26 окт 2025 · 09:30    
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Это я о выставке"}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": " «Илья Машков. Авангард. Китч. Классика» "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ", проходившей в новом здании Третьяковской галерее, на Кадашёвской набережной, с 17 июня по 26 октября 2025."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Выставка организована по хронологическому принципу, что позволяет проследить и динамику восприятия, и смену интересов - а то и приёмов в соответствии с условиями времени, в которые художник был поставлен. Что поделаешь: очень непростое время выпало Илье Машкову (1881-1944)!"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "И непросто было пройти этот путь."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "А сегодня ещё раз о портретах с этой выставки. Я очень люблю разглядывать портреты. Чем жили эти люди? Их быт, одежда, мечты, надежды... завораживают меня лица прошлых эпох!"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В конце 1900-х Машков создаёт серию портретов с яркими декоративными задниками и для каждой работы придумывает необычные варианты «отношений» портретируемой фигуры и фона. Портреты Машкова, с его смелой и даже вызывающей «китчевой» колористикой, вызывали немало споров. Правда, это в большей степени касается его раннего периода. А потом... Однако к делу! То есть, к портрету."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "«Портрет девочки» "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "(1903-1904), Волгоградский музей изобразительных искусств имени И. И. Машкова:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "\"Портрет девочки\"", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 1302274, "height": 862, "pic_id": 1032981, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/10/23/image_sHnKGDa.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20251023%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20251023T181608Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=fb4d65934c81ad9c878ad51c3ea726e495ff1636decd5bfb49a651b29d9f30ad", "width": 974}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Миленько? Но вот "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "«Портрет В. П. Виноградовой» "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " (1909), Государственная Третьяковская галерея:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "\"Портрет В. П. Виноградовой\" (1909). Все фотографии с выставки в статье мои", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 2389910, "height": 1087, "pic_id": 1032982, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/10/23/image_q6LKrpi.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20251023%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20251023T181656Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=04657689f1f956889b958faf31dfce1576d11fe3c7c0f1c853ea4cfa1db3a949", "width": 974}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Не сразу, пожалуй, и разглядишь даму в блузе в яркую розовую полоску на фоне красных цветов... А вот кактус - он часть фона или же обстановки?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Работа выставлялась на выставке «Бубновый валет» в 1910-1911 в Москве и Выставке современной русской живописи в 1916 году в Петрограде."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "А вот "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "«Дама с китаянкой. Портрет Е. И. Киркальди» "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " (1910), Государственная Третьяковская галерея: задник плотного жёлтого тона с нарисованной на нём - вроде бы нарисованной? Нарисованная китаянка выступает из фона, чуть ли не спорит с дамой, сидящей в кресле!"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "\"Дама с китаянкой. Портрет Е. И. Киркальди\". Китч рулит?", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 2379355, "height": 1278, "pic_id": 1032983, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/10/23/image_LovrIqJ.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20251023%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20251023T181733Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=cebbdbf35ac943a4348be38d1b4eb32395673307c644a344bfb35e308592c790", "width": 974}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Евгения Ивановна Киркальди (1889-1988/1989?) - переводчик, ученица Машкова. Илья Машков держал в Москве, на Мясницкой, студию живописи Работала корреспондентом в Союзпромэкспорте, в отделе радиоперехватов при Совнаркоме, Торгсине и Внешторге."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Работа выставлялась на выставке «Бубновый валет» в 1910-1911 в Москве и Выставке современной русской живописи в 1916 году в Петрограде."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Кстати, плата за обучение в студии Машкова была одной из самых высоких в Москве, тем более, что многие посетители не имели намерения учиться искусству, а ходили туда как в клуб по интересам."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "А вот и сам художник, каким он себя увидел и изобразил. "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "«Автопортрет» "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " (1911), Государственная Третьяковская галерея:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "\"Автопортрет\"", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 2168392, "height": 1278, "pic_id": 1032984, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/10/23/image_uK9dFTB.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20251023%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20251023T181754Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=5a1970655115a008c2939a65c616c1c927dc6fa6eb48499d7a6e325c3cb3998e", "width": 974}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Я говорила о яркости? Здесь-то почти монохром: считается, что эта работа для Машкова нехарактерна. Формы упрощены - так, кажется, мог бы нарисовать и ребёнок. Возможно, здесь Машков испытал на себе популярную в то время эстетику кубизма - отсюда и коричневатые, зеленоватые и охристые тона, предпочитаемые кубистами."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Влияние кубизма испытал и Поль Сезанн, любимый художник Машкова - правда, в 1911 году он с его творчеством ещё не познакомился. Это произойдёт чуть позже."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Автопортрет» выставлялся на выставках «Бубновый валет» 1912 года в Москве и в 1913-м Санкт-Петербурге, а также Выставке современной русской живописи в Петрограде в 1916-м."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "«Портрет Е. И. Курлянда» "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " (1909), Государственная Третьяковская галерея:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "\"Портрет Е. И. Курлянда\"", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 2416913, "height": 1482, "pic_id": 1032985, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/10/23/image_sxcROud.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20251023%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20251023T181821Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=d078edc38ad321fd8a619db3150ccca442e36ebb263504b7569f6abb499e1187", "width": 974}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Ефрем Исаакович Курлянд - коллекционер и собиратель произведений художников, входящих в объединение «Бубновый валет». Совладелец московского магазина багета, рам, писем, картин. Портрет выставлялся на выставке «Бубновый валет» в 1910-1911 годах в Москве и Выставке современной русской живописи в Петрограде в 1916-м."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Неоднократно упоминаемый «Бубновый валет» - это выставка, которую Илья Машков организовал вместе с Михаилом Ларионовым, Наталией Гончаровой, Петром Кончаловским и другими художниками в декабре 1910 года. «Бубновый валет» - название нарочито хулиганское, в противовес «Голубой розе и» Миру искусства\" - как раз и сделал примитивизм первым направлением в истории русского авангарда."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "На первой выставке «Бубнового валета» были выставлены портреты, которые Машков назвал «пугачами». Большинство из них яркие, с крупным орнаментом вместо фона."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "«Портрет поэта» "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " (1910). Государственная Третьяковская галерея. Характерно, что неизвестно, кто именно изображён - то ли поэт П. Яшвили, то ли поэт С. Рубанович. Выставлялся на выставке 1910-1911 в Москве, в 1911 в Париже, в 1913 в Амстердаме, в 1916 в Петрограде."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "\"Портрет поэта\"", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 2068006, "height": 1339, "pic_id": 1032986, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/10/23/image_uukI8fq.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20251023%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20251023T181853Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=3ea46045a8bc2680e3065bde5eb6a27da898f889a2175cf06568e8abd42da75c", "width": 974}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Уже в следующем году, после публичного диспута в Политехническом музее и скандального ухода «ларионовцев», оставшиеся художники во главе с И. Машковым и П. Кончаловским учредили объединение «Бубновый валет», которое просуществовало до 1917 года."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "«Портрет дамы в кресле» "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "(1913). Екатеринбургский музей изобразительных искусств. Предположительно, изображена Елена Фёдоровна Фёдорова - ученица и вторая жена Ильи Машкова, участница выставки «Мир искусства» 1916 года. Работа выставлялась на выставках «Бубнового валета» в 1913 в Санкт-Петербурге и в 1914 в Москве."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "\"Портрет дамы в кресле\"", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 2528802, "height": 1389, "pic_id": 1032987, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/10/23/image_T5Cb7sL.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20251023%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20251023T181929Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=53f207a568ef3660aa7f2e6128e2a7db78a6ebed4768b7fdfcd64507931cdb67", "width": 974}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Обратите внимание на фон - этот фон является полноправным «участником» «Натюрморта» (1913): портрет «перетекает» в натюрморт, и наоборот."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Здесь ещё один повторяющийся приём - отражение в зеркале. "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "«Женский портрет с зеркалом» "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " (1918). Екатеринбургский музей изобразительных искусств."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "\"Женский портрет с зеркалом\"", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 1612750, "height": 1228, "pic_id": 1032988, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/10/23/image_CIavCY2.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20251023%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20251023T181959Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=302bd455e95748b8fcd04674c0c7f357885363ad16fc9eff950914bba98bbc47", "width": 974}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Бубновый валет» ещё жив, но Машков - меняется."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "«Женский портрет» "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ", Смоленский государственный музей-заповедник:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "\"Женский портрет\"", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 2652612, "height": 1568, "pic_id": 1032989, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/10/23/image_0AiP3vU.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20251023%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20251023T182030Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=0e500b239bd5a61ed3d7b31e4ac66e8d4a08eff9d2056468aa8d47dbaf582aea", "width": 974}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "«Дама с контрабасом» "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " (1915), Государственный Русский музей. Изображена Елена Фёдоровна Фёдорова, вторая жена И. Машкова. И снова - вариант «синтетической» картины, где объединяются портрет, пейзаж и натюрморт. Пейзажная часть представлена картиной Машкова \"Кипарис у соборной стены. Италия (1913). Обратите внимание, как в чёрной поверхности пианино, отражается контрабас и как бликует чёрное платье сидящей перед инструментом женщины!"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "\"Дама с контрабасом\"", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 2399200, "height": 1228, "pic_id": 1032990, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/10/23/image_qZfwi3z.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20251023%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20251023T182055Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=1919ca883b9f24fb700231db6712f101405797eb2ba36ddc51dc06da97ef34ea", "width": 974}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Пытливый ум может также задаться вопросом - что делают возле пианино две огромные тыквы?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "А они здесь не просто так. Один из принципов Машкова - повторять свои темы, варьируя их и зачастую подчёркивая условность деления живописи, например, на портрет и натюрморт. У Машкова эти границы действительно размыты. Вот и в этом портрете: чего здесь только нет. Даже розочку (выписанную очень декоративно и условно) не забыли бросить на кресло. Глаза разбегаются - куда смотреть?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "А тыквы Илья Машков любил особенно: они - героини многих его натюрмортов, о чём непременно будет рассказано в следующей публикации."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "«Портрет Н. М. Усовой» "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " (1915), Государственная Третьяковская галерея:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "\"Портрет Н. М. Усовой\"", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 2122381, "height": 1136, "pic_id": 1032991, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/10/23/image_GhDNh2y.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20251023%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20251023T182133Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=58e78d64377ad0626346724a9848f51b37b555494efca1259eff9d09b61c505d", "width": 974}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Здесь всё «круглящееся»: форма вазы, тянущиеся из неё цветы, бирюзовые на сером, изгиб руки в тёмно-синем на спинке венского стула. Стереоэффект!"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Наталья Михайловна Усова - ученица Ильи Машкова. Работа выставлялась на Выставке современной русской живописи в 1916 году в Петрограде и на выставке «Бубновый валет» в 1927 году в Москве."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "А это «моё любимое»: "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "«Портрет художника А. И. Мильмана» "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "(1916-1917). Волгоградский музей изобразительных искусств имени И. И. Машкова."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "\"Портрет художника А. И. Мильмана\"", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 2223730, "height": 1132, "pic_id": 1032992, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/10/23/image_WBnrC5x.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20251023%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20251023T182159Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=8edb926bfb0157b9b903633848af219e7b61ed0f1ad15ed492057c2b2da059f4", "width": 974}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Адольф Израилевич Мильман (1886 (1888?)- 1930) - художник, участник объединения «Бубновый валет». Работой любовались на выставках «Мир искусства» в 1916-1917 и в 1921 годах в Москве, в Петрограде в 1917 году и на XIV Международной биеннале искусств в Венеции в 1924 году."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Сколько рук, сколько голов - одна смотрит на зрителя затылком. И антураж! Череп человеческий, черепа конские - эти лошадиные останки так полюбились Машкову, что он без конца изображал их на своих натюрмортах."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "И как не похожа на многорукого и многоголового Мильмана «дама в голубом»!"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "«Портрет З. Д. Р. (Дама в голубом)» "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " (1927). Государственный Русский музей:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "\"Портрет З. Д. Р. (Дама в голубом)\"", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 2527358, "height": 1377, "pic_id": 1032993, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/10/23/image_7uC0hIJ.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20251023%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20251023T182240Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=94622c2a607aba87a5bd74c9985e6d1159674bcd9088ab71ca7c4e9d5fc8de9f", "width": 974}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Работа выставлялась на 9-й выставке Ассоциации художников революционной России в 1927 году и на выставке «Художники РСФСР за 15 лет» в 1933-1934 годах в Москве."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Снова зеркало, в котором отражаются работы самого Машкова. И обратите внимание на фарфоровую фигурку: похожие мы увидим в серии натюрмортов с фруктами 1922-1923 годов."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "«Портрет художника Шимановского» "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " (1922). Саратовский государственный музей имени А. Н. Радищева."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "\"Портрет художника Шимановского\"", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 1576201, "height": 1141, "pic_id": 1032994, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/10/23/image_nSI3MbH.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20251023%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20251023T182348Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=c9106928a69bbf94f182c3007fe64a6b9162d9cd006f4a88b1e9bfa65d5fef77", "width": 974}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В контрасте с застывшей, напряженной позой портретируемого в чёрном - приветливо сверкающий самовар, яркий расписной поднос и легкомысленный фарфоровые фигурки. Да и печка хороша и нарядна."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "«Портрет жены художника М. И. Машковой» "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " (1923). Государственный Русский музей:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "\"Портрет жены художника М. И. Машковой\"", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 2344698, "height": 1259, "pic_id": 1032995, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/10/23/image_Na6kn5Z.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20251023%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20251023T182412Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=7e51325ad50dd701352a9e625809d7ce3c58a36e03e245008197c677e46cb452", "width": 974}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Мария Мвановна Машкова (урожд. Данилова (1896-1982) - третья жена И. Машкова (с 1922 г.). Работу выставляли на выставке, организованной Российским обществом Красного Креста в 1924 году в Москве."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Тридцатые! Портреты, созданные в станице Михайловской - это попытка художника соответствовать требованиям времени и социалистических реалий, однако и здесь он сосредотачивается на живописных ощущениях."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В Михайловскую Машков уехал - скорее, сбежал под давлением критики, которая упрекала художника в нежелании осваивать советскую тему, обвиняя его в формализме. И вот они, портреты «по-новому» - торжественные портретные композиции."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "«Пионерка с горном» "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " (1933). Волгоградский музей художественных искусств имени И. И. Машкова:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "\"Пионерка с горном\"", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 1784958, "height": 965, "pic_id": 1032996, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/10/23/image_2JOTKvA.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20251023%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20251023T182435Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=805d31802ca2c707af6beb47b23b826b30ec64c06cb22caf703370c91511a660", "width": 974}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Пионерка, с суровым выражением лица, изображена на фоне красного знамени, что несомненно усиливает драматичность восприятия картин. А в портрете "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "«Партизан А. Торшин» "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "(1932), Центральный музей Вооружённых Сил РФ, Москва:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "\"Партизан А. Торшин\"", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 2271588, "height": 1166, "pic_id": 1032997, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/10/23/image_rEnbmTv.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20251023%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20251023T182636Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=46318280da6115cfcf9c7526c00d10ec321b494c632fb5c793474f3a7bbf9958", "width": 974}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Работа выставляла на выставке «Художники РСФСР за 15 лет» в 1933-1934 годах и получила золотую медаль на выставке «Искусство и техника в современной жизни» в 1937 году в Париже."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "«Девушка с подсолнухами. Портрет Зои Андреевой» "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " (1930-1933). Собрание Инны Баженовой."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "\"Девушка с подсолнухами. Портрет Зои Андреевой\"", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 2749619, "height": 1270, "pic_id": 1032998, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/10/23/image_HOfnTNa.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20251023%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20251023T182714Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=45791859e0a3e467d88c37c666ae4b8b69efdd3ad42d73799304fca168f825f3", "width": 974}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Работа ездила в Нью-Йорк, на выставку «Современное искусство 79 стран» в 1939 году."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Приехав на родину, в станицу Михайловская (ныне Урюпинский район Волгоградской области) Машков создаёт портретные изображения в открытом пространстве. Отражения южного солнца позволяют ему по-новому варьировать цветовую гамму, да прибавьте сюда живописные листья и головы зрелого подсолнуха или огромные листья табака!"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "«Девушка на табачной плантации» "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " (1930). Волгоградский музей изобразительных искусств имени И. И. Машкова:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "\"Девушка на табачной плантации\"", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 2698944, "height": 1286, "pic_id": 1032999, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/10/23/image_vCXNIzA.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20251023%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20251023T182737Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=f5195d024141c11fbcd4c01344a48d0c5a4bd37d8255da3563863b1f8d05c575", "width": 974}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "«Пионервожатая» "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " (середина 1930-х) создана в интерьере, однако стена за спиной девушки кажется проницаемой."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "\"Пионервожатая\"", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 2440279, "height": 1198, "pic_id": 1033000, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/10/23/image_fuSEcC2.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20251023%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20251023T182753Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=e9dfd691bd6dbc963f81f516237dec057a8987f687f76f706a3c4cfc98057a1e", "width": 974}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Ростовский областной музей изобразительных искусств, Ростов-на-Дону. Портрет поступил в собрание музей до Великой Отечественной войны, в 1943 был украден немцами, в 1949-м возвращён в Ростов-на-Дону."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Такие вот лица эпохи... То есть, эпох."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Менялось время. Менялся художник - вольно ли, невольно."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "\"Московское метро\". Эскиз панно для банкетного зала гостиницы \"Москва\" (1937). Собрание Инны Баженовой, Москва", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 2743485, "height": 1299, "pic_id": 1033001, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/10/23/image_MqUVbTP.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20251023%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20251023T182823Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=fb55160ce41581413621483bfade7bfaeaa5df4c9dc0908e63ace34281701fdc", "width": 974}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "О выставке: надо заметить, что возможность увидеть столько работ Ильи Машкова сразу выпадает нечасто. Его работы разбросаны по разным музеям России и бывших советских республик, а также частным собраниям."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Мне было интересно."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Полностью здесь: "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"href": "https://dzen.ru/a/aPHkLrY9m25hpdJT"}, "string": "https: //dzen. ru/a/aPHkLrY9m25hpdJT"}], "attributes": []}], "selectedRange": [10537, 10537]}
Комментарии 4