26 июн 2023 · 15:38    
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Пересмотрел я \""}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Солярис"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "\" Андрея Тарковского, в котором рассказывается о планете, умеющей настраиваться на токи человеческого мозга. Причем не только настраиваться, но и претворять мысли в жизнь."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Фильм получил призы на кинофестивалях в Каннах и Карловых Варах, а также многократно включался в списки лучших научно-фантастических лент. Я его видел уже раза два-три, но решил пересмотреть с высоты лет."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "кадр из фильма \"Солярис\"", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 312834, "height": 400, "pic_id": 623213, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/06/26/image_Tjt0n5c.jpeg", "width": 715}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Впечатления"}], "attributes": ["heading1"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В очередной раз убеждаюсь в глубине фильмов Тарковского. Мужчина (прекрасный в этой роли Донатас Банионис) чувствует вину за гибель своей жены, планета Солярис считывает эти мысли и возвращает ему супругу живой и неуязвимой. Мужчина не знает, как относиться к этому созданию, ибо с одной стороны, он ученый, но с другой - живой человек. Кажется, что в сюжете все просто. Однако, когда начинаешь не просто следить за развитием сюжета, но и обращать внимание на некоторые именно режиссерские решения, открывается очень много смыслов."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Например, главная героиня (блистательно сыгранная Натальей Бондарчук) в одной сцене долго и пристально рассматривает «Охотников на снегу» Питера Брейгеля старшего. А что изображено на этом легендарном полотне? Зимний ландшафт как самостоятельное явление, главной ценностью которого стало состояние природы и бытование в ней человека. Прекрасная метафора, которую запросто можно применить к героям фильма. А то, как Брейгель перемежает ближний план (на котором изображены крупные фигуры) с перспективой, явно указывает на раздумья о миссии человека в природе, о его маловажном значении на фоне всего мироздания. Многие диалоги в фильме о том же."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "У Тарковского вообще все не просто так. В одной сцене герои начинают цитировать «Дон Кихота» Мигеля де Сервантеса. Каким «рыцаря печального образа» нам представил автор? Наивным и простодушным человеком, который мечтал о подвигах, но попадал в нелепые ситуации. Тут же моментально считывается параллель с учеными в фильме, которые думают, что наука способна все объяснить, а в результате гипотезы разбиваются вдребезги. Очень показательным получился монолог на эту тему:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Наука? Чепуха! В этой ситуации одинаково беспомощны и посредственность и гениальность. Должен вам сказать, что мы вовсе не хотим завоевывать никакой Космос. Мы хотим расширить Землю до его границ. Мы не знаем, что делать с иными мирами. Нам не нужно других миров. Нам нужно зеркало.» \n\nк/ф «Солярис» "}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Кстати, был еще в фильме один символичный момент - главный герой опустился к ногам своей «жены». Реальный человек у ног порождения своих же мыслей. Сильнейший образ!"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Да, я назвал всего пару произведений. А ведь в фильме звучали еще имена Толстого и Достоевского, герои вспоминали «Фауста» и «Миф о Сизифе», цитировали Ницше. А финал - так и вовсе «Возвращение блудного сына» Рембрандта. Но где происходит это «возвращение»? На острове планеты Солярис. Что стало причиной появления подобных островов? Человеческая энцефалограмма, память людей о Земле. И что это означает? Что Человеческое и не-Человеческое начала стали друг друга немного понимать?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Дистанцирование от романа"}], "attributes": ["heading1"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Основой сюжета для фильма послужил одноименный роман Станислава Лема. Именно основой, но никак не смысловым ориентиром. Фильм Тарковского даже нельзя назвать в полной мере экранизацией этого произведения - настолько они получились разные. Лем даже, помнится, говорил, что Тарковский так и не понял, о чем он (Лем) писал. Прозаика больше интересовали взаимоотношения между человеком и самой планетой Солярис. Режиссер же на первое место выводит взаимоотношения между людьми, их попытки самоопределения - не столько по Лему, сколько по Достоевскому. И в результате у нас два «Соляриса», каждый из которых - абсолютно самодостаточное произведение. И сравнивать их между собой - как сравнивать омонимы. Да, пишутся одинаково, но не более того."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В очередной раз убеждаюсь, что фильмы Тарковского - это не только потрясающие режиссерские решения, но и неимоверное количество смысловых надстроек. Будоражат и годы спустя, а ведь фильму в прошлом году исполнилось 50 лет! "}], "attributes": []}], "selectedRange": [3973, 3973]}
Комментарии 0