3
Варны и касты в индийском обществе | Паблико
123 подписчики

Варны и касты в индийском обществе


09 авг 2023 · 15:55    



IMG_20230808_175152.jpg 104.4 KB


Собственно, каста – это даже не индийское слово, а португальское и обозначает целый ряд синонимов: род, порода, сорт, происхождение. Для хинди характерен термин «джати» - жизнь внутри. Внутри варны.

Варна – замкнутая на профессиональном признаке общественная группа. Варн всего четыре:

  • Брахманы – люди духовно-интеллектуального труда, жрецы, хранители знаний.
  • Кшатрии – воины, правители.
  • Вайшьи – люди среднего класса, торговцы, земле- и скотовладельцы
  • Шудры – обслуга разного уровня

И стоящие вне варн неприкасаемые – те, кому надлежит выполнять неприятную работу: убирать мусор, ликвидировать трупы, вычищать отхожие места. Несмотря на то, что неприкасаемые вынесены за пределы системы, сама кастовая система не может существовать без тех, кто находится в самом низу, тех, кому по долгу происхождения предписано брать на себя всё грязную работу. 

На первый взгляд, кажется, удобно? Не надо ничего изобретать. Кастовая система сама регулирует все общественные потребности. Кроме того, соблюдается преемственность, профессиональные династии, о которых так много говорят и у нас. Человеку не надо ломать голову над тем, кем быть в будущем? Выявлять способности, пробовать свои силы в разных сферах. Зачем? Если ты родился в семье врача, то с вероятностью 99 и 9 станешь врачом. Если в семье военного – военным. 

Но есть и минусы. 

Самым большим минусом можно считать негуманное отношение к человеку. Когда вместо личности – каста. Вместо способностей – происхождение. 

Переход из одной варны в другую – дело абсолютно немыслимое, но всё же доступное, правда, только для женщин и только в случае брака. 

Кастовая система предопределяет всю жизненную стратегию. При чём до мелочей в буквальном смысле.

Например, брахман должен определённое количество раз в день вымыть руки – ни больше, ни меньше. Питание: у брахмана – вегетарианское, зато неприкасаемому, как существу низшего уровня, можно есть мясо, даже говядину! А вот шудрам только свинину.

Мало того, внутри больших варн существует несметное количество каст и подкаст. Брахманы одной подкасты имеют право совершать ряд ритуалов, а другие ритуалы совершать не моги, на то свои спецы имеются.

Такое же разделение и в низших кастах. Одни из шудр имеют право мыть окна, но при этом ни за что не станут собирать овощи. Одни далиты (неприкасаемые) запросто вынесут труп, но и пальцем не притронуться к помоям. 

Конечно, постиндустриальная экономика всё немножко отшлифовала. Появилась техника. Появились выборы и политическая борьба. И понадобились люди, имеющие равные политические права – голоса-то нужны. Так в 20 веке древнейшую кастовую систему пошатнула парламентская республика. Монархия же скорее скрепляет общественное неравенство. 



IMG_20230809_154815.jpg 88.61 KB


Сертификат «Вне каст и вне религий» сегодня популярен в индийских городах. Многие молодые люди получают удостоверение, где указано, что он (она) идентифицирует себя, как свободного гражданина (ку) Индии. Такой документ можно получить и на ребёнка. Это скорее акт общественный, нежели юридический, так как Конституция от 1950-го года признаёт равноправие людей всех каст и неприкасаемых. Но на бумаге признать всегда проще, чем в реальной жизни. 

Спасибо за внимание!

Первоисточник материала ДЗЕН-канал ЭТНОСЫ и ЧЕЛОВЕК



IMG_20230808_175152.jpg 104.4 KB


Собственно, каста – это даже не индийское слово, а португальское и обозначает целый ряд синонимов: род, порода, сорт, происхождение. Для хинди характерен термин «джати» - жизнь внутри. Внутри варны.

Варна – замкнутая на профессиональном признаке общественная группа. Варн всего четыре:

  • Брахманы – люди духовно-интеллектуального труда, жрецы, хранители знаний.
  • Кшатрии – воины, правители.
  • Вайшьи – люди среднего класса, торговцы, земле- и скотовладельцы
  • Шудры – обслуга разного уровня

И стоящие вне варн неприкасаемые – те, кому надлежит выполнять неприятную работу: убирать мусор, ликвидировать трупы, вычищать отхожие места. Несмотря на то, что неприкасаемые вынесены за пределы системы, сама кастовая система не может существовать без тех, кто находится в самом низу, тех, кому по долгу происхождения предписано брать на себя всё грязную работу. 

На первый взгляд, кажется, удобно? Не надо ничего изобретать. Кастовая система сама регулирует все общественные потребности. Кроме того, соблюдается преемственность, профессиональные династии, о которых так много говорят и у нас. Человеку не надо ломать голову над тем, кем быть в будущем? Выявлять способности, пробовать свои силы в разных сферах. Зачем? Если ты родился в семье врача, то с вероятностью 99 и 9 станешь врачом. Если в семье военного – военным. 

Но есть и минусы. 

Самым большим минусом можно считать негуманное отношение к человеку. Когда вместо личности – каста. Вместо способностей – происхождение. 

Переход из одной варны в другую – дело абсолютно немыслимое, но всё же доступное, правда, только для женщин и только в случае брака. 

Кастовая система предопределяет всю жизненную стратегию. При чём до мелочей в буквальном смысле.

Например, брахман должен определённое количество раз в день вымыть руки – ни больше, ни меньше. Питание: у брахмана – вегетарианское, зато неприкасаемому, как существу низшего уровня, можно есть мясо, даже говядину! А вот шудрам только свинину.

Мало того, внутри больших варн существует несметное количество каст и подкаст. Брахманы одной подкасты имеют право совершать ряд ритуалов, а другие ритуалы совершать не моги, на то свои спецы имеются.

Такое же разделение и в низших кастах. Одни из шудр имеют право мыть окна, но при этом ни за что не станут собирать овощи. Одни далиты (неприкасаемые) запросто вынесут труп, но и пальцем не притронуться к помоям. 

Конечно, постиндустриальная экономика всё немножко отшлифовала. Появилась техника. Появились выборы и политическая борьба. И понадобились люди, имеющие равные политические права – голоса-то нужны. Так в 20 веке древнейшую кастовую систему пошатнула парламентская республика. Монархия же скорее скрепляет общественное неравенство. 



IMG_20230809_154815.jpg 88.61 KB


Сертификат «Вне каст и вне религий» сегодня популярен в индийских городах. Многие молодые люди получают удостоверение, где указано, что он (она) идентифицирует себя, как свободного гражданина (ку) Индии. Такой документ можно получить и на ребёнка. Это скорее акт общественный, нежели юридический, так как Конституция от 1950-го года признаёт равноправие людей всех каст и неприкасаемых. Но на бумаге признать всегда проще, чем в реальной жизни. 

Спасибо за внимание!

Первоисточник материала ДЗЕН-канал ЭТНОСЫ и ЧЕЛОВЕК

Читайте также

Комментарии 20

Войдите для комментирования
■ ТАЙНЫ ИСТОРИИ 11 авг 2023 в 07:06
интересная история
■ Удивительный мир 10 авг 2023 в 19:14
Спасибо! Очень интересно!
Интересно, как они относят к не нарушению прав человека? Я имею ввиду по международным меркам.
■ Этносы и Человек 10 авг 2023 в 15:36
Сейчас международные нормы в официальных индийских СМИ играют решающую роль
Развернуть комментарии
НОВОСТИ ПОИСК РЕКОМЕНД. НОВОЕ ЛУЧШЕЕ ПОДПИСКИ