26 дек 2022 · 13:06    
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Существует два вида поэзии – поэзия формы и поэзия чувства, которые традиционно связываются с имена Аполлона-Феба, бога строгих форм, и Диониса-Вакха, бога вина и экстаза."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Тема поэтического искусства занимает важное место в творчестве поэтессы Елены Заславской. Рассмотрим, как она раскрывается в образе Марсия, сатира, который вызвал Аполлона на мусическое состязание. Этот эпизод лег в основу стихотворения Елены Заславской «Марсий, вызови Феба» (2016). Стихотворение было прокомментировано луганским интеллектуалом, литературным критиком Владимиром Карбанем в «Опытах пристального чтения», так что Марсий теперь связан не только с горной Фригией, где состоялось ристание, но и с Луганском, где оно воспето."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В своем критическом анализе Владимир Карбань приходит к выводу, что Марсий является вторым я поэта. Парадоксальным образом противник бога поэзии Аполлона воплощает в себе поэтическое искусство. Как это возможно?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Аполлон против Диониса"}], "attributes": ["heading1"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Победивший Аполлона в ристанье на флейтах, Марсий вызвал гнев бога и был убит – с Марсия содрали кожу. Как указывает культуролог и литературовед Татьяна Касаткина, Аполлон как бог, оформляющий мир, в этом случае забрал своё – кожу, которая отделяет человека от мира, придавая ему строгую форму. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Как показывают современные исследования античной поэзии и мифологии, Марсий является воплощением Диониса, одного их самых могущественных греческих богов."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Дионис, бог вина, вдохновитель экстатического оргиазма, являлся древним грекам в разных обличиях, в его культе слилось почитание разных героев и демонов, вдохновляющих на буйство и заставляющих терять разум."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В античной мифологии Дионис и Аполлон выступают как божественные противники, враждующие до смерти, но связанные неразрывно. Даже знаменитый оракул Аполлона в Дельфах первоначально принадлежал Дионису-Вакху. Дионис похоронен в подземелье храма, но каждые два года вакханки устраивают обряд его воскресения, когда убитый бог выходит на свет, как прорастающая из земли виноградная лоза, опьяняющая и дарящая вдохновение."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Противоборство Диониса и Аполлона отражено в античной культуре, включая поэзию и музыку. Религиозное значение музыки в античности огромно. Собственно, нерелигиозной музыки тогда не было вовсе. Даже обычные флейтистки на пиру у того же Агафона символизируют жуткие религиозные ритуалы, создавая подходящий фон для бесед о божественных тайнах, которые описал Платон. В цивилизованные времена Платона эти таинства уже редко практиковались и потеряли свою страшную силу. Однако культурная память хранит все смыслы одновременно, и мы можем разобраться, какое значение имеют странные на первый взгляд подробности смерти Марсия – игра на флейте и страшная казнь в виде сдирания кожи."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Лира или флейта?"}], "attributes": ["heading1"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Вячеслав Иванов в книге «Дионис и прадионисийство» пишет о двух видах музыки, каждая из которых имеет божественное происхождение, но воздействие их противоположно:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Когда, по одному преданию, пиерийские нимфы Эмафиды, в состязании с Музами-Пиеридами, запели, – вся природа запела с ними и явила ей присущее всеодушевление, всеоживление; но подняли голос их божественные соперницы – и потоки вод удержали свой бег, и светила ночи остановились в небе: только Пегас ударом копыта прервал оцепенелое очарование мира… Симонид, изображая волшебную силу песнопений Орфея, говорит, что ветерок не смел прошелестеть в листве, дабы не нарушить медвяной мелодии»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Эти два вида музыки связывались с двумя видами музыкальных инструментов: лирой и флейтой. Лира Аполлона погружает мир в безмолвие, создает истинный покой: «чистая гармония, которой владеют Музы, есть недвижимый покой бытия, застывшего в прекрасном богоявлении космоса». Авлетика, игра на флейте, создает оргиазм и экстаз, заставляет человека и природу выходить за свои пределы и терять разум. Флейта в этом смысле является инструментом магическим и однозначно связанным с экстатическим буйством. Это соотношение мистических проекций двух музыкальных строев выражается в сказании о том, что флейта была брошена Афиной, олимпийской богиней, богиней разума, и поднята Марсием, дионисийским героем."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Людоедство в дионисийской религии"}], "attributes": ["heading1"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В дионисийской религии выход за пределы не только разума, но и тела проявляется в ритуалах, связанных с уничтожением телесности, разрыванием бога на части."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Одна из важнейших ипостасей Диониса – младенец, раздираемый на части титанами и поедаемый живьем. Титаны совершили преступление, убив божественного младенца Диониса, но в результате он оказался внутри их тел и титаны обрели божественные свойства, причастились бессмертию."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В древности ритуал пожирания божества стал залогом возрождения и возвращения на землю. Как оживает после зимы виноградная лоза, так оживет каждый причастный Дионису. Это самое главное известное грекам причастие божественной плоти и божественной силы. Таким образом, омофагия, то есть священное поедание растерзанной жертвы, была в древности религиозным обрядом из дионисова круга ритуалов."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Так, мифографы и поэты рассказывают историю о Пелопсе, которого отец его, царь Тантал, убил и подал богам на ужин, чтобы проверить их проницательность. Боги всё поняли и не стали есть, лишь Деметра, будучи в печали из-за пропажи своей дочери Коры, мимодумно съела кусочек. Боги покарали наглого отца танталовыми муками, а сына воскресили, и вместо съеденного Деметрой кусочка сделали плечо из слоновой кости. С тех пор у всех потомков Пелопса ярко-белое пятно на правом плече. Поедание ребенка, в котором участвуют боги, относит эту историю к кругу Диониса."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Сказание о Пелопсе – позднее свидетельство той поры, когда в религиозных целях практиковалась омофагия. В нем уже видна попытка дать разумное и цивилизованное объяснение присутствию богов на таком пиршестве, им приписываются благородные мотивы, всячески демонстрируется, что они не имеют к этому отношения. Но само место действия и собранные в этом месте персонажи показывает, что перед нами древний страшный ритуал. Еще одно явление дионисийского героя мы находим в мифе о Тезее."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Дионис, Тезей и Ариадна"}], "attributes": ["heading1"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Дионис был издавна связан с Критом. Как показывает Кереньи в книге «Дионис: прообраз неиссякаемой жизни», Дионис на Крите был Зевсом небесным и подземным, то есть Зевсом и Аидом, царил над живыми и особенно над мертвыми. Лабиринт, в котором Тезей нашел и победил Минотавра, это известный многим культурам символ смерти. Вряд ли создатели доброго советского мультика о Тезее думали о хтонической ипостаси Диониса, однако они сохранили эпизод о том, как Дионис отобрал Ариадну у Тезея, и сохранили тем самым память о древних критских ритуалах."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Мэри Рено не упустила изобразить такой вакхический ритуал в своем великолепной романе «Тезей». Именно после участия Ариадны в обряде дионисийской омофагии на Наксосе Тезей оставляет ее на острове. Сын Посейдона знает, что нарушил клятву, и будет за это наказан в царстве Аида, но как человек нового мира он не может сохранять у своего народа тот древний хтонический ужас, в котором Ариадна не видит ничего страшного и чувствует себя как дома. Окружающим Тезей объясняет свой поступок тем, что ему явился Дионис и потребовал оставить в покое его невесту, и это на самом деле правда."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Позднейшая рационалистическая трактовка этого союза Ариадны с Дионисом заключается в том, что Ариадна спилась от горя. Однако Дионис столько же связан с вином, сколько с раздиранием на части и пожиранием. Разновидностью раздирания на части является сдирание кожи – древний религиозный ритуал религии Диониса."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Марсий, того ли ты вызвал ристаться на флейтах?"}], "attributes": ["heading1"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Теперь мы можем по-новому взглянуть на историю Марсия, воспетую Еленой Заславской. Марсий играет на флейте, и с Марсия сдирают кожу, то есть разрывают его на части. Обе эти черты однозначно связывают Марсия с Дионисом. Флейта – музыкальный инструмент, вызывающий вакхический экстаз. Разрывание на части – отличительная черта дионисийского ритуала. Марсий – это ипостась дикого Диониса, который своей могущественной музыкой разрушает всё разумное и гармоничное."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Вот в чем причина враждебности Аполлона к Марсию: бог света и разума, дающий всему форму, не терпит экстаза и природного буйства. Марсий претерпевает судьбу Диониса. Игра на флейте, оргиазм и экстаз выносятся за границы иерархии мусических искусств, однако не могут быть уничтожены."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Марсий наносит ответный удар"}], "attributes": ["heading1"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Как пишет Владимир Карбань, в стихотворении Елены Заславской нельзя не заметить восхищения попытками Марсия дойти до предела, бросить вызов богу. Также и в античности есть мифы, в которых Марсий наносит ответный удар."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Известна история, в которой музыканта разрывают на куски – это история об Орфее. Орфей знаменит тем, что благодаря своей музыке вышел живым из царства мертвых."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Путешествие Орфея в подземный мир за женой Эвридикой завершилось тем, что он не смог ее оттуда вывести, однако сам он вернулся, и не потерял памяти, и не переродился в другую форму, как перерождается зерно, чтобы воскреснуть. Орфей как человек, избежавший смерти и живым вышедший из ада, стал главным символом древнегреческого религиозного движения орфиков. Орфики надеялись найти музыку и ритуал, который поможет им повторить деяние Орфея. Орфическое учение повлияло на Платона, орфики – положительные герои знаменитого советского романа об античности – «Таис Афинская» Ивана Ефремова. Это целая традиция, однако сейчас не о ней."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Орфей умер, растерзанный вакханками, служительницами Диониса. Орфей – кифаред, лирник, он играет на лире замиряющую музыку, он служитель Аполлона. В лице Орфея отмщается Дионис-Марсий. Уравновешенная музыка формы замещается чувственной стихией экстаза."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Марсий в Луганске"}], "attributes": ["heading1"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В стихотворении Елена Заславской «Марсий, вызови Феба!» Марсий выступает прообразом поэта, который, оставшись без кожи, чувствует «красоту и уродство этого мира», а состязание с Фебом и жестокое наказание переосмысливаются как поэтическое вдохновение, посланное Фебом, дающее возможность человеку изобразить в слове наш человеческий мир."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В стихотворении Елены Заславской о Марсии есть строки:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Марсий, вызови Феба!"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Он требует полного возгоранья,"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Ты осознаешь не сразу,"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Что можно выйти за рамки"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Только"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "На пике экстаза!"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "От поэта выхода за свои пределы требует Феб, однако по сути, это является описанием дионисийского экстаза. В этих строках поэтически совпадают Феб и Дионис, что является одной из мистериальных тайн древнего дельфийского оракула."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Таким образом, античная мифология подтверждает интуицию луганского критика Владимир Карбаня: противник Аполлона Дионис гибнет, но вносит свой вклад в создание поэзии. После своей страшной гибели Дионис вечно возрождается, чтобы начать всё сначала, чтобы доказать бессилие смерти и могущество подлинной эмоции. Аполлон дает форму этой силе экстаза, и в этом единстве противоположностей заключается подлинная сила поэзии."}], "attributes": []}], "selectedRange": [0, 0]}
Комментарии 0