14 сен 2022 · 12:02    
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "На днях я пересматривал «Тропы славы», которые Стэнли Кубрик выпустил в далеком 1957 году. Этот фильм натолкнул меня на мысль написать о великом режиссере как о человеке, который в нескольких лентах показал всю бессмысленность войны. Причем, с разных ракурсов."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "кадр из фильма \"Тропы славы\"", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 318235, "height": 457, "pic_id": 154567, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/09/14/image_cE68SFG.jpeg", "width": 740}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Тропы славы» "}], "attributes": ["heading1"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Сначала были «Тропы славы», в которых боевой полковник (бравый Кирк Дуглас в главной роли) всеми силами пытается отстоять перед штабными генералами троих солдат из своего полка. Саму ситуацию можно было бы назвать фарсом, если бы все не было так печально. Кубрик наглядно показывает, что одни сражаются за каждый метр земли, а другие - за очередные звания и должности. Кульминацией становится сцена, в которой герою Дугласа говорят (те, что выше в звании): Ты себя хорошо показал, пока отстаивал своих солдат. Какую награду ты за это хочешь?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "У людей даже мысли не промелькнуло, что он на самом деле ратовал за солдат, а не за какие-то награды и звания. Взгляд Дугласа в этот момент, конечно, стоит того, чтобы его увидеть."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Про посыл «расстрелять троих прилюдно, чтобы остальным неповадно было отступать» я вообще молчу. Ибо он озвучен как раз после того, как было сказано, что солдаты и так морально истощены. А если расстрелять, мораль и боевой дух сразу повысятся?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Кстати, с прокатом у этого фильма были серьезные проблемы. Ряд стран отказался его демонстрировать, стараясь не поднимать позорных страниц Первой мировой войны."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил бомбу» "}], "attributes": ["heading1"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В 1964 году Кубрик (уже после обласканного пеплума «Спартак») выпускает «Доктора Стрейнджлава...» - едкое и сатирическое высказывание в адрес не столько «холодной войны», сколько в адрес того, к чему может привести ядерное противостояние. Кубрик наглядно показывает, что в идеально отлаженных военных системах достаточно даже маленькой искры (одного бомбардировщика, полетевшего по ошибке не туда), чтобы разгоревшееся пламя уничтожило всю планету."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "А как режиссер упивается, когда показывает чрезвычайное совещание генералов с президентом в «военной комнате». Какие только фразы не звучат тогда с экрана. Вплоть до того, что давайте, мол, накроем СССР ядерным ударом, раз уж туда один наш бомбардировщик случайно улетел. А мы сколько потеряем от ответной атаки «советов»? Немного, миллионов десять-двадцать."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Вот она - «бесценная» человеческая жизнь. В «Тропах славы» нужно было троих расстрелять, чтобы проучить полк. А тут достаточно пожертвовать двадцатью миллионами, чтобы оказаться на крыше мира."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "С серьезной миной Кубрик посмеивается и над «машиной судного дня», которая создана по принципу ни нaшим ни вaшим. Мол, если будет атака, эта самая машина уничтожит всю жизнь на Земле. Ни крыши мира, ни крыши, ни мира."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "И последнее, над чем гомерически хохочет Кубрик в этом фильме - это над бессилием человека. «Машину судного дня» невозможно отключить - она полностью автоматизирована. Улетевший бомбардировщик невозможно вернуть - на нем согласно плану отключена радиосвязь. И в Вашингтон невозможно позвонить и передать ценные сведения. Разве что с телефона-автомата на улице, используя для звонка монеты, вытащенные из автомата «Кока-колы»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Блеск да и только!"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Цельнометаллическая оболочка» "}], "attributes": ["heading1"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "И последнее полноценное высказывание режиссера на военную тему. На этот раз досталось на орехи армейской муштре, которая выпускает не солдат, а убийц. Досталось военным журналистам, которых редакция обязывает писать не репортажи, а духоподъемные статьи (правдивые? необязательно) для армии. Досталось «бравым» пулеметчикам, которые расстреливают женщин, детей, врачей и учителей, а потом как ни в чем не бывало просят написать о них героическую статью."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "И снова сильнейшие образы режиссер создает на экране. Главный герой фильма размышляет на тему, каково это - убивать. Режиссера же больше интересует, что такое война. Оказывается, война, это не просто солдат против солдата. Это еще и плюшевые зайцы, под которыми скрываются мины. И подростки, которые вместо рюкзака с учебниками носят снайперские винтовки. И марш через дымящиеся руины разрушенного города под песню клуба Микки Мауса. Комментарии, думаю, излишни."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Вместо итога"}], "attributes": ["heading1"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Хотя Кубрик снял всего три (анти) военных фильма, его принципиальное неприятие войны не раз встречалось и в других лентах. Например, в исторической драме «Барри Линдон» военные действия - это бессмысленное кровопролитие. А причины и цели войны, по словам рассказчика, никому не известны. И это далеко не единственный пример."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Спасибо мастеру Кубрику за его фильмы, а вам - за то, что прочитали."}], "attributes": []}], "selectedRange": [3133, 3133]}
Комментарии 0