхищался талантом моей матери и отчима. Даже преподнес в дар земельный участок в Павловске.

— Тогда опять непонятно. Вы выросли в семье танцевально-театральной. Откуда эта тяга к архитектуре. Нет, я понимаю, что архитектура – это застывшая музыка. Но все-таки, как мальчик из артистической семьи стал архитектором?

— Так все и началось в Павловске. В то время там для императора строил дворец выдающийся архитектор, мой учитель Винченцо Бренна. Он заметил, что я неплохо рисую и взял меня в свои ученики. 

— Вы, когда приехали в Россию не знали русского языка, понятно, что потянулись к соотечественнику. 

— И это тоже. Но я учился в немецкой школе Петришуле. Там я получил хорошее образование и выучил русский язык. 



Портрет Винченцо Бренны работы А. Виги, 1802 г.


— Вернемся к вашему учителю Винченцо Бренна. Почему он решил взять вас к себе в ученики? 

— В 1795 году он ехал на коляске, она опрокинулась в глубокую канаву. Винченцо сломал руку. Из-за этого он мог несколько лет работать в полную силу. Вот он и взял меня в ученики, чертежником в Адмиралтейское ведомство. И стал работать вместе с моим учителем. Мне присвоили звание сержанта. 

— Насколько я помню Адмиралтейское ведомство в то время возглавлял тогда еще наследник престола Павел I? 

— Всё верно. Через пять месяцев я был переведён в прапорщики с жалованием в 150 рублей в год. 



Император Павел I


— Так согласно Табели о рангах вы получили дворянство? 

— Так и моя служба в Адмиралтействе нужны была для получения российского дворянства, не мог возле наследника престола находится простолюдин. В 1726 году я был уволен со службы. 

— Значит вы были участником строительства Михайловского дворца?

— Отчетные чертежи Михайловского дворца выполнял я. После чего был пожалован чином губернского секретаря с жалованием 300 рублей в год.



Михайловский дворец


— Но это был не единственный проект Винченцо Бренна в котором вы приняли участие?

— Нет, конечно. Мы переделывали интерьер в Зимнем дворце, достраивали Исаакиевский собор, работали в Гатчине и дворце на Каменном острове.

— Все эти чертежи выполнены вашей рукой?

— Да, моей. Когда Михайловский дворец был уже почти готов, то Бренна ходатайствовал перед императором Павлом Петровичем, чтобы мне дали чин коллежского секретаря и увеличили жалование. 

— Император удовлетворил ходатайство вашего учителя?

— Не совсем. Чин не дал, а вот жалованье я стал получать 600 рублей в год. 

— Но в 1802 году ваш покровитель император Павел I умер. 

— Увы, все мы смертны. Винченцо Бренна был отправлен в отставку, а вместе с ним ушел и я. Но через неделю меня вернули на службу. Император Александр I ценил талант. Я, в числе других художников, оформлял коронационные торжества в Москве. Т вот уже через два месяца император Александр Павлович пожаловал мне чин коллежского секретаря.



Император Александр I


— Но ваш учитель уехал на Родину?

— Мы вместе поехали за границу.

— Самовольно уехали? 

— Нет, был указ императора: «Состоящему в ведении Кабинета архитекторскому помощнику Карлу Росси, увольняя на два года в чужие края для усовершенствования его познаний, повелеваю получаемое им жалование по 600 рублей на год доставлять ему на место его пребывания». Я продолжил учебу во Франции и в Италии. В частности, я учился в знаменитой Флорентийской Академии.

— Вы получили блестящее образование архитектора. 

— Через два года я вернулся в Санкт-Петербург, у меня был готов очень хороший проект. Я хотел перестроить набережную Адмиралтейства. В моих планах было поставить огромную аркаду вдоль берега реки. 

— Не помню такого проекта в перечне ваших достижений. 

— Его не утвердили и не дали мне звание архитектора. Меня отправили на фарфоровый завод работать художником. 

— Чем же ваш проект не угодил чиновникам? 

— Он показался им легкомысленным. И, если правду сказать, мой проект не был совершенен. Аркада перекрывала бы соседние здания. Но я все-таки добился, чтобы меня признали, как архитектора. Два года я работал на фабрике, но от своей мечты стать архитектором не отступился. 

— И что же вы построили в самом начале своего пути архитектора? 

— В 1808 году я уехал в Москву и возвел там несколько деревянных зданий, которые сгорели в пожаре 1812 года. В Твери я построил Путевой дворец Великой княгини Екатерины Павловны. 



Путевой дворец Великой княгини Екатерины Павловны


— Вы ведь за свою работу в Твери получили награду? 

— Но я ведь там не только дворец строил. Я стал членом Комитета по благоустройству Твери. Спроектировал театр, губернскую канцелярию, семинарию, военный госпиталь, торговые ряды, церковь Трёх Святителей, собор Крестовоздвиженского монастыря. 

— Ого, не знала, что вы так много поработали в Твери. 

— Я проектировал собор в Торжке, здания присутственных мест в Старице, гостиные дворы в Бежецке и Рыбинске.

— Такой большой труд. 

— И это не все, в 1811 году император Александр I посетил Тверь и оценил мой труд. Перевёл меня в штат принца Ольденбургского с присвоением чина надворного советника и был награждён орденом Владимира 4-й степени. Теперь вместе с жалованием я еще получал дополнительную плату из Дирекции путей сообщения. 

— Почему? 

— Директором там был принц. 

Подписывайтесь, ставьте лайки, если вам понравилось.

Продолжение здесь

Читайте также

Комментарии 8

Войдите для комментирования
■ Полковник пишет 21 апр 2023 в 10:19
Хороший стиль и содержание. Мне было интересно читать
■ Блокнот Книжника 21 апр 2023 в 10:53
спасибо
■ Обсудим Всё! 21 апр 2023 в 09:25
Познавательно. 👍
■ Блокнот Книжника 21 апр 2023 в 09:27
спасибо
■ ТАЙНЫ ИСТОРИИ 20 апр 2023 в 22:53
интересная история
■ Блокнот Книжника 21 апр 2023 в 07:08
спасибо
Развернуть комментарии
НОВОСТИ ПОИСК РЕКОМЕНД. НОВОЕ ЛУЧШЕЕ ПОДПИСКИ