08 июл 2023 · 12:05    
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "После Самары мы заехали в Тольятти. Именно заехали, без ночевки, буквально на пару часов, чтобы посетить музей ВАЗ. На сам город времени не было, ибо впереди нас ждало 500 км дороги в Пензу. Так что, как видите, обычного поста «прогулки по городу» не будет — сразу приступим к музею."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "IMG_20190514_125732_small.jpg", "filesize": 335877, "height": 600, "pic_id": 633361, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/07/07/IMG_20190514_125732_small.jpeg", "width": 800}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Экспозиция данного музея несколько побогаче, чем у ГАЗа, так что и повествование будет подлиннее. Все экспонаты располагаются в двух залах — в первом, в основном, серийные автомобили, автомобильные комплектующие, награды/подарки/сувениры и т. д. А во втором зале самое интересное — концепты, экспериментальные машины, авто штучного производство и прочее, что по дорогам общего пользования не ездит. Но самое вкусное оставим на десерт, а начнем, по традиции, не с автомобилей, а с вышеупомянутых наград, подарков и прочего. Ну и вкратце ознакомимся с историей завода."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В начале 60-х в развитых странах Европы, оправившейся от войны, начался автомобильный бум — граждане, у которых вновь в карманах стали позвякивать лишние денежки, стали усиленными темпами приобретать машины для личного пользования. Советские товарищи тоже были не прочь обзавестись собственными автомобилями, но этому похвальному желанию препятствовали кое-какие проблемы. Во-первых, в отличие от многих стран Европы (не говоря уж о США), где для того, чтобы посчитать количество автопроизводителей, могло не хватить пальцев на двух руках, в СССР легковые автомобили для личного пользования производили всего два завода — ГАЗ и МЗМА (он же впоследствии АЗЛК, или, по-простому, «Москвич»). Во-вторых, «Победа» и «Волга» не отличались гуманным ценником, так что эти модели были доступны далеко не каждому. Ну и в-третьих — «Москвичи» стоили сравнительно дешево и были достаточно надежными, поэтому пользовались довольно большим спросом за рубежом, так что большая часть произведенных автомобилей шла на экспорт, а советскому народу оставались жалкие крохи, за которыми приходилось годами стоять в очередях."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Поэтому руководство страны почесало репу и родило гениальную идею: Советскому Союзу нужен «народный автомобиль» — массовый и недорогой. Реализацию этой идеи поручили Московскому автозаводу, который, недолго думая, взял «Fiat 600» и на его основе сделал прототип, получивший название «Москвич-444» (позже сменившееся на «Москвич-560»). Но, как я уже сказал, МЗМА был озабочен заработком валюты, т. е. поставками автомобилей за границу, поэтому для новой модели места на конвейере не нашлось. Тогда Запорожский комбайновый завод переделали в автомобильный и стали там выпускать «Москвич-560», но под названием ЗАЗ-965 (он же «горбатый»). Автомобиль получился сравнительно дешевым, но народным так и не стал — далеко не всех устраивал автомобиль микролитражного класса."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Так что правительство снова почесало репу и решило пойти старым добрым путем — с помощью проклятых буржуинов построить новый автозавод и заодно прикупить лицензию на выпуск какой-нибудь буржуйской же машины (так же было и с ГАЗом, если кто помнит). И уже в 1964 году начались поиски возможных зарубежных партнеров — приглядывались к Фольксвагену, Рено и Фиату. По итогам переговоров решили сотрудничать с итальянцами, в 1966 году выпустившими новую модель Fiat 124, которая и была выбрана в качестве основного автомобиля для нового завода."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "20 июля 1966 года, после анализа 54 различных строительных площадок, Советом Министров и ЦК КПСС было принято решение о строительстве нового крупного автомобильного завода в городе Тольятти. Подготовку проекта спихнули на итальянцев, которые довольно оперативно справились с этим делом, так что уже в январе следующего года началось строительство завода, закончившееся в конце 1969 года."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В честь окончания строительства глава Fiat Джанни Аньелли преподнес заводу вот такой сувенирчик."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "DSCF6923_small.jpg", "filesize": 399429, "height": 600, "pic_id": 633362, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/07/07/DSCF6923_small.jpeg", "width": 800}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В феврале 1970 года на ВАЗе была отштампована первая кузовная деталь (дверь, вроде бы), а в апреле отлит первый элемент двигателя (поршень)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "DSCF6936_small.jpg", "filesize": 444806, "height": 600, "pic_id": 633363, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/07/07/DSCF6936_small.jpeg", "width": 800}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Цветовая гамма Жигулей, выпускавшихся в 70-х годах, была достаточно скромной."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "DSCF6926_small.jpg", "filesize": 354457, "height": 600, "pic_id": 633366, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/07/07/DSCF6926_small.jpeg", "width": 800}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Хотя, честно говоря, я даже стольких оттенков не припоминаю."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Оказывается, комплектующие для Жигулей делали не только в СССР, но и в странах СЭВ — приемник, акустика и спидометр из Венгрии, салонное зеркало из Югославии, подфарник из Польши…"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "DSCF6925_small.jpg", "filesize": 398230, "height": 600, "pic_id": 633367, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/07/07/DSCF6925_small.jpeg", "width": 800}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "…распределитель зажигания, замок зажигания и манометр венгерские, польская подсветка номерного знака и восточногерманская бибикалка."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "DSCF7034_small.jpg", "filesize": 410331, "height": 600, "pic_id": 633371, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/07/07/DSCF7034_small.jpeg", "width": 800}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Движки, правда, делали самостоятельно и их в музее имеется несколько штук:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Двигатель от «копейки»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "DSCF7033_small.jpg", "filesize": 238228, "height": 800, "pic_id": 633373, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/07/07/DSCF7033_small.jpeg", "width": 600}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Произведен в 1970 году, порядковый номер 279. Эксплуатировался на личном автомобиле до 1995 года, после чего был выкуплен у владельца."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Двигатель ВАЗ-311."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "DSCF7030_small.jpg", "filesize": 271720, "height": 800, "pic_id": 633377, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/07/07/DSCF7030_small.jpeg", "width": 600}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Двигатель, как можно заметить, роторно-поршневой. Содран с маздовского движка 70-х годов. В крупную серию не пошел, поскольку обладал небольшим ресурсом, но ставился на «копейки» спецслужб, т. к. обладал заметной большей мощностью по сравнению со стоковыми движками (да и ремонтировался за государственный счет, а не за свои собственные деньги)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Макет двигателя «трёшки» в разрезе."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "DSCF7018_small.jpg", "filesize": 401995, "height": 600, "pic_id": 633378, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/07/07/DSCF7018_small.jpeg", "width": 800}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Движок от «восьмёрки»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "DSCF7028_small.jpg", "filesize": 240619, "height": 800, "pic_id": 633379, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/07/07/DSCF7028_small.jpeg", "width": 600}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Двигатель ВАЗ-415."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "DSCF7029_small.jpg", "filesize": 295008, "height": 800, "pic_id": 633380, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/07/07/DSCF7029_small.jpeg", "width": 600}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Еще один роторно-поршневой движок, устанавливавшийся на «восьмёрки» для спецслужб. На этот раз полностью отечественная разработка, обладавшая гораздо большей мощностью и ресурсом, чем предшественник, спертый у японцев."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Двигатель от «Оки»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "DSCF7025_small.jpg", "filesize": 289448, "height": 800, "pic_id": 633382, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/07/07/DSCF7025_small.jpeg", "width": 600}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Если у кого со зрением не очень, то на табличке написано, что это 100-тысячный двигатель, собранный 31 января 1998 года."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Двигатель автомобилей семейства LADA 110 (десятая, одиннадцатая и двенадцатая модели)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "DSCF7026_small.jpg", "filesize": 341798, "height": 600, "pic_id": 633383, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/07/07/DSCF7026_small.jpeg", "width": 800}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Двигатель ВАЗ-341."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "DSCF7022_small.jpg", "filesize": 273634, "height": 800, "pic_id": 633385, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/07/07/DSCF7022_small.jpeg", "width": 600}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Я был несколько удивлен наличием такого двигателя у ВАЗа, ибо мне не доводилось встречать Жигули с дизелем. А они были, оказывается. С 1999 по 2004 год мелкой серией выпускался автомобиль ВАЗ-21045 (модификация «четвёрки») с этим движком."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Еще в экспозиции имеется первая раздаточная коробка от «Нивы», собранная в 1976 году…"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "DSCF7020_small.jpg", "filesize": 354487, "height": 600, "pic_id": 633386, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/07/07/DSCF7020_small.jpeg", "width": 800}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "…и АМТ (автоматизированная механическая трансмиссия, в народе получившая название «робот») от «Приоры»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "DSCF7032_small.jpg", "filesize": 363763, "height": 600, "pic_id": 633387, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/07/07/DSCF7032_small.jpeg", "width": 800}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Всякие памятные штуковины, типа 100-миллионной пружины, застывшей капли чугуна из первой плавки в печи АББ (не спрашивайте меня, что это за печь такая) и символический ключ от первого объекта ВАЗа — ремонтно-кузнечного цеха."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "DSCF7010_small.jpg", "filesize": 369277, "height": 600, "pic_id": 633389, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/07/07/DSCF7010_small.jpeg", "width": 800}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Эволюция ВАЗовских шильдиков."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "DSCF7037_small.jpg", "filesize": 289195, "height": 800, "pic_id": 633392, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/07/07/DSCF7037_small.jpeg", "width": 600}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Ну и кучка всяческих наград/премий/подарков/сувениров и прочего подобного."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Вот "}, {"type": "string", "attributes": {"strike": true}, "string": "неведомая фигня"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " приз от компании «Ingersol Rand», врученный в 1974 году ВАЗу, как «крупнейшему сооружению — символу эпохи»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "DSCF6928_small.jpg", "filesize": 325678, "height": 600, "pic_id": 633393, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/07/07/DSCF6928_small.jpeg", "width": 800}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Это стандартные советские награды, выдававшиеся предприятиям, которые в пятилетках были молодцами, так сказать."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "DSCF6931_small.jpg", "filesize": 424953, "height": 600, "pic_id": 633395, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/07/07/DSCF6931_small.jpeg", "width": 800}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "ГАЗ, помнится, тоже такие же отхватил."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Памятная тарелка, подаренная фирмой Porsche в знак успешного сотрудничества по проекту «Гамма» (это, если кто не в курсе, была совместная работа над автомобилем ВАЗ-2108 во всех областях, за исключением дизайна)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "DSCF6953_small.jpg", "filesize": 427901, "height": 600, "pic_id": 633397, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/07/07/DSCF6953_small.jpeg", "width": 800}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Наше зубило — самое зубилистое зубило в мире, ага."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "DSCF6952_small.jpg", "filesize": 433684, "height": 600, "pic_id": 633398, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/07/07/DSCF6952_small.jpeg", "width": 800}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Забавная фамилия у гендира — почти как у французского президента."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Символический ключ от производства «Калины»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "DSCF6969_small.jpg", "filesize": 455825, "height": 600, "pic_id": 633399, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/07/07/DSCF6969_small.jpeg", "width": 800}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "И всяческие, в большинстве своем не подписанные, подарки от различных организаций."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Вот парусник подписан — его подарили дилеры «Lada»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "DSCF7048_small.jpg", "filesize": 265814, "height": 800, "pic_id": 633401, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/07/07/DSCF7048_small.jpeg", "width": 600}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "А здесь подарочки из Королёва и Беларуси."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "DSCF6998_small.jpg", "filesize": 314502, "height": 800, "pic_id": 633402, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/07/07/DSCF6998_small.jpeg", "width": 600}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Ну, со вступлением закончил, вроде. В следующей части начнем знакомство с автомобилями."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Продолжение следует…"}], "attributes": []}], "selectedRange": [7230, 7230]}
Комментарии 1