11 июл 2022 · 06:47    
{"document":[{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Здравствуйте, коллеги-киноманы. Французский режиссер Рене Клер давным-давно сказал: «Бедствием немого кино были ненужные титры, бедствием звукового стали ненужные диалоги». Клер намекал на то, что постановщики часто упрощают актерам (и себе, кстати) задачу, давая им возможность высказать, что у героя на душе, а не "},{"type":"string","attributes":{"italic":true},"string":"прожить"},{"type":"string","attributes":{},"string":" это на экране. И сегодня я хочу поговорить как раз о трех видах демонстрации эмоций на экране:"},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Актер озвучивает все переживания своего персонажа"},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":["bulletList","bullet"]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Слова подкрепляются актерской игрой"},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":["bulletList","bullet"]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Необходимый минимум слов"},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":["bulletList","bullet"]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Озвучивание персонажа"},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":["heading1"]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Очень часто мы наблюдаем, что герои произносят заученные слова о своих чувствах и эмоциях, но при этом их мозг занят подсчетом гонорара за съемочные часы. А ведь мы в кино приходим не только слушать, но и смотреть. Оттого так часто даже на подсознательном уровне в зрителе просыпается Константин Сергеевич Станиславский и ворчит: «Не верю…» Ярким примером совершенно ненужных диалогов стали мои любимые «"},{"type":"string","attributes":{"bold":true},"string":"Звездные войны"},{"type":"string","attributes":{},"string":"» (Джордж Лукас, к слову, сам признавался, что диалоги у него – слабая сторона). То есть далекая-далекая галактика, световые мечи, X-Wing’и против имперских разрушителей – это все замечательно. Но как только герои начинают говорить, у неподготовленного зрителя начинается мандраж:"},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{"italic":true},"string":"- Не надо бояться."},{"type":"string","attributes":{},"string":"\n"},{"type":"string","attributes":{"italic":true},"string":"- Смерти я не страшусь. Я приближаюсь к ней с тех пор, как ты вновь вошел в мою жизнь."},{"type":"string","attributes":{},"string":"\n"},{"type":"string","attributes":{"italic":true},"string":"- О чем ты говоришь?"},{"type":"string","attributes":{},"string":"\n"},{"type":"string","attributes":{"italic":true},"string":"- Я люблю тебя."},{"type":"string","attributes":{},"string":"\n"},{"type":"string","attributes":{"italic":true},"string":"- Ты любишь меня? Мы ведь уже решили, что не имеем права любить. Иначе нам бы пришлось жить во лжи. А это приведет нас к гибели."},{"type":"string","attributes":{},"string":"\n"},{"type":"string","attributes":{"italic":true},"string":"- А разве мы с тобой и так не на краю гибели? Я искренне, глубоко люблю тебя. И говорю тебе, пока мы еще живы."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{"italic":true},"string":"Диалог Падме Амидалы и Анакина Скайуокера («Звездные войны. Эпизод II. Атака клонов»)"},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"(была вероятность, что это наши локализаторы что-то напереводили не то, но пересмотрел оригинал и понял – локализаторы не причем)"},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"attachment","attributes":{"caption":"Анакин Скайуокер и Падме Амидала","presentation":"gallery"},"attachment":{"caption":"","contentType":"image/png","filename":"image.png","filesize":1376288,"height":779,"pic_id":94250,"url":"https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/07/08/image_AOZ8Asd.jpeg","width":1200}},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"И я бы понял еще, если бы диалог отыгрывали неопытные актеры. Но ведь роль принцессы Амидалы исполняла Натали Портман. А уж в ее актерских данных точно сомневаться не приходится."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"И ведь нельзя сказать, что подобные косяки – вина одних только актеров. Они же подчиняются режиссеру. И печально, когда условный «Лукас» не замечает, что у него в активе есть условная «Портман», которая может отыграть целый спектр эмоций с минимумом слов. Он не заметил, она не сыграла, а страдает кто? Правильно, зритель."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Правда, тут же стоит сделать небольшую оговорку. Еще одна причина, по которой сейчас немодно обходиться без диалогов – это возможность бросить зрителю какую-нибудь пафосную фразу, которую потом будут цитировать. Вспоминается диалог Профессора Икс и Магнито из фильма «"},{"type":"string","attributes":{"bold":true},"string":"Люди Икс. Первый класс"},{"type":"string","attributes":{},"string":"»:"},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{"italic":true},"string":"Профессор Икс: Мы можем стать лучше"},{"type":"string","attributes":{},"string":"\n"},{"type":"string","attributes":{"italic":true},"string":"Магнито: Мы уже лучше"},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Сюжетно этот диалог ни на что не влияет – нам задолго до него известны точки зрения обоих героев. Но звучит красиво."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"attachment","attributes":{"caption":"друзья-враги","presentation":"gallery"},"attachment":{"caption":"","contentType":"image/png","filename":"image.png","filesize":962932,"height":650,"pic_id":94251,"url":"https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/07/08/image_MdLq5eT.jpeg","width":1200}},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Другой пример (из «"},{"type":"string","attributes":{"bold":true},"string":"Стартрек: Возмездие"},{"type":"string","attributes":{},"string":"»):"},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{"italic":true},"string":"- Я лучше."},{"type":"string","attributes":{},"string":"\n"},{"type":"string","attributes":{"italic":true},"string":"- В чем?"},{"type":"string","attributes":{},"string":"\n"},{"type":"string","attributes":{"italic":true},"string":"- Во всем."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Та же самая ситуация – во всем поведении героя Бенедикта Камбербэтча превосходство так и сквозит, хотя он и заперт в камере. Но видимо, продюсеры решили, что одной игры выдающегося английского артиста зрителю будет недостаточно, надо бы еще и пафосную фразочку вклеить. Чтобы уж наверняка."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"То эмоции, то слова"},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":["heading1"]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Бытует легенда, что замечательный артист Стив Маккуин (не путать с режиссером Стивом Маккуином) очень ревностно относился к тому, что с экрана скажет его герой. Поэтому он внимательно читал сценарии, а потом говорил режиссеру: «Вот эти одиннадцать строчек я говорить не буду. Тут эмоции, я их отыграю». И режиссеры учитывали пожелания Маккуина, потому что его слова о ненужных словах были не пустыми словами. Честное слово."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"attachment","attributes":{"caption":"выдающийся артист Стив Маккуин","presentation":"gallery"},"attachment":{"caption":"","contentType":"image/png","filename":"image.png","filesize":321234,"height":400,"pic_id":94252,"url":"https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/07/08/image_csrg0QZ.jpeg","width":620}},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Однако, такое встречается редко. Зрителю же мало, чтобы ему в рот положили – он хочет, чтобы за него же еще и разжевали. Вот и приходится хорошим актерам произносить те самые «ненужные диалоги», про которые говорил Клер. Хотя в принципе все можно понять и по их игре, было бы желание. А вот желания этого как раз и нет у современного избалованного зрителя. Ну и актеры, конечно, не всегда могут дожать ту или иную эмоцию (понабрали по объявлениям). И режиссеры порой перестраховываются: Да, Стив, ты очень убедительно помыл пол, но можешь на всякий случай еще и на камеру сказать фразу «Я помыл пол»? Ну чтобы зритель точно все понял. Как будто двусмысленность и недосказанность сейчас находятся под строжайшим запретом."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Без слов"},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":["heading1"]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Однако, бывают диалоги и монологи без слов. Они держатся исключительно на двух столпах – актерская игра и режиссерский талант. Тут замечательным примером служит «"},{"type":"string","attributes":{"bold":true},"string":"Космическая Одиссея 2001 года"},{"type":"string","attributes":{},"string":"» Стэнли Кубрика. Когда происходит трагедия, артист Кир Дулли на протяжении нескольких минут отыгрывает целый спектр эмоций на крупном плане. Решимость сменяется неуверенностью, неуверенность граничит с отчаянием, отчаяние в итоге подчиняется разуму. И все это без единого слова. Не оторваться. Одна из сильнейших сцен в фильме. Кстати, в этом же фильме можно и самую первую историю вспомнить – про первобытных обезьян, которые прикоснулись к инопланетному артефакту и начали стремительно эволюционировать. Там мало того, что диалогов нет, так еще и мимики минимум. Зато все животные эмоции считываются однозначно через жесты и поведение."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"attachment","attributes":{"caption":"животный страх перед неизвестным","presentation":"gallery"},"attachment":{"caption":"","contentType":"image/png","filename":"image.png","filesize":415968,"height":451,"pic_id":94253,"url":"https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/07/08/image_LKfng7f.jpeg","width":1000}},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Но это совсем не значит, что вся актерская игра закончилась на Кубрике. Нет, слава богу. Наш великий соотечественник Андрей Тарковский тоже очень много внимания уделял работе с актерами – дцать раз за фильм «"},{"type":"string","attributes":{"bold":true},"string":"Сталкер"},{"type":"string","attributes":{},"string":"» Александр Кайдановский произносил сакраментальное «Это – Зона» и каждый раз у фразы было новое значение. И зритель понимает все эти значения."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"А если взять примеры ближе к сегодняшнему дню, можно вспомнить сцену из сериала «Рим» канала НВО. Сцена, в которой убивают Цезаря. Как известно из истории, Цезарь сначала пытался защищаться от нападавших, но когда понял, что даже преданный соратник собирается вонзить в него нож, произнес каноническое «И ты, Брут?». Так вот в сериале артист Киаран Хайндс не стал произносить знаменитую фразу, но очень здорово отыграл все смятение и разочарование Цезаря, когда он заметил среди нападавших Брута."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Нельзя не вспомнить и "},{"type":"string","attributes":{"href":"https://youtu.be/c_k8_DMuY54"},"string":"знаменитую сцену"},{"type":"string","attributes":{},"string":" из фильма «"},{"type":"string","attributes":{"bold":true},"string":"Джон Уик"},{"type":"string","attributes":{},"string":"». Весь разговор герой Киану Ривза молчит, но это настолько многозначительное молчание, что все становится ясно. Да, в фильме много перестрелок, трюков, погонь и диалогов… Но самым запоминающимся стал диалог, в котором Джон Уик не произнес не слова и сказал при этом очень многое."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Да, нередко мы идем в кино в том числе и за отточенными диалогами. Что Вуди Аллен, что Квентин Тарантино, что Аарон Соркин давно уже прославились своими искрометными и точными фразами. Но все-таки очень хочется, чтобы диалоги не оттеняли главное призвание артиста – "},{"type":"string","attributes":{"italic":true},"string":"жить"},{"type":"string","attributes":{},"string":", а не проговаривать."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"attachment","attributes":{"caption":"а великий мим Марсель Марсо вообще ухитрялся без слов обходиться","presentation":"gallery"},"attachment":{"caption":"","contentType":"image/png","filename":"image.png","filesize":290025,"height":450,"pic_id":94254,"url":"https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/07/08/image_DRvLvwt.jpeg","width":700}},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Закончить хочется примером из прекрасного советского фильма «"},{"type":"string","attributes":{"bold":true},"string":"Добровольцы"},{"type":"string","attributes":{},"string":"». Сцена, в которой командир тонущей подводной лодки (его играет мой любимый Леонид Быков) приказывает подчиненному забрать свое спасательное снаряжение и спастись:"},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{"italic":true},"string":"Подчиненный: Лёша, как же я жить-то буду?"},{"type":"string","attributes":{},"string":"\n"},{"type":"string","attributes":{"italic":true},"string":"(пронзительный взгляд Быкова): Сча́стливо!"},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Всего одна секунда, всего один взгляд, всего одно слово. Но сердце из груди рвется. Такого порой и тысячей слов не добиться."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Разумеется, всегда есть нюансы и оговорки. Например, очень важно подвести зрителя к состоянию, когда у него сердце будет на куски разлетаться от подобных «Сча́стливо!». Важно создать нужный контекст. Но если актер роль не вытягивает, тут уж прямая дорога к ненужным диалогам. Стив, ты помыл пол? Отлично. Скажи об этом на камеру!"},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"У меня на сегодня все. Благодарю, что прочитали."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]}],"selectedRange":[7493,7493]}
Комментарии 0