24 окт 2025 · 10:09    
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Итак, начиналась иная эпоха в творчестве художника. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В пейзажах начала 1920-х звучат мотивы позднего Сезанна. Но если француз отказывался от натурного восприятия, создавая обобщённые композиции, то Машков идёт в сторону натуры и даже перегруженной деталями натуры."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "\"Пейзаж с купальщицами\". Первая половина 1920-х. Холст, масло. Частное собрание", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 1816852, "height": 801, "pic_id": 1032690, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/10/22/image_vlYO6EW.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20251022%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20251022T124511Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=90039e68a42d169712aff26176328d8bbbbdc23004d83d317567190554c78de2", "width": 974}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В пейзажах второй половины 1920-х Машков стремится обогатить гамму, работая на пленэре. В этот период его часто отправляют в крымские здравницы. Представленные по итогам командировок работы вызывают недовольство критиков. Машкова упрекают в отстранённости взгляда, в статичности фигур."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "\"Ливадийский крестьянский курорт\", 1925. Холст, масло. Волгоградский музей изобр. искусств им. И. И. Машкова.", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 1391834, "height": 743, "pic_id": 1032691, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/10/22/image_I8XTkmK.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20251022%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20251022T124545Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=d8539acf572ffc8e155406b6dfabb0826202db1b7c19941cfd9282eb9d02e41e", "width": 974}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "По словам критиков, художника явно не интересовали ни советские люди, ни их быт."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "\"Утренняя зарядка\", 1929. Холст, масло. Нижегородский гос. худ. музей", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 1488891, "height": 730, "pic_id": 1032693, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/10/22/image_qEtHoSw.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20251022%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20251022T124826Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=467db05ca5deac600d648629f4b320287c03f10ba3a873e3e396f18b055bcd79", "width": 974}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В начале 1930-х Илья Машков отправился на родину, в станицу Михайловскую для налаживания там культурной работы. Во многом это было бегство их Москвы под давлением критики, обвинявшей художника в формализме и нежелании развивать советскую тему. Однако жители станицы едва терпели его, ведь он требовал от людей дополнительной работы - а ведь совсем недавно их вовлекли в колхозное строительство, зачастую насильственными методами. Мало того, что крестьяне крали имущество его мастерской. По свидетельству Машкова, они даже устроили на него покушение. Идея продвижения искусства в массы таким образом провалилась."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Подобная ситуация сложилась и с восприятием искусства Ильи Машкова: оно будто взывает к простому, невзыскательному зрителю с критериями «похоже -непохоже», «красиво-некрасиво». Но рассчитано при этом на углублённое созерцание, а не на мгновенную вовлечённость."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "\"Пёстрый букет на тёмном фоне\", 1936. Холст, масло. Волгоградский музей изобразительных искусств им. И. И. Машкова", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 2435972, "height": 1207, "pic_id": 1032694, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/10/22/image_T6MMHZJ.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20251022%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20251022T124851Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=e8f05148dde2cea873181ac587ddaa0048e6b73200fc35a771f050fec612705d", "width": 974}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "При том, что Сезанн, на которого Машков опирался в своём творчестве, был социопатом..."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В Михайловской Машков пишет портретные изображения в открытом пространстве."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "\"Девушка с подсолнухами. Портрет Зои Андреевой\", 1930-1933, Холст, масло, собрание Инны Баженовой", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 2749619, "height": 1270, "pic_id": 1032695, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/10/22/image_P1QbuGy.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20251022%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20251022T124925Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=df5effe7969db9e7875b5a4a85185f9676b109febfe0341ccf91fd96f926d83b", "width": 974}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Портреты, созданные в Михайловской, не должны вводить в заблуждение. Машков пытался соответствовать конъюнктуре, но своему методу организации постановок не изменял."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "\"Пионерка с домрой\", 1933. Холст, масло. Таганрогский худ. музей", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 1703213, "height": 1043, "pic_id": 1032696, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/10/22/image_VFCMBHH.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20251022%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20251022T124957Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=ded38b9dc7a34fe4723a6680589da1347a7890c31e5a0979547a64761ef498cb", "width": 974}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Натюрморт «Привет XVII съезду ВКП (б)» (1934) получил известность только в постсоветское время, когда в нём стали искать влияние политических процессов: XVII съезд называли «съездом победителей» после разгрома троцкистско-зиновьевского блока. Картина получилась двусмысленной из-за иерархии бюстов: гипсовый Сталин возвышается на пьедестале над бронзовым бюстом Ленина. А позолоченный Маркс и посеребренный Энгельс задвинуты в стороны."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Дар М. И. Машковой, 1981. Волгоградский музей изобразительных искусств им. И. И. Машкова", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 1991789, "height": 1256, "pic_id": 1032697, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/10/22/image_QOBMkVg.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20251022%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20251022T125044Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=9e731f34f6f01eddb913c9524a9058616ae3d8d9bfaec98043a30c03c4b0b252", "width": 974}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Два варианта композиции «Советские хлебы» 1936 года, созданные для выставки «Индустрия социализма» призваны были продемонстрировать советское изобилие, выполняя функции рекламы и пропаганды. Не зря в юности Машков подрабатывал написанием торговых вывесок! Второй вариант содержит даже рог изобилия. Герб СССР придаёт композиции геральдический характер, а продукты воспринимаются подобиями скульптурных рельефов."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "\"Советские хлебы\", 1936. Волгоградский музей изобр. искусств им. И. И. Машкова", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 1713365, "height": 824, "pic_id": 1032698, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/10/22/image_NgSGCcT.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20251022%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20251022T125117Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=6b2d1b3e8e39d809a874aaaf4392deef79cb913d567db3ad3ebbd2ddf25ef965", "width": 974}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Вот снова они, дыньки-тыквочки. Вспомним те, что были в первом зале! А тут что? Вроде бы замкнули линию, начатую натюрмортом 1914 года, а состыкуются ли концы?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "\"Натюрморт с тыквой\", 1939. Холст, масло. Курская картинная галерея им. А. А. Дейнеки", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 1146699, "height": 669, "pic_id": 1032700, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/10/22/image_OwOZi2m.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20251022%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20251022T125142Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=938192c43ee24339e8e3d39021cab82f7d6e89b5f2213b132e2a16dda2c06d68", "width": 974}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Здесь используется принцип контраста предметов и тёмного фона, с которым почти сливается темный арбуз."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В 1937 году Машков был награждён золотой медалью за картину «Партизан А. Торшин» на Всемирной выставке в Париже. В 1937-1938 годах работает над серией панно для банкетного зала гостиницы «Москва». в 1939 году награждается бронзовой медалью на выставке современного искусства в Нью-Йорке за «выдающийся вклад в мировое искусство». В 1938-1943 живёт в Ново-Абрамцеве, работает над натюрмортами. В 1942-1943 годах пишет и рисует портреты участников Великой Отечественной войны."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Да, пришлось «соответствовать» - эпохе, даче в Абрамцеве... Пионеры вот возникли (\"Пионэры, идите в... - как говорят, выразилась однажды Фаина Раневская."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Оно конечно, яркость палитры... да есть ли, однако, в них жизнь? Или застыли пионеры, не смея дух перевести?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Пока мы отдыхали на банкетке, закончив осмотр картин, в зал вошла экскурсия под предводительством музейной дамы -экскурсовода. Дама выдавала сообщения, мягко говоря, удивительные."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "-Да, похоронен На Новодевичьем. Вас ведь это интересует? Умер-то он в... Нет, обязательно надо было на Новодевьем, прям вот специально везли в Москву, чтобы именно на Новодевичьем! Комплекс крестьянина, провинциала!"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "\"Дача Машкова в Абрамцево\", 1942. Холст, масло. Волгоградский музей изобразительных искусств им. И. И. Машкова", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 1710288, "height": 803, "pic_id": 1032701, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/10/22/image_WPe2w7k.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20251022%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20251022T125241Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=e8b3842f669b6b7f7832d40d96bcae7159a0166cbebea1b659b84fad8c0826ee", "width": 974}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "-Да, вот получил он дачку в Абрамцеве, и забился в неё, никуда не выезжая, особенно, с началом войны. Писал натюрморты. Вот клубнику, например, смотрите, какая сочная, красивая клубника. Как будто и нет никакой войны.... Иногда - по спецзаказу, а куда деваться? - портреты бойцов. И все его товарищи так же. Кончаловский, например. Натюрморты, только натюрморты!"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Действительно, прекрасная, сочная клубничка, смородинка..."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "\"Клубника и белый кувшин\", 1943, Холст, масло, Государственная Третьяковская галерея", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 1830805, "height": 886, "pic_id": 1032702, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/10/22/image_neQTDFe.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20251022%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20251022T125325Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=e860a9e700bc34b1a281d9b874f6b8dc47790e59e3efaf1ea67f950318bc6fa3", "width": 974}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Художник скоропостижно скончался на даче в Ново-Абрамцеве в 1944 году."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Полностью тут: "}, {"type": "string", "attributes": {"href": "https://dzen.ru/a/aOfXDpKBbzx1DBYl"}, "string": "https: //dzen. ru/a/aOfXDpKBbzx1DBYl"}], "attributes": []}], "selectedRange": [4590, 4590]}
Комментарии 11