17 фев 2024 · 10:05    
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "И вновь"}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": " Егорьевский историко-художественный музей"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "! Никак не покинуть его пределов! Его залов - и зальчика, отдельного зала, где прячутся великолепный камин и экспозиция сверкающих шедевров замечательного художника по стеклу А. Зеля. Сверкающих - потому что кварцевое стекло действительно сверкает, создавая ощущение... мало того, что красоты нереальной, так ещё и сказки, и праздника, и чуда! "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Народный художник России Алексей Зеля"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " (1944-2017) работал с нетрадиционным для русского (да и мирового) стеклоделия кварцевым стеклом более сорока лет. Художник - начав работать на московском электроламповом заводе по специальности кварцедува, а впоследствии - в кооперативе и собственной мастерской - создал множество удивительных, ни на что не похожих работ. И экспериментатор - его мастерская стала лабораторией, где были разработаны составы цветного кварцевого стекла - красного, синего, розового, голубого, а также варианты переливающихся покрытий для прозрачного стекла. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "А вообще-то он собирался стать биологом. Даже поступил на биофак МГУ. И если бы не ранний брак и рождение дочери... кто знает? Но вышло так, что любовь к живому, наблюдения за миром растений, зверей, насекомых, рыб и прочей живности, и магия стекла - особенно кварцевого, работа с которым требует особой сосредоточенности и особого искусства - дали особый сплав. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Ну не волшебно ли? "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Корзинка . Все фотографии в статье мои", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 3446114, "height": 1875, "pic_id": 816764, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2024/02/07/image_7GVp28X.jpeg", "width": 1406}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Такой сувенир часто заказывался высшим руководством СССР в качестве подарка. А. Зеля вспоминает: «"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "... Принцип у них был простой: «мальчикам» — корабли, «девочкам» — корзинки. Ничего другого не требовалось...."}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Но представьте, каково это - сделать такие ости на колосках? Припаять тончайшие нити быстро остывающего расплава, одну за другой.... Колдовство, не иначе. Жилки в невесомом крыле бабочки. Прожилки в лепестке цветка. Усики кузнечика. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Эта работа - «Поганки» - одна из ранних, 1982 год: "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 1425454, "height": 1245, "pic_id": 816765, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2024/02/07/image_ba6cxoT.jpeg", "width": 873}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Похожие работы есть и в калужском музее стекла А. Зеля - сюжеты, бывает, повторяются. И в работе у художника нередко бывало сразу несколько проектов. Две-три неоконченные композиции, находившиеся в работе, ещё десятки в голове..... "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Поганки! - скажет иной зритель, особенно грибник. - Тоже мне, сюжет! "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "А вот и сюжет. И в поганках можно разглядеть изящество и утончённость. и в мухе. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Жизнь вообще - чудо. Природа - гениальный конструктор и художник. Только взгляни внимательным взглядом. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Алексей Зеля это умел. С детства мог часами просиживать в поле, наблюдая за выверенной работой какого-нибудь паучка. Отсюда и точность деталей. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Жизнь - мимолётна, как игра света в тончайших стеклянных нитях и невесомых стеклянных плоскостях. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Жизнь хрупка и в то же время непобедима. Даже старый пень - нет-нет, да и зацветёт. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "\"Цветущий пень\", 1984 г.", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 2600526, "height": 1875, "pic_id": 816766, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2024/02/07/image_2S2ORgK.jpeg", "width": 1613}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Кстати, "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "кварцевое стекло"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". Что это и чем отличается от стекла обычного, пусть даже и хрустального? Кварцевое стекло - это однокомпонентное стекло, получаемое плавлением природных разновидностей кремнезёма - горного хрусталя, жильного кварца и кварцевого песка, а также синтетической (т. е. чистой) двуокиси кремния. В обычном же стекле, кроме оксида кремния, есть примесные оксиды - натрия, кальция, алюминия.... Потому оно и однокомпонентное. А непрозрачность ему придают мелкие газовые пузырьки (0, 03 - 0, 3 мкм), рассеивающие свет. Зато оптическое прозрачное кварцевое стекло, получаемое плавлением горного хрусталя, совершенно однородно, без газовых включений. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "То есть, вот это сверкающее сплетение - расплавленный горный хрусталь? "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "\"Аллея Анны Керн\", 1994 г.", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 6004905, "height": 1875, "pic_id": 816768, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2024/02/07/image_wvpdaji.jpeg", "width": 1822}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Известную композицию «Аллея Анны Керн» можно видеть также и в калужском музее - а ещё она снималась в фильме «Барышня-крестьянка». "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Осень, маленькая аллея - застыли в причудливом изломе голые ветви деревьев, редкие жёлтые листья трепещут на ветру. А в конце сужающегося коридора белеет маленькая скамья.... "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В основании - перо в прозрачном овале. Пушкинское перо, которым сколько было написано-нарисовано... С другой стороны, сама пушкинская тема в творчестве Алексея Зеля возникла с композиции, представляющей собой перо и сидящего на нём сверчка. Как известно, «Сверчок» - прозвище поэта в литературном обществе «Арзамас». "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "А что до просто сверчков, бабочек, стрекозок и прочей мелкой живности, вот ещё: «Плетень», 1983 г. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 3493323, "height": 1875, "pic_id": 816769, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2024/02/07/image_lW2KQFa.jpeg", "width": 1356}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Животных» произведений в Егорьевском музее мало, в отличие от Музея стекла Алексея Зеля в Калуге. Зато есть сказочные сюжеты, например, «Принцесса на горошине», 1989 год: "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "\"Принцесса на горошине\"", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 5132868, "height": 1875, "pic_id": 816770, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2024/02/07/image_w4cmbLN.jpeg", "width": 1406}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Или композиция «Танцующий эльф», 1990 г., изготовленная для победительницы международного балетного конкурса: "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "\"Танцующий Эльф\", 1990 г.", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 3266418, "height": 1875, "pic_id": 816771, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2024/02/07/image_U1PeH5s.jpeg", "width": 1408}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "И ещё о кварцевом стекле: если температура размягчения обычного стекла составляет 530 градусов, медицинского - 630, то самые «легкоплавкие» сорта кварцевого стекла нагревать нужно хотя бы до 1100 градусов.... Стеклодувы работают с расплавом с температурой 700 градусов; работа с кварцевым стеклом предполагает температуру в 2500 градусов - но это, если стекло прозрачное. Цветное же вообще непластично - из него можно делать только небольшие фрагменты. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "И нет права на ошибку: переплавить расплавленный горный хрусталь нельзя. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Как известно, грядущий год по лунному календарю - "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "год дракона"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". Вот "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "драконом"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " и закончим. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "\"Игрун\", 1988 г.", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 4154129, "height": 1875, "pic_id": 816773, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2024/02/07/image_gD15AvV.jpeg", "width": 1228}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Это «Игрун» - фигурка была создана в 1988 году из прозрачного и жёлтого стекла. Юный дракончик, с цветочным венком на шее, в изумлении смотрит на бабочку, присевшую на кисточку хвоста: если усматривать аналогию с наступившим 2024-м, так он тоже пока молод - нет и месяца от роду. Пусть бы играл себе с бабочками, удивляясь красоте мира.... "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Этот дракон, кажется, ещё не осознаёт тот факт, что он могучий хищник. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "А что зубы-зубищи... ну что зубы. Тоже нужно: отбиваться от всякой нечисти. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Примечание. Чтобы увидеть экспозицию стекла А. Зеля в Егорьевском музее, нужно купить отдельный билет. "}], "attributes": []}], "selectedRange": [0, 0]}
Комментарии 18