05 фев 2025 · 11:04    
{"document": [{"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Первенец", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "800px-Russian_Fleet_(1892)_il._14_(cropped).jpg", "filesize": 137173, "height": 477, "pic_id": 955942, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/02/04/800px-Russian_Fleet_1892_il._14_cropped.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250204%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250204T173651Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=f77aa34b7b676f9fdf37b0801e7563b06ed3c2462f853bf8eb34a1b223152d7f", "width": 800}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "В ходе Крымской войны состоялся успешный дебют французских бронированных плавучих батарей при обстреле русских береговых укреплений. В ноябре 1859 года на воду был спущен первый броненосец «La Gloire». Тоже французский. Следующим стал британский «Warrior». Новые технологии защищенный кораблей стали осваиваться ведущими флотами."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Российское Морское министерство решило не отставать от лидеров и тоже обзавестись подобными кораблями. Так как опыта постройки подобных кораблей у российских верфей не было, заказ разместили в Англии. Основной задачей российского флота в ту эпоху была защита балтийского побережья и столицы. Ядро флота предназначалось именно для береговой обороны."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Первоначально планировалось заказать два корабля. Головной, с соответствующим названием «Первенец», построила лондонская верфь Thames Iron Works, а второй корабль, «Не тронь меня», построили в Санкт -Петербурге. Британская верфь уже имела опыт постройки железных кораблей, она в это время уже строила броненосный фрегат HMS Minotaur для Королевского флота. Для обучения на верфь были отправлены русские инженеры и рабочие."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Первенец» получил имя в честь первенца императора Александра II, цесаревича и наследника Никола́я Алекса́ндровича (1843-1865)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Название «Не тронь меня» носили минимум два русских парусных линейных корабля 18-19 веков, оно происходит от Евангелия Иоанна, стих 20: 17 ("}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Noli me tangere)"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Через несколько месяцев количество броненосцев решили довести до трех, «Кремль», названный в честь главной московской крепости, построили на Невских верфях в Санкт-Петербурге. Три броненосных корабля были построены в 1861–1866 годах."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Первенец» был спущен на воду 18 мая 1863 года. В ходе морских испытаний 6 августа 1863 года в Вулвиче он случайно протаранил учебный корабль HMS Warspite (бывший парусный линкор 1807 года) и получил незначительные повреждения."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В Россию корабль доставила британская команда, правда в сопровождении парового фрегата «Генерал-адмирал». В Кронштадт он прибыл 17 августа, здесь он был дооснащен и вооружен. Вступил в строй Балтийского флота 28 июля 1864 года."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Если броненосцу британской постройки в итоге досталась новая британская машина, то остальные два корабля серии получили б/у машины с русских деревянных винтовых судов."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Официально корабли значились как «броненосная батарея» («самоходная бронированная плавучая батарея») и были предназначены для обороны столицы с моря. Соответственно, основное внимание было уделено вооружению и защите, скорость была не так принципиальна. Первые русские броненосцы были защищены такими же 114 мм железными плитами, как и европейские броненосцы. Это был своеобразный стандарт, такую толщину не пробивали ядра современных орудий. Только «Кремль» отличался отсутствием брони в оконечностях (и отсутствием кормового тарана)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "По размерам корабли были меньше зарубежных сверстников, и, по понятным причинам, медленнее."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Первенец» обошелся казне в 917 000 рублей (только корпус и машины), «Не тронь меня» в 923 500, «Кремль» в 898 000 рублей."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Корпус броненосной батареи Не тронь меня в эллинге.jpg", "filesize": 56761, "height": 560, "pic_id": 955943, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/02/04/%D0%9A%D0%BE%D1%80%D0%BF%D1%83%D1%81_%D0%B1%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D0%B1%D0%B0%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B8_%D0%9D%D0%B5_%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BD%D1%8C_%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%8F_%D0%B2_%D1%8D%D0%BB%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D0%B5.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250204%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250204T173739Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=f5f516bf281c2c0db451232c3fdd1bec67f49136f24ca2207ad511c8bf52d0f6", "width": 747}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Корпус броненосной батареи Не тронь меня в эллинге"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "после спуска на воду..jpg", "filesize": 57019, "height": 388, "pic_id": 955944, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/02/04/%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B5_%D1%81%D0%BF%D1%83%D1%81%D0%BA%D0%B0_%D0%BD%D0%B0_%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D1%83..jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250204%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250204T173745Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=29ebbd7e47ef6023d307b10a36c3abf35dc612336d699f448866c313700803f7", "width": 780}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Не тронь меня» после спуска на воду."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Контракт на второй корабль, «Не тронь меня», был подписан с британским судостроителем Чарльзом Митчеллом 31 мая 1862 года. Государственная верфь Галерный остров в Санкт-Петербурге была сдана в аренду Митчеллу, а Морское министерство взяло на себя расходы по модернизации ее для строительства бронированных военных кораблей с железным корпусом. Морское министерство обязалось устроить на Галерном острове эллинг со всеми приспособлениями, склад для хранения материалов, мастерские с приводом станков от паровой машины, печи, горны, паровые подвижные краны, железные дороги и газовое освещение. Наблюдающим за постройкой от Кораблестроительного технического комитета был назначен корабельный инженер А. X. Соболев."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Закладка ожидала завершения строительства нового стапеля для корабля. В результате начало строительства состоялось 30 января 1863 года. Зато благодаря задержке проект был доработан и корабль получил более крупные и мощные новые восьмидюймовые орудия. Этим пушкам требовалось больше места, для этого главную палубу немного расширили."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "О"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "фициальная закладка броненосца прошла только 1 декабря 1863 года, а спустили на воду его 11 (23) июня 1864 года. Достраивалась и оснащалась батарея в Кронштадте. В строй корабль вступил 6 (18) июля 1865 года."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Контракт на постройку броненосца «Кремль» с верфью «Семянников и Полетика» был подписан 20 апреля 1863 года. Однако уже 20 июля Адмиралтейская коллегия изменила контракт, сократив срок строительства на год за дополнительную плату в размере 48 000 рублей. Ожидалась большая война в связи с вмешательством Запада в подавление польского восстания 1863 года. Несмотря на это, финансирование броненосца замедлилось, что задержало и закладку, так как министерство сделало ставку на мониторы класса «Ураган», которые рассчитывало достроить быстрее. Только 2 октября верфь приступила к постройке. Строительством корабля руководил Н. Е. Потапов. Официально он был заложен только 23 декабря, и был спущен на воду 26 августа 1865 года. Корабль вступил в строй в 1866 году."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "scale_1200 (1).jpg", "filesize": 495240, "height": 1067, "pic_id": 955946, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/02/04/scale_1200_1_jciWjUQ.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250204%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250204T173839Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=37e74899ef326dbf26a59fba715ea4013fb2fc8667645a44b562ff3e12bbadf8", "width": 1200}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "б_11.jpg", "filesize": 88896, "height": 552, "pic_id": 955945, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/02/04/%D0%B1_11.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250204%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250204T173809Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=1a4d7cb774d21b03bb6bec18c0ca0554a4d1f8e7d71ef0ed5309cf682044759d", "width": 1024}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Кремль» 1864 год"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "Screenshot_1.png", "filesize": 198464, "height": 348, "pic_id": 955947, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/02/04/Screenshot_1.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250204%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250204T173850Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=3651946b29ccf9e3f40e4b9391f20c4c21143c566c292dba62fdafe89d62b121", "width": 562}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "Screenshot_2.png", "filesize": 80529, "height": 317, "pic_id": 955948, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/02/04/Screenshot_2.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250204%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250204T173915Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=63a882958263c9c9e7feaeb2f02bb94e7fb60370b923f6615f601821d1d70811", "width": 809}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Первенец-схема.jpg", "filesize": 106288, "height": 863, "pic_id": 955949, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/02/04/%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D1%86-%D1%81%D1%85%D0%B5%D0%BC%D0%B0.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250204%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250204T173949Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=e79dbe9b4e80d0c016d41eaef65593e5cf4ddd47d5364cfb201ddd2b146c6f71", "width": 1000}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "«Первенец» "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " (с 9. 1908 - Баржа №1, с 1 января 1932 - КП-3, с 12 июля 1942 или 1943- К-4199, с 16 мая 1949 - ВСН-491000). Thames Iron Works, Лондон, Блэкуолл, Англия. Заказан к постройке 16 (28) ноября 1861 года. Строительство начато ноябрь 1861 года. Заложен 6 (18) мая 1863 года. Спущен на воду август 1863 года. Введён в эксплуатацию 28 июля 1864. Выведен из состава флота исключен 2 (15) сентября 1905 году. Продан для использования в качестве баржи, 8 августа 1908. Советский Союз- Баржа № 1 приобретена 30 июня 1922. Исключен конец 1950-х. Списан 1960-е."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "«Не тронь меня» "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Верфь Чарльза Митчелла, Галерный остров, Санкт-Петербург. Заказан 31 марта 1862 г. Строительство началось 27- 30 января 1863 г. Заложен 1 декабря 1863 г. Спущен на воду 23 июня 1864 г. Вступил в строй 18 июля 1865 г. Исключен октябрь 1905 года. Списан 1950. Даты по н. ст."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "«Кремль» "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Семянников и Полетика, Санкт-Петербург. Заказан 20 апреля 1863 г. Строительство началось 2 октября 1863 г. Заложен 23 декабря 1863 г. Спущен на воду 26 августа 1865 г. Вступил в строй 1866-1867. Исключен 12 октября 1905 года. Продан на слом 8 сентября 1908. Даты по н. ст."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Водоизмещение проектное 3277 длинных тонн (3330 тонн), Кремль- 3412 тонн, Не Тронь Меня-3340 длинных тонн (3390 тонн); нормальное 3622 тонн (Первенец- 3622, Не Тронь Меня- 3494, Кремль- 3952/3412), полное 4000/4323 тонн или 3664 длинных тонны (3723 тонн) (Кремль). Длина 220 фт (67, 1 м) или Первенец- 67, 6, Не Тронь Меня- 69. 4, Кремль- 67. 3. Ширина 53 фт (16, 16 м). Осадка 14 футов 6 дюймов (4, 42 м) или Первенец- 4. 50, Не Тронь Меня- 4. 57, Кремль- 4. 60"}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Бронирование (кованое железо) -батарея 102-114 мм, боевая рубка 114 мм, пояс-114 мм (Кремль- пояс 114, батарея 140, палуба 29, рубка 114)"}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Двигатели 1 3-цилиндровый горизонтальный паровой двигатель с возвратно-шатунным механизмом, 2 прямоугольных паровых котла, Не Тронь Меня, Кремль- 1 двухцилиндровая паровая машина, 4 прямоугольных жаротрубных котла, 1000-1067 индикаторных л. с. (Первенец 1067, Не Тронь Меня 1232, Кремль 913 и. л. с., 870 испытания). Движитель 1. Запас угля 250 тонн. План паруса- трехмачтовая шхуна. Скорость хода 8-8, 5 -9 узлов (Первенец, Не Тронь Меня- 8, Кремль 9). Экипаж 18 офицеров и 414 матросов (Первенец-459, Не Тронь Меня- 394, Кремль 430), 17 офицеров и 442 матроса"}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Вооружение 26 × 196 мм/12 SBML, 60-фн (гладкоствольных) -24 на орудийной и 2 на верхней палубе (Первенец). Не Тронь Меня, Кремль- 17 х 1 - 196 мм/12 SBML\nВ 1877 году: 10 - 203 мм/21, 2 - 152 мм/23, 1 - 107 мм/20, 4 х 87 мм/24 (нарезных). Кремль- 14 × 203 мм/21, 6 х 87 мм/24 (нарезных) \nС 1891 года: 6 - 203-мм/22, 6 - 152-мм/28, 2 - 120-мм/45, 2 - 87-мм/24, 2 - 47 мм/43, 5 - 37-мм/28"}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Модернизации"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "1867, Первенец: был вооружен 3 х 1 - 203 мм/19 обр. 1867, 21 х 1 - 196 мм/12 SBML"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "1867: Не Тронь Меня: был вооружен 17 х 1 - 203 мм/19 обр. 1867"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "1867, Кремль: сняты 3 х 1 - 196 мм/12; установлены 2 х 1 - 203 мм/19 обр. 1867"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "1868, Кремль: сняты 2 х 1 - 203 мм/19; установлены 2 х 1 - 196/12 СБМЛ, 2 х 1 - 152мм /23 обр. 1867, 4 х 1 - 87мм/17 4-фунтовых обр. 1867-1870"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Кремль: сняты 5 х 1 - 196 мм/12, 4 х 1 - 87мм/17; установлены 6 х 1 – 203 мм/19 обр. 1867"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "1874, Первенец: сняты 21 х 1 - 196 мм/12; установлены 9 х 1 – 203мм/19 обр. 1867 г., 2 х 1 — 87/17 4 фнт обр. 1867-1874"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Кремль: сняты 9 х 1 - 196 мм/12, 2 х 1 - 152мм /23; установлены 10 х 1 – 203 мм/19 обр. 1867 г., 6 х 1 — 87 мм/17 4 фнт обр. 1867"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "1876, Не тронь меня: сняты 1 х 1 - 203мм/19; установлены 4 х 1 – 87мм/17 4 фнт обр. 1867 г."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "1877 г., Первенец: сняты 2 х 1 - 203 мм/19; установлены 2 х 1 – 152 мм/23 обр. 1867 г., 1 х 1 — 107 мм/17 9 фнт обр. 1867 г., 2 х 1 — 87 мм/17 4 фнт обр. 1867-1877"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Кремль: сняты 2 х 1 - 203 мм/19, 2 х 1 - 196 мм/12; установлены 1 х 1 – 229мм/19 обр. 1877 г., 1 х 1 - 44мм/41 Ангстрем"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "1880 г. Первенец: сняты 2 х 1 - 152мм/23, 2 х 1 - 87мм/17; установлены 1 х 1 – 229мм/19 обр. 1877 г., 4 х 1 - 152 мм/25 обр. 1877, 2 x 1 - 47мм/40 Гочкис, 1 x 1 - 44 мм/41 Ангстрем, 1 x 5 - 37мм/17 Гочкис"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "1880- Кремль: - 1 x 1 сняты 229 мм/19, 2 x 1 - 203 мм/19, 6 x 1 - 87 мм/17, 1 x 1 - 44 мм /41."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "1881- Не Тронь Меня: сняты 2 x 1 - 203мм/19; установлены 1 x 1 - 44мм/41 Ангстрем"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "1890-е, Первенец: сняты 1 x 1 - 229мм/19, 4 x 1 - 203 мм/19, 1 x 1 - 44 мм/41; установлены 2 х 1 – 152 мм/32 обр. 1877, 2 х 1 - 120 мм/43 Кане, 2 х 1 - 63 мм/17 Барановский, 4 х 5 - 37 мм/17 Гочкис"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "1890-е, Не Тронь Меня: сняты 2 х 1 - 203мм/19, 4 х 1 - 87 мм/17, 1 х 1 - 44мм/41; установлены 2 х 1 – 152 мм/25 обр. 1877, 2 х 1 - 63 мм/17 Барановский"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "1890-е, Кремль: сняты 4 х 1 - 203мм/19; установлены 7 х 1 – 152 мм/32 обр. 1877, 2 x 1 - 63 мм/17 Барановский, 4 x 1 - 47мм/40 Гочкис, 4 x 1 - 37мм/20 Гочкис"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Первенец» при водоизмещении 3277 длинных тонн (3330 тонн) имел железный корпус с ярко выраженными носовым и кормовым таранами. Задолго до 1866 года, кстати. Кормовой таран дополнительно защищал руль и винт. Длина «Первенца» составляла 220 футов (67, 1 м), ширина 53 фута (16, 2 м), а осадка 14 футов 6 дюймов (4, 4 м). Корпус корабля был разделен шестью водонепроницаемыми поперечными и двумя продольными переборками для защиты от подводных повреждений."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Практически сразу обнаружилась плохая управляемость корабля, он имел «непредсказуемую привычку внезапно крениться в одну или другую сторону». Виноват, скорее всего, был как раз кормовой таран, мешавший работе руля."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Зимой 1864–65 годов на нем были установлены скуловые кили против качки. Штурвал без усилителей тоже был проблемой, управлять им требовалось 6 человек из экипажа в 459."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Корабельные паровые машины в России тогда были в основном импортными и дефицитными. «Первенцу» изначально предполагалось унаследовать отремонтированную паровую машину с разобранного винтового линкора «Константин», но в итоге он получил новый трехцилиндровый горизонтальный паровой двигатель с возвратно-шатунным механизмом, построенный британской фирмой Maudslay, Sons and Field мощностью 1000 л. с. С помощью четырех прямоугольных жаротрубных котлов двигатель вращал один гребной винт диаметром 10 футов 5 дюймов (3, 2 м)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "На испытаниях 28 июля 1863 года при 1067 л. с. «Первенец» показал 8 узлов. После прихода батареи на Балтику от нее добились скорости в 8, 5 узлов. Запас угля составлял максимум 500 длинных тонн (510 тонн), но дальность не устанавливалась."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "На корабле сохранялось парусное вооружение трехмачтовой шхуны. Нижняя часть мачт изготавливалась из железа, а стеньги и реи- из сосны."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Борта корабля были обиты плитами кованой железной брони толщиной 4, 5 дюйма в центре и на 30 метрах с каждой оконечности- толщиной до 4 дюймов (102 мм). Подложкой служили тиковые доски толщиной 254 мм. Бронирование заканчивалось в 4 футах (120 см) ниже ватерлинии. Боевая рубка была также обшита 4, 5 дюймовыми железными плитами. Но сверху рубка была открыта. Корпус был сформирован с наклоном 27°, для рикошета снарядов."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Броненосная самоходная батарея получила 26 самых мощных орудий русского производства, 7, 72-дюймовых (196 мм) 60-фунтовых гладкоствольных пушек. Тогда был тупик в соревновании брони и снаряда, на испытаниях пушки броненосца не смогли пробить кованую железную броню, аналогичную собственной. Даже на 200 ярдах (183 мм)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "При первой возможности устаревшие 60-фунтовки были полностью заменены дюжиной 8-дюймовых (203 мм) нарезных орудий в 1874 году. Погонные орудия были заменены двумя 3, 42-дюймовыми (87 мм) 4-фунтовыми пушками."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В 1881 году на орудийной палубе было установлено десять 8-дюймовых и два 6-дюймовых (152-мм) нарезных казнозарядных орудия, а на верхней палубе — ещё два 6-дюймовых орудия в качестве погонных орудий."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Когда корабль находился в учебном отряде, через его палубу прошли многие образцы нового и экспериментального вооружения."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "На верхней палубе побывали- 9-дюймовая (229-мм) мортира, 2, 5-дюймовое (64-мм) орудие Барановского, 1, 75-дюймовое (44-мм) орудие Энгстрема, две 1-дюймовые (25-мм) автоматические пушки Пальмкранца и орудие Гочкиса неопределённого калибра (либо 37-миллиметровое (1, 5 дюйма), либо 47-миллиметровое (1, 9 дюйма)). Мортиру демонтировали в 1881 году. К 1890 году эти орудия были заменены двумя 120-миллиметровыми (4, 7 дюйма), двумя 47-миллиметровыми и четырьмя 37-миллиметровыми орудиями."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "kp-7657_1.jpg", "filesize": 545650, "height": 1140, "pic_id": 955950, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/02/04/kp-7657_1.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250204%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250204T174336Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=d48f8f8c18b80bfa07d4d49211f7df702eac44506e582100b7cd9d431dd5b061", "width": 1799}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Первенец» "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Батарея «Не тронь меня» сохранила завал бортов (но от ватерлинии) и массивные бронированные таранные штевни в носу и в корме. По опыту эксплуатации головного корабля уже в процессе строительства были установлены скуловые кили длиной 20 футов (6, 1 м), чтобы уменьшить бортовую качку судна. Это были первые скуловые кили на кораблях Российского флота."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Корпус корабля был разделён на семь отсеков водонепроницаемыми переборками толщиной 13, 5 мм, доходившими до батарейной палубы. Корпус имел одно дно, вместо балласта низ заливали раствором бетоном. Толщина обшивки составляла 13, 5 мм над водой и 16, 5 мм под. В бортовых отсеках установили специальные цистерны, при их заполнении корабль углублялся в воду еще на 305 мм, что снижало размеры цели."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Ходовые качества у второй батареи серии особо не улучшились. Силовую установку второго броненосца сформировали из доступного секонд-хенда, паровая машина завода Хамфрейса (Англия, 1858 год) и четыре бывших в употреблении паровых котла были сняты с винтового линкора «Константин». восстановительный ремонт делали на петербургском заводе Берда."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Во время морских испытаний 18 июля 1865 года при 1200 лошадиных сил корабль достиг максимальной скорости 7, 75–8 узлов. Под парусом и паром корабль мог развивать скорость 10 узлов."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Бронирование соответствовало схеме головного корабля. Только из-за изменений в наклоне бортов пояс по ватерлинии сделали толще-140 мм. Броня крепилась к корпусу сквозными болтами диаметром 36, 1 мм. На батарейной палубе в броне были сделаны орудийные порты высотой 864 мм. Круглая открытая сверху рубка была защищена 114 мм железными плитами. Жилую и верхнюю палубы поверх 6, 5-мм железных листов застилали сосновыми досками, а батарейную — 102-мм дубовыми. Для защиты от навесных выстрелов по бимсам нижней палубы над крюйт-камерами и бомбовыми погребами были положены 25, 4-мм железные листы."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "По проекту батарея вооружалась 24 гладкоствольными пушками, в том числе двумя-на поворотных станках на верхней палубе. Но в связи с задержкой строительства появились другие варианты."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Заводу Круппа в 1863 году были заказаны 68 8 дм (203 мм) гладкоствольных пушек. Но на корабли они не попали, так как в 1864 году было решено переделать их в нарезные по “прусской” системе."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В 1866 году «Не тронь меня» получила 17 203 мм стальных нарезных орудий Круппа, а позже батарея прошла перевооружение на нарезные казнозарядные орудия образца 1867 года. На 1875 год на борту было 16 таких орудий (угол возвышения 5 градусов, дальность стрельбы до 10 кабельтовых, снаряды в свинцовой оболочке из обыкновенного чугуна 73, 7 кг, из закаленного 84, 8 кг), и 4-фунтовые (87-мм) пушки, пушки Энгстрема и Пальмкранца."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Не избежал корабль и экспериментов. Удачный выстрел мортиры на Дунае в войну 1877-78, потопивший турецкий корабль, отозвался на Балтике установкой на плавбатарее 229 мм мортиры."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В составе артиллерийского учебного отряда корабль использовался для обучения офицеров и матросов использованию новейших орудий, принятых на вооружение. Для этого на его борту часто устанавливали новинки."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В 1880 году на орудийной палубе установили дюжину 8-дюймовых орудий. На верхней палубе кроме 229 мм мортиры побывали 3, 42-дюймовое (87-мм) четырехфунтовое орудие, 1, 75-дюймовое (44-мм) орудие Энгстрема и 1-дюймовая (25-мм) пушка Пальмкранца."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Мортира оказалась для корабля слишком тяжелой, да и бесполезной. Ее сняли в 1881 году."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Штурвал для облегчения службы рулевых в 1871 году, как и на «Первенце» "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": ", "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "перенесли на платформу перед бизань-мачтой."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В 1876 году на корабле демонтировали боевую рубку и установили новые котлы. При мощности 1700 л. с. удалось разогнать корабль до 8, 5 узлов."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Вооружение на 1877 год включало 16 × 203, 2-мм/21 (нарезных),"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "6 × 87, 6-мм/24 (нарезных), на 1881 год-14 × 203, 2-мм, 6 × 87, 6-мм, 1 × 228, 6-мм мортира, 1 × 43, 8-мм (Энгстрема), 1 × 25, 4-мм (Пальмкранца)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "С начала 1890-х годов батарея имела на вооружении 12 × 203, 2-мм, 2 × 152, 4-мм, 2 × 63, 5-мм (Барановского, десантные)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Naval_ships_of_Russia_by_Apostoli_-_006._Coastal_Defense_battleship__Kreml_.jpg", "filesize": 408876, "height": 791, "pic_id": 955951, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/02/04/Naval_ships_of_Russia_by_Apostoli_-_006._Coastal_Defense_10SMJGX.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250204%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250204T174354Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=ca1ed5f241d69d02d0bd8abc46f460c0e7a2f16babd2fb5847727043d1b2a2b8", "width": 1200}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Кремль» "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "У «Кремля» от таранных штевней отказались, кормового тарана не было, да и носовой стал лишь символическим. Корпус корабля был разделен четырьмя водонепроницаемыми поперечными и двумя продольными переборками для защиты от подводных повреждений. По опыту эксплуатации головного корабля «Кремль» получил скуловые кили длиной 20 футов (6, 1 м)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Кремль» получил переоборудованную горизонтальную двухциллиндровую паровую машину с деревянного фрегата «Илья Муромец», построенную фирмой «Карр и Макферсон» в Санкт-Петербурге, с четырьмя прямоугольными жаротрубными котлами. Расчетная мощность 870 л. с. обеспечила на испытаниях максимальную скорость в 7, 08–8, 93 узлов. Котлы «Кремля» оказались недолговечными и не выдержали более 10 лет. Их меняли в 1876, 1886, 1892 и 1901 годах на восстановленные котлы со списанных кораблей."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Кремль» впервые в Императорском российском флоте получил полые железные мачты, которые использовались для вентиляции нижних палуб. На нем по предложению первого командира была изменена форма парусов на фок- и грот-мачтах на квадратные, чтобы использовать преимущества более мореходной формы корпуса. Также на третьем корабле серии измерительные трубы для определения глубины под килем установили внутри корпуса, чтобы в бою не подвергать моряков обстрелу."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Вооружили корабль 17 7, 72-дюймовыми (196 мм) 60-фунтовыми гладкоствольными пушками. Пятнадцать были установлены на борту, а два орудия в поворотных установках на верхней палубе в качестве погонных. В дальнейшем на корабль были установлены 203 мм нарезные пушки на батарее, а на верхней палубе использовали и 152 мм и 203 мм орудия."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Бронирование также отличалось от систершипов, кованая железная броня защищала большую часть бортов, но вместо бронирования оконечностей были поставлены бронированные траверсы той же 114 мм толщины, а толщина тиковой подложки была увеличена до 381 мм. Рубку защищали те же 114 мм железные плиты, а палубу лишь 29 мм."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В ноябре 1881 года на батарее был установлен паровой рулевой механизм с броненосца «Петр Великий». Для него в и так тесном котельном отделении поставили высоконапорный осевой котел. Усилия не оправдались и через два года его демонтировали."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "scale_1200.png", "filesize": 1789816, "height": 870, "pic_id": 955953, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/02/04/scale_1200_HWNpY9N.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250204%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250204T174443Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=7e76c9a116db233e520812cb16ef220c707cf54ade1dc9774b273f30479daa89", "width": 1200}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Броненосная плавбатарея «Кремль» Картина В. Емишева"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Все три корабля, построенных по одному проекту, с некоторыми отличиями, постепенно все больше отличались друг от друга, в их конструкцию вносились разнообразные изменения. Все они получили назначение на Балтийский флот и никогда не покидали российские воды. Ни один из кораблей не участвовал в боевых действиях."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Позднее корабли считались броненосными фрегатами, при введении 13 февраля 1892 года новой классификации стали броненосцами береговой обороны."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Все плавбатареи за свою карьеру отметились таранами своих и чужих кораблей. Все началось с «Первенца» в ходе британских испытаний. В 1863 году он случайно протаранил учебный корабль HMS Warspite."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Кремль» был наиболее опасен в море. В 1869 году он при столкновении случайно потопил деревянный винтовой фрегат «Олег» (иногда ошибочно указан как «Орел»). Во время учений с «Олегом», «Первенцем», «Петропавловском» и «Витязем» у острова Гогланд 15 августа 1869 года в результате случайного столкновения «Олег» затонул за 15 минут, погибло 16 из 445 членов экипажа «Олега». Выжившие были спасены остальными четырьмя кораблями. «Кремль» получил лишь незначительные повреждения."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "s2ru05_1_3m.jpg", "filesize": 45783, "height": 560, "pic_id": 955955, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/02/04/s2ru05_1_3m.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250204%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250204T174509Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=cb72f418b23c8b0e0831470fb2bd4894d61fb0bd3cff1793a6a920c3a0c84e61", "width": 669}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "s2ru05_1_7m.jpg", "filesize": 49165, "height": 519, "pic_id": 955956, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/02/04/s2ru05_1_7m.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250204%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250204T174517Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=361a6ad10f16196d42bdb9ea1e81b312c9cb22f604b9c1b7ca8eb95c5e9fd195", "width": 780}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Ревельский рейд, 24 июня 1902 года.jpg", "filesize": 57844, "height": 531, "pic_id": 955957, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/02/04/%D0%A0%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%80%D0%B5%D0%B9%D0%B4_24_%D0%B8%D1%8E%D0%BD%D1%8F_1902_%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250204%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250204T174527Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=b01fb74a8524e52f096b15f5679ea40fd5d3882683313256a4862442e7910cd6", "width": 780}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Ревельский рейд, 24 июня 1902 года «Кремль» "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "конец 1860-х годов.jpg", "filesize": 55127, "height": 527, "pic_id": 955958, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/02/04/%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D1%86_1860-%D1%85_%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%B2.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250204%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250204T174542Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=14eef65c5ad81e275f3ad4fcbc8265f736c05b7497ca8cdc58e062bd62cc24c9", "width": 780}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "конец 1860-х годов «Кремль» "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "s2ru05_1_5m.jpg", "filesize": 49757, "height": 560, "pic_id": 955959, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/02/04/s2ru05_1_5m.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250204%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250204T174602Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=b0da5e587e06bf38d1ed1dbb97b5feae4dfa25ced3c8f99f50864eb602f6dc91", "width": 780}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Кремль» "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "s2ru05_1_4m.jpg", "filesize": 54071, "height": 519, "pic_id": 955960, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/02/04/s2ru05_1_4m.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250204%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250204T174609Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=9141d108fd5325b3f53657a67aafac894f4ee78fa6e40944ce3474d80c16302b", "width": 780}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Кремль» "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "s2ru05_1_2m.jpg", "filesize": 56600, "height": 560, "pic_id": 955961, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/02/04/s2ru05_1_2m.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250204%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250204T174618Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=79f1150df7678915a6dfe8912ac79febad9084d751053fbf3de65fe06eea5582", "width": 709}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Кремль» "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "А 29 мая (10 июня) 1885 года броненосец во время перехода в Ревель попал в шторм и принял много воды. Подшипники у машины перегрелись и она встала. Опасаясь затопления, командир корабля увел его под парусами на мелководье в залив Кунда у эстляндского побережья. Однако и здесь корабль продолжил набирать воду через вентиляционные шахты, измерительные трубы и неисправные клапаны во внутренних переборках."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Через некоторое время броненосец затонул на глубине 7, 9 метров. С мели его сняли через пять дней и снова ввели в строй после ремонта в Кронштадте."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Уборка парусов на броненосной батарее.jpg", "filesize": 49565, "height": 560, "pic_id": 955962, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/02/04/%D0%A3%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%BA%D0%B0_%D0%BF%D0%B0%D1%80%D1%83%D1%81%D0%BE%D0%B2_%D0%BD%D0%B0_%D0%B1%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D0%B1%D0%B0%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B5.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250204%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250204T174658Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=d40c05ae7ba22c964ea390c51089503f13dcd317d2a51786bcbe4d7882e94b18", "width": 390}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Уборка парусов на броненосной батарее «Кремль» "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Не тронь меня» отличилась дважды. В июле 1869 года плавучая батарея столкнулась с полуброненосным фрегатом «Петропавловск», а в 1883 году серьёзно повредила норвежское судно «Хайден»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Однако службу броненосец тоже знал. В июле 1866 года русская эскадра под командованием контр-адмирала Лихачёва (броненосная батарея «Не тронь меня», броненосный фрегат «Севастополь», фрегат «Дмитрий Донской», пароходо-фрегат «Храбрый», пароходо-фрегат «Владимир», клипер «Яхонт», двухбашенная лодка «Смерч» и четыре монитора) встретили в Гельсингфорсе американские корабли (монитор «Miantonomoh» и пароход «Ogasta») под командованием помощника секретаря Морского министра САСШ капитана Г. Ф. Фокса. Американцы через океан привезли в Санкт-Петербург новое посольство."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Русская эскадра проводила американцев до Большого Кронштадтского рейда. С 11 (23) марта 1895 года броненосец использовался в качестве блокшива при Минной школе Балтийского флота."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Большую часть своей карьеры броненосцы прослужили в артиллерийском учебном отряде, пока не были переведены в резерв 24 декабря 1904 года. 2 сентября 1905 года их разоружили и сдана к Кронштадтскому военному порту на хранение. 29 сентября 1905 года корабли были исключены из списков судов Балтийского флота. В 1908 году корабли были проданы."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "15 сентября 1905 года «Кремль» был разоружен и передан в порт Кронштадта для утилизации. 12 октября 1905 года его исключили из списков флота и 8 сентября 1908 года продали на слом."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Первенец» после продажи 8 сентября 1908 года был переоборудован в угольную баржу и переименован в «Баржу № 1». После окончания Гражданской войны в России 30 июня 1922 года судно вернулись в собственность государства и использовалось для перевозки угля в Кронштадт. «Баржа № 1» была передана Балтийскому флоту 7 августа 1925 года для использования в качестве угольного плавбазы. Она была переименована в КП-3 1 января 1932 года, "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "в "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "К-41999 12 июля 1943 года и в"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": " "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "ВСН-491000 16 мая 1949 года. ВСН-491000 был списан в конце 1950-х годов, но, видимо, на слом отправлен только в начале 1960-х годов."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Не тронь меня» была разоружена 15 сентября 1905 года и исключена из списка ВМФ 11 октября. Корабль был превращён в несамоходную баржу и 26 августа 1908 года продан частной фирме. Использовался для доставки пролётов разводного моста к месту строительства моста Петра Великого, а затем в качестве плавкрана при достройке моста (1908—1911). С 1911 года баржа использовалась Металлическим заводом для транспортировки негабаритных грузов (включая артиллерийские системы)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "После гражданской войны и национализации флота баржа передана НКПС для работы в Петроградском морском торговом порту. 24 июня 1925 года баржа была выкуплена Ленинградским металлическим заводом, она находилась у Свердловской набережной и использовалась как плавучий склад Механического завода. В 1940 году баржу отремонтировали и использовалали для доставки от стенки Ленинградского металлического завода имени И. В. Сталина в Торговый порт для погрузки на морские суда артиллерийских систем береговых батарей."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Во время Великой Отечественной войны оставлена без использования и без ухода, была пришвартована на Неве в Ленинграде, где и затонула от коррозии корпуса. В 1950 году поднята АСС КВМК (Кронштадская Военно-морская крепость) и сдана «Главвторчермету» для разделки на металл."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "s2ru03_1_4m.jpg", "filesize": 48433, "height": 532, "pic_id": 955963, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/02/04/s2ru03_1_4m.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250204%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250204T174802Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=f67d7647f6825afede4f185f447ac9043554eee2544b3dabe32073c3d1d49841", "width": 780}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Первенец» "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Броненосная батарея «Первенец», построенная в Англии, предназначалась для защиты с моря Кронштадта и Санкт-Петербурга.jpg", "filesize": 162151, "height": 800, "pic_id": 955965, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/02/04/%D0%91%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D1%81%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B1%D0%B0%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%B5%D1%8F_%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D1%86_%D0%BF%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B2_%D0%90%D0%BD%D0%B3%D0%BB%D0%B8%D0%B8_%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D0%B0_LBPLunz.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250204%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250204T174823Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=4c6cf244baed3631763b62e5942d88bcb8113b729d88f98808d21a96c2cd7f62", "width": 1280}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Броненосная батарея «Первенец»,"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "на стрельбах..jpg", "filesize": 57847, "height": 522, "pic_id": 955966, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/02/04/%D0%BD%D0%B0_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%B1%D0%B0%D1%85..jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250204%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250204T174836Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=2019443fb4330886ace0d581af3d2be54bcaf1a6b8f3cd549a55400d75d255d2", "width": 780}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "на стрельбах. «Первенец» "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "s2ru03_1_6m.jpg", "filesize": 58450, "height": 462, "pic_id": 955967, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/02/04/s2ru03_1_6m.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250204%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250204T174849Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=08676e11a1283cf6f241b802344416dd13d9a452dcc16c3c99f4c64ad517d3a2", "width": 780}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Первенец» "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Броненосная батарея «Первенец», построенная в Англии, предназначалась для защиты с моря Кронштадта и Санкт-Петербурга.jpg", "filesize": 162151, "height": 800, "pic_id": 955968, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/02/04/%D0%91%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D1%81%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B1%D0%B0%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%B5%D1%8F_%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D1%86_%D0%BF%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B2_%D0%90%D0%BD%D0%B3%D0%BB%D0%B8%D0%B8_%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D0%B0_1gC5btc.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250204%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250204T174904Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=2f7657b27a86ebb8263ad7b92c2df170bfd8f710bc5917d60247a3c813c4ac51", "width": 1280}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Броненосцы, несмотря на мирный характер своей службы, сыграли огромную роль в воспитании офицерского корпуса флота и его личного состава. Через эти корабли прошла почти вся военно-морская элита Российской империи."}], "attributes": []}], "selectedRange": [24953, 24953]}
Комментарии 0