21 ноя 2022 · 10:07    
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Адыгское золотошвейное искусство как промысел имеет глубокие корни. Очень широко оно было распространено в XVII–XIX веках. Умение шить золотом, ткать галуны, изготавливать из серебряных и золотых ниток басонные изделия считалось обязательным для девушек из знатных семей."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "изображение_2022-11-20_192510895.png", "filesize": 308522, "height": 384, "pic_id": 255387, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/11/20/%D0%B8%D0%B7%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_2022-11-20_192510895.jpeg", "width": 616}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "изображение_2022-11-20_192559537.png", "filesize": 1340535, "height": 800, "pic_id": 255391, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/11/20/%D0%B8%D0%B7%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_2022-11-20_192559537.jpeg", "width": 1200}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Народы Северо-Западного Кавказа использовали четыре вида техники золотого шитья: шитье «в прикреп», шитье «гладь», тканье галуна и плетение басонных изделий, кружев. Для всех видов шитья применялись трафареты, вырезанные из бумаги, картона, а в давние времена — из пузыря животных. При изготовлении шитья «в прикреп» или выкладной пользовались трафаретом только для нанесения контура узора, что позволяло его многократное использование. Когда же шили гладью, трафарет оставался под шитьем."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "изображение_2022-11-20_192740272.png", "filesize": 375631, "height": 400, "pic_id": 255397, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/11/20/%D0%B8%D0%B7%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_2022-11-20_192740272.jpeg", "width": 720}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Наиболее ценным и самым древним был способ шитья «в прикреп». На пальцы натягивали простую белую ткань, на которую при помощи трафарета наносили узор, обводя его ниткой, кусочком мыла или карандашом. В границах рисунка, нанесенного на белую ткань, делали настил из тонких шелковых ниток, которые прокладывались параллельными рядами. Шитье «в прикреп» требовало ювелирной точности и большой затраты времени — над кружком диаметром 5-6 сантиметров мастерица трудилась около месяца. Как только вышивка была готова, ее начинали обрабатывать: лицевую сторону вышивки лощили кабаньим клыком или костяной гладилкой, а с изнанки для твердости промазывали клеем. Затем готовый мотив вышивки осторожно вырезали из белой ткани и хранили как заготовку, иной раз много лет."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "изображение_2022-11-20_193110339.png", "filesize": 6927719, "height": 1936, "pic_id": 255412, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/11/20/%D0%B8%D0%B7%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_2022-11-20_193110339.jpeg", "width": 2592}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "изображение_2022-11-20_194154815.png", "filesize": 1156513, "height": 681, "pic_id": 255435, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/11/20/%D0%B8%D0%B7%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_2022-11-20_194154815.jpeg", "width": 1023}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Второй вид техники шитья — гладь. Он считался более простым и дешевым по сравнению с основными видами шитья, о чем говорят названия этого способа: «базарная» вышивка», «городская вышивка». Узор вышивался непосредственно на украшаемой ткани. Предварительно из бумаги или из тонкого картона вырезали трафарет, нашивали его на ткань. А затем покрывали поперек золотыми или серебряными нитями, закрепляя шелком по контору узора. Шитье «гладь» не лощили, и оно было более выпуклым за счет самого трафарета из картона. Вышивка гладью применялась чаще всего на мелких вещах, а в одежде — на женских головных уборах и нагрудниках."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "изображение_2022-11-20_193004662.png", "filesize": 909362, "height": 576, "pic_id": 255407, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/11/20/%D0%B8%D0%B7%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_2022-11-20_193004662.jpeg", "width": 1024}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Третий вид — это тканье галуна на дощечках, являющееся самым архаичным приемом ткачества на территории Европы и широко распространенное на Кавказе. В качестве ткацкого станка служили четырехугольные тонкие деревянные дощечки размером 6-8 сантиметров. По углам каждой дощечки просверливалось от четырех до шести отверстий. Через эти отверстия мастерицы протягивали нитки двух цветов, чтобы получить желаемый узор. Готовая часть галуна наматывалась на металлический крючок, прикреплявшийся к поясу мастерицы."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "изображение_2022-11-20_192854059.png", "filesize": 1070451, "height": 768, "pic_id": 255402, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/11/20/%D0%B8%D0%B7%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_2022-11-20_192854059.jpeg", "width": 970}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "И последний вид — плетение басонных изделий (тесьмы, кистей, шариков, плетеных подвесок)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В конце XIX века художественные производства адыгов сильно сократились. Золотошвейные изделия вытеснялись фабричными товарами."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "изображение_2022-11-20_193321391.png", "filesize": 1090066, "height": 728, "pic_id": 255414, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/11/20/%D0%B8%D0%B7%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_2022-11-20_193321391.jpeg", "width": 1100}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "За последние пятнадцать лет золотошвейное искусство адыгов возродилось на профессиональном уровне. Мастерицы сегодня радуют своими изделиями, постоянно совершенствуя свою технику и оттачивая мастерство."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "изображение_2022-11-20_193418260.png", "filesize": 391902, "height": 480, "pic_id": 255420, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/11/20/%D0%B8%D0%B7%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_2022-11-20_193418260.jpeg", "width": 720}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "изображение_2022-11-20_195509245.png", "filesize": 1698724, "height": 800, "pic_id": 255456, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/11/20/%D0%B8%D0%B7%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_2022-11-20_195509245.jpeg", "width": 1200}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Современное моделирование и вариативность традиционного золотого шитья и плетения басонных изделий в творчестве молодых мастериц является результатом возрождения, сохранения и творческого осмысления древнейшего искусства."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Спасибо, что прочитали до конца. Пишите комментарии, ставьте лайки, подписывайтесь на канал."}], "attributes": ["heading1"]}], "selectedRange": [0, 0]}
Комментарии 9