Броненосцы береговой обороны. Первый броненосец Германии. «Арминиус»
04 фев 2025 · 20:34
Arminius (справа) и лодки типа Wespe у Фридрихсорта
В старой Германии традиционно сложилось определенное равнодушие к флоту. В эпоху германской раздробленности отдельные немецкие государства время от времени пытались создать флот, города Ганзы даже на время достигли определенных успехов, но в целом не сложилось. Германский союз, сменивший после 1815 года Священную Римскую империю, тоже попытался на основе общегерманского подъема 1848 года обзавестись флотом, но... уже в 1852 году флот Германской Конфедерации был продан с аукциона.
Вопрос объединения Германии в середине позапрошлого века встал достаточно остро, неясно было только кто возглавит процесс-Пруссия или Австрия. Пруссия имела свой небольшой флот, который никогда не хватал звезд с неба и ни на что особо не претендовал. Основная сила Пруссии всегда была в отличной сухопутной армии.
Первым номером в общегерманской повестке стоял вопрос Шлезвига. Заселенный в основном немцами, регион по династическим соображениям оказался во владениях датского короля.
Первую войну за Шлезвиг 1848-1851 годов Германская конфедерация проиграла. Зато к 1864 году Пруссия смогла привлечь к участию в борьбе за Шлезвиг Австрию. Война была неизбежна.
Так как Дания обладала довольно сильным флотом, а у Австрии большинство кораблей базировалось на Адриатике, Пруссия была заинтересована в усилении своего военного флота.
В 1863 году датчане построили в Шотландии для своего флота уникальный для того времени корабль- башенный броненосец или монитор «Рольф Краке», созданный по проекту британского инженера Кольза, первый европейский башенный броненосец. Передовой корабль воплотил в себе как опыт первых сражений броненосцев в Северной Америке, так и самобытную концепцию капитана Кольза.
В ответ на резкое усиление датского флота прусский король Вильгельм I в приказе от 12 февраля 1863 года распорядился:
«В ответ на Ваше выступление хотел бы одобрить постройку броненосца (куполообразного корабля) в Англии и присвоение ему имени» Arminius «. Необходимые расходы должны быть покрыты из даров, преподнесенных Мне во время Моей коронации, и из других добровольных пожертвований с целью закупки кораблей для Моего Флота, а если этих средств недостаточно, они должны быть взяты из фонда, предназначенного для целей судостроения».
Деньги у Пруссии были. Немецкое национальное общество (Deutsche National-Verein, основано в 1859 году) 24 августа 1861 года призвало немцев по всей Германии к сбору средств для строительства военных кораблей. К середине июня 1865 года было собрано примерно 1 376 000 марок. Это несколько облегчило заключение контракта, ибо ландтаг постоянно оппонировал подобным неформатным расходам.
Пруссаки обратились в британскую фирму братьев Самуда в Лондоне. А вот дальше показания расходятся. Некоторые источники утверждают, что к этому моменту на верфях компании уже строился броненосец, сильно похожий на датский. То ли он предназначался для флота Конфедерации, то ли строился в инициативном порядке под будущего заказчика. Большинство историков полагает, что прусским заказчикам максимум был представлен лишь заложенный киль.
С сентября 1863 года строительством руководил прусский королевский военно-морской инженер Гайо (Guyot). В ноябре того же года верфь во время поездки в Англию для приобретения дополнительных боевых кораблей посетил корветтен-капитан Хенк (Henk).
Проект корабля разработал все тот же кэптен английского флота Купер Кольз (автор проекта печально знаменитого броненосца «Captain»). Стоимость корабля составила около 1 887 000 золотых марок или 628 900 талеров, 65% было оплачено из средств, собранных по народной подписке.
Название броненосца королем было выбрано не случайно. Арминий был символом немецкого единства.
Арми́ний (Arminius; 16 год до нашей эры — 21 год нашей эры) — вождь древнегерманского племени херусков, нанёсший римлянам в 9 году н. э. одно из наиболее крупных и сокрушительных поражений при битве в Тевтобургском лесу.
scale_1200.png747.97 KB
Памятник Арминию в южной части Тевтобургского Леса
Броненосец был заложен в 1863 году, спущен на воду и наречен «Арминиус» («Arminius»). 20 августа 1864 года. По контракту британцы должны были передать корабль заказчику 4 сентября 1864 года. Пруссия ввела его в эксплуатацию 22 апреля 1865 года.
Здесь существует еще один спорный момент. Ряд источников утверждает, что передача корабля прусскому флоту намеренно затягивалась британцами из-за симпатий датчанам и запрета на передачу оружия воюющим странам. Но если опираться на датировку этапов постройки, корабль был реально не готов до окончания войны.
Подготовленный для «Арминиус» немецкий экипаж не смог своевременно прибыть в Англию, так как винтовой корвет SMS Victoria оказался заблокирован льдами в Киле и смог покинуть его только 10 апреля. Приемочная комиссия в составе корветтен-капитана Хенка и советников адмиралтейства Эльбертцхегена (Elbertzhägen) и Купетта (Coupette) выехала по железной дороге в Гамбург и оттуда пассажирским пароходом отплыла в Англию. SMS Victoria прибыла в Лондон 20 апреля с экипажем для «Арминиус», что позволило ввести его в эксплуатацию два дня спустя. Следом прошли морские испытания.
3 мая броненосец и SMS Victoria покинули Великобританию, прошли через Северное море и, столкнувшись с сильными штормами, остановились в датском Скагене. Еще одна остановка произошла в датском Хельсингёре, только 15 мая корабли прибыли в Киль. 1 июня броненосец ушел в Данциг для установки орудий.
Двухбашенный низкобортный монитор с парусным вооружением шхуны (или бригантины) стал первым бронированным военным кораблем, приобретённым прусским флотом, наряду с броненосным тараном «Принц Адальберт».
В Кайзерлихмарине корабль классифицировался в разное время как Monitor, Panzerfahrzeug (броненосец), Turmschiff или Kuppelschiff (башенный корабль), а с 1888 года вообще Fahrzeug für besondere Zwecke (судно специального назначения).
Мониторы британского типа, родоначальником которых стал датский «Рольф Краке», для своего времени были революционными кораблями. В германском флоте «Арминиус» остался одиночкой, нестандартным «белым слоном», а в датском, голландском и российском флоте линия получила развитие и вполне определенный круг задач в рамках береговой обороны.
847962_600.jpg76.85 KB
848532_600Две схемы из справочника Э.Грёнера, показывающие Арминиус по состоянию на 1867 и 1888 годы.jpg34.13 KB
848702_600Две схемы из справочника Э.Грёнера, показывающие по состоянию на 1867 и 1888 годы.jpg19.9 KB
Две схемы из справочника Э. Грёнера, показывающие Арминиус по состоянию на 1867 и 1888 годы
1865.jpg458.68 KB
1869.jpg227.58 KB
1870.jpg216.53 KB
1880.jpg381.61 KB
«Арминиус» SMS «Arminius» Samuda Brothers, Кьюбитт Таун, Лондон. Заложен 1863. Спущен на воду 20 августа 1864. Вступил в строй 22 апреля 1865. Выведен из эксплуатации 1875. Исключен из списков военно-морского флота 2 марта 1901 года. В 1902 в Гамбурге сдан на слом.
Водоизмещение официальное 1725 тонн (заявленное фирмой-строителем), нормальное 1653 метрических тонны (1627 длинных тонн; 1822 коротких тонны), полное 1829 тонн (1800 длинных тонн; 2 016 коротких тонн), до 1917 тонн. регистровое 865 брт, после модернизации 1881-82- 1609 тонн. Длина между перпендикулярами 60, 96 м, ВЛ 61, 6 м, полная 63, 21 м. Ширина ВЛ 10, 97 м. Ширина наибольшая 11, 28 м. Осадка проектная средняя 4, 15 м, проектная наибольшая 4, 22 м, носом 4, 32 м, после модернизации 1871-4, 25 м, кормой 4, 55 м. Высота борта 5, 67 м по миделю. Над водой корпус возвышался на 1, 25 м.Двигатели- 1 горизонтальная двухцилиндровая паровая машина однократного расширения «J. Penn & Sons», с 1882- «Kaiserische Werft» Киль, 4 коробчатых котла «J. Penn & Sons», с 1882- «Kaiserische Werft» Киль. Мощность номинальная 600 л. с., индикаторная 1200 л. с. 1440 л. с. (на испытаниях) 1 вал. Паруса бриг или шхуна, 540 м². (в 1870 сняты). Скорость нормальная 10 узлов, на испытаниях 11, 2 узлов при 1440 л. с., Запас топлива 171 тонна угля. Дальность плавания на 8 узлах 2000 миль. Экипаж 132 человека (10 офицеров, 122 матроса)Бронирование (железная кованая броня поставлена заводом Джона Брауна из Шеффилда, Великобритания) - бортовой пояс 114-76 мм (с кормы в нос 76-114 -76), на 229 мм подкладке, башни 119-114 мм (на 406 мм подкладке), рубка 114 мм (на 229 мм подкладке)Вооружение- первоначально 4 - 210-мм (72-х фунтовые) бронзовые пушки Армстронга (залп 130, 64 кг) в двухорудийных башнях, с 1869/1871 года 4 - 210-мм/19 стальные, нарезные, казнозарядные пушки Круппа на новом станке (210 мм RK L/19 C/69) (залп 435, 46 кг, +12°, 2800-4700 м, 332 снаряда), в 1881-1882 годах добавлены 4 - 37-мм револьверные пушки, один 350-мм носовой надводный торпедный аппарат [2 торпеды] справа от форштевня, 2-350 мм прожектора.
Arminius_100.jpg131.9 KB
Arminius_104.jpg193.83 KB
Arminius_106.jpg180.01 KB
Arminius_109.jpg171.38 KB
Arminius_113.jpg127.09 KB
Монитор имел железный корпус с восемью водонепроницаемыми отсеками в подводной части и пятью отсеками в надводной, со шпироном в носовой оконечности, одной мачтой и одной трубой. Конструкция корабля явно была неудачной, он страдал от сильной и резкой качки, особенно в свежую погоду.
Даже для монитора у корабля была плохая мореходность. Нос корабля сильно заливало на ходу из-за широкого корпуса, рулевое управление было разбалансировано, на правый борт корабль разворачивался быстрее, чем на левый. Даже для курса прямо требовалось руль повернуть на 15 градусов влево.
Экипаж корабля состоял из десяти офицеров и 122 рядовых. На нем было несколько лодок, в том числе две пинасы (полубарказа), два катера и одна шлюпка (ялик).
Силовая установка состояла из одного двухцилиндрового двигателя фирмы J. Penn & Sons из Гринвича, четырех коробчатых котлов и одного винта. Котлы были изготовлены той же фирмы и размещались в одном отделении. Позже механизмы заменили на новые, производства завода “Kaiserische Werft” в Киле.
Расчетная мощность 1200 л. с. должна была обеспечить 10 узловую скорость. На испытаниях при 1440 л. с. удалось достичь 11, 2 узлов и 10, 5 узла при мощности 1200 индикаторных л. с.. 171 тонна (168 длинных тонн; 188 коротких тонн) угля позволяла преодолеть 2000 морских миль при крейсерской скорости 8 узлов.
Электричество на корабле появилось уже после постройки, в 1881 году. Внутреннюю электросеть, освещение помещений и два прожектора, питалась от одного генератора 1, 9 киловатт при напряжении 55 вольт.
Парусное вооружение площадью 540 квадратных метров соответствовало шхуне. Под парусами корабль становился вообще неуправляем и еле двигался. На рубеже 1860-70-х годов рангоут сняли, установив взамен короткую мачту.
Бронирование монитора состояло из кованого железа с тиковой обшивкой. Железные плиты изготовил завод Брауна в Шеффилде. Пояс имел толщину 76 мм в оконечностях и 114 мм на миделе на 229 мм обшивке тикового дерева. Он закрывал весь надводный борт и на 90 см ниже ватерлинии. Боевая рубка и две башни были защищены 114 мм железа, а тиковая обшивка-229 и 406 мм соответственно.
210-2Первоначально установленные английские пушки Армстронга.jpg151.92 KB
Первоначально установленные английские пушки Армстронга
Проектное вооружение монитора- четыре нарезных бронзовых 72-фунтовых пушки Армстронга. Оси орудий возвышались над ватерлинией на 1, 35 м. Во время службы в составе прусского флота их заменили на четыре пушки Krupp 21 cm RK L/19 с боекомплектом 332 снаряда и углом возвышения до 12 градусов при дальности до 2800 метров (позднее она была увеличена до 25, 4 кабельтовых или 4, 7 км). Для снижения отдачи после выстрела пришлось устанавливать специальный тормоз с восемью абразивными лентами. Замена пушек втрое увеличила вес бортового залпа- со 130, 64 кг до 435, 46 кг.
Arminius- 02bcБашня в первоначальном виде.jpg342.73 KB
Новые 8-дюймовые орудия образца 1868/69 гг («короткие кольцевые* 72-фунтовые, 150 дюймовые (3, 93 м)») весили по 9 тонн. В 1871 году обозначение этих орудий было изменено на «короткие 21 см морские кольцевые пушки», затем 21 см кольцевые пушки Круппа L/19. Обозначения башенных установок были заменены на С/69.
кольцевые- по методу укрепления ствола-кольцами.
Особенностью корабля были две двухорудийные башни системы Кольза с внутренним диаметром 4, 65 м и внешним 5, 7 м. Башни изготавливались набором 200 мм металлических ребер, между ними все было зашито вертикальными тиковыми брусьями. Снаружи башня обшивалась тиковой подкладкой, на которую крепилась броня, железные плиты 114-119 мм толщиной. В районе амбразур башни усиливались дополнительным 76 мм слоем брони.
Изнутри башни обшивались 12 мм железными листами. Вращение башен производилось паровым приводом, на полный оборот уходило 90 секунд.
После 1881 года вооружение было усилено четырьмя револьверными пушками и 357 мм торпедным аппаратом (с запасом в две торпеды) в носовой части над ватерлинией.
За время службы броненосец сменил несколько вариантов окраски. Изначально прусский флот не имел регламентации окраски боевых кораблей, скорее всего, копировалась британская. С 1867 года введена черная окраска образца 1867. С 1874 года-черная образца 1874 года. С 16. 09. 1878- чёрно-жёлтая окраска образца 1878. с 1895 - домашняя серо-синяя окраска образца 1895. С 15. 04. 1896 - домашняя серая окраска образца 1896.
На Вторую Шлезвигскую войну «Арминиус» не успел. Пруссия получила его уже после победы. Монитор 6 лет служил кораблем береговой обороны в составе прусского флота. Он активно действовал в австро-прусской и франко-прусской войнах в период объединения Германии.
Обострение отношений с Австрией застало монитор под командованием корветтенкапитана Рейнгольда фон Вернера. Запланированный ремонт башен был отложен и 12 мая броненосец получил распоряжение прибыть в находящийся под австрийским контролем Киль для демонстрации силы. 6 июня корабль встал на якорь у береговых укреплений города. Монитор был приписан в состав эскадры контр- адмирала Эдуарда фон Яхмана (флагман - винтовой фрегат Arcona). Сформированный 9 июня отряд из балтийских кораблей под командованием коммодора Вернера (авизо Loreley и канонерские лодки Tiger, Cyclop и Wolf) 12 июня вышел через Скагеррак и Каттегат на Эльбу. Корабли прибыли в Гамбург, преодолев около 940 морских миль за 100 часов, что было очень хорошим показателем.
Прусская эскадра до начала войны наблюдала за перемещениями австрийской бригады генерала Калика в Гольштейне. По данным прусской разведки бригада имела приказ в случае войны отступить на территорию Ганновера, а именно в Вильгельмсбург и Харбург.
scale_1200 (1).png2.04 MB
Австро-прусская война началась 14 июня, а военные действия с Ганновером 15-го. Австрийский флот на Северном море угрозы не представлял, поэтому прусский флот сосредоточил свои усилия против королевства Ганновер. «Арминиус» действовал из Геестемюнде. Одно лишь его появление заставило сдаться несколько ганноверских береговых батарей. 15 июня «Арминиус», Tiger и Cyclop прикрывали переправу через Эльбу 13 500 солдат генерала Эдвина фон Мантейфеля для атаки на город Ганновер. Переправа шла в течение десяти часов, а флотилия Вернера ее прикрывала. Затем были переправлены кавалерийские и артиллерийские части.
«Арминиус», Cyclop и Tiger высадили десант на берег в Брунсхаузене, где они заклепали восемь орудий двух брошенных противником батарей береговой артиллерии. Затем Вернер отправил Tiger и Wolf для бомбардировки батарей в устье Эльбы, Cyclop против батареи в Грауэрорте, затем Cyclop вместе с Loreley должен был поддержать армию в штурме крепости Штаде, а потом также отправиться на Везер. Сам «Арминиус» отправился вниз по Эльбе 17 июня, но сильные штормы помешали ему перехватить пароход Norddeutscher Lloyd, который перевозил ганноверский золотой запас в Британию. Прусская армия при поддержке флотилии Вернера успешно захватила все основные укрепления в устье Эльбы, Везера и Эмса к 22 июня.
После прибытия других прусских кораблей с Балтики и Средиземного моря, «Арминиус» и другие суда занялись патрулированием побережье Восточной Фризии и демонстрирацией флага. К концу июля прусская армия нанесла решительное поражение австрийцам при Кёниггреце и завершила войну. После подписания мирного договора, флотилия Вернера 23 августа была расформирована, а «Арминиус» вернулся в Киль.
01.jpg582.83 KB
3 октября 1866 года в Киль прибыл американский монитор USS Miantonomoh, совершающий рекламный тур по европейским портам. 4 октября одноклассники устроили гонку. «Арминиус» был на два узла быстрее американца. Зиму монитор провел в резерве, а в 1867 году вернулся на службу в качестве учебного артиллерийского корабля для обучения курсантов учебно-артиллерийского корабля «Thetis» стрельбе из башенных орудий.
В июле 1867 года «Арминиус» поднял флаг военно-морского флота Северогерманской конфедерации.
С июня 1867 года корабль встал на модернизацию и обслуживание, которые проводились в Киле и шведской Карлскруне. Такелаж заменили на более легкий, с шестовыми мачтами, оборудовали открытую палубу от передней башни до кормы корабля по образцу «ураганного» мостика американского монитора. Британские пушки были заменены на крупповские. Шведы очистили днище. В 1870 году с корабля полностью сняли парусное вооружение, ввиду его бесполезности, к тому же мачты перекрывали сектора стрельбы. Сняли бесполезный фальшборт, а мачту, флаг на которой которой накрывало дымом, перенесли дальше от трубы. Работы шли тяжело и сопровождались несчастными случаями, в итоге к началу войны с Францией корабль оказался не готов.
GER_BB_301 на испытаниях после модернизации, гравюра.jpg26.69 KB
на испытаниях после модернизации, гравюра
В начале Франко-прусской войны 19 июля 1870 года прусский флот планировал сосредоточить в Вильгельмсхафене «Арминиус» и броненосные фрегаты Kronprinz, Friedrich Carl и König Wilhelm.
«Арминиус» находился на ремонте в Киле и 27 июля вышел в море под командованием корветтенкапитана Отто Ливониуса. Ему надо было пройти у шведского побережья по мелководью, чтобы обойти французскую блокаду. Французские корабли, которые хотели перехватить его в датских водах, 28 июля разминулись с ним в зоне тумана, но из-за малой осадки он все равно был французам не по зубам. Корабль 30 июля успешно достиг Куксхафена, а 1 августа прибыл в Вильгельмсхафен.
FrenchFleet1870Французские броненосцы блокируют прусское побережье Северного моря ; Арминий неоднократно выходил в бой, но редко сталкивался с французскими кораблями.jpg226.28 KB
французская блокада
arminius в перестрелке с французскими кораблями. 1871 г. Гравюра.jpg573.52 KB
arminius в перестрелке с французскими кораблями. 1871 г. Гравюра
«Арминиус» и три броненосных фрегата под командованием теперь уже вице- адмирала Яхмана совершили в начале августа 1870 года вылазку к Доггер-банке, но не встретили ни одного французского военного корабля. Дальше
монитору пришлось действовать одному, ибо все три фрегата страдали от хронической неисправности машин.
За время войны броненосец покидал базу более 40 раз, сражений не было, но 24 августа монитор вступил в перестрелку с французским фрегатом, однако тот быстро ретировался.
Большую часть военного времени монитор провел охраняя устье Эльбы вместе с броненосным тараном Prinz Adalbert и тремя небольшими канонерскими лодками (Jager, Habicht и Pfeil). Основные же силы прусского флота, три броненосных фрегата, у острова Вангероге чинили свои вечно неисправные машины.
Лишь 11 сентября они были готовы к выходу и вместе с монитором вышли в море. Однако 29 сентября 1870 французский броненосный флот Буэ уже убрался восвояси, а блокаду немецкого побережья возложили на лёгкие и быстроходные небронированные суда.
Против них 12 октября были направлены «Арминиус» и новый авизо Falke. Противника они не обнаружили, зато при возвращении 18 октября броненосец случайно протаранил авизо. Монитор серьезных повреждений не получил, а у Falke была серьезная пробоина ниже ватерлинии. 23 декабря «Арминиус» и остальные корабли в Вильгельмсхафене, перешли во внутреннюю гавань порта (где только что провели углубление дна), так как внешняя бухта Jade Bay покрылась льдом.
18 января 1871 года в Зеркальной галерее Версальского дворца было провозглашено создание Германской империи. После войны «Арминиус» служил уже в составе Kaiserliche Marine, имперского флота.
29 марта 1871 года «Арминиус», винтовой фрегат Elisabeth и aviso Grille отправились из Вильгельмсхафена обратно в Балтийское море. Несмотря на сильные штормы, они достигли Киля 4 апреля. 27 апреля монитор там вывели в резерв. С 1 мая 1872 года броненосец под командованием К. К. Филиппа фон Калля использовался в качестве учебного судна для военно-морских инженеров и персонала котельной, а также в учебных стрельбах в артиллерийской школе. В начале июня 1875 года корабль был выведен из эксплуатации и переведен в резерв.
Практичные немцы нашли применение и для устаревшего монитора. Благодаря мощному тарану его с мая 1881 года использовали в качестве ледокола на Балтике для Кильского порта. В 1882 году корабль был капитально отремонтирован и использовался в качестве тендера для кадетского учебного судна Blücher с августа по ноябрь.
В 1886- 1887 года броненосец вновь служил учебным судном, Кайзерлихмарине рос и парт не хватало. Весной 1888 года во Фленсбургском заливе он вновь работал ледоколом.
В 1888 году судно было снова перестроено снова; механизмы отремонтировали или заменили оборудованием немецкого производства, корабль электрофицировали, установили два прожектора, четыре револьверных пушки на мостике и 35-сантиметровый (13, 8-дюймовый) торпедный аппарат. 10 октября монитор был переклассифицирован в судно специального назначения (Fahrzeug für besondere Zwecke). Использовался в качестве брандвахты в Киле. Однако в строй корабль уже не вернулся, 2 марта 1901 года почти 40- летнего ветерана вычеркнули из военно-морского регистра. Летом того же года его использовали для испытания новых торпед в качестве корабля-цели, при этом, несмотря на серьезные повреждения, корпус остался на плаву.
После этого он был продан в 1902 году на слом за 72 000 золотых марок и отбуксирован в Гамбург для разбора на металл.
SMS_Arminius_and_Prinz_AdalbertАрминий (слева) с принцем Адальбертом (справа).jpg152.36 KB
Арминий (слева) с принцем Адальбертом (справа)
Arkminius-Nymphe 01bc.jpg325.41 KB
Arkminius-Nymphe
Arminius в 1870-х.jpg198.03 KB
в 1870-х
SMS_Arminius_Willy_StowerАрминия в поздние годы своей карьеры, Вилли Штёвер.png233.81 KB
Арминия в поздние годы своей карьеры, Вилли Штёвер
Первый немецкий броненосец стал одним из представителей обширного потомства датского монитора «Рольф Краке», правда тяжелее и длиннее прототипа, да к тому же на 2 узла быстрее. Сделан корабль был хорошо, его корпус без замечаний прослужил почти 40 лет, а вот мореходностью, ходовыми качествами и управляемостью совершенно не отличался. Если кратко, был неуклюж и несуразен. Но на врагов страх наводил успешно, ни ганноверские береговые батареи, ни французские корабли сразиться с ним не рискнули. В более-менее умелых руках и этот уродец оказался «вундервафлей», способствовавшей завоеванию Северной Германии и практически в одно лицо напрягавшей броненосную эскадру второго флота мира.
{"document": [{"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Arminius (справа) и лодки типа Wespe у Фридрихсорта", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Panzerkanonenboote_bei_Friedrichsortтендер Arminius (справа) и лодки типа Wespe у Фридрихсорта.jpg", "filesize": 210927, "height": 841, "pic_id": 955916, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/02/04/Panzerkanonenboote_bei_Friedrichsort%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D0%B5%D1%80_Arminius_%D1%81%D0%BF%D1%80%D0%B0_KYWFcST.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250204%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250204T172149Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=124f8c9a25f8892ee35da55c29a6a413ad782a78614f04ccfdaf5af9ba3a4b87", "width": 1427}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В старой Германии традиционно сложилось определенное равнодушие к флоту. В эпоху германской раздробленности отдельные немецкие государства время от времени пытались создать флот, города Ганзы даже на время достигли определенных успехов, но в целом не сложилось. Германский союз, сменивший после 1815 года Священную Римскую империю, тоже попытался на основе общегерманского подъема 1848 года обзавестись флотом, но... уже в 1852 году флот Германской Конфедерации был продан с аукциона."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Вопрос объединения Германии в середине позапрошлого века встал достаточно остро, неясно было только кто возглавит процесс-Пруссия или Австрия. Пруссия имела свой небольшой флот, который никогда не хватал звезд с неба и ни на что особо не претендовал. Основная сила Пруссии всегда была в отличной сухопутной армии."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Первым номером в общегерманской повестке стоял вопрос Шлезвига. Заселенный в основном немцами, регион по династическим соображениям оказался во владениях датского короля."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Первую войну за Шлезвиг 1848-1851 годов Германская конфедерация проиграла. Зато к 1864 году Пруссия смогла привлечь к участию в борьбе за Шлезвиг Австрию. Война была неизбежна."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Так как Дания обладала довольно сильным флотом, а у Австрии большинство кораблей базировалось на Адриатике, Пруссия была заинтересована в усилении своего военного флота."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В 1863 году датчане построили в Шотландии для своего флота уникальный для того времени корабль- башенный броненосец или монитор «Рольф Краке», созданный по проекту британского инженера Кольза, первый европейский башенный броненосец. Передовой корабль воплотил в себе как опыт первых сражений броненосцев в Северной Америке, так и самобытную концепцию капитана Кольза."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В ответ на резкое усиление датского флота прусский король Вильгельм I в приказе от 12 февраля 1863 года распорядился:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«В ответ на Ваше выступление хотел бы одобрить постройку броненосца (куполообразного корабля) в Англии и присвоение ему имени» Arminius «. Необходимые расходы должны быть покрыты из даров, преподнесенных Мне во время Моей коронации, и из других добровольных пожертвований с целью закупки кораблей для Моего Флота, а если этих средств недостаточно, они должны быть взяты из фонда, предназначенного для целей судостроения»."}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Деньги у Пруссии были. Немецкое национальное общество (Deutsche National-Verein, основано в 1859 году) 24 августа 1861 года призвало немцев по всей Германии к сбору средств для строительства военных кораблей. К середине июня 1865 года было собрано примерно 1 376 000 марок. Это несколько облегчило заключение контракта, ибо ландтаг постоянно оппонировал подобным неформатным расходам."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Пруссаки обратились в британскую фирму братьев Самуда в Лондоне. А вот дальше показания расходятся. Некоторые источники утверждают, что к этому моменту на верфях компании уже строился броненосец, сильно похожий на датский. То ли он предназначался для флота Конфедерации, то ли строился в инициативном порядке под будущего заказчика. Большинство историков полагает, что прусским заказчикам максимум был представлен лишь заложенный киль."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "С сентября 1863 года строительством руководил прусский королевский военно-морской инженер Гайо (Guyot). В ноябре того же года верфь во время поездки в Англию для приобретения дополнительных боевых кораблей посетил корветтен-капитан Хенк (Henk)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Проект корабля разработал все тот же кэптен английского флота Купер Кольз (автор проекта печально знаменитого броненосца «Captain»). Стоимость корабля составила около 1 887 000 золотых марок или 628 900 талеров, 65% было оплачено из средств, собранных по народной подписке."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Название броненосца королем было выбрано не случайно. Арминий был символом немецкого единства."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Арми́ний (Arminius; 16 год до нашей эры — 21 год нашей эры) — вождь древнегерманского племени херусков, нанёсший римлянам в 9 году н. э. одно из наиболее крупных и сокрушительных поражений при битве в Тевтобургском лесу."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "scale_1200.png", "filesize": 765923, "height": 1200, "pic_id": 955917, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/02/04/scale_1200_kCrBkpg.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250204%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250204T172258Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=98491e09a8c09a524bc88917633bbd2efc0a2d4df2bdfab133e56b1dfd4d40ec", "width": 800}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Памятник Арминию в южной части Тевтобургского Леса"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Броненосец был заложен в 1863 году, спущен на воду и наречен «Арминиус» («Arminius»). 20 августа 1864 года. По контракту британцы должны были передать корабль заказчику 4 сентября 1864 года. Пруссия ввела его в эксплуатацию 22 апреля 1865 года."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Здесь существует еще один спорный момент. Ряд источников утверждает, что передача корабля прусскому флоту намеренно затягивалась британцами из-за симпатий датчанам и запрета на передачу оружия воюющим странам. Но если опираться на датировку этапов постройки, корабль был реально не готов до окончания войны."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Подготовленный для «Арминиус» немецкий экипаж не смог своевременно прибыть в Англию, так как винтовой корвет SMS Victoria оказался заблокирован льдами в Киле и смог покинуть его только 10 апреля. Приемочная комиссия в составе корветтен-капитана Хенка и советников адмиралтейства Эльбертцхегена (Elbertzhägen) и Купетта (Coupette) выехала по железной дороге в Гамбург и оттуда пассажирским пароходом отплыла в Англию. SMS Victoria прибыла в Лондон 20 апреля с экипажем для «Арминиус», что позволило ввести его в эксплуатацию два дня спустя. Следом прошли морские испытания."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "3 мая броненосец и SMS Victoria покинули Великобританию, прошли через Северное море и, столкнувшись с сильными штормами, остановились в датском Скагене. Еще одна остановка произошла в датском Хельсингёре, только 15 мая корабли прибыли в Киль. 1 июня броненосец ушел в Данциг для установки орудий."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Двухбашенный низкобортный монитор с парусным вооружением шхуны (или бригантины) стал первым бронированным военным кораблем, приобретённым прусским флотом, наряду с броненосным тараном «Принц Адальберт»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В Кайзерлихмарине корабль классифицировался в разное время как Monitor, Panzerfahrzeug (броненосец), Turmschiff или Kuppelschiff (башенный корабль), а с 1888 года вообще Fahrzeug für besondere Zwecke (судно специального назначения)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Мониторы британского типа, родоначальником которых стал датский «Рольф Краке», для своего времени были революционными кораблями. В германском флоте «Арминиус» остался одиночкой, нестандартным «белым слоном», а в датском, голландском и российском флоте линия получила развитие и вполне определенный круг задач в рамках береговой обороны."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "847962_600.jpg", "filesize": 78697, "height": 490, "pic_id": 955921, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/02/04/847962_600.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250204%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250204T172415Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=9335d5e945381de29808a05da1590fe810d6f4b337256bd55886f5535504059c", "width": 600}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "848532_600Две схемы из справочника Э.Грёнера, показывающие Арминиус по состоянию на 1867 и 1888 годы.jpg", "filesize": 34951, "height": 330, "pic_id": 955919, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/02/04/848532_600%D0%94%D0%B2%D0%B5_%D1%81%D1%85%D0%B5%D0%BC%D1%8B_%D0%B8%D0%B7_%D1%81%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D1%87%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0_%D0%AD.%D0%93%D1%80%D1%91%D0%BD%D0%B5%D1%80%D0%B0_%D0%BF%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D1%8B%D0%B2%D0%B0%D1%8E%D1%89%D0%B8_QLxUu6j.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250204%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250204T172321Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=9b24e59211989b8834863e2e50ad01c3f016c45f12f988b1f3588b0e2b5e867b", "width": 600}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "848702_600Две схемы из справочника Э.Грёнера, показывающие по состоянию на 1867 и 1888 годы.jpg", "filesize": 20380, "height": 206, "pic_id": 955920, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/02/04/848702_600%D0%94%D0%B2%D0%B5_%D1%81%D1%85%D0%B5%D0%BC%D1%8B_%D0%B8%D0%B7_%D1%81%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D1%87%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0_%D0%AD.%D0%93%D1%80%D1%91%D0%BD%D0%B5%D1%80%D0%B0_%D0%BF%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D1%8B%D0%B2%D0%B0%D1%8E%D1%89%D0%B8_SKiVpMG.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250204%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250204T172326Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=da877f88e482651d48c60883e3e7c5b25137fce5cb7d3dbcb479801fd5774ec0", "width": 600}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Две схемы из справочника Э. Грёнера, показывающие Арминиус по состоянию на 1867 и 1888 годы"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "1865.jpg", "filesize": 469690, "height": 2230, "pic_id": 955922, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/02/04/1865.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250204%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250204T172426Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=33d2c1050757a7e9eee849d5b9bf5114d030612c7cbc65548003ab95afe63939", "width": 3000}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "1869.jpg", "filesize": 233039, "height": 1304, "pic_id": 955923, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/02/04/1869.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250204%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250204T172434Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=ef54791f525b0b824a796f5c9f89e33b7b332cf18fab2b08394f10ce2498e885", "width": 3000}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "1870.jpg", "filesize": 221723, "height": 1158, "pic_id": 955924, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/02/04/1870.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250204%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250204T172439Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=e7aefe527e6424c48edf0a586a619553cd9145f6c3ce939299b0ea9192d56e6c", "width": 3000}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "1880.jpg", "filesize": 390769, "height": 1969, "pic_id": 955925, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/02/04/1880.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250204%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250204T172447Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=60bdd10fc406fb2132eee22a148226b25c1422fe1412ceb7384c01dda19c5a37", "width": 3000}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "«Арминиус» SMS «Arminius» "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "Samuda Brothers, Кьюбитт Таун, Лондон. Заложен 1863. Спущен на воду 20 августа 1864. Вступил в строй 22 апреля 1865. Выведен из эксплуатации 1875. Исключен из списков военно-морского флота 2 марта 1901 года. В 1902 в Гамбурге сдан на слом."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Водоизмещение официальное 1725 тонн (заявленное фирмой-строителем), нормальное 1653 метрических тонны (1627 длинных тонн; 1822 коротких тонны), полное 1829 тонн (1800 длинных тонн; 2 016 коротких тонн), до 1917 тонн. регистровое 865 брт, после модернизации 1881-82- 1609 тонн. Длина между перпендикулярами 60, 96 м, ВЛ 61, 6 м, полная 63, 21 м. Ширина ВЛ 10, 97 м. Ширина наибольшая 11, 28 м. Осадка проектная средняя 4, 15 м, проектная наибольшая 4, 22 м, носом 4, 32 м, после модернизации 1871-4, 25 м, кормой 4, 55 м. Высота борта 5, 67 м по миделю. Над водой корпус возвышался на 1, 25 м."}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Двигатели- 1 горизонтальная двухцилиндровая паровая машина однократного расширения «J. Penn & Sons», с 1882- «Kaiserische Werft» Киль, 4 коробчатых котла «J. Penn & Sons», с 1882- «Kaiserische Werft» Киль. Мощность номинальная 600 л. с., индикаторная 1200 л. с. 1440 л. с. (на испытаниях) 1 вал. Паруса бриг или шхуна, 540 м². (в 1870 сняты). Скорость нормальная 10 узлов, на испытаниях 11, 2 узлов при 1440 л. с., Запас топлива 171 тонна угля. Дальность плавания на 8 узлах 2000 миль. Экипаж 132 человека (10 офицеров, 122 матроса)"}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Бронирование (железная кованая броня поставлена заводом Джона Брауна из Шеффилда, Великобритания) - бортовой пояс 114-76 мм (с кормы в нос 76-114 -76), на 229 мм подкладке, башни 119-114 мм (на 406 мм подкладке), рубка 114 мм (на 229 мм подкладке)"}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Вооружение- первоначально 4 - 210-мм (72-х фунтовые) бронзовые пушки Армстронга (залп 130, 64 кг) в двухорудийных башнях, с 1869/1871 года 4 - 210-мм/19 стальные, нарезные, казнозарядные пушки Круппа на новом станке (210 мм RK L/19 C/69) (залп 435, 46 кг, +12°, 2800-4700 м, 332 снаряда), в 1881-1882 годах добавлены 4 - 37-мм револьверные пушки, один 350-мм носовой надводный торпедный аппарат [2 торпеды] справа от форштевня, 2-350 мм прожектора."}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Arminius_100.jpg", "filesize": 135068, "height": 549, "pic_id": 955926, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/02/04/Arminius_100.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250204%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250204T172556Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=cdf619782d55e9272003cbc21cfdceda1e08d129d35cbb48290c14635f76dd6a", "width": 1024}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Arminius_104.jpg", "filesize": 198479, "height": 800, "pic_id": 955927, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/02/04/Arminius_104.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250204%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250204T172602Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=b3c70a061f03317e608edb751d1f8b361810eca66fa814730eb0f5863e6bef16", "width": 1600}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Arminius_106.jpg", "filesize": 184329, "height": 1024, "pic_id": 955928, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/02/04/Arminius_106.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250204%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250204T172611Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=9244117f8d7c500d6a2b300d09ebb007b48c4f83b5167a5e7b007819ddf78108", "width": 768}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Arminius_109.jpg", "filesize": 175495, "height": 768, "pic_id": 955929, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/02/04/Arminius_109.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250204%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250204T172618Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=3bd85b4d056cfdf41d330e31669bcb5a8ef0b31221514402d02303a30005d5b3", "width": 1024}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Arminius_113.jpg", "filesize": 130145, "height": 545, "pic_id": 955930, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/02/04/Arminius_113.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250204%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250204T172626Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=38bedff04923a285b6363fa96bdcbb569ccffea2a03a34d1946d9ebe5e31cbd0", "width": 1024}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Монитор имел железный корпус с восемью водонепроницаемыми отсеками в подводной части и пятью отсеками в надводной, со шпироном в носовой оконечности, одной мачтой и одной трубой. Конструкция корабля явно была неудачной, он страдал от сильной и резкой качки, особенно в свежую погоду."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Даже для монитора у корабля была плохая мореходность. Нос корабля сильно заливало на ходу из-за широкого корпуса, рулевое управление было разбалансировано, на правый борт корабль разворачивался быстрее, чем на левый. Даже для курса прямо требовалось руль повернуть на 15 градусов влево."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Экипаж корабля состоял из десяти офицеров и 122 рядовых. На нем было несколько лодок, в том числе две пинасы (полубарказа), два катера и одна шлюпка (ялик)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Силовая установка состояла из одного двухцилиндрового двигателя фирмы J. Penn & Sons из Гринвича, четырех коробчатых котлов и одного винта. Котлы были изготовлены той же фирмы и размещались в одном отделении. Позже механизмы заменили на новые, производства завода “Kaiserische Werft” в Киле."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Расчетная мощность 1200 л. с. должна была обеспечить 10 узловую скорость. На испытаниях при 1440 л. с. удалось достичь 11, 2 узлов и 10, 5 узла при мощности 1200 индикаторных л. с.. 171 тонна (168 длинных тонн; 188 коротких тонн) угля позволяла преодолеть 2000 морских миль при крейсерской скорости 8 узлов."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Электричество на корабле появилось уже после постройки, в 1881 году. Внутреннюю электросеть, освещение помещений и два прожектора, питалась от одного генератора 1, 9 киловатт при напряжении 55 вольт."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Парусное вооружение площадью 540 квадратных метров соответствовало шхуне. Под парусами корабль становился вообще неуправляем и еле двигался. На рубеже 1860-70-х годов рангоут сняли, установив взамен короткую мачту."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Бронирование монитора состояло из кованого железа с тиковой обшивкой. Железные плиты изготовил завод Брауна в Шеффилде. Пояс имел толщину 76 мм в оконечностях и 114 мм на миделе на 229 мм обшивке тикового дерева. Он закрывал весь надводный борт и на 90 см ниже ватерлинии. Боевая рубка и две башни были защищены 114 мм железа, а тиковая обшивка-229 и 406 мм соответственно."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "210-2Первоначально установленные английские пушки Армстронга.jpg", "filesize": 155562, "height": 641, "pic_id": 955931, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/02/04/210-2%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE_%D1%83%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%B0%D0%BD%D0%B3%D0%BB%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D0%BF%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B8_%D0%90%D1%80%D0%BC%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B3%D0%B0.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250204%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250204T172703Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=45a44f63e6f7ee8d40e4783f357568e227a33c97ceb11916c2949ba696fe3169", "width": 1000}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Первоначально установленные английские пушки Армстронга"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Проектное вооружение монитора- четыре нарезных бронзовых 72-фунтовых пушки Армстронга. Оси орудий возвышались над ватерлинией на 1, 35 м. Во время службы в составе прусского флота их заменили на четыре пушки Krupp 21 cm RK L/19 с боекомплектом 332 снаряда и углом возвышения до 12 градусов при дальности до 2800 метров (позднее она была увеличена до 25, 4 кабельтовых или 4, 7 км). Для снижения отдачи после выстрела пришлось устанавливать специальный тормоз с восемью абразивными лентами. Замена пушек втрое увеличила вес бортового залпа- со 130, 64 кг до 435, 46 кг."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Arminius- 02bcБашня в первоначальном виде.jpg", "filesize": 350958, "height": 789, "pic_id": 955932, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/02/04/Arminius-_02bc%D0%91%D0%B0%D1%88%D0%BD%D1%8F__%D0%B2_%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%BC_%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250204%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250204T172732Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=273be3afaba1a31d16e89fcb9f1cd44958c99fa85665e6adb7deac747837c57e", "width": 690}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Новые 8-дюймовые орудия образца 1868/69 гг («короткие кольцевые* 72-фунтовые, 150 дюймовые (3, 93 м)») весили по 9 тонн. В 1871 году обозначение этих орудий было изменено на «короткие 21 см морские кольцевые пушки», затем 21 см кольцевые пушки Круппа L/19. Обозначения башенных установок были заменены на С/69."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "кольцевые- по методу укрепления ствола-кольцами."}], "attributes": ["bulletList", "bullet"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Особенностью корабля были две двухорудийные башни системы Кольза с внутренним диаметром 4, 65 м и внешним 5, 7 м. Башни изготавливались набором 200 мм металлических ребер, между ними все было зашито вертикальными тиковыми брусьями. Снаружи башня обшивалась тиковой подкладкой, на которую крепилась броня, железные плиты 114-119 мм толщиной. В районе амбразур башни усиливались дополнительным 76 мм слоем брони."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Изнутри башни обшивались 12 мм железными листами. Вращение башен производилось паровым приводом, на полный оборот уходило 90 секунд."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "После 1881 года вооружение было усилено четырьмя револьверными пушками и 357 мм торпедным аппаратом (с запасом в две торпеды) в носовой части над ватерлинией."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "За время службы броненосец сменил несколько вариантов окраски. Изначально прусский флот не имел регламентации окраски боевых кораблей, скорее всего, копировалась британская. С 1867 года введена черная окраска образца 1867. С 1874 года-черная образца 1874 года. С 16. 09. 1878- чёрно-жёлтая окраска образца 1878. с 1895 - домашняя серо-синяя окраска образца 1895. С 15. 04. 1896 - домашняя серая окраска образца 1896."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "На Вторую Шлезвигскую войну «Арминиус» не успел. Пруссия получила его уже после победы. Монитор 6 лет служил кораблем береговой обороны в составе прусского флота. Он активно действовал в австро-прусской и франко-прусской войнах в период объединения Германии."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Обострение отношений с Австрией застало монитор под командованием корветтенкапитана Рейнгольда фон Вернера. Запланированный ремонт башен был отложен и 12 мая броненосец получил распоряжение прибыть в находящийся под австрийским контролем Киль для демонстрации силы. 6 июня корабль встал на якорь у береговых укреплений города. Монитор был приписан в состав эскадры контр- адмирала Эдуарда фон Яхмана (флагман - винтовой фрегат Arcona). Сформированный 9 июня отряд из балтийских кораблей под командованием коммодора Вернера (авизо Loreley и канонерские лодки Tiger, Cyclop и Wolf) 12 июня вышел через Скагеррак и Каттегат на Эльбу. Корабли прибыли в Гамбург, преодолев около 940 морских миль за 100 часов, что было очень хорошим показателем."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Прусская эскадра до начала войны наблюдала за перемещениями австрийской бригады генерала Калика в Гольштейне. По данным прусской разведки бригада имела приказ в случае войны отступить на территорию Ганновера, а именно в Вильгельмсбург и Харбург."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "scale_1200 (1).png", "filesize": 2135670, "height": 1200, "pic_id": 955933, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/02/04/scale_1200_1_RBGaOT4.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250204%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250204T172910Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=e8528c74a9f0c15ec1f31f11043c1f809c18301fe524e111a81a781336cb789b", "width": 1194}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Австро-прусская война началась 14 июня, а военные действия с Ганновером 15-го. Австрийский флот на Северном море угрозы не представлял, поэтому прусский флот сосредоточил свои усилия против королевства Ганновер. «Арминиус» действовал из Геестемюнде. Одно лишь его появление заставило сдаться несколько ганноверских береговых батарей. 15 июня «Арминиус», Tiger и Cyclop прикрывали переправу через Эльбу 13 500 солдат генерала Эдвина фон Мантейфеля для атаки на город Ганновер. Переправа шла в течение десяти часов, а флотилия Вернера ее прикрывала. Затем были переправлены кавалерийские и артиллерийские части."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Арминиус», Cyclop и Tiger высадили десант на берег в Брунсхаузене, где они заклепали восемь орудий двух брошенных противником батарей береговой артиллерии. Затем Вернер отправил Tiger и Wolf для бомбардировки батарей в устье Эльбы, Cyclop против батареи в Грауэрорте, затем Cyclop вместе с Loreley должен был поддержать армию в штурме крепости Штаде, а потом также отправиться на Везер. Сам «Арминиус» отправился вниз по Эльбе 17 июня, но сильные штормы помешали ему перехватить пароход Norddeutscher Lloyd, который перевозил ганноверский золотой запас в Британию. Прусская армия при поддержке флотилии Вернера успешно захватила все основные укрепления в устье Эльбы, Везера и Эмса к 22 июня."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "После прибытия других прусских кораблей с Балтики и Средиземного моря, «Арминиус» и другие суда занялись патрулированием побережье Восточной Фризии и демонстрирацией флага. К концу июля прусская армия нанесла решительное поражение австрийцам при Кёниггреце и завершила войну. После подписания мирного договора, флотилия Вернера 23 августа была расформирована, а «Арминиус» вернулся в Киль."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "01.jpg", "filesize": 596815, "height": 2324, "pic_id": 955934, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/02/04/01.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250204%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250204T173038Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=ba4a1929679169f37f06f0ba9001f8638fc65617790f8a1f72409bc4d1feebd3", "width": 4000}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "3 октября 1866 года в Киль прибыл американский монитор USS Miantonomoh, совершающий рекламный тур по европейским портам. 4 октября одноклассники устроили гонку. «Арминиус» был на два узла быстрее американца. Зиму монитор провел в резерве, а в 1867 году вернулся на службу в качестве учебного артиллерийского корабля для обучения курсантов учебно-артиллерийского корабля «Thetis» стрельбе из башенных орудий."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В июле 1867 года «Арминиус» поднял флаг военно-морского флота Северогерманской конфедерации."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "С июня 1867 года корабль встал на модернизацию и обслуживание, которые проводились в Киле и шведской Карлскруне. Такелаж заменили на более легкий, с шестовыми мачтами, оборудовали открытую палубу от передней башни до кормы корабля по образцу «ураганного» мостика американского монитора. Британские пушки были заменены на крупповские. Шведы очистили днище. В 1870 году с корабля полностью сняли парусное вооружение, ввиду его бесполезности, к тому же мачты перекрывали сектора стрельбы. Сняли бесполезный фальшборт, а мачту, флаг на которой которой накрывало дымом, перенесли дальше от трубы. Работы шли тяжело и сопровождались несчастными случаями, в итоге к началу войны с Францией корабль оказался не готов."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "GER_BB_301 на испытаниях после модернизации, гравюра.jpg", "filesize": 27328, "height": 216, "pic_id": 955935, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/02/04/GER_BB_301_%D0%BD%D0%B0_%D0%B8%D1%81%D0%BF%D1%8B%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F%D1%85_%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B5_%D0%BC%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8_%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B2%D1%8E%D1%80%D0%B0.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250204%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250204T173051Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=8bf5c06aa570ac66ba8940d97520b43b3e31abfc6a2ac1e6a440f2d251aa2d2f", "width": 437}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "на испытаниях после модернизации, гравюра"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В начале Франко-прусской войны 19 июля 1870 года прусский флот планировал сосредоточить в Вильгельмсхафене «Арминиус» и броненосные фрегаты Kronprinz, Friedrich Carl и König Wilhelm."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Арминиус» находился на ремонте в Киле и 27 июля вышел в море под командованием корветтенкапитана Отто Ливониуса. Ему надо было пройти у шведского побережья по мелководью, чтобы обойти французскую блокаду. Французские корабли, которые хотели перехватить его в датских водах, 28 июля разминулись с ним в зоне тумана, но из-за малой осадки он все равно был французам не по зубам. Корабль 30 июля успешно достиг Куксхафена, а 1 августа прибыл в Вильгельмсхафен."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "FrenchFleet1870Французские броненосцы блокируют прусское побережье Северного моря ; Арминий неоднократно выходил в бой, но редко сталкивался с французскими кораблями.jpg", "filesize": 231707, "height": 424, "pic_id": 955936, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/02/04/FrenchFleet1870%D0%A4%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%86%D1%83%D0%B7%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D0%B1%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%86%D1%8B_%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%BA%D0%B8%D1%80%D1%83%D1%8E%D1%82_%D0%BF%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_h1RRSDf.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250204%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250204T173102Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=37519a8bf7afc7f7975513823e7219f10d33129b928a9598c3555c217782e0bb", "width": 670}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "французская блокада"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "arminius в перестрелке с французскими кораблями. 1871 г. Гравюра.jpg", "filesize": 587285, "height": 851, "pic_id": 955937, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/02/04/arminius_%D0%B2_%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%BB%D0%BA%D0%B5_%D1%81_%D1%84%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%86%D1%83%D0%B7%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%BC%D0%B8_%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BB%D1%8F%D0%BC%D0%B8._1871_%D0%B3._%D0%93%D1%80%D0%B0%D0%B2%D1%8E%D1%80%D0%B0.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250204%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250204T173113Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=4340cc5d6878ed4d5c61727dd62c7c860daea37095e001a1428f9ebdfc56d2fe", "width": 1920}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "arminius в перестрелке с французскими кораблями. 1871 г. Гравюра"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Арминиус» и три броненосных фрегата под командованием теперь уже вице- адмирала Яхмана совершили в начале августа 1870 года вылазку к Доггер-банке, но не встретили ни одного французского военного корабля. Дальше"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "монитору пришлось действовать одному, ибо все три фрегата страдали от хронической неисправности машин."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "За время войны броненосец покидал базу более 40 раз, сражений не было, но 24 августа монитор вступил в перестрелку с французским фрегатом, однако тот быстро ретировался."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Большую часть военного времени монитор провел охраняя устье Эльбы вместе с броненосным тараном Prinz Adalbert и тремя небольшими канонерскими лодками (Jager, Habicht и Pfeil). Основные же силы прусского флота, три броненосных фрегата, у острова Вангероге чинили свои вечно неисправные машины."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Лишь 11 сентября они были готовы к выходу и вместе с монитором вышли в море. Однако 29 сентября 1870 французский броненосный флот Буэ уже убрался восвояси, а блокаду немецкого побережья возложили на лёгкие и быстроходные небронированные суда."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Против них 12 октября были направлены «Арминиус» и новый авизо Falke. Противника они не обнаружили, зато при возвращении 18 октября броненосец случайно протаранил авизо. Монитор серьезных повреждений не получил, а у Falke была серьезная пробоина ниже ватерлинии. 23 декабря «Арминиус» и остальные корабли в Вильгельмсхафене, перешли во внутреннюю гавань порта (где только что провели углубление дна), так как внешняя бухта Jade Bay покрылась льдом."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "18 января 1871 года в Зеркальной галерее Версальского дворца было провозглашено создание Германской империи. После войны «Арминиус» служил уже в составе Kaiserliche Marine, имперского флота."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "29 марта 1871 года «Арминиус», винтовой фрегат Elisabeth и aviso Grille отправились из Вильгельмсхафена обратно в Балтийское море. Несмотря на сильные штормы, они достигли Киля 4 апреля. 27 апреля монитор там вывели в резерв. С 1 мая 1872 года броненосец под командованием К. К. Филиппа фон Калля использовался в качестве учебного судна для военно-морских инженеров и персонала котельной, а также в учебных стрельбах в артиллерийской школе. В начале июня 1875 года корабль был выведен из эксплуатации и переведен в резерв."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Практичные немцы нашли применение и для устаревшего монитора. Благодаря мощному тарану его с мая 1881 года использовали в качестве ледокола на Балтике для Кильского порта. В 1882 году корабль был капитально отремонтирован и использовался в качестве тендера для кадетского учебного судна Blücher с августа по ноябрь."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В 1886- 1887 года броненосец вновь служил учебным судном, Кайзерлихмарине рос и парт не хватало. Весной 1888 года во Фленсбургском заливе он вновь работал ледоколом."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В 1888 году судно было снова перестроено снова; механизмы отремонтировали или заменили оборудованием немецкого производства, корабль электрофицировали, установили два прожектора, четыре револьверных пушки на мостике и 35-сантиметровый (13, 8-дюймовый) торпедный аппарат. 10 октября монитор был переклассифицирован в судно специального назначения (Fahrzeug für besondere Zwecke). Использовался в качестве брандвахты в Киле. Однако в строй корабль уже не вернулся, 2 марта 1901 года почти 40- летнего ветерана вычеркнули из военно-морского регистра. Летом того же года его использовали для испытания новых торпед в качестве корабля-цели, при этом, несмотря на серьезные повреждения, корпус остался на плаву."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "После этого он был продан в 1902 году на слом за 72 000 золотых марок и отбуксирован в Гамбург для разбора на металл."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "SMS_Arminius_and_Prinz_AdalbertАрминий (слева) с принцем Адальбертом (справа).jpg", "filesize": 156014, "height": 492, "pic_id": 955938, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/02/04/SMS_Arminius_and_Prinz_Adalbert%D0%90%D1%80%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D0%B0_%D1%81_%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BD%D1%86%D0%B5%D0%BC_%D0%90_Oy0RrrI.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250204%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250204T173128Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=3ecf71f0897891575cc10c3873fb7c5949973a06637778afa0045fafbd438dc1", "width": 730}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Арминий (слева) с принцем Адальбертом (справа)"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Arkminius-Nymphe 01bc.jpg", "filesize": 333220, "height": 607, "pic_id": 955939, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/02/04/Arkminius-Nymphe_01bc.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250204%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250204T173156Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=2404023fd04c302a5beedccde1d577633f71847dfcd8395c934fa440d56d22b1", "width": 1083}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Arkminius-Nymphe"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Arminius в 1870-х.jpg", "filesize": 202787, "height": 835, "pic_id": 955940, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/02/04/Arminius_%D0%B2_1870-%D1%85.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250204%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250204T173206Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=e7d2141c879c27eeb441a21d4f83eed372a040ea4506c01d35a84996c9901a85", "width": 1191}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "в 1870-х"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "SMS_Arminius_Willy_StowerАрминия в поздние годы своей карьеры, Вилли Штёвер.png", "filesize": 239425, "height": 457, "pic_id": 955941, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/02/04/SMS_Arminius_Willy_Stower%D0%90%D1%80%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%B2_%D0%BF%D0%BE%D0%B7%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D1%8B_%D1%81%D0%B2%D0%BE%D0%B5%D0%B9_%D0%BA%D0%B0_UgmHvTg.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250204%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250204T173224Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=7d28f6ee611e70233fc3e4db844b1e4b0cf62eca05b08254124ce381f8cd61d7", "width": 631}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Арминия в поздние годы своей карьеры, Вилли Штёвер"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Первый немецкий броненосец стал одним из представителей обширного потомства датского монитора «Рольф Краке», правда тяжелее и длиннее прототипа, да к тому же на 2 узла быстрее. Сделан корабль был хорошо, его корпус без замечаний прослужил почти 40 лет, а вот мореходностью, ходовыми качествами и управляемостью совершенно не отличался. Если кратко, был неуклюж и несуразен. Но на врагов страх наводил успешно, ни ганноверские береговые батареи, ни французские корабли сразиться с ним не рискнули. В более-менее умелых руках и этот уродец оказался «вундервафлей», способствовавшей завоеванию Северной Германии и практически в одно лицо напрягавшей броненосную эскадру второго флота мира."}], "attributes": []}], "selectedRange": [21101, 21101]}
Комментарии 0