16 янв 2025 · 13:28    
{"document": [{"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "891050_originalОпыт.jpg", "filesize": 125719, "height": 601, "pic_id": 948383, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/01/16/891050_original%D0%9E%D0%BF%D1%8B%D1%82.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250116%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250116T101748Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=684cd613273dbc10a2b001855fd14e47c0180f8febdd04ee30a4607ba5f52885", "width": 980}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Русские встретились с бронированными кораблями первыми в мире, 6 (18) октября 1855 год. Кинбурнская крепость попала под обстрел трех французских броненосных батарей («Девастасьон», «Лав» и «Тоннант»). Бронированные борта плавбатарей оказались неуязвимы для 24-фунтовых пушек русских, на них потом насчитали лишь 200 вмятин, наоборот, стены старой крепости были в упор разбиты с четырёх кабельтовых французскими морскими пушками. После пятичасовой бомбардировки крепость перестала отвечать и вскоре капитулировала. Так на флоте появилась броня, начавшая свое противостояние со снарядом с оглушительной победы."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В 1859 году французы спустили на воду броненосный фрегат «Глуар», в 1860 году англичане ответили броненосцем «Уорриор». Броня уверенно занимала свое место на боевых кораблях. Флот становился не только паровым, но железным и броненосным."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Российская империя опоздала к началу. Догонять пришлось сразу по всем направлениям одновременно. К счастью, Российский императорский флот с 1855 года возглавлял генерал-адмирал Великий князь Константин Николаевич, сын Николая I. Генерал-адмирал флот знал и умело провел реформы, вернувшие Россию в ряд передовых морских держав, причем с минимальными бюджетными вложениями."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "d4b9712f0256e7ee0e35ca1fbc72b987.jpeg", "filesize": 187373, "height": 1109, "pic_id": 948384, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/01/16/d4b9712f0256e7ee0e35ca1fbc72b987.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250116%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250116T101931Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=ebf6d62d383c71b88daa45fc1e5d4e0aba43e52426bbb8b4ac751c056dfa74e7", "width": 806}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Генерал-адмирал Великий князь Константин Николаевич"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Уже в 1858 году генерал-адмирал поставил перед Государственным советом вопрос о выделении средств на постройку первых броненосцев. Решение было готово 23 ноября 1860 года:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Помимо заказа в Англии броненосной батареи (это будущий «Первенец»), проверить возможность изготовления в России брони для судов меньшего ранга, как например, канонерские лодки, а также и постройку такого ранга судов»."}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "7 апреля 1861 года корабельный инженер генерал-майор С. И. Черняховский представил в Кораблестроительный технический комитет проект железной канонерской лодки с носовым 196-мм гладкоствольным орудием, прикрытым броневым бруствером толщиной 114 мм. Основание бруствера крепилось к днищу, а палуба корабля от бруствера к носу имела “сферический скат” для повышения вероятности рикошетирования вражеских бомб. Ниже ската бруствер защищала 65-мм броня, положенная на 305-мм тиковую подкладку. Бомбовый погреб и крюйт-камера размещались за бруствером и были прикрыты с бортов цистернами питьевой воды."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Корабль получился небольшим (270 тонн, длина - 39 м, ширина - 6, 8 м, осадка - 1, 83 м, паровая машина 195 л. с. и скорость 6, 5 узлов), зато предельно инновационный. Это был первый в стране железный броненосный корабль. Непростая задача для страны, в которой первый железный пароход спустили на воду то ли в 1852, то ли 1845 году, а железные плиты нужной толщины и качества для бронирования в начале 60-х с трудом только осваивались отечественными заводами."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Предназначалась канонерка для действий в финских шхерах и защиты Кронштадта, но прежде всего для отработки и изучения новых технологий."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Заложили корабль 23 мая 1861 года в Санкт-Петербурге на заводе Карра и Макферсона (ныне Балтийский завод) под руководством подпоручика Корпуса корабельных инженеров Хрисанфа Васильевича Прохорова. 27 сентября (9 октября) корабль спустили на воду, а 19 января 1862 года канонерку под названием «Опыт» зачислили в состав Гвардейского флотского экипажа. До канонерки это имя носили десять парусных судов и катеров Российского флота."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«О́пыт» вошел в историю Российского флота как первый военный железный корабль с броневой защитой. На основе полученного опыта Балтийский флот потом получил несколько серий железных канонерских лодок береговой обороны отечественной постройки."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "891412_originalопыт.jpg", "filesize": 32851, "height": 261, "pic_id": 948385, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/01/16/891412_original%D0%BE%D0%BF%D1%8B%D1%82.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250116%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250116T101944Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=4d281e68a352ede5ca22e3e141d247b4b68484f3b21c6f800cc45df2babacbc2", "width": 500}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Opyt_mina_shema.jpg", "filesize": 257177, "height": 1128, "pic_id": 948386, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/01/16/Opyt_mina_shema.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250116%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250116T102017Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=914e3f89422300d3e46c71600e53b0b4b1c396078e486720a165c7b6cc7264ab", "width": 1583}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "опыт.png", "filesize": 90514, "height": 148, "pic_id": 948387, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/01/16/%D0%BE%D0%BF%D1%8B%D1%82.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250116%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250116T102026Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=3f147c414e1cb625536c81f28f2d2b52f6be580ebc6b23a069117439d79bd5d0", "width": 619}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "«Опыт» "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "(с 20 апреля 1883 года "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "«Мина» "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "). Завод Карра и Макферсона (Балтийский завод). Строительство начато май 1861 года, официальная закладка 8 августа 1861 года. Спущен на воду 27 сентября 1861 года. Введён в эксплуатацию 11 мая 1862 года. Выведен из состава флота 1922 год"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Водоизмещение 270 длинных тонн. Длина 37, 64 /38, 9 м. Ширина 6, 78 м. Осадка 1, 83-1, 87 м"}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Бронирование- Железо- бруствер 114 мм (4, 5 дюйма) на 305 мм (12, 0 дюйма) тиковой обшивке"}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Мощность 195-197 л. с. Скорость хода 8, 25 узла. Дальность плавания 1100 миль. Экипаж 2 офицера и 26 матросов, до 90 офицеров и матросов"}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Вооружение- 1 × 196-мм / 60 фн/12 гладкоствольное орудие (до 1906 года)"}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Канонерская лодка получила железный и весьма прочный корпус, подтверждением чему служит его 60-летняя служба. Скорость, по некоторым данным, она могла развивать до 9 узлов, чего в общем и не требовалось. В боевом расписании лодка представляла собой мобильное орудие среди кронштадтских фортов. Зато осадка в пределах 183-187 см- самое то для мелководья Маркизовой лужи."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Этим и определена была ее своеобразная конструкция."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Единственное орудие канонерки- 196-миллиметровая гладкоствольная 60-фунтовая бомбическая пушка Баумгарта № 1 образца 1855 года, доставляющая почти на два километра чугунные ядра, картечные снаряды и бомбы с 1, 3 кг пороха. Пушка размещалась в носовом бруствере канонерки. Ее вес составлял около 6 тонн, а расчет 19 человек. Другое обозначение пушки- «300-пудовое орудие»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Beggrow_033.jpg", "filesize": 208033, "height": 705, "pic_id": 948388, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/01/16/Beggrow_033.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250116%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250116T102050Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=c2e8cf3f042766f59309fbb2f3eaf95a2b4ed7da51a0e02a79d0496e94a7727e", "width": 946}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Чтобы стрельбе орудия ничего не мешало, бак у канонерки занизили."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Корабль по определению был создан для ведения огня только по курсу, в сторону приближающегося неприятеля. Поэтому, когда рассматривался вопрос о бронировании корабля, борта и корму исключили сразу. Небольшое водоизмещение не вынесло бы полного бронирования. Зато для данной ситуации нашлось простое и элегантное решение. Лодка получила полноценную броневую защиту именно там где надо."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Броневой V-образный траверз из железных плит толщиной 114 мм (стандарт бронирования того времени) располагался поперек корпуса от киля до верхней палубы и от борта до борта. Часть траверза возвышалась над палубой и защищала орудийный бруствер. Под ствол пушки в центре был сделан специальный вырез. Траверз защищал все самое ценное -орудие, машины и механизмы от огня «в лоб». Броня крепилась на тиковую подложку толщиной 305 мм, которая обеспечивала защите необходимую эластичность и прочность."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Ниже ската бруствер защищала 65 мм броня, уложенная на 305 мм деревянную тиковую подкладку, которая должна была амортизировать удары неприятельских снарядов. Бомбовый погреб и крюйт-камера размещались за бруствером и были прикрыты с бортов цистернами с питьевой водой."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Железные кованые плиты 1200×1000 мм, из которых состоял траверз, были и британского и русского производства."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "M75B4XeQkOY.jpg", "filesize": 168358, "height": 600, "pic_id": 948389, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/01/16/M75B4XeQkOY.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250116%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250116T102111Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=dc0cfc4e71f81dfce3632483a2670f92f3e6dea44fe31c98f6e9fd6b135aede5", "width": 803}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Y6oMAhyHLv8.jpg", "filesize": 105790, "height": 559, "pic_id": 948390, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/01/16/Y6oMAhyHLv8.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250116%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250116T102118Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=20be787c8edd688fa273dab285a9a78bb02cb5884c32059d61d11dae99b5be23", "width": 781}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "YZSNtxJPKO4.jpg", "filesize": 217701, "height": 572, "pic_id": 948391, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/01/16/YZSNtxJPKO4.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250116%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250116T102126Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=f8c41068f1a7b8573dabdb4190e6b0a40c6a7b5f9ffc88e662950cc64f814e23", "width": 900}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В экспозиции Центрального Военно-морского музея имени императора Петра Великого в Санкт-Петербурге находится уникальная модель канонерской лодки «Опыт» в очень редком масштабе 1: 12."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "g4paNtVu2gV389OKbTQNbMQkWYQOKfePS1ducfU7.jpg", "filesize": 90635, "height": 600, "pic_id": 948392, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/01/16/g4paNtVu2gV389OKbTQNbMQkWYQOKfePS1ducfU7.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250116%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250116T102135Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=00ffa678615d0d3e2461b897c232005844856b2eb219b978cd62e4f97832abbf", "width": 900}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "o6BqcDqjACfHgC3jIOcYEfI98TMOlVl6ISN5XSvM.jpg", "filesize": 93721, "height": 600, "pic_id": 948394, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/01/16/o6BqcDqjACfHgC3jIOcYEfI98TMOlVl6ISN5XSvM.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250116%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250116T102144Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=dc66da04e75af1551ba3667de4767ac6267651738bbba5159ece4ecca72ec6d2", "width": 900}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "ЦВММ"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "ЦВММ ОПЫТ.png", "filesize": 446800, "height": 429, "pic_id": 948395, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/01/16/%D0%A6%D0%92%D0%9C%D0%9C_%D0%9E%D0%9F%D0%AB%D0%A2.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250116%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250116T102150Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=f3a6544dd679a1c854b9669bb8e41efb38ad020ec3eedfe7a1b0c755378445be", "width": 820}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Канонерская лодка «Опыт» в ходе проектирования и строительства обеспечила богатый опыт (sic!) русским инженерам и промышленникам. Но и после вступления в строй на корабле проводились многочисленные испытания."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "26 июня 1862 года на канонерской лодке «Опыт» испытывали шестовые мины конструкции генерал-майора Евгения Богдановича Тизенгаузена. Надо было установить минимальную безопасную длину шеста, проверить конструкцию шеста и мины. Для опытов взяли мины с зарядом 16, 4 кг и 24, 6 кг пороха. Благодаря испытаниям была установлена минимальная длина шеста в 11, 3 метра и оболочка мин заменена с деревянных ящиков на жестяные цилиндры."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "15 сентября 1862 года на Ораниенбаумской отмели Южного рейда канонерской лодкой «Опыт» была с помощью шестовой мины была взорвана шхуна «Метеор», которая быстро затонула."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Идея миноносных панцирных судов доставляет возможность иметь сильное оружие из всех до сих пор придуманных. Заряд в один пуд производит страшные разрушения в неприятельском судне, при совершенной безнаказанности от этого для минного судна». Выводы комиссии Бутакова. 20. 09. 1862."}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В итоге, шестовые мины активно и успешно применялись русскими моряками в русско-турецкой войне 1877-1878 годов."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В 1863 году Кораблестроительный технический комитет принял решение о проведении испытаний гребного винта системы Гирша, применяющегося на судах английского и французского флотов. 15 июня 1863 года на «Опыт» установили присланный из Англии двухлопастный винт, который через три месяца заменили четырёхлопастным. В результате скорость увеличилась на 0, 6 узла, однако появились проблемы с задним ходом. Винт Гирша признали непригодным."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В 1866 году «Опыт» был исключен из списков флота и передан для перестройки в ледокол инженеру Николаю Леонтьевичу Эйлеру. В принципе это, наверно, не было отставкой еще довольно нового корабля. Скорее передача в надежные руки для проведения испытаний с минимумом бюрократии, на результат."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Корабль был переоборудован, бруствер убрали, в носовой части надставили шпангоуты, оснастили паровым механизмом и гирями для разрушения льда весом 300-650 кг. Всего гирь было 3276 кг. Их надо было ронять на лед с высоты 2, 4 метра."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "scale_1200.jpg", "filesize": 52397, "height": 503, "pic_id": 948397, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/01/16/scale_1200.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250116%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250116T102333Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=a832d4dcb8e9f8214cee9a6a7d892ae54b4db3ce1b83eaebc25b30f7d1e99c2e", "width": 800}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "ледокол Эйлера"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Опыт» дождался первого льда 1866 года и провел испытания в Ораниенбауме. Не получилось. Схема ледокола Эйлера оказалась слишком сложной и ненадежной, а «Опыту» скромная мощность его машины не давала пройти даже уже битый лед."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Незадачливый ледокол довольно долго стоял в Кронштадтском порту, пока 31 января 1870 года не вышел приказ о зачислении «Опыта» в списки судов флота."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Корабль вернулся к испытанию шестовых и буксируемых мин различных систем."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В 1875 году на лодке испытывали приборы автоматического управления стрельбой системы Алексея Павловича Давыдова. 196 мм гладкоствольная пушка канонерки с прибором Давыдова показала на октябрьских стрельбах удивительно точную стрельбу."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Прибор был рекомендован для установки на кораблях. Благодаря приборам Давыдова в бою 11 июля 1877 года русский пароходофрегат «Веста» своим точным огнем одолел гораздо более мощный турецкий броненосец «Фетхи-Буленд» "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В 1881 году с канонерки сняли орудие Баумгарта и установили торпедный аппарат (аппарат для запуска «мин Уайтхеда»), систему подкачки воздуха для него и две скорострельные пушки Энгстрема калибром 44, 5 мм. В это время «Опытом» командовал капитан-лейтенант Эдуард Щенснович (после Русско-японской войны контр-адмирал Щенснович стал командиром первого учебного отряда подводного плавания)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "20 апреля 1883 года канонерскую лодку «Опыт» переименовали в «Мину», а 1 февраля 1892 года зачислили в класс канонерских лодок береговой обороны, и использовали для испытания торпед и мин заграждения."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "На борту корабля были испытаны гальваноударные и сфероконические мины, запалы различных систем, устройства защиты минных заграждений, много вспомогательных систем."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Капитальный ремонт канонерка прошла в 1900 году. В 1901 году, в составе учебно-минного отряда канонерская лодка «Мина» участвовала в первых опытах Александра Степановича Попова по установлению радиосвязи между кораблями. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В качестве одного из вариантов модернизации рассматривался вопрос о возвращении на канонерку крупнокалиберного орудия, на случай войны, конечно."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "5 января 1906 года корабль исключили из списков флота, разоружили и сдали к Санкт-Петербургскому военному порту на хранение. 9 августа 1907 года лодка вновь расконсервирована, переформирована в портовое судно, а 16 июля 1915 года в ГИСУ и передана в распоряжение Комиссии по обзору финских шхер. Использовалась для обеспечения навигационной безопасности в Финском заливе в составе Главного гидрографического управления. Базировалась она в Гельсингфорсе, возле которого в 1918 году шли бои финской гражданской войны и высадились германские войска. В марте 1918 года увести в Кронштадт старую канонерку не удалось, ее 11 марта 1918 года передали в распоряжение Финляндской советской рабочей республики."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Красные финны в войне потерпели поражение, 13- 21 апреля корабль был захвачен белофиннами. Согласно Юрьевского мирного договора с Финляндией «Мина» в числе других судов подлежала возвращению Советской России. Но перспектив использования старого корабля тогда у России не было и его в 1922 году на месте продали финнам на металлолом."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "С 1878 по 1880 год лодкой командовал лейтенант Стронский Иван Иванович, будущий контр-адмирал (10. 09. 1901 с увольнением от службы)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "piSeDTwi7J4.jpg", "filesize": 81606, "height": 604, "pic_id": 948399, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/01/16/piSeDTwi7J4.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250116%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250116T102518Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=6ff4ba98616c37f882b6c6effc3a3a21eea9ae2ae59fd1ff6d7d30abb241e1fd", "width": 406}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "С 1880 по 1885 год командиром канонерской лодки «Опыт» был Эдуард Николаевич Щенснович, будущий вице-адмирал, герой русско-японской войны, Один из первых организаторов минного дела и подводного плавания в Русском флоте, первый русский адмирал подводного флота"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "Screenshot_2.png", "filesize": 473452, "height": 641, "pic_id": 948398, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/01/16/Screenshot_2_r0OCU56.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250116%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250116T102411Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=1b0bd31e6fa0df067d807627e478ad003b54208a4c32336e6dc4356be94fbe16", "width": 483}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "С марта по июль 1904 года лодкой командовал лейтенант Македонский, Павел Павлович, затем флагманский минный офицер 2-й Тихоокеанской эскадры, погибший во время Цусимского сражения. Старший брат А. П. Македонского, старшего офицера броненосца «Князь Суворов», также погибшего в Цусимском бою."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Опыт рядом с одним из первых российских броненосцев - плавбатареей Не тронь меня.jpg", "filesize": 76077, "height": 363, "pic_id": 948400, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/01/16/%D0%9E%D0%BF%D1%8B%D1%82_%D1%80%D1%8F%D0%B4%D0%BE%D0%BC_%D1%81_%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D0%BC_%D0%B8%D0%B7_%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B2%D1%8B%D1%85_%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85_%D0%B1%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%86%D0%B5%D0%B2_-_%D0%BF%D0%BB_HTdE1Ow.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250116%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250116T102539Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=965a3d2bdd7a9d5562494e41a05ef78d60492fd939c4f7293d8b468fc5836404", "width": 530}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Картина А. П. Алексеева «Плавучая батарея «Не тронь меня» и канонерская лодка «Опыт» "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "19.jpg", "filesize": 143673, "height": 631, "pic_id": 948401, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/01/16/19.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250116%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250116T102549Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=35228400539afd698532d288a99a613d7fa065c9da81ce47cb3bd0c33ac5eca2", "width": 980}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "tild6634-6539-4265-b837-333161396636__01.jpg", "filesize": 89437, "height": 700, "pic_id": 948402, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/01/16/tild6634-6539-4265-b837-333161396636__01.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250116%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250116T102606Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=028717e5a813839432b5f2a3955729f2e884de613d3b6ee4258bc2daf7e1c45e", "width": 1000}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "6-2.jpg", "filesize": 46545, "height": 332, "pic_id": 948403, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/01/16/6-2.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250116%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250116T102614Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=70cc4c7cc08ac3ab635608c41f33413e86b32d566a0832b3579e8fbf179eb40e", "width": 677}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "VmCwXyYAcQKIH8XztAQIeLlaGpekRpObrQSCBl4h.jpg", "filesize": 87290, "height": 539, "pic_id": 948404, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/01/16/VmCwXyYAcQKIH8XztAQIeLlaGpekRpObrQSCBl4h.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250116%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250116T102627Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=d938120b2e4201d33a404e213c314e2f11e3fd2a9c816b8bc06dbc6ab9e7e05d", "width": 900}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "vcmKL1BfEsuuAhZWutcLRgFp76T9A812BDdq5oB0.jpg", "filesize": 113330, "height": 564, "pic_id": 948405, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/01/16/vcmKL1BfEsuuAhZWutcLRgFp76T9A812BDdq5oB0.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250116%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250116T102647Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=9b89fb0fdec3aed58d7778a9054c2e3b5a12074c517565c0364cd42fd4588f7e", "width": 900}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В принципе, благодаря броневому траверзу, конструкция русской канонерки смотрится гораздо выигрышнее схемы Рендела при одинаковом назначении. Кроме цены, конечно."}], "attributes": []}], "selectedRange": [12528, 12528]}
Комментарии 0