16 окт 2025 · 22:38    
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Продолжение рассказа о храме Покрова Пресвятой Богородицы, что в нашем московском районе Южное Медведково. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"href": "https://dzen.ru/a/aO7BH3BJY0Snkx03"}, "string": "https: //dzen. ru/a/aO7BH3BJY0Snkx03"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Сбор желающих попасть на экскурсию в храм был как раз возле чёрного мраморного креста, который стоит на Соборной площади, или паперти - но здесь предпочитают называть эту небольшую площадку Соборной площадью. Мне тоже так больше нравится. Итак, экскурсия: её проводила Анна Евгеньевна Черкасова, и многое из написанного здесь - но не всё! - я услышала как раз в её изложении."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Итак, наш белый одношатровый храм Покрова Пресвятой Богородицы, выстроенный в 1634-1735 годах князем Дмитрием Михайловичем Пожарским. Табличка на храме делает его на пять лет моложе, но не суть."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Все фотографии в статье мои", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 1613259, "height": 648, "pic_id": 1031097, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/10/16/image_TYv9sxu.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20251016%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20251016T192741Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=6c02b047737efc9a0f40849afd3ae0a4108c60330ecb02173850de542f911dd5", "width": 974}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Храм небольшой. А при Пожарских и Василии Голицыны был совсем маленьким - вмещал княжеское семейство, и ладно. То, что сейчас выглядит как стены, было некогда открытыми галереями-гульбищами. Внутри храма сохранились кованые железные двери с тяжёлыми засовами - они как раз и означали входы в церкви, и их после служб запирали. Сейчас же двери эти, помнящие ещё Пожарских, Голицыных, царевну Софью, многочисленных Нарышкиных, имеют функцию чисто декоративную. Стоят себе, вспоминают прежние времена... «Былое и думы»!"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Летнее кафе у стен храма. Здесь можно выпить чаю с выпечкой - пекут по соседстве, в доме причта", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 2475898, "height": 1068, "pic_id": 1031103, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/10/16/image_aXAHqWB.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20251016%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20251016T193111Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=7728c8fd6368d599d53d613934814e1e46d8266556a9370f03f2eaaadccc8857", "width": 974}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Итак, крест на импровизированной Голгофе. Чёрного мрамора, найденный на земле на кладбище при храме. Валялся среди могил, и чей он был, установить почему-то не получилось."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Сейчас на кресте - медная табличка с надписью «Крест - победа над смертью». Символизирует крест, таким образом, победу жизни над смертью. Напрашиваются и исторические ассоциации - с временами равноапостольной царицы Елены, которая обрела Честной крест в Иерусалиме."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 2222145, "height": 1124, "pic_id": 1031105, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/10/16/image_Oze7fCN.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20251016%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20251016T193205Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=b093b29406c274ef68587af3232f242c809fc9566c83afec1e899de3751db052", "width": 974}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "А нашёл крест в начале 1960-х годов бывший настоятель церкви отец Сергий (Василий Петрович Савельев, 1899–1977)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "А спустя несколько десятков лет (в 2013-м) крест усилиями неравнодушных людей действительно стал символом победы над смертью - смертью памяти и забвения видного общественного деятеля Николая Федоровича Рихтера. Крест венчал намогильное надгробие, установленное ему на медведковском кладбище благодарными современниками. Николай Федорович Рихтер (1844–1911) с 1907 года был председателем Московской губернской земской управы и сорок лет жизни посвятил общественному служению - сначала в Московском уезде, а затем и в губернии. Главной его заботой было народное просвещение, в том числе внешкольное и дополнительное образование, увеличение числа сельских школ, расширение курса школьных занятий с возможной свободой в программах, а также создание различных видов школьных библиотек, музеев наглядных пособий. За 10 лет его председательствования в Московском уезде было открыто, среди прочего, 70 школ, 30 народных библиотек. Как земский деятель, Н. Ф. Рихтер занимался аграрными вопросами, активно поддерживая столыпинскую реформу. Участвовал в организации физиотерапевтической лечебницы для хронических больных в подмосковном селе Ховрино, которая после его смерти так и назвалась «Рихтеровской»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "А в наших медведковских краях Н. Ф. Рихтер был помещиком, и местные крестьяне его очень уважали - известно, что значительную часть пути до кладбища гроб с телом покойного крестьяне окрестных деревень несли на руках."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Осенью 1912 года Губернская земская управа установила на кладбище села Медведкова памятник, выполненный по проекту архитектора С. К. Родионова. К началу 1960-х годов сооружение это пришло в упадок. Но в конце мая 2023 года усилиями заместителя руководителя Департамента культурного наследия города Москвы, трудами реставраторов и художников надмогильный памятник замечательному человеку было восстановлено. Поставлен был и новый гранитный крест."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Н. Ф. Рихтер", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 2952695, "height": 1277, "pic_id": 1031107, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/10/16/image_M64YUE3.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20251016%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20251016T193215Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=39521e7f1b425f6ae5aaf8490ee9205acdcae43e160cf1598f2c3a03ab926d66", "width": 974}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "А архимандрит отец Сергий, назначенный в Покровский храм в 1942 году, был человеком необыкновенным. Вспоминают, как он произносил речи перед прихожанами - по часу и более, выбирая для своих бесед темы, которые действительно волновали людей. Злободневные. Например, об эксперименте по пересадке сердца. Или высадке американцев на Луну. И темы остро-социальные, чем не вызывал восторга у социалистических властей. Выражаясь словами Салтыкова-Щедрина, «был не запрещён циркулярно, но и не разрешён вполне». А умер он прямо во время службы в ночь Рождества в 1977 году. Похоронен в Москве на Введенском кладбище."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "При архимандрите Сергии была написана большая икона с изображением Покрова Пресвятой Богородицы. Образ необычный - это поясное одиночное изображение Богоматери с Покровом в руках."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Фото неважное, но - бликует! Что поделаешь...Всмотритесь в напряженное лицо Богородицы!", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 2715142, "height": 1207, "pic_id": 1031108, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/10/16/image_49R5SNV.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20251016%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20251016T193255Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=09f2a781a083471d9bb6937aac52cec03a4dc4fecedef3a0110c66a80693b98f", "width": 974}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Существует предположение, что икона Пресвятой Богородицы написана монахиней Иулианией Соколовой, которая в то время преподавала в Троице-Сергиевой Лавре на отделении иконописи и стремилась восстановить «рублёвские» традиции иконописи. Икона помещена в киот, увенчанный сенью; находится она справа от центрального иконостаса в верхнем храме. Вот она, вид сверху, с хоров:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Икона под сенью, вид с хоров", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 2409027, "height": 1127, "pic_id": 1031110, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/10/16/image_vwqyDmI.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20251016%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20251016T193324Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=8acad78de287527ab7a03fa44f714641cb8c7116c0aff8150af41bcc380e14e4", "width": 974}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Кстати, в нашем маленьком храме, тем не менее, шесть дубовых хоров! Для лучшей акустики в сводах шатра устроены резонаторы. Никаких керамических горшков за ними нет - просто отверстия:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Дырка - это резонатор", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 997297, "height": 931, "pic_id": 1031111, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/10/16/image_IaqwJsu.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20251016%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20251016T193348Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=1187e4a9d720e343d0a875e3a54f6497c22d09afb8c036319e65606544cd6678", "width": 974}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Здесь же, в верхнем храме, есть ещё один образ Покрова - он слева от Святых ворот. Рассмотреть его сложно, сфотографировать невозможно. Можно только кое-что разглядеть:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Тут и святой Андрей с Епифанием, и святой Роман Сладкопевец...", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 3007659, "height": 1279, "pic_id": 1031112, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/10/16/image_WFPftQO.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20251016%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20251016T193410Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=92f5f9f30257c811300372e70644e422e5c78b087ffd2562c9883b4b45be58ab", "width": 974}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Икона, разумеется, Покрова, но сюжет - сборный. Вверху Богоматерь держит не только ризу, но ещё и некий свиток. Свиток фигурирует и в нижней части иконы. Все ведь знают, о чём праздник Покрова? Он "}, {"type": "string", "attributes": {"href": "https://dzen.ru/away?to=https%3A%2F%2Fwww.pravmir.ru%2Fpokrov-bogorodicy-spravka-o-prazdnike%2F"}, "string": "п"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "освящён чуду, произошедшему во время осады Константинополя в 910 или 911 году и описанному в житии святого Андрея Константинопольского. Город осадили враги - скорее всего, это были русские под предводительством Вещего Олега. Их корабли вошли в Босфор..."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Согласно преданию, напуганные горожане, надеясь на помощь Пресвятой Богородицы, днем и ночью молились во Влахернском храме. Там хранилась риза Девы Марии, ее головной покров и частица пояса. Христа ради юродивый Андрей с учеником Епифанием совершали в храме всенощное бдение и увидели чудо: невидимая для других молящихся Богоматерь явилась у Царских врат в сопровождении Иоанна Предтечи и Иоанна Богослова. Позади них шли святые и пели священные песни."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "По окончании молитвы Дева Мария сняла с головы покрывало и распростерла его над всеми стоящими в храме- хотя по другой версии, она бросила его в Босфор. И над Константинополем разразилась страшная буря, которая разметала корабли захватчиков."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Но икона рассказывает и о втором чуде. О Романе Сладкопевце, который родился где-то в середине V века н. э. Прибыв в Константинополь, он поступил в клир церкви Богоматери и вначале, ничем не выделяясь, вызывал даже насмешки. На одном из предрождественских богослужений клирики вытолкнули Романа на амвон храма и заставили петь. Храм был переполнен богомольцами, служил сам патриарх, присутствовал император... Смутившись, бедняга опозорился: голос дрожал, пение выходило невнятным. Ночью святой Роман страстно молился перед иконой Божией Матери, и та явилась ему, подала бумажный свиток и велела съесть. И совершилось чудо: Роман получил красивый голос и одновременно поэтический дар. В приливе вдохновения он тут же составил свой знаменитый кондак праздника Рождества Христова - «Дева днесь Пресущественнаго рождает»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Кстати, святого Романа Сладкопевца чтут также 14 октября."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В нижнем храме также есть изображение Богоматери с Покровом - это роспись маслом (не фреска!) на потолке, которая датируется XIX веком:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Фрагмент росписи в нижнем храме", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 1548363, "height": 1119, "pic_id": 1031114, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/10/16/image_v0K48uW.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20251016%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20251016T193439Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=4cdb75f3a810f2189cd92ee7bbfd75fadaff87c76e2755e593e4a68fdf9189ad", "width": 974}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Известно имя того, кто создал прекрасный барочный иконостас верхнего храма: Карп Золотарёв. Он написал образа, выполнил резьбу. В нижнем храме иконостас новый, его изготавливали по образцу золотарёвского, чтобы было в едином стиле. А иконостас верхнего храма - старинный, частично сохранившийся с XVII века - это главная историческая ценность в храме, если в музейных терминах. Живопись Золотарёва имеет ту особенность, что выполнена она в стиле «живоподобия», как портрет, со светотенями (хотя какие тени в раю?), с множеством подробно прорисованных деталей. Этот стиль ещё называли «фряжским». Вот центральный образ деисусного ряда, «Предста Царица одесную Тебе» (Царский деисус)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 2686740, "height": 1223, "pic_id": 1031116, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/10/16/image_A6tlsmP.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20251016%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20251016T193509Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=4a958c60f81d67824848cd0998552cfa14d14a38d7ae5409c6aa0b4df0fe92e2", "width": 974}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Здесь он интересен тем, что не только Иисус на троне изображен в виде Царя, но и Богоматерь, облачена в царские одежды, а на голове у неё корона. Такая традиция объясняется тем, что в начале XVII века как раз усиливалась царская, центральная власть. Третья фигура иконы - Иоанн Креститель. Слева и справа - архангелы Гавриил и Михаил, дальше идут апостолы. Над центральным образом - Богоматерь Оранта с воздетыми руками и без Младенца, над ней - Бог-Саваоф."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Как подсказывает само слово «фряжский» - а «фрязями» на Руси называли итальянцев - манера «живоподобия» возникла под влиянием католической иконописи. А кстати, о католиках! В нашем храме есть список с главной польской святыни - Ченстоховской иконы Божией матери. Согласно преданию, Ченстоховская икона относится к иконам Пресвятой Богородицы, которые написал сам апостол Лука на столешнице от стола, за которым сидела Богородица."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Впрочем, Матка Боска Ченстоховска различия между католиками и православными, к счастью, не делает и помогает всем. Главный её образ хранится в Ясногурском монастыре в польской Ченстохове."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Образ Ченстоховской Божией матери в нашем храме", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 2317760, "height": 1281, "pic_id": 1031117, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/10/16/image_M6vmU9W.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20251016%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20251016T193530Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=25301541645872f4baec817bc4b5a53b2e94815ce9f52b8a682137d0a6492059", "width": 974}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Здесь она, впрочем, не тёмная ликом и без шрама на щеке. Над нею помещён образ ещё одной католической мадонны - Божией матери Остробрамской, которую особо чтят в Беларуси и Литве."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Богоматерь с Острой Брамы в Вильнюсе всегда изображается без Младенца, со скрещёнными ладонями", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 2160403, "height": 1003, "pic_id": 1031119, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/10/16/image_mbNVYGa.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20251016%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20251016T193556Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=91fc673c8f9458deb045b133fcaeed17a51462c66592a1ca41f3b5ef0ae50e9e", "width": 974}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Это, видимо, в память о польско-литовской интервенции 1609-1618 годов, которую изгонял князь Пожарский, хозяин Медведкова!"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Вон оно как закрутилось."}], "attributes": []}], "selectedRange": [9426, 9426]}
Комментарии 21