3
Как Радищев “лодку качал”. | Паблико
10 подписчики

Как Радищев “лодку качал”.


17 июн 2024 · 18:05    

Не самое легкое чтиво.

Подумал я тут, что давненько не читал ничего из русской литературы 18 века. Эпоха просвещения как никак, буду просвещаться. Взял я повесть Александра Николаевича Радищева “Путешествие из Петербурга в Москву”.



Обложка книги, издательство "Азбука-классика"


Чтение оказалось не самым легким. Да что уж тут, книга оказалась для меня самой тяжелой в этом году. Или сам Радищев не мой автор, или я просто отвык от подобной литературы, не знаю. Однако, я считаю, что периодически, такие вещи читать нужно. Это определенный опыт или как бы выразилась современная молодежь (которая Радищева читать скорее всего никогда не будет) - “свой вайб”.

Экстаз для филолога.

От текста повести можно словить легкий филологический оргазм. Но это, конечно для ценителей. Всякие “окрест”, “коих” и “статься” - все это классно с точки зрения языка и его истории, но во мне - рядовом читателе, такой слог вызывал немного дискомфорта. Не знаю почему, но вспоминая, как несколько лет назад читал для работы для ВУЗа “Повесть временных лет” или того же Карамзина - современника Радищева, тогда я не испытывал никаких сложностей. Может дело в том, что цель и подход к текстам был другой.

Короче говоря, удовольствия от красоты слова я не получил, но вот смысл, посыл да и сама истории как автора, так и повести, безусловно заслуживают внимания. И конечно художественные образы. Они тут превосходные.

Писатель-революционер.

Посыл повести “Путешествие из Петербурга в Москву” - это процесс осознания новой исторической судьбы России.

За это осознание, Радищев само-собой попал в немилость Екатерины. 



Александр Николаевич Радищев (1749-1802)


Арест, приговор к смертной казни, “помилование” в виде ссылки в Сибирь. С приходом Павла I, Радищев все же возвращается в отцовское имение под Москвой, а затем в Петербург, где ему даже удается попасть в Комиссию составления законов. Пытаясь добиться изменений в стране путем продвижения реформ и разочаровавшись в работе, обреченной на неудачи, Радищев в 1802 году покончил с собой. Вот такая сложная и печальная судьба была у писателя-революционера. Не трудно догадаться, что и саму повесть “Путешествие из Петербурга в Москву” ждала не менее сложная история.

История создания книги. 

Одна из главных работ Радищева, напечатанная им в своей домашней типографии, несет в себе смелые, революционные идеи. Это вызов современной действительности. Это отражение эпохи просвещения во всей красе. Это пророческие видения и предвестник грядущей революции.

Книга печаталась с января по май 1790 года. По официальной версии, экземпляров было в районе 650 штук, из которых до читателя дошли только 32. Большая часть была сожжена после ареста купца Зотова, которому было доверено распространение книги. Но история запутанная. В ходе следствия Радищев говорил, что передавал Зотову всего лишь 25 экземпляров, а тот называл цифру в 50 копий. Также выяснилось, что какое-то количество книг и вовсе пропало из квартиры со станком. 

Далее, около двадцати уцелевших экземпляров стали ходить по рукам. Книга очень высоко ценилась в литературных кругах. Одна из копий первого тиража в будущем окажется у Александра Сергеевича Пушкина. Поэт будет всячески пропагандировать и пытаться обелить деятельность Радищева. “Кого же мы будем помнить”, - говорил Александр Сергеевич.

Под впечатлениями от Радищева, Пушкин в 1833 году начнет писать свое “Путешествие из Москвы в Петербург”. Такое название впоследствии получит его незаконченная работа “Мысли в дороге”. Не сложно догадаться, что темы в этом произведении Пушкин поднимает те же, что и его предшественник.

Сентиментальное путешествие.

В 1768 году у английского писателя Лоренса Стерна выходит роман “Sentimental journey through France and Italy”. В России он известен просто как “Сентиментальное путешествие”. Роман вызвал настоящий взрыв в литературе и заложил моду на романы-путешествия. Что это такое?



Обложка романа Лоренса Стерна "Сентиментальное путешествие".


“Путешествие” - всего лишь декорация, каркас для сюжета (у Стерна, кстати единого сюжета тогда еще и вовсе не было). Путешествие буквальное - это, можно сказать метафора. Речь идет о становлении и развитии человека, его воспитание настоящей жизнью. 

Знаете, классическая история про парня скитальца, воспитанного большой дорогой. Он встречает разных людей, видит настоящую жизнь, он меняет свое отношение к привычным вещам, пересматривает ценности. Вот откуда корни таких историй. Радищев не первый из русских писателей, кто создал произведение в этом жанре, но корнем он, безусловно является.

Синопсис.

И так, перед нами дворянин, который совершает поездку, как ясно из названия, из Петербурга в Москву. Останавливаясь во всех крупных населенных пунктах, герой встречает различных людей - обычных крестьян, истории из жизни которых меняют его представления о мире. Это буквально “просвещение” главного героя, которому открываются глаза на настоящую жизнь. В становлении взглядов рассказчика можно выделить три этапа.

  • София”, “Тосно”, “Любани”, “Чудово”.

Главы в повести обозначены по названию остановок. В первых населенных пунктах герой рисуется перед читателем в “розовых очках”. Он видит на троне мудрую императрицу-философа и не замечает проблем своей страны.

  • “Новгород”

По ходу поездки, герой начинает понимать, что что-то в его системе ценностей не так. 

“прежняя система пошла к черту”

Спасская Полесть”, “Крестьцы” и “Хотилов” в этих главах герой вникает в ужасы бедности, рабства (разумеется, я имею ввиду крепостное право) и проблемы злоупотребления властью.

  • Чудово”, “Зайцево” и последующие остановки.

Примерно с “Чудово” у путешественника начинают формироваться революционные идеи. Просветительство своей эпохи теперь кажется фальшью, ведь оно не дает самого главного - свободы.

Образы. 



Крепостной крестьянин. Изображение сгенерировано с помощью fusionbrain.ai


Формируют убеждения рассказчика яркие образы созданные Радищевым. Образы загнанных крестьян, в которых сокрыт потенциал свободолюбивых и вольных революционеров. Духовная красота крепостных против пустоты прогнившего дворянства. 

Основная движущая сила революции - народ. Именно народ, народные массы, здесь выступает в роли главных героев. Народ формирует и меняет путешественника-рассказчика. А образы народных масс у Радищева вышли безумно красочные и яркие.

Путешествие из Петербурга в Москву” - это настоящий учебник. Учебник эпохи Просвещения. Учебник языка и в первую очередь истории. История России тут настоящая, такая, какую вы не увидите в книжках за партами школьников, а то мало ли что… Время идет, проблемы у России все те же, а революция нам не нужна.



qr_tmp (1).jpg 71.62 KB


Если Вам нравятся мои статьи, подписывайтесь, чтобы не пропустить выход нового материала.

Не самое легкое чтиво.

Подумал я тут, что давненько не читал ничего из русской литературы 18 века. Эпоха просвещения как никак, буду просвещаться. Взял я повесть Александра Николаевича Радищева “Путешествие из Петербурга в Москву”.



Обложка книги, издательство "Азбука-классика"


Чтение оказалось не самым легким. Да что уж тут, книга оказалась для меня самой тяжелой в этом году. Или сам Радищев не мой автор, или я просто отвык от подобной литературы, не знаю. Однако, я считаю, что периодически, такие вещи читать нужно. Это определенный опыт или как бы выразилась современная молодежь (которая Радищева читать скорее всего никогда не будет) - “свой вайб”.

Экстаз для филолога.

От текста повести можно словить легкий филологический оргазм. Но это, конечно для ценителей. Всякие “окрест”, “коих” и “статься” - все это классно с точки зрения языка и его истории, но во мне - рядовом читателе, такой слог вызывал немного дискомфорта. Не знаю почему, но вспоминая, как несколько лет назад читал для работы для ВУЗа “Повесть временных лет” или того же Карамзина - современника Радищева, тогда я не испытывал никаких сложностей. Может дело в том, что цель и подход к текстам был другой.

Короче говоря, удовольствия от красоты слова я не получил, но вот смысл, посыл да и сама истории как автора, так и повести, безусловно заслуживают внимания. И конечно художественные образы. Они тут превосходные.

Писатель-революционер.

Посыл повести “Путешествие из Петербурга в Москву” - это процесс осознания новой исторической судьбы России.

За это осознание, Радищев само-собой попал в немилость Екатерины. 



Александр Николаевич Радищев (1749-1802)


Арест, приговор к смертной казни, “помилование” в виде ссылки в Сибирь. С приходом Павла I, Радищев все же возвращается в отцовское имение под Москвой, а затем в Петербург, где ему даже удается попасть в Комиссию составления законов. Пытаясь добиться изменений в стране путем продвижения реформ и разочаровавшись в работе, обреченной на неудачи, Радищев в 1802 году покончил с собой. Вот такая сложная и печальная судьба была у писателя-революционера. Не трудно догадаться, что и саму повесть “Путешествие из Петербурга в Москву” ждала не менее сложная история.

История создания книги. 

Одна из главных работ Радищева, напечатанная им в своей домашней типографии, несет в себе смелые, революционные идеи. Это вызов современной действительности. Это отражение эпохи просвещения во всей красе. Это пророческие видения и предвестник грядущей революции.

Книга печаталась с января по май 1790 года. По официальной версии, экземпляров было в районе 650 штук, из которых до читателя дошли только 32. Большая часть была сожжена после ареста купца Зотова, которому было доверено распространение книги. Но история запутанная. В ходе следствия Радищев говорил, что передавал Зотову всего лишь 25 экземпляров, а тот называл цифру в 50 копий. Также выяснилось, что какое-то количество книг и вовсе пропало из квартиры со станком. 

Далее, около двадцати уцелевших экземпляров стали ходить по рукам. Книга очень высоко ценилась в литературных кругах. Одна из копий первого тиража в будущем окажется у Александра Сергеевича Пушкина. Поэт будет всячески пропагандировать и пытаться обелить деятельность Радищева. “Кого же мы будем помнить”, - говорил Александр Сергеевич.

Под впечатлениями от Радищева, Пушкин в 1833 году начнет писать свое “Путешествие из Москвы в Петербург”. Такое название впоследствии получит его незаконченная работа “Мысли в дороге”. Не сложно догадаться, что темы в этом произведении Пушкин поднимает те же, что и его предшественник.

Сентиментальное путешествие.

В 1768 году у английского писателя Лоренса Стерна выходит роман “Sentimental journey through France and Italy”. В России он известен просто как “Сентиментальное путешествие”. Роман вызвал настоящий взрыв в литературе и заложил моду на романы-путешествия. Что это такое?



Обложка романа Лоренса Стерна "Сентиментальное путешествие".


“Путешествие” - всего лишь декорация, каркас для сюжета (у Стерна, кстати единого сюжета тогда еще и вовсе не было). Путешествие буквальное - это, можно сказать метафора. Речь идет о становлении и развитии человека, его воспитание настоящей жизнью. 

Знаете, классическая история про парня скитальца, воспитанного большой дорогой. Он встречает разных людей, видит настоящую жизнь, он меняет свое отношение к привычным вещам, пересматривает ценности. Вот откуда корни таких историй. Радищев не первый из русских писателей, кто создал произведение в этом жанре, но корнем он, безусловно является.

Синопсис.

И так, перед нами дворянин, который совершает поездку, как ясно из названия, из Петербурга в Москву. Останавливаясь во всех крупных населенных пунктах, герой встречает различных людей - обычных крестьян, истории из жизни которых меняют его представления о мире. Это буквально “просвещение” главного героя, которому открываются глаза на настоящую жизнь. В становлении взглядов рассказчика можно выделить три этапа.

  • София”, “Тосно”, “Любани”, “Чудово”.

Главы в повести обозначены по названию остановок. В первых населенных пунктах герой рисуется перед читателем в “розовых очках”. Он видит на троне мудрую императрицу-философа и не замечает проблем своей страны.

  • “Новгород”

По ходу поездки, герой начинает понимать, что что-то в его системе ценностей не так. 

“прежняя система пошла к черту”

Спасская Полесть”, “Крестьцы” и “Хотилов” в этих главах герой вникает в ужасы бедности, рабства (разумеется, я имею ввиду крепостное право) и проблемы злоупотребления властью.

  • Чудово”, “Зайцево” и последующие остановки.

Примерно с “Чудово” у путешественника начинают формироваться революционные идеи. Просветительство своей эпохи теперь кажется фальшью, ведь оно не дает самого главного - свободы.

Образы. 



Крепостной крестьянин. Изображение сгенерировано с помощью fusionbrain.ai


Формируют убеждения рассказчика яркие образы созданные Радищевым. Образы загнанных крестьян, в которых сокрыт потенциал свободолюбивых и вольных революционеров. Духовная красота крепостных против пустоты прогнившего дворянства. 

Основная движущая сила революции - народ. Именно народ, народные массы, здесь выступает в роли главных героев. Народ формирует и меняет путешественника-рассказчика. А образы народных масс у Радищева вышли безумно красочные и яркие.

Путешествие из Петербурга в Москву” - это настоящий учебник. Учебник эпохи Просвещения. Учебник языка и в первую очередь истории. История России тут настоящая, такая, какую вы не увидите в книжках за партами школьников, а то мало ли что… Время идет, проблемы у России все те же, а революция нам не нужна.



qr_tmp (1).jpg 71.62 KB


Если Вам нравятся мои статьи, подписывайтесь, чтобы не пропустить выход нового материала.

Читайте также

Комментарии 6

Войдите для комментирования
■ Отшельница 17 июн 2024 в 19:54
Спасибо за труд! Радищева понимаю
Вообще-то в школе проходили, конечно, в адаптированном варианте, но и язык, и смысл были понятны. А уж крепостного крестьянина вам ИИ нарисовал... лучше бы настоящую фотографию нашли или картину русского художника - в интернете и того, и другого хватает.
Вы не понимаете... для автора отечественная история - это "фэнтези". Ну подумаешь, "русский крепостного крестьянин 18 века от ИИ" сильно похож на китайского крестьянина 16 века... зачем автору об этом думать? для автора главное "по жизни" - "да и образ мне понравился, на мой взгляд - вполне уместно".
Вывод про фэнтези откуда взят? Или вы судите статью по картинке? Да и где написано, что картинка соответствует исторической действительности? А ещё, у меня про литературу, а не про историю.
Понравился - да и ладно! Главное, чтобы никто не начал думать, что русские крестьяне выглядели именно так)))
Я вот из школы его не помню. В адаптированном варианте, разумеется проще. Я не говорил, что смысл не понятен. А язык сложный - это нормально)Картинка выбрал от ИИ потому, что у меня многие статьи с такой графикой, да и образ мне понравился, на мой взгляд - вполне уместно.
НОВОСТИ ПОИСК РЕКОМЕНД. НОВОЕ ЛУЧШЕЕ ПОДПИСКИ