23 окт 2025 · 10:43    
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Продолжаю гулять по выставке Ильи Машкова. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Так вот, о портретах. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "На первой выставке «Бубнового валета» были выставлены портреты, которые сам художник называл «пугачами». Большинство из них - яркие и ярчайшие, с крупными орнаментами в качестве фона. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "\"Портрет В. П. Виноградовой. 1909. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея.", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 2389910, "height": 1087, "pic_id": 1032673, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/10/22/image_nVMpWOD.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20251022%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20251022T122119Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=d6fba5d6e9cb348c278631292f7cc52bbeb3c8c72a33ab30d8438eede628f172", "width": 974}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Меня всегда занимал вопрос: что думали люди, глядя на свой портрет кисти какого-нибудь кубиста-авангардиста? Ладно, когда портрет такой: он хоть разноцветный, но вполне выразительный. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "\"Портрет Е. И. Курлянда\". 1909. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 2416913, "height": 1482, "pic_id": 1032674, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/10/22/image_LME9ASo.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20251022%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20251022T122208Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=e91045824f2e32df4f5533e2c376cf4a0c67dc096d4efebb6744a124b91d1fd3", "width": 974}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "А если такой? В обоих портретах фигуры серые, но резонирующие яркими цветовыми акцентами. Во втором случае фигура нарочито геометризирована, и не исключено, что картина пародирует портреты в кубическом стиле. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "\"Портрет поэта\", 1910. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 2068006, "height": 1339, "pic_id": 1032675, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/10/22/image_kYVl184.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20251022%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20251022T122231Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=0404fccca4cb81ea07e9ed5a519f59a04633c0312512f936f84f2f0ef75565fb", "width": 974}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Интересно, что неизвестно точно - а кто, собственно, изображён? Или поэт Паоло Яшвили, или поэт и переводчик Семён Рубанович. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "А если вообще так? "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "\"Портрет художника А. И. Мильмана 1916-1917. Холст, масло. Волгоградский музей изобразительных искусств им. И. И. Машкова", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 2223730, "height": 1132, "pic_id": 1032676, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/10/22/image_IWRbjq1.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20251022%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20251022T122329Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=b1e83ae9e6f3f88f00200c5388f8f8a5add8824f73d5be52eed47d08b2ce6068", "width": 974}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Адольф Израилевич Мильман -художник, участник объединения «Бубновый валет». Хорош и фон: человеческий и лошадиные черепа. Не сомневаюсь, что все портретируемые обладали незаурядным чувством юмора. И модернистские приёмы здесь даны явно как пародия! "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "То же в «Натюрморте с черепами» (конец 1910-х), где вещи сочетаются самым парадоксальным образом. Никакого символизма - просто смешение предметов из разных натюрмортных жанров и традиций. Чего стоит объединение в одном натюрморте лошадиного черепа и православной иконы! "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "\"Натюрморт с черепами\" конец 1910-х Холст, масло. Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 1374602, "height": 699, "pic_id": 1032677, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/10/22/image_HYwcWw8.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20251022%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20251022T122402Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=603f11843145d38eb93a3180f2c08941d03a76c94f2c2e1c801470a40763e19d", "width": 974}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В первой половине 1910-х Машков пишет несколько панорамных видов Москвы - виды сверху, которые позволяют конструировать пространственные перспективы. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "\"Вид Москвы. Мясницкий район\", 1912-1913. Холст, масло. Саратовский государственный художественный музей им. А. Н. Радищева", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 1913244, "height": 954, "pic_id": 1032678, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/10/22/image_ZSKJFLu.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20251022%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20251022T122432Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=ebcfd97caeef084aecf82a14428efe8f5d2f057a4dd8a2157312c448c26d0e12", "width": 974}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Городской зимний пейзаж» решён неожиданно монохромно: "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "\"Городской зимний пейзаж\", около 1914. Холст, масло, Государственный Русский музей", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 1779019, "height": 931, "pic_id": 1032679, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/10/22/image_2IBkA6I.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20251022%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20251022T122510Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=6a8198bee3bcc74ed8774b7925cd4cee41f9e8e54b10ce0a53307531c70b4019", "width": 974}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В 1913 году Машков остановился в Нерви после долгого путешествия по Италии и Европе. В написанных в Нерви пейзажах угадывается влияние Поля Сезанна, тем не менее, Машков сохраняет ясность форм. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "\"Италия. Нерви. Пейзаж с акведуком\", 1913. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея. Листайте!", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 1633082, "height": 830, "pic_id": 1032680, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/10/22/image_70YZi7b.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20251022%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20251022T122543Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=2f1ceb39df5c73d3367b590f1c4351caf39c48e59ffb150452fdbf2339680c69", "width": 974}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В конце 1910-х, уже преподаватель Свободных художественных мастерских, Машков возвращается к живописным и графическим исследованиям обнажённой модели и пишет масштабные работы со сложной цветовой гаммой. Розовый вместо красного, фиолетовый вместо синего - такие контрасты создают драматический эффект. «Интерьер» (1918) - новая попытка объединить разные жанры в одной картине. Тут и портретный образ, и множество натюрмортных мотивов, и картина с натурщицей, и вдобавок - отражение в зеркале на дольнем плане. В отражении, кстати, фрагмент автопортрета самого художника. Возможно, это последний опыт самопрезентации. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "\"Интерьер\", 1918. Холст, масло. Саратовский гос. худ. музей им. А. Н. Радищева", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 1524052, "height": 676, "pic_id": 1032681, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/10/22/image_L0Ow9Vw.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20251022%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20251022T122632Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=8496c243bf6ec64e0592a00eb1d75e33a533948aeb97acf60b58cac96ab5fc4c", "width": 974}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "А что же мои любимые натюрморты? В первой половине 1910-х годов Машков ещё не отказался от «живописного восприятия» на основе художественной системы Сезанна. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "\"Натюрморт с грибами\", 1915. Холст, масло, Государственный Русский музей", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 1509502, "height": 768, "pic_id": 1032682, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/10/22/image_UKeCYgd.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20251022%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20251022T122701Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=2fb51ac2ac6d3c07692be74a3d2aa0d3a5d95d475720a66402484e41cb16dc91", "width": 974}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Блестящий металлический шар отражает на своей поверхности фигуру художника за мольбертом: "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 2102607, "height": 1013, "pic_id": 1032683, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/10/22/image_kqFvCQW.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20251022%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20251022T122732Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=50cd8c96454f34a0bea9d7ddf9aa8c84ea96b5e778cb330faf6f9ef68d54f461", "width": 974}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Я в этот графинчик с вином готова нырнуть. Какой сочный цвет, какой мазок! И сои любимые сливы. Машкова не зря называют одним из лучших колористов в искусстве ХХ века. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "\"Натюрморт с парчой (Фрукты и вино)\", ок. 1915. Холст, масло. Государственный Русский музей", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 1781154, "height": 862, "pic_id": 1032684, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/10/22/image_8aOjab1.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20251022%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20251022T122750Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=15fa44d502dbccf192a13c181da6f4e9544e6e9719bb2a7e9bffd0ac57935b5f", "width": 974}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "А вот «Натюрморт с самоваром (Медная посуда)» - один из самых аскетичных среди картин Машкова. Здесь только металлические предметы, зато разнообразные по форме и фактуре. В условиях сближенной гаммы каждый из предметов «звучит» иначе, нежели остальные: "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "\"Натюрморт самоваром (Медная посуда)\", 1919. Холст, масло. Государственный Русский музей", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 1190672, "height": 771, "pic_id": 1032685, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/10/22/image_uErh1lS.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20251022%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20251022T122831Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=e2712ec4ddd41362cd048d74dae957a58b6af91279c4d5982ae8e8ed04fd97d9", "width": 974}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Многие работы Машкова 1920-1930-х вызывают немало споров. Одни считают их живописными шедеврами, которые по уровню мастерства близки к искусству старых мастеров, а другие - банальностью и скатыванием в китч. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "\"Натюрморт с фарфоровыми статуэтками\", 1922. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 1492751, "height": 833, "pic_id": 1032686, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/10/22/image_EqDisM8.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20251022%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20251022T122908Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=cd35ae88a523dbed5a4845b8d8f1dce29bf41c9a644a9d4350cb8f3f30bd2080", "width": 974}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Современников смущало сочетание натурализма с формальным подходом. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "\"Снедь московская: хлебы\", 1924. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея.", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 1838693, "height": 888, "pic_id": 1032687, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/10/22/image_DRfShx0.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20251022%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20251022T122947Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=2eee816f3343f2e74b30b5cc512f9d21b93894814a71f884e3148764dfbf29c0", "width": 974}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Люди на портретах смущали застылостью поз и отсутствием эмоций. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Сравните портрет третьей жены художника с портретами предыдущих дам! Совсем другая манера... "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "\"Портрет жены художника М. И. машковой, 1023. Холст, масло. Государственный Русский музей", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 2102790, "height": 1278, "pic_id": 1032688, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/10/22/image_L4R0fsn.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20251022%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20251022T123027Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=25cd7de84147641c9bf8e0fd0713007877e70a21826ad00e487e67200dad0d15", "width": 974}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Да уж, начиналась другая эпоха..."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Продолжение следует"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Полностью публикация тут: "}, {"type": "string", "attributes": {"href": "https://dzen.ru/a/aPHkLrY9m25hpdJT"}, "string": "https: //dzen. ru/a/aPHkLrY9m25hpdJT"}], "attributes": []}], "selectedRange": [3525, 3525]}
Комментарии 4