04 янв 2024 · 23:24    
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Люблю живопись! И особенно- женские портреты. Так и здесь: пусть «неизвестные художники», «нахалы», но есть, на чём задержать взгляд! Начать, разумеется, следует с этой царственной особы: "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "\"Императрица Мария Александровна, супруга Александра II\". НХ. Все фотографии в статье мои", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 7112199, "height": 1875, "pic_id": 792510, "url": "/files/article_image/2024/01/04/image_DW31Kdn.jpeg", "width": 1494}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В пышной причёске - кокошник в русском стиле с громадными драгоценными камнями, на шее крупный жемчуг в три ряда, узорная газовая вуаль, тяжёлые серьги... Настораживает, однако, муаровая лента и орден. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Сразу ли опознаешь в темноглазой и чернобровой - насурьмила она их, что ли? - красавице Марию Александровну, урожденную принцессу Вильгельмину Марию Гессенскую и Рейнскую, императрицу России и первую супругу императора Александра II? "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "То-то она так загадочно улыбается! "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Впрочем, придворным костюмом в русском стиле никого не удивить: эту моду ввели ещё при дворе государя-императора Николая I."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Середина 19 века. Портрет дочери замоскворецкого купца Селиванова. НХ", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 7944597, "height": 1875, "pic_id": 792512, "url": "/files/article_image/2024/01/04/image_4B7QRsI.jpeg", "width": 1502}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Портрет дочери купца Селиванова. Милая девочка, с розовыми ленточками в волосах, в простом голубом платье - но какие рукава! Так называемые «рукава епископа» -рукав узкий сверху и широкий от локтя до запястья, где собран обязательно на манжет. Мне особенно нравится отделка газовым тюлем над локтями. Какие легкие, невесомые складочки! Да, не дворяночка: той бы, пожалуй, нитку жемчуга на шею надели. Но это ничего: милое личико - юная барышня Селиванова ещё вырастет красавицей! И папа-купец в дочке явно души не чает - вон какой портрет заказал, и деньги нашлись. Так что всё впереди.... "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Женский портрет первой половины 19 века. Барышня из подмосковной усадьбы, из небогатой дворянской семьи. Печальный взгляд тёмных миндалевидных глаз: уж не пришлось ли тебе печалиться о женихе, ушедшем сражаться с наполеоновской ордой, кудрявая красавица с причёской в греческом стиле? "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "\"Женский портрет\", первая половина 19 в.НХ", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 7923781, "height": 1875, "pic_id": 792513, "url": "/files/article_image/2024/01/04/image_YSYG0td.jpeg", "width": 1517}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "А эта строгая дама в кружевной наколке - помещица Л. А Ртищева: "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Портрет помещицы Л.А Ртищевой\", 19 в. НХ", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 8783821, "height": 1875, "pic_id": 792517, "url": "/files/article_image/2024/01/04/image_FAZ5DXQ.jpeg", "width": 1520}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Любовь Андреевна Ртищева, кстати, супруга Дмитрия Сергеевича, чей портрет помещён в первой части статьи.. Покрой платья тот же, что у юной купеческой дочки - те же вертикальные складки на лифе, только строже, без отделки, не считая кружевных манжет, скорее всего, домашнего изготовления. Ткань платья Вот кружевную невесомую шальку-фишю накинула да коралловой брошкой заколола. Большая белая шаль - видимо, из тонкой шерсти, с ненавязчивым узором каймы. То ли дело - шаль на следующем портрете! Здесь дама явно купеческая - многочисленные нитки жемчуга, возможно - речного, массивное ожерелье явно речного жемчуга, прихваченная косынкой - слегка на деревенский манер - причёска и цветастая шаль. Опять же - рукавчики, как у замоскворецкой барышни. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "\"Портрет неизвестной\", Россия, 19 в. НХ", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 7805820, "height": 1875, "pic_id": 792519, "url": "/files/article_image/2024/01/04/image_NtlAPk6.jpeg", "width": 1700}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Женские лица эпохи.... Вот и крестьяночка: "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "\"Женский портрет\", 19 в. НХ", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 6781601, "height": 1875, "pic_id": 792520, "url": "/files/article_image/2024/01/04/image_GoMYRvM.jpeg", "width": 1438}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Что же до головных уборов, то всех затмила торопецкая купчиха - хоть и почившая. Это необязательно жемчуг; такие головные уборы отделывали колотым и тёсаным речным перламутром. Жемчужина сидит на макушке каждой «шишки». Такие кокошники - а это именно кокошник - передавали из поколения в поколение, чинили по мере надобности и - переделывали, подгоняли по голове новой владелицы. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Третья четверть 19 века. \"Портрет торопецкой купчихи на смертном одре\" НХ", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 8343451, "height": 1620, "pic_id": 792521, "url": "/files/article_image/2024/01/04/image_6gBOd8H.jpeg", "width": 1875}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Вот это кокошник! Корона индийского раджи. Тяжёлая, наверное, была.... "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Раз такая грустная тема пошла, обратимся к следующей картине. Здесь лично меня больше всего поражает размер головы Михаила Илларионовича. Нет, я понимаю, художник хотел как лучше. Вон некто, прижимает огромный носовой платок к лицу. Разумеется, что за сцена оплакивания героя, где никто не утирает слёз? Но вот лицо батюшки вызывает сомнения. Очень живое лицо, самая большая удача неизвестного художника на этом полотне. Только непохоже, чтобы батюшка скорбел. Умильная какая-то гримаса на лице его. О чём думает? Об утке с яблоками, изготовленной умелыми руками матушки? "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "\"Кончина светлейшего князя М. И. Голенищева-Кутузова- Смоленского\" НХ", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 6694305, "height": 1338, "pic_id": 792522, "url": "/files/article_image/2024/01/04/image_8m2xp3m.jpeg", "width": 1875}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Смех смехом, однако картина была списком с гравюры С. Карлделли, сделанной, в свою очередь, по рисунку полковника Ефимовича в 1813 году. А рисунок-то - по легенде - был сделан с натуры, потому как полковник был свидетелем кончины полководца. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Нет, не разделяю я насмешливого и слегка презрительного взгляда тонкого ценителя, моего супруга, на творчество сонма всех этих НХ, неизвестных художников, они же «нахалы». Старались, как могли. Кто они? Зачастую - самоучки, кто-то и вовсе из крепостных крестьян, которым могли бы позировать те же помещики Ртищевы. Произведениями этими были увешаны стены гостиных и столовых - сплошь и рядом, что купеческих, что дворянских. Ну вот хотелось кому-то иметь у себя портреты венценосных особ! А то и крестьяне, что побогаче, могли бы себе позволить - да хоть вот такое: "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "\"Ходатай по делам\", копия с картины К. Маковского, 19 в. НХ", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 9096931, "height": 1875, "pic_id": 792523, "url": "/files/article_image/2024/01/04/image_ov9ZTdE.jpeg", "width": 1664}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Копия, между прочим, написана на металле! "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Хотя нет. Крестьянин скорее повесил бы что-нибудь историческое или библейское, нравоучительно-богобоязненное. Таких полотен в залах Егорьевского музея тоже достаточно. Но о них - в следующий раз. Обширная тема. Есть, на что подивиться. "}], "attributes": []}], "selectedRange": [1846, 1846]}
Комментарии 10