17 мар 2022 · 20:56    
{"document":[{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"10 уроков Ever Given: как кризис в Суэцком канале изменит логистику"},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":["heading1"]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"\n\n"},{"type":"string","attributes":{"bold":true},"string":"Инцидент в Суэцком канале приостановил поставки товаров на миллиарды долларов и показал уязвимость глобальной логистики."},{"type":"string","attributes":{},"string":"\n"},{"type":"string","attributes":{"bold":true},"string":"Разбираемся, какие уроки можно извлечь из истории Ever Given и к каким изменениям она приведет"},{"type":"string","attributes":{},"string":"\n\n\n"},{"type":"string","attributes":{"bold":true},"string":" Что показала авария в Суэцком канале"},{"type":"string","attributes":{},"string":"\n\n\n"},{"type":"string","attributes":{"bold":true},"string":"1. Узкие места — это всегда риски\n"},{"type":"string","attributes":{},"string":"\n"},{"type":"string","attributes":{"bold":true},"string":"Суэцкий канал — классический и очень наглядный пример «бутылочного горлышка»."},{"type":"string","attributes":{},"string":" Водная артерия длиной 160 км имеет ширину не более 250 метров. Но через нее проходит 12% от общего объема мировой торговли.\n\n"},{"type":"string","attributes":{"bold":true},"string":"В результате севший на мель Ever Given стал причиной колоссальных убытков."},{"type":"string","attributes":{},"string":" Из-за него в пробке застряли более 400 судов. По оценкам компании Lloyd’s List, блокировка канала обходилась мировой торговле в $400 млн в час.\n\n"},{"type":"string","attributes":{"bold":true},"string":"Но речь не только об экономических потерях. "},{"type":"string","attributes":{},"string":"Узкие места создают и другие риски, отмечает эксперт по морской безопасности Дирк Сибелс из Гринвичского университета. К примеру, такие точки могут стать объектом террористической атаки, и тогда последствия будут еще более печальными.\n\n"},{"type":"string","attributes":{"bold":true},"string":"2. Однажды реализованный риск может повториться\n"},{"type":"string","attributes":{},"string":"\n"},{"type":"string","attributes":{"bold":true},"string":"Спустя несколько дней после того, как Ever Given сняли с мели, а пробку в Суэцком канале ликвидировали, инцидент едва не повторился."},{"type":"string","attributes":{},"string":" Сразу два танкера сели на мель в 20 километрах от места предыдущей аварии.\n\nИх быстро вернули на курс: спасательная операция с участием буксиров заняла не более трех часов. Но нет никаких гарантий, что в следующий раз проблему решат так же оперативно.\n\n"},{"type":"string","attributes":{"bold":true},"string":"3. У непредвиденных случаев есть предпосылки\n"},{"type":"string","attributes":{},"string":"\nИнцидент в Суэцком канале называют «черным лебедем», но у него были вполне осязаемые предпосылки — например, размер судов и их общая аварийность.\n\n"},{"type":"string","attributes":{"bold":true},"string":"Последние 15 лет средний размер судов постоянно увеличивался."},{"type":"string","attributes":{},"string":" Ever Given — один из крупнейший на сегодняшний день контейнеровозов. Его длина достигает 400 метров, то есть больше ширины канала в том месте, где произошла авария. Сейчас на верфях строятся десятки судов, которые обгоняют Ever Given по вместимости.\n\nПри этом инциденты с крупными судами происходят довольно часто. В последнее десятилетие страховщики ежегодно фиксировали примерно от 40 до 100 таких случаев.\n\n"},{"type":"string","attributes":{"bold":true},"string":"4. Одной причины недостаточно"},{"type":"string","attributes":{},"string":"\n\n"},{"type":"string","attributes":{"bold":true},"string":"Поначалу основной причиной аварии называли пыльную бурю и сильный ветер"},{"type":"string","attributes":{},"string":". Затем появилась версия о технических неисправностях и человеческом факторе.\n\n"},{"type":"string","attributes":{"bold":true},"string":"Но эксперты уверены, что у кризисов подобного рода редко бывает одна причина."},{"type":"string","attributes":{},"string":" Как правило, речь идет о целой цепочке ошибок, отмечает консультант Allianz по морским рискам Эндрю Кинси.\n\n"},{"type":"string","attributes":{"bold":true},"string":"Чтобы провести крупное судно через канал, нужен тонкий баланс между действиями капитана и диспетчеров"},{"type":"string","attributes":{},"string":", добавляет Кинси. При этом допустимая погрешность очень мала, и любое отклонение может оказаться критичным.\n\n"},{"type":"string","attributes":{"bold":true},"string":"5. Устранить ЧП — не значит все исправить"},{"type":"string","attributes":{},"string":"\n\nСразу после ликвидации пробки в Суэцком канале власти Египта поспешили сообщить, что движение возобновлено и ситуация нормализовалась.\n\n"},{"type":"string","attributes":{"bold":true},"string":"Но влияние инцидента на логистику может ощущаться еще долго, полагают специалисты"},{"type":"string","attributes":{},"string":". Задержанные в Суэцком канале суда создают очереди на разгрузку в портах. И чтобы вернуться к прежнему режиму, понадобятся месяцы.\n\n\n\n"},{"type":"string","attributes":{"bold":true},"string":"Что произойдет с логистикой после Ever Given\n"},{"type":"string","attributes":{},"string":"\nРассказывает Алексей Калинин, директор Института исследований развивающихся рынков, профессор бизнес-практики Московской школы управления «Сколково»:\n\n"},{"type":"string","attributes":{"bold":true},"string":"«Бутылочные горлышки и узкие места в цепочках поставок складывались давно."},{"type":"string","attributes":{},"string":" Вопрос был только в том, когда именно произойдет достаточно масштабный сбой, чтобы о них заговорили всерьез не только внутри логистической отрасли. Ситуация в Суэцком канале обратила внимание всего мира на эту проблему, и теперь мировая логистика должна претерпеть несколько важных изменений.\n\n"},{"type":"string","attributes":{"bold":true},"string":"1. Надежность станет важнее цены"},{"type":"string","attributes":{},"string":"\n\n"},{"type":"string","attributes":{"bold":true},"string":"Долгое время на первом месте в логистике стояла цена: все боролись за снижение издержек. "},{"type":"string","attributes":{},"string":"Но теперь игрокам нужны не просто дешевые, а надежные перевозки.\n\nПоэтому логистика перестанет быть в первую очередь ценовым рынком и станет в большей степени рынком сервисной конкуренции. Клиенты уже не будут рассматривать стоимость в отрыве от рисков и гарантий. Появятся новые операторские и дополнительные финансовые, страховые услуги.\n\n"},{"type":"string","attributes":{"bold":true},"string":"Подходы к самим поставкам также изменятся. "},{"type":"string","attributes":{},"string":"Раньше компании настраивали цепочки поставок в режиме just in time («точно в срок»), чтобы не держать лишних складов и максимально быстро распределять прибывающие грузы по точкам продаж. Теперь нужно перейти к модели just in case («на случай чего»). Это значит, что у компаний всегда должны быть резервные склады и, главное, резервные маршруты и альтернативные модели организации цепочек поставок.\n\n"},{"type":"string","attributes":{"bold":true},"string":"Пока цена имела первостепенное значение, альтернативные варианты поставок были неинтересны большинству игроков."},{"type":"string","attributes":{},"string":" Но теперь пришло понимание, что не надо складывать все яйца в одну корзину. Поэтому бизнес будет пользоваться и железнодорожными перевозками, и дополнительными морскими маршрутами. Например, Северный морской путь не может стать альтернативой Суэцкому каналу ни при каких условиях, но может выполнять роль резервной транспортной артерии. И таким образом занять свое место в глобальной логистической экосистеме.\n\n"},{"type":"string","attributes":{"bold":true},"string":"2. Мы перестанем играть в масштаб"},{"type":"string","attributes":{},"string":"\n\nРынок морских перевозок постепенно будет уходить от гигантомании, а размеры судов и контейнеров начнут уменьшаться. Этот тренд напрямую не связан с историей Ever Given, но недавняя авария подчеркнула его значимость.\n\n"},{"type":"string","attributes":{"bold":true},"string":"Основной драйвер здесь — электронная торговля. "},{"type":"string","attributes":{},"string":"Одно дело — регулярно отправлять крупные партии автомобилей через мыс Доброй Надежды и не беспокоиться о времени. А другое — выполнять онлайн-заказы. Если покупатель заказал на AliExpress гаджет за несколько долларов, то он не захочет ждать целый месяц.\n\n"},{"type":"string","attributes":{"bold":true},"string":"Все это меняет запросы к логистической системе, в том числе к размеру контейнеровозов, судов и портов."},{"type":"string","attributes":{},"string":" Циклы погрузки-разгрузки в крупных портах увеличились с 3-5 до 9-11 дней в зависимости от очередей и вместимости судна, что становится крайне чувствительным, особенно для таких категорий, как продукты питания, электроника, мода.\n\n"},{"type":"string","attributes":{"bold":true},"string":"Как этого избежать? "},{"type":"string","attributes":{},"string":"Строить меньшие по размеру суда, разбивать партии на части и развозить их через разные логистические хабы, порты второго и третьего уровня, чтобы не создавать очереди на разгрузку.\n\n"},{"type":"string","attributes":{"bold":true},"string":"3. Производители вернутся домой\n"},{"type":"string","attributes":{},"string":"\n"},{"type":"string","attributes":{"bold":true},"string":"Компании постараются снизить свою зависимость не только от узких мест, но и от логистики в целом."},{"type":"string","attributes":{},"string":" Этому во многом способствует пандемия. Из-за коронавируса перевезти товар через несколько государств стало крайне сложно. У каждой страны свои требования, люди болеют и попадают на карантин, а крупные партии застревают на границах.\n\n"},{"type":"string","attributes":{"bold":true},"string":"В итоге бизнес задумывается о том, чтобы вернуть свои заводы домой и уйти от транспортировки на дальние расстояния."},{"type":"string","attributes":{},"string":" Тем более, новые технологии это позволяют. Фабрику в Китае можно заменить на автоматизированное производство где-то поблизости, а часть элементов выпускать с помощью 3D-печати.\n\n"},{"type":"string","attributes":{"bold":true},"string":"Изменения затронут и саму архитектуру логистических цепочек. "},{"type":"string","attributes":{},"string":"Она станет более распределенной. Вместо огромного производства в одной точке проще будет сделать несколько фабрик поменьше и раскидать их по всему миру.\n\n"},{"type":"string","attributes":{"bold":true},"string":"4. Резко вырастет использование «цифры»"},{"type":"string","attributes":{},"string":"\n\n"},{"type":"string","attributes":{"bold":true},"string":"В ближайшее время мы увидим всплеск интереса к цифровым инструментам для логистики."},{"type":"string","attributes":{},"string":" Прежде всего, на базе искусственного интеллекта. Он позволяет решать задачи по оптимизации маршрутов, объемов поставок, размеров партий, учитывая при этом сотни различных параметров.\n\n"},{"type":"string","attributes":{"bold":true},"string":"Цифровые инструменты также понадобятся для автоматизации портов и оптимизации портовых процессов."},{"type":"string","attributes":{},"string":" Это поможет повысить точность операций и скорость разгрузки, а следовательно — сократить сроки доставки.\n\n"},{"type":"string","attributes":{"bold":true},"string":"5. Логистика и торговля будут искать баланс"},{"type":"string","attributes":{},"string":"\n\n"},{"type":"string","attributes":{"bold":true},"string":"Инцидент в Суэцком канале высветил огромный дисбаланс между глобальной торговлей и глобальной логистикой."},{"type":"string","attributes":{},"string":" Мы увидели, что логистическая экосистема совершенно не адаптирована к тем нагрузкам, которые создает для нее торговля.\n\n"},{"type":"string","attributes":{"bold":true},"string":"Если представить цепочку поставок в виде конвейера, то одна его часть работает намного быстрее другой"},{"type":"string","attributes":{},"string":". Китай очень быстро производит и отправляет продукцию, а страны-потребители разгружают ее очень медленно.\n\n"},{"type":"string","attributes":{"bold":true},"string":"Этот дисбаланс никому не идет на пользу, а только увеличивает нагрузку и издержки по всей цепочке."},{"type":"string","attributes":{},"string":" Система работает на пределе своих возможностей, и у нее нет никакого запаса.\n\nЧтобы преодолеть дисбаланс, усилий одной компании недостаточно — нужны отраслевые и межотраслевые договоренности. Готовых решений здесь пока нет, а на их выработку и реализацию понадобятся годы».\n\n\nЮлия Макарова\n"},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"https://www.lobanov-logist.ru/library/352/64409/"},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]}],"selectedRange":[0,67]}
Комментарии 0