24 янв 2025 · 15:55    
{"document": [{"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "504px-Cyclopsa5HMS Cyclops на стоянке в порту.jpg", "filesize": 45772, "height": 600, "pic_id": 951776, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/01/24/504px-Cyclopsa5HMS_Cyclops_%D0%BD%D0%B0_%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%8F%D0%BD%D0%BA%D0%B5_%D0%B2_%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%83.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250124%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250124T124350Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=7047d09ff0a75ddff4ac1c4ad7e5929887c33be2abce60811a6ccf16c346cbe0", "width": 504}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Особенностью викторианской эпохи для великой тогда Британии было состояние презрительного спокойствия по отношению к остальному миру. Являясь мастерской мира и держателем основной массы колониальных владений, располагая крупнейшим и современнейшим в мире флотом, Британия справедливо считала себя неуязвимой, лениво подбирая себе в Евразии исполнителей для грязной работы."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Англичане использовали французов против России в Крымскую войну, итальянцев против австрийцев, строили козни России в Центральной Азии, «сдерживая» агрессивное движение империи на юг. В общем шла Большая игра. Россию ограничили в Черном море, лишив права на флот, бухарцев, хивинцев, афганцев и кокандцев снабжали оружием и деньгами, подогревали антирусские настроения."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Нашими войсками московиты должны быть выдавлены из Средней Азии и сброшены в Каспийское море» Дизраэли из письма королеве Виктории."}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "две гордые и расширяющиеся империи приблизились друг к другу без какой-либо согласованной границы с противоположных направлений в «отсталом, нецивилизованном и неразвитом регионе» "}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Империи пытались определить границу. В 1869 году британский дипломат Кларендон предложил реку Амударья для создания нейтральной зоны между британской и российской сферами влияния, но в ответ канцлер Александр Горчаков предложил считать нейтральной зоной уже Афганистан. Российские войска вошли в Чимкент в 1864 году, Ташкент в 1865 году, Коканд и Бухару в 1866 году и Самарканд в 1868 году."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Викторианское спокойствие периодически взбадривалось и стимулировалось к активным действиям внешними вызовами. В британской истории такие пики возбуждения называют «паниками» и добавляют год."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Одна из них носит название «паника 1870 года» и была вызвана очередным обострением отношений с Россией от Балкан до Тибета. Опасность войны с русскими воспринималась вполне реальной, а противопоставить ей было нечего. Франция с Пруссией сошлись в смертельной схватке, Турция была как всегда больна, Австро-Венгрия находилась в болезненной стадии переформатирования в двуединую монархию. «Рук» на континенте у англичан не было."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Пользуясь удачной ситуацией, российский канцлер Горчаков в октябре 1870 года уведомил великие державы, что Российская империя считает себя свободной от ограничений Парижского трактата 1856 года. И никто ничего возразить не смог."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Соответственно, Британии надо было переходить в состояние обороны и защищать свой остров. Оказалось, что особенно нечем. К 1870 году военно-морская политика Адмиралтейства и правительства привела к потере Англией ряда преимуществ на море. Та же Франция, чей флот практически не пострадал в войне с Пруссией, по количеству крупных кораблей вплотную приблизилась к владычице морей, а по качеству во многом обогнала."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Более того, лорды считали вполне серьезной угрозой и русский флот, который того гляди, начнет штурмовать Портсмут и Ливерпуль. В мелководных гаванях огромные британские броненосцы были неудобны. Оказалось, что английские порты не имели достаточной защиты и было решено построить несколько малых броненосцев, задачей которых стала бы оборона портов, устьев рек и прибрежной полосы от возможных атак русских кораблей. Кроме того, Адмиралтейство в будущем рассчитывало использовать небольшие мелкосидящие броненосцы для действий в Балтийском море."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "\"Во время паники 1870 г., когда для нашей страны существовала угроза быть втянутой в войну, а для наших портов – подвергнуться вражеским атакам, Совету пришлось заниматься вопросом о местной обороне берегов от любых типов кораблей (более или менее сильно вооружённых), которые могли осуществить попытки разрушения крупных торгово-промышленных центров на нашем побережье."}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Никакие тяжело бронированные глубокосидящие военные корабли не могли близко подойти даже к самым беззащитным из этих гаваней. Серьёзная атака была осуществима [только] лёгкими судами – скорее всего общей группой из броненосных и неброненосных кораблей… и легко увидеть, что превосходство по всем параметрам остаётся за классом кораблей, принятым Адмиралтейством как часть системы береговой обороны\". Спенсер Робинсон"}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В экстренном порядке (все-таки паника) Адмиралтейство заказало четыре броненосца для защиты гаваней Британии (мониторов «защиты гаваней») от злых русских. Для ускорения процесса был взят готовый проект мониторов типа «Цербер» (HMS Cerberus и HMS Magdala), только что построенных Э. Ридом для охраны гаваней в колониях, для Бомбея и Мельбурна). Позже по близкому проекту был построен HMS Abyssinia для усиления обороны Бомбея."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Брустверные броненосцы типа Cerberus"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": " "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "были первыми британскими безрангоутными броненосцами. Они были вооружены четырьмя орудиями 254-мм/15 RML 10 inch 18 ton Mark I, установленными в двух поворотных башнях. Небольшая надводная часть бортов была забронирована по брустверному типу."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Все три броненосца успешно дошли из Англии до Индии и Австралии, продемонстрировав сносные мореходные качества."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Проект был на скорую руку доработан и заказы, опять же для скорости, разместили на четырех верфях- Thames Ironworks и J. and W. Dudgeon в Лондоне, Palmers Shipbuilding в Ярроу и Robert Napier and Sons в Глазго. Вся четверка была заложена в 1870 году."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Мониторы типа «Циклоп» стали одним из последних проектов Главного Строителя Флота Эдварда Джеймса Рида на этом посту, 7 июля 1870 года после завершения проектирования он покинул свою должность в связи с болезнью."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Корабли получили имена в честь самых страшных персонажей древнегреческой мифологии: HMS Cyclops, HMS Hydra, HMS Hecate и HMS Gorgon, то есть в честь кровожадного гиганта Циклопа, чудовища Гидры, богини подземного мира Гекаты и Медузы Горгоны."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Основное внимание было уделено защите. Это был фирменный почерк Э. Рида. При мощном бронировании броненосцы получили более лёгкие и скорострельные орудиями калибра 254 мм. Предполагалось, что мореходности новых кораблей будет достаточно для перехода морем в любую точку побережья. Увы, не получилось. Из за конструктивных особенностей броненосцы имели очень низкую остойчивость и в открытом море могли перевернуться даже при слабой волне."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Отделу главного строителя было дано распоряжение построить корабли, которые могли с лёгкостью перевернуться в открытом море, которые не могли плавать на мелководье, не могли перейти из порта в порт кроме как после тщательного изучения барометра, но могли легко отправиться на дно во время шторма, а также вследствие целого ряда прочих причин, и которые получили в итоге минимальную наступательную мощь при максимальной оборонительной. Эту задачу отдел главного строителя решил очень верно и с большим умом, дав нам корабли» береговой обороны «, которые не могут защитить наших берегов… что же тогда вообще означает корабль» береговой обороны «?» -позднее писал в «Таймс» один из членов Совета, стоявшего ранее у истоков их создания."}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Как оказалось, спешка действительно нужна лишь в нескольких конкретных случаях. Когда паника улеглась и проблемы решили дипломатическим путем, корабли уже были спущены на воду. И оказались совершенно не нужны флоту. Формально флот их принял еще в 1872 году, но потом их в том же году отбуксировали в Девенпорт и достраивали уже не спеша, практически нехотя. В строй они вошли в 1874-1877 годах и сразу были переведены в резерв. Где почти безвылазно благополучно ржавели до своего окончательного вывода из состава флота в 1901 и продажи на слом в 1903 году. Все четыре корабля проданы на слом в 1903 году по 8400 ф. ст. за каждый."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Cyclops_launch2Спуск на воду HMS Cyclops.jpg", "filesize": 127810, "height": 553, "pic_id": 951777, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/01/24/Cyclops_launch2%D0%A1%D0%BF%D1%83%D1%81%D0%BA_%D0%BD%D0%B0_%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D1%83_HMS_Cyclops.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250124%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250124T124554Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=2912a73f1ff739d5714951ca085ae3582df064aba50692efffda9fbe17b25279", "width": 695}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Спуск на воду HMS Cyclops"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "HMS Cyclops, хотя и значился головным кораблем серии, стал третьим, строительство которого было завершено. Он стал также третьим этого имени в Королевском флоте. Его заложили 10 сентября 1870 года, спустили на воду 18 июля 1871 года и ввели в эксплуатацию в январе 1872 года. Потом он был отбуксирован в Девенпорт, где вместе с систершипами проходил неторопливое оснащение, которое завершил лишь 4 мая 1877 года."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Казне империи он обошелся в 156 782 фунтов стерлингов. С поправкой на инфляцию корабль стоил 22 021 548 фунтов стерлингов в текущих фунтах стерлингов. Продали его на слом за 8400 фунтов, что сегодня примерно 1 139 347 фунтов стерлингов."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Другие корабли серии стоили: 141 254 фунта стерлингов HMS Gorgon, 143 310 фунтов стерлингов HMS Hecate и 194 334 фунта стерлингов HMS Hydra."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Чтобы эти корабли смогли безопасно выходить в море, Комитет по проектам еще в процессе строительства рекомендовал расширить надстройку до бортов и перекрыть ее палубой, в качестве меры как для улучшения остойчивости, так и создания лучших условий для экипажа."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«без использования определенной надстройки вдоль бортов этих кораблей на значительной части длины корпуса они с безопасностью могут перейти из порта в порт только в хорошую погоду» "}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Но только в 1886-1889 годах модернизацию этой четверки утвердил Совет. Увеличение надстройки, где разместились помещения командира, дополнительные кубрики для команды, каюта-читальня, лазарет и т. д, не только улучшило обитаемость, но и повысило остойчивость корабля. Во время модернизации также усилили бруствер, добавили еще одну водонепроницаемую переборку, а также фальшкиль. На бруствере разместили четыре скорострельных 3-фунтовых орудия Гочкиса для защиты от миноносцев, установили прожектора и пять пулеметов. Это увеличило команду до 191 человека и добавило 80 длинных тонн (81 тонна) к водоизмещению."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "Screenshot_1.png", "filesize": 815759, "height": 542, "pic_id": 951781, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/01/24/Screenshot_1.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250124%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250124T124749Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=dcfdc490b168637b5aa94caba365bc1b0090561b9fe8b383eeb38cb66a8503d6", "width": 731}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "07lablacl1285236065.jpg", "filesize": 73465, "height": 800, "pic_id": 951782, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/01/24/07lablacl1285236065.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250124%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250124T124756Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=c8502289a556a4ccb1ed90115ab030f2f6fec2aba4ed0318de9ac8a68af77ab2", "width": 514}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "0.jpg", "filesize": 16760, "height": 337, "pic_id": 951783, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/01/24/0.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250124%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250124T124823Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=f11322983a1dfb5792e0f8ae44ea3a274a4d3308f17c7812bef4cf03ee83cb8f", "width": 623}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Геката» в 1878 г."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "«Гидра» после вступления в строй.jpg", "filesize": 19435, "height": 336, "pic_id": 951778, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/01/24/%D0%93%D0%B8%D0%B4%D1%80%D0%B0_%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B5_%D0%B2%D1%81%D1%82%D1%83%D0%BF%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%B2_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B9.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250124%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250124T124647Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=bb2f1103ff09778b064b448fec4e115082ac1956a887ce92b4ff0ac948d20f25", "width": 623}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Гидра» после вступления в строй"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Cyclops_class_monitor_diagrams_Brasseys_1888.jpg", "filesize": 92052, "height": 441, "pic_id": 951779, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/01/24/Cyclops_class_monitor_diagrams_Brasseys_1888.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250124%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250124T124657Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=b36def32104b437fe2f2d934b200f4beff5124311939ae397643e6d987752d5c", "width": 973}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "План из Военно-морского ежегодника Брасси за 1888-1889 годы"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "Screenshot_2 (2).png", "filesize": 216654, "height": 375, "pic_id": 951780, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/01/24/Screenshot_2_2.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250124%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250124T124739Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=38af8c8c01b36c1556a23b1c002aaadf8ed18a73d0dd40f0ca0587c2c136fa8e", "width": 597}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Циклоп» HMS Cyclops"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": " "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "Thames Ironworks, Лондон. Строительство начато 10 сентября 1870 г. Спущен на воду 18 июля 1871 г. Введен в эксплуатацию Январь 1872 г. Завершен 4 мая 1877 г. Переоборудован 1887–89. Выведен из состава флота 1901 год. Продан 7 июля 1903 г."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Горгона» HMS Gorgon Palmers Shipbuilding, Джарроу. Строительство начато 5 сентября 1870 г. Спущен на воду 14 октября 1871 г. Завершен Апрель 1872 г. Введен в эксплуатацию 19 марта 1874 г. Продан 12 мая 1903 г."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Геката» HMS Hecate Dudgeon, Кьюбитт Таун, Лондон. Строительство начато 5 сентября 1870 г. Спущен на воду 30 сентября 1871 г. Введен в эксплуатацию 24 мая 1877 г. Продан на слом в 1903 году."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Гидра» HMS Hydra Robert Napier and Sons., Гован. Строительство начато 5 сентября 1870 г. Спущен на воду 28 декабря 1871 г. Завершен Август 1872 г. Введен в эксплуатацию 31 мая 1876 г. Продан 7 июля 1903 г."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Водоизмещение 3480 длинных тонн (3540 тонн) полное (после модернизации 3560). Длина 68, 58 м. Ширина 13, 72 м. Осадка 4, 95 м."}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Бронирование - пояс по ватерлинии 6–8 дюймов (152–203 мм), палуба 38 мм, боевая рубка: 8–9 дюймов (203–229 мм), орудийная башня: 9–10 дюймов (229–254 мм), бруствер 8–9 дюймов (203–229 мм), обшивка 25-32, подкладка 230-280 (тик) (общий вес бронирования 1130 тонн)"}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Двигатели-две 2-цилиндровые компаунд паровые машины типа «Джон Элдер» (HMS Cyclops 1, 660 и HMS Hydra 1472 л. с.), две горизонтальные 4-цилиндровых прямого действия Ravenhill (HMS Hecate 1670 и HMS Gorgon 1755 л. с.) Движитель 2. Скорость хода 10, 9-11, 2 узлов максимальная (HMS Cyclops 11, HMS Hydra-11, 2, HMS Hecate 10, 9 и HMS Gorgon 11 узлов). Запас топлива 270 тонн угля (Gorgon, Hecate) и 250 тонн (Hydra, Cyclops). Дальность 3000 морских миль при скорости 10 узлов, по другим данным-Gorgon, Hecate- 1230 миль (10 узлов), Hydra, Cyclops- 1920 миль (10 узлов). Экипаж 150-156 человек (после модернизации 191)."}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Вооружение-2×2 — 254-мм/14, 5 нарезные дульнозарядные пушки RML 10 inch 18 ton MLR Mk I/II (вес бортового залпа 744 кг). С 1886-1889 также: 4×1 - 47-мм/40 пушки Гочкиса, 5 пулемётов"}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "75e113ba81ab2e1127b830804c1da548.jpg", "filesize": 28472, "height": 468, "pic_id": 951784, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/01/24/75e113ba81ab2e1127b830804c1da548.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250124%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250124T124850Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=5369ac09a30dbdbb2c3914fa57487f8b007f108e959527f1441034c3da59d16f", "width": 735}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Мониторы имели небольшую высоту надводного борта и бронированную цитадель, на которой размещались орудийные башни и надстройка, закрытая сверху дополнительной палубой. Дополнительная палуба была шире цитадели и создавала своеобразный навес, на котором размещались шлюпки, дымовая труба и ходовая рубка. Корабли имели небольшие отличия по внешнему виду, на HMS Cyclops и HMS Hecate перед носовой башенной установкой располагалась небольшая дополнительная мачта-стойка, которая использовалась для установки шлюпочной лебёдки. HMS Gorgon и HMS Hydra имели только грот-мачту."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Носовой шпирон исполнял только декоративную функцию и не мог применяться для тарана. Из 3480 (после модернизации 3560) тонн водоизмещения на корпус и броню приходилось 2730 тонн, а на механизмы 750 тонн."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Мореходность из-за низкого борта была слабым местом кораблей. После увеличения ширины надстроек и бруствера при модернизации ситуация значительно улучшилась. Тем не менее, угол наибольшей остойчивости, полученный расчётным путём, составлял 25°, а при 39° корабли теряли устойчивость и переворачивались."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Силовая установка имела два варианта. HMS Hecate и HMS Gorgon получили по два 4-цилиндровых горизонтальных паровых двигателя прямого действия Ravenhill, каждый из которых приводил в движение один гребной вал. HMS Cyclops и HMS Hydra - по две 2-цилиндровые паровые машины двойного расширения, изготовленные Джоном Элдером. Первая пара кораблей загружала 270 длинных тонн угля, а вторая пара — 250 длинных тонн."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "На ходовых испытаниях все броненосцы показали практически одинаковую скорость: HMS Cyclops 11 узлов, HMS Hydra 11, 2 узла, HMS Hecate 10, 9 узла и HMS Gorgon 11, 14 узла."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Благодаря двухвальной силовой установке и балансирным рулям все броненосцы обладали высокой маневренностью."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Бронирование мониторов состояло из полного пояса по ватерлинии плит кованого железа, в центре толщиной 203 мм и 152 мм в оконечностях. Надстройка и боевая рубка были защищены 203–229 мм бруствером длиной 36, 5 м и высотой 2, 97 м. Башни располагались на бронированном бруствере, что позволяло снизить заливаемость водой. Орудийные башни имели 10 дюймов лобовой брони и девять дюймов по бокам и сзади. Для всей вертикальной брони шла подложка из 9–11 дюймов (229–279 мм) тика. Палубы были толщиной 1, 5 дюйма (38, 1 мм). Внешняя обшивка была набрана из железных листов толщиной 25 - 32 мм, под которой находилась 230—280 мм подкладка из тикового дерева. Удельный вес бронирования примерно соответствовал монитору HMS Glatton, составляя примерно треть водоизмещения."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Для операций на мелководье, куда не могли зайти тяжелые броненосцы, подобный уровень защиты считался очень высоким."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "800px-RML_10_inch_18_ton_gun_diagramsОрудие 254-мм15 RML 10 inch 18 ton.jpeg", "filesize": 73526, "height": 522, "pic_id": 951785, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/01/24/800px-RML_10_inch_18_ton_gun_diagrams%D0%9E%D1%80%D1%83%D0%B4%D0%B8%D0%B5_254-%D0%BC%D0%BC15_RML_AUt3Edu.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250124%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250124T124912Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=8193e552102aef228934f5a06b7f228666686e3ab62aad644d807f2809b05a37", "width": 800}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Орудие 254-мм15 RML 10 inch 18 ton"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Мониторы были вооружены четырьмя нарезными дульнозарядными орудиями 254-мм/15 RML 10 inch 18 ton, установленными в двух поворотных башенных установках, размещенных на оконечностях цитадели. Орудия монтировались на штыревых поворотных станках конструкции кэптена Скотта. Башенные установки и вертикальный привод наведения орудий были оборудованы гидравлическими приводами. На тот момент эти установки были самыми эффективными по наведению и заряжанию на британском флоте."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Орудия 254-мм/15 RML 10 inch 18 ton тогда были одними из самых мощных, оно весило 18 длинных тонн. Дальность стрельбы 407 фунтовыми (184, 6 кг) снарядами при угле возвышения ствола 11° и использовании картузного метательного заряда весом 27, 2 кг составляла 4, 57 км. С начальной скоростью 416 м/с оно пробивало 12, 9-дюймовую (330 мм) броню из кованого железа у дульного среза. Орудия могли стрелять как сплошными, так и разрывными снарядами."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Соотношение веса вооружения к водоизмещению на этих мониторах было одним из самых высоких- тонна вооружения на 48 тонн водоизмещения."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Во время модернизации на броненосцах было установлено по четыре орудия 47-мм/40 3pdr Hotchkiss Mk I и пять картечниц. На палубе цитадели установили по два боевых прожектора."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В ходе модернизации 1885-1889 годов основным мероприятием стало расширение надстройки с бруствером до уровня бортов. Бруствер и верхняя палуба были дополнительно подкреплены. В носу добавили водонепроницаемая переборка и дополнительную платформу, фальшкиль. Навесную палубу расширили под установку батареи скорострельных Гочкисов."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "На юте были установлены небольшие надстройки, в которых были оборудованы офицерские каюты, капитанские апартаменты и вспомогательные помещения для экипажа, что несколько улучшило обитаемость кораблей. В целом после модернизации корабли стали более остойчивы и не так опасны для своего экипажа в открытом море."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "yQqqQJXXbIA.jpg", "filesize": 249869, "height": 558, "pic_id": 951787, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/01/24/yQqqQJXXbIA.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250124%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250124T125058Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=b440870ef82996e38e89f300f8bde9e6f10de3c9152755c8ca0f01ad64333559", "width": 1280}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "scale_1200 (1).jpg", "filesize": 463091, "height": 589, "pic_id": 951788, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/01/24/scale_1200_1.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250124%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250124T125109Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=c302c15b65697a4c42f03218b35c770532e764180445e48b60cbd915c7514252", "width": 1200}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Как и предполагалось, корабли оказались флотом не востребованы. Британские адмиралы, избалованные и количеством и качеством боевых кораблей, просто не представляли что с ними делать. Единственный мобилизационный эпизод в их истории это еще одна английская паника, 1878 года, вызванная победоносным наступлением русской армии на Стамбул."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Вновь оказавшись в ситуации нехватки кораблей для войны с русскими, лорды вывели еще почти новые мониторы с верфей, помыли, покрасили, с апреля по август 1878 года включили в Эскадру специальной службы адмирала сэра Купера Ки, собранную на рейде Портленда. 4 месяца броненосцы коптили там небо, очевидно, ожидая похода на Санкт-Петербург."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "После модернизации 1885-1889 годов адмиралы рискнули еще раз, включив мониторы в состав участников морских маневров. Так в 1887 году эти броненосцы первый раз вышли в море, а «Горгона» даже пережила шторм у Куинстауна. По итогам перехода адмирал Бэллард заметил, что она «не так плоха, как торпедная канонерская лодка, но много рыскала на курсе». Все четыре броненосца участвовали потом в ежегодных маневрах флота в 1889–1890 и 1892 годах; между оными они находились в резерве флота."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Горгона» стал первым достроенным кораблем этого типа, его сразу определили в тендеры для артиллерийского учебного судна HMS Cambridge в Девонпорте с 1874 по 1877 год и после военной паники 1878 года вплоть до модернизации в 1888–1889 годах. В 1901 году его забраковали в 1903 году продали на слом."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Gorgon3.jpg", "filesize": 25825, "height": 409, "pic_id": 951789, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/01/24/Gorgon3.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250124%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250124T125122Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=cbc59b1ab0e38641677e9d0f75ca3f53cd47e35dc921878dbda12b91057c3fd5", "width": 700}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Горгона» "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "800px-Gorgona1.jpg", "filesize": 34984, "height": 340, "pic_id": 951790, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/01/24/800px-Gorgona1.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250124%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250124T125129Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=6fdd2c25eefdacbe54be5bfe61dbb0df15366cbf4dcc92f894dd8cf052111ba1", "width": 800}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Горгона» "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Gorgon2.jpg", "filesize": 38148, "height": 424, "pic_id": 951792, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/01/24/Gorgon2.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250124%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250124T125135Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=4520f77e8c2423bc11b1d63a6a49905b5276f32ec84a92704c76a51fa515bb80", "width": 700}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Горгона» "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Следующим достроили «Гидру» "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": ". Он сразу попал "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "в Эскадру специальной службы, а затем "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "был "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "выведен из эксплуатации в Ширнессе и служил в качестве тендера для HMS Duncan. После переоборудования в 1888–89 годах находился в резерве флота в Чатеме до 1901 года."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "719px-Hydraa2.jpg", "filesize": 38043, "height": 599, "pic_id": 951793, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/01/24/719px-Hydraa2.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250124%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250124T125205Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=3d2f65db632b610c54eb3fdf3a875af80468de77c25ea2bcb7d6e608b705626a", "width": 719}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Гидра» "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "800px-Hydraa1.jpg", "filesize": 32863, "height": 586, "pic_id": 951794, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/01/24/800px-Hydraa1.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250124%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250124T125213Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=a448f674e902fd7b0aace3551affe8026d06eff7ee4d3c5aedb056b794bde474", "width": 800}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Гидра» "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "гидра.jpg", "filesize": 22227, "height": 419, "pic_id": 951795, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/01/24/%D0%B3%D0%B8%D0%B4%D1%80%D0%B0.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250124%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250124T125223Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=782808a2dc30752933928eb0f1aa32c1bb9c2f5fac8cd7ab5b66c1da235d9b57", "width": 623}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Броненосец «Гидра» "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Циклоп», формально головной корабль класса, был третьим достроенным кораблем. Сразу был переведен в резерв 1-й очереди. Переоборудование прошел в 1887–1889 годах. Внесен в список недействующих в январе 1902 года, переведен в подразделение E Dockyard Reserve в Ширнессе в мае 1902 года, и продан 7 июля 1903 года."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "504px-Cyclopsa5HMS Cyclops на стоянке в порту.jpg", "filesize": 45772, "height": 600, "pic_id": 951796, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/01/24/504px-Cyclopsa5HMS_Cyclops_%D0%BD%D0%B0_%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%8F%D0%BD%D0%BA%D0%B5_%D0%B2_%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%83_ppYfwN8.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250124%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250124T125246Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=4da8682c2831bb1eaf3b01c5e688941af2a05be623798642cc0f37116ebb2137", "width": 504}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "HMS Cyclops на стоянке в порту"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "724px-Cyclopsa6HMS Cyclops после модернизации.jpg", "filesize": 33411, "height": 599, "pic_id": 951797, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/01/24/724px-Cyclopsa6HMS_Cyclops_%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B5_%D0%BC%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250124%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250124T125255Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=9e9c5d8f89db618a9338fe8766ba5f12ea359f00d9a6c5d2c2fd3cc4f640af1c", "width": 724}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "HMS Cyclops после модернизации"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "HMS_Cyclops_-_The_British_Navy,_Volume_I_-_1882.png", "filesize": 688385, "height": 532, "pic_id": 951798, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/01/24/HMS_Cyclops_-_The_British_Navy_Volume_I_-_1882.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250124%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250124T125306Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=e6058ef84a6ccfed1cdd3c61fc86e9b18e66cc9ac53e5ac1d23db7c4add4ec2f", "width": 800}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "HMS_Cyclops_-_The_British_Navy, _Volume_I_-_1882"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Cyclops4Команда HMS Cyclops во время королевского парада.jpg", "filesize": 78942, "height": 466, "pic_id": 951799, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/01/24/Cyclops4%D0%9A%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B0_HMS_Cyclops_%D0%B2%D0%BE_%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%BC%D1%8F_%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%BF%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%B0.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250124%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250124T125317Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=d0be1f3fada646c192bfd993ebd8f06e54d62aafe7cf8cbce784ca294bbea42e", "width": 700}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Команда HMS Cyclops во время королевского парада"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Геката» стал четвертым и последним кораблем этого класса, который был достроен. После Эскадры сэра Купера Ки выведен из эксплуатации в Девонпорте, переоборудован в 1885–86 годах и потом был переведен в резерв в Девонпорте до исключения из списков в 1901 году."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Hecate3HMS Hecate во время шторма.jpg", "filesize": 66534, "height": 559, "pic_id": 951800, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/01/24/Hecate3HMS_Hecate_%D0%B2%D0%BE_%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%BC%D1%8F_%D1%88%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250124%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250124T125402Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=4e0ce0dc06afcec2cbf58733fd506838bdf3444d8d927737071e9ea34d7c7ec0", "width": 600}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Ironclad_HMS_Hecate_1871_and_Gunboat_HMS_Goshawk_1872._(51001755320).jpg", "filesize": 55047, "height": 511, "pic_id": 951801, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/01/24/Ironclad_HMS_Hecate_1871_and_Gunboat_HMS_Goshawk_1872._5_RAobr1L.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250124%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250124T125414Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=2882364f47f6823ece10a43f6095f5e409c127115a8f932ee5a10e31751e0024", "width": 800}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Ironclad_HMS_Hecate_1871_and_Gunboat_HMS_Goshawk_1872"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Ironclad_HMS_Hecate_1871_and_Gunboat_HMS_Goshawk_1872._(51001755320).jpg", "filesize": 55047, "height": 511, "pic_id": 951803, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/01/24/Ironclad_HMS_Hecate_1871_and_Gunboat_HMS_Goshawk_1872._5_DRKzNE6.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250124%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250124T125450Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=23ab845f525e3e528c7fc8b91619053006040477e01b972e13725cba0d4873cb", "width": 800}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "У «Циклопов» в Королевском флоте была репутация крайне неудачных кораблей из-за низких мореходных качеств, благодаря которым даже прибрежные переходы между портами они могли делать только в хорошую погоду. Недостаточная остойчивость мониторов была исправлена лишь в ходе модернизации к концу 80-х годов, хотя еще в 1872 году были озвучены необходимые меры."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Эти броненосцы считаются самыми неудачными из всех, поднимавших белый британский военно-морской флаг, а там, как мы знаем, были вполне достойные кандидаты на это звание."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "На эпитеты морские волки не скупились. Адмирал"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": " "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "Джордж Александр Баллард эти корабли описал как «рыцарей в полных доспехах, едущих на ослах, которых легко избежать, но с которыми трудно сблизиться»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Рядовые моряки оценивали обитаемость кораблей гораздо менее изысканными выражениями- «крысиные норами с консервированным воздухом». Кубрики мониторов считались худшими во флоте."}], "attributes": []}], "selectedRange": [18559, 18559]}
Комментарии 0