15 апр 2023 · 12:49    
{"document": [{"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "АЭС.jpg", "filesize": 597290, "height": 1080, "pic_id": 524535, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/04/15/%D0%90%D0%AD%D0%A1.jpeg", "width": 1548}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Небольшая мобильная атомная электростанция под боком – одни сплошные удовольствия. Необходимость подвозить топливо к черту на кулички появляется нечасто, токсичные выбросы отсутствуют, имеется возможность подачи тепла на объект. Эта идея посетила умы советских ученых в 1950-х годах."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "ТЭС-1 – первая в мире мобильная атомная электростанция в мире. Она создавалась для обеспечения электроэнергией удаленных гражданских и военных объектов. По идее, АЭС доставлялась по железной дороге максимально близко к месту эксплуатации, а затем своим ходом добиралась к месту назначения. Комплекс состоял из четырех гусеничных платформ, из которых в месте дислокации собиралась электростанция."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "АЭС3.jpg", "filesize": 228084, "height": 431, "pic_id": 524529, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/04/15/%D0%90%D0%AD%D0%A13.jpeg", "width": 720}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Техническое задание сильно ограничивала проект по весовым характеристикам, поэтому от непроверенных инноваций пришлось отказаться в пользу надежного водо-водяного реактора. Давление жидкости в контуре достигало 130 атм, что давало возможность держать поток в состоянии жидкости даже при температуре 300 градусов Цельсия. При этом в парогенераторе максимальное давление составляло не более 20 атм, а перегретый пар шел на турбину с температурой около 280 градусов."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "АЭС1.jpg", "filesize": 177441, "height": 600, "pic_id": 524517, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/04/15/%D0%90%D0%AD%D0%A11.jpeg", "width": 900}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Итогом трудов ученых “Лаборатории В” стала громоздкая конструкция, которая располагалась на четырех удлиненных шасси тяжелого танка Т-10. На первом– реактор, на втором – парогенератор, на третьем – турбина с генератором, на четвертом – центр управления. Общая масса самоходной электростанции равнялась 310 т. Это не мудрено, так как бак из свинца имел толщину 100-190 мм и заполняется раствором борной кислоты. Для управления этой АЭС требовалась смена из трех человек."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "АЭС4.png", "filesize": 561721, "height": 501, "pic_id": 524530, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/04/15/%D0%90%D0%AD%D0%A14.jpeg", "width": 850}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Гарантировать безопасную работу мобильной атомной электростанции вблизи с объектом было нельзя, поэтому обязательно нужно было соорудить вокруг реактора и парогенератора своеобразный капонир. В походном состоянии, естественно, реактор не работал, а в развернутом – машины соединялись трубопроводами и силовыми кабелями."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "АЭС2.jpg", "filesize": 190800, "height": 904, "pic_id": 524522, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/04/15/%D0%90%D0%AD%D0%A12.jpeg", "width": 1200}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "При необходимости быстрой смены дислокации, когда топливные баки еще горячие, а водяная рубашка при отключенном парогенераторе не способна работать, использовался воздушный радиатор. С его помощью остаточное тепло остывающего реактора рассеивалось в атмосферу. Для замены отработанных топливных сборок в полевых условиях нужен был 25-тонный подъемный кран."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Опытный экземпляр первой в мире мобильной АЭС откатывался в Обнинске с 1961 по 1965 год. ТЭС-3 без проблем выходила на расчетную мощность 1500 кВт и работала на одной топливной сборке 250 дней."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "ПАЭС “Памир”"}], "attributes": ["heading1"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Если ТЭС-3 условно можно назвать гражданским проектом, то колесная атомная электростанция “Памир” – это сугубо военная разработка. Как водится, в технической документации ПАЭС говорилось, что колесный вариант мог использоваться и в мирных целях, например, в районах стихийных бедствий. Однако основная задача “Памира” – электроснабжение радаров ПВО, когда штатные системы будут уничтожены в результате ракетного удара."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "\\АЭС12.jpg", "filesize": 162840, "height": 626, "pic_id": 524534, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/04/15/%D0%90%D0%AD%D0%A112.jpeg", "width": 835}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Установка “Памир” размещалась на четырехколесных тягачах МАЗ-537: на первом – реактор, на втором – турбогенератор, на третьем – система управления, на четвертом оборудование и помещения для персонала. Вся эта махина весила 60 тонн."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "АЭС11.jpg", "filesize": 55803, "height": 375, "pic_id": 524533, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/04/15/%D0%90%D0%AD%D0%A111.jpeg", "width": 800}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Все шло к тому, что “Памир” в скором времени поступит в войска. В 1985 году ПАЭС успешно прошла тестовые испытания, но спустя полгода после их завершения произошла катастрофа на Чернобыльской АЭС. Мировая общественность резко изменила свое отношение к атомной энергетике и все разработки самоходных электростанций и не только они были свернуты. В настоящее время та же мировая общественность после провала “зеленой энергетики” с интересом смотрит на создание малых модульных реакторов (ММР). "}], "attributes": []}], "selectedRange": [1, 1]}
Комментарии 1