3
Что достойно рыцаря, но позорно для римского всадника? | Паблико
4 подписчики

Что достойно рыцаря, но позорно для римского всадника?


03 фев 2023 · 08:05    

Как известно, в Высоком Средневековье и Раннем Ренессансе пользовались большой популярностью рыцарские турниры. Примерно к XVI-у веку они превратились практически в массовые шоу, проводимые при большом скоплении народа, как знатного, так и не очень. Создавались специальные типы доспехов и оружия, изобретались разные хитрушки вроде кирас с кнопкой, разлетающихся на куски при точном попадании копьем по этой самой кнопке. Турниры в Европе пользовались бешеной популярностью, выступать на них рыцарю было не то что не зазорно - а наоборот, очень почетно. Слава, общественное признание, кое-какой заработок - ну, если победишь, конечно...

Считается, что европейская культура во многом выросла из римской. Точнее, на остатках римской, так как подлинного Рима никакие рыцари не застали. Их разделяет как минимум 500 лет - если не считать Восточную Римскую империю, то есть Византию. Но, честно говоря, аналог Рима из нее получился так себе...)

Так вот, в целом европейская средневековая культура - во многом продолжательница и наследница римской. Во многом - использование латыни как общего языка (а также книжного), использование (в определенных случаях) римского права, и т. п...

Во многом - но только не в турнирах.

Если представить ситуацию абстрактно, абстрагируясь от ее социокультурного значения, то она выглядит так: два человека с оружием сражаются друг с другом на арене. Или больше человек, мало ли - групповой турнир (меле), либо групповое сражение гладиаторов...

За боем внимательно наблюдает толпа. Во многом ради этой самой толпы бой и затевается. Ради того, чтобы ее впечатлить и увеселить, этим заработав себе некие социальные и политические очки и плюшки.

Есть три общих пункта: воины, бой, зрители. Все это было и в Древнем Риме, и в средневековой Европе.

Только вот нюанс: если для рыцаря (вплоть до аристократа и даже короля) выступить на турнире - почетно и служит подтверждением воинской доблести, то тысячу лет назад в Риме участие в гладиаторских боях считалось для благородного патриция позором. И вовсе не потому, что драться надо было с рабами. Прилюдный бой с таким же всадником, патрицием, сенатором или даже императором все равно оставался позором.



2023-02-01_10-46-51.png 2.05 MB


А на арене или на ристалище - какая принципиально разница? И то, и другое - фактические синонимы, однако эти термины имеют разную эмоционально-смысловую окраску.

Но при этом такое явление, как добровольный уход в гладиаторы, в Риме имперского периода был обычным делом. Обставлялось это, кстати говоря, в чем-то похоже на то, как на Руси запродавались в холопы, в том числе боевые.

Желающий добровольно стать гладиатором (таких называли аукторатами) заключал с ланистой (хозяином гладиаторской школы) договор на определенный срок, в котором фактически признавал себя рабом. Он приносил клятву, в которой разрешал себя «жечь, заковывать в цепи, сечь и убивать железом». При заключении договора он получал на руки единоразово 2000 сестерциев, после каждого боя, если выживал - еще по 2000. Кстати, если договор продлевался, то размер платы вырастал в шесть раз: этот аукторат уже был ветераном, имевшим колоссальный опыт, раз не позволил себя убить в течение двух-трех лет (обычный срок такого контракта). Более того: не позволил даже серьезно ранить. Вы ж учитывайте еще и уровень развития медицины: всего лишь до второй половины XIX века любое ранение, например, в живот на два пальца и глубже было в большинстве случаев фатальным.



2023-02-01_10-47-25.png 2.45 MB


При этом, для общего понимания... Во-первых, юридически гладиатор считался «официально мертвым». Во-вторых, 2000 сестерциев - это примерная стоимость в то время раба-мужчины, не владеющего никаким ремеслом, то есть пригодного только на роль чернорабочего: подай-принеси-пошел вон-не мешайся.

Для сравнения, по сохранившимся данным, примерно 500 сестерциев - это был «прожиточный минимум» на год для обычной крестьянской семьи. Чисто чтоб ноги с голоду не протянуть...

Но мы отвлеклись. Итак, к чему все это я?

Двойственность восприятия

Дело в том, что отношение жителей Древнего Рима к воинским играм в контексте различных состязаний и поединков было крайне двойственным, и потому сложным для оценки для нашего современника. С одной стороны, огромное количество римских авторов всех эпох - от конца Республики до заката Империи - буквально кричит о том, что быть гладиатором - позорно. Сражаться на арене, как гладиатор - едва ли не бесчестье.

Тертуллиан:

«Скольких бездельников тщеславие побудило взяться за ремесло гладиатора, а некоторые из тщеславия даже участвуют в звериных травлях и считают, что шрамы от когтей и зубов сделают их привлекательнее» 

Цицерон:

«Расточительные — это те, кто проматывают свое состояние на пирушки, на раздачу мяса, на бои гладиаторов, на игры и травлю диких зверей — на все то, о чем память они оставят недолгую или вообще не оставят никакой» 

Тацит:

«... При прежних принцепсах их склоняли к этому деньгами, а чаще заставляли силой; муниципии и колонии наперебой старались подкупить самых развращенных из молодых людей и сделать их гладиаторами» 

Проще говоря - практически всегда, когда римский автор упоминал об участии в гладиаторских боях свободных людей, он непременно уточнял, что это-де - дело неподобающее, роняющее честь и лицо благородного человека.

Отчасти это связано с тем, что в Риме очень распространенной мерой наказания было «осуждение к мечу» - то есть к тому, чтобы пасть на арене от руки гладиатора. Более того, не обязательно в роли палача должен был выступать боец-профи - иногда «высшей мерой» выступал поединок между прошлыми союзниками и даже друзьями, которым просто не оставляли иного выбора.

Так, например, Юлий Цезарь устроил праздник в честь памяти своей дочери Юлии, на котором вынудил сражаться друг с другом двух бывших приспешников Гнея Помпея, попавших к нему в плен после поражения своего знаменитого лидера. Это были Фурий Лептин и Квинт Кальпен, оба - из очень знатных римских родов.

Выбор был предложен нехитрый: или на арене погибнет кто-то один, или казнят обоих...

В дальнейшем подобная практика стала традиционной для римских монархов: казнь неугодного патриция или обычного преступника превращали в шоу, что автоматически накладывало неизгладимый отпечаток на... Сам факт прилюдного поединка, неважно, кого с кем, вызывал у народа четкие ассоциации либо с гладиаторскими играми (то есть - с рабами), либо - с казнью, превращенной в шоу: damnatus ad gladium - «осужден к мечу»...



2023-02-01_10-47-55.png 690.78 KB


При этом о бытовании у римлян традиции решать поединками какие-то спорные вопросы нам практически ничего не известно. Отдельные упоминания есть, но они касаются в основном варваров - либо среди обычаев варваров упоминаются «судебные дуэли», либо речь идет о поединке римлянина и варвара на поле боя. Об этом некоторые упоминания есть, но касаются, кстати, в основном до-имперской эпохи.

А вот о традиции тех же всадников-эквитов дуэлировать между собой - почти нет вообще!

При этом сами по себе занятиями воинскими искусствами в милитаризованной среде римской аристократии ценились и культивировались. Нам известно о том, что в богатые дома зачастую приглашались гладиаторы- «доктора» для обучения юных наследников фехтованию (хотя, кстати, иной раз, хоть и редко, имели место и обратные ситуации - всадник или даже сенатор с богатым военным опытом приглашался в гладиаторскую школу, чтоб показать ученикам пару-тройку сугубо боевых приемов). Наконец, нам известно о существовании в Риме традиции проводить конные военные игры-состязания - «hippika gymnasia», как названы они в «Тактике» Арриана, а также гораздо более ранние, возможно, еще этрусского времени «lusus Troiae» - «троянские игры»:

Вергилий:

По трое в каждом ряду разделился строй, и немедляДва полухория врозь разъехались; после, по знаку,Вспять повернули они, друг на друга копья наставив,Встретились, вновь разошлись и опять сошлись на широкомПоле; всадников круг с другим сплетается кругом,Строй против строя идет, являя битвы подобье.Вот одна сторона убегает, а вот, повернувшись,С копьями мчится вперед; вот обе смыкаются мирно,Рядом летят... — На критских холмах, повествуют, когда-тоБыл Лабиринт, где сотни путей меж глухими стенамиВ хитрый сплетались узор и где все путеводные знакиЛюдям помочь не могли, безысходно блуждавшим вслепую.Так же теперь следы перепутались юных троянцев,То убегавших стремглав, то сходившихся в битве потешной...

Только вот нюанс... Конные «массовые турниры» римлян, исходя из того, что известно о них нам на текущий момент, были почти бескровными. Они не включали в себя практические схватки; все бои были крайне ритуализованными.

Вот и получалось, что молодому поколению римских патрициев (от всадника до сына сенатора или даже императора) попросту негде было еще продемонстрировать свое воинское искусство - боевые навыки, храбрость, мужество, умение владеть мечом и луком - кроме как на арене амфитеатра, пусть и временно, но примерив на себя позорную шкуру гладиатора. Римская «интеллигенция» - срез людей думающих и тонко чувствующих - подобную практику презирала и считала недостойной порядочного человека. Неоднократно выходили соответствующие законы и указы, как, в частности, в 69 году н. э. указ императора Авла Вителлия, где прямо говорится, что «римским всадникам запрещается позорить себя участием в гладиаторских боях». При этом, что интересно, тот же Вителлий в целом был очень даже за гладиаторские бои. Он правил всего несколько месяцев, но успел за это время начать строительство нескольких новых амфитеатров, а свой день рождения отметить необычно массовыми гладиаторскими боями...

Кстати, сам Авл Вителлий происходил именно из рода всадников.

При этом незадолго до Вителлия, еще при Нероне на арену массово выходили сражаться и всадники, и даже сенаторы. Многие из них - отнюдь не по принуждению, а по зову души. Эта ситуация рождала тонкую, едва уловимую и с трудом понимаемую сейчас нами грань между бесчестьем, связанным именно с боем на потеху толпе, плебсу - и доказательством собственной силы и доблести собратьям по классу, таким же патрициям.

А, возможно, что и в первую очередь самому себе...

Что уж говорить и о знаменитых «императорах-гладиаторах», первейшим из которых был Коммод. Да, с точки зрения снобов он ронял свою честь, выступая на арене - но посмел бы кто ему об этом сказать...)

Как известно, в Высоком Средневековье и Раннем Ренессансе пользовались большой популярностью рыцарские турниры. Примерно к XVI-у веку они превратились практически в массовые шоу, проводимые при большом скоплении народа, как знатного, так и не очень. Создавались специальные типы доспехов и оружия, изобретались разные хитрушки вроде кирас с кнопкой, разлетающихся на куски при точном попадании копьем по этой самой кнопке. Турниры в Европе пользовались бешеной популярностью, выступать на них рыцарю было не то что не зазорно - а наоборот, очень почетно. Слава, общественное признание, кое-какой заработок - ну, если победишь, конечно...

Считается, что европейская культура во многом выросла из римской. Точнее, на остатках римской, так как подлинного Рима никакие рыцари не застали. Их разделяет как минимум 500 лет - если не считать Восточную Римскую империю, то есть Византию. Но, честно говоря, аналог Рима из нее получился так себе...)

Так вот, в целом европейская средневековая культура - во многом продолжательница и наследница римской. Во многом - использование латыни как общего языка (а также книжного), использование (в определенных случаях) римского права, и т. п...

Во многом - но только не в турнирах.

Если представить ситуацию абстрактно, абстрагируясь от ее социокультурного значения, то она выглядит так: два человека с оружием сражаются друг с другом на арене. Или больше человек, мало ли - групповой турнир (меле), либо групповое сражение гладиаторов...

За боем внимательно наблюдает толпа. Во многом ради этой самой толпы бой и затевается. Ради того, чтобы ее впечатлить и увеселить, этим заработав себе некие социальные и политические очки и плюшки.

Есть три общих пункта: воины, бой, зрители. Все это было и в Древнем Риме, и в средневековой Европе.

Только вот нюанс: если для рыцаря (вплоть до аристократа и даже короля) выступить на турнире - почетно и служит подтверждением воинской доблести, то тысячу лет назад в Риме участие в гладиаторских боях считалось для благородного патриция позором. И вовсе не потому, что драться надо было с рабами. Прилюдный бой с таким же всадником, патрицием, сенатором или даже императором все равно оставался позором.



2023-02-01_10-46-51.png 2.05 MB


А на арене или на ристалище - какая принципиально разница? И то, и другое - фактические синонимы, однако эти термины имеют разную эмоционально-смысловую окраску.

Но при этом такое явление, как добровольный уход в гладиаторы, в Риме имперского периода был обычным делом. Обставлялось это, кстати говоря, в чем-то похоже на то, как на Руси запродавались в холопы, в том числе боевые.

Желающий добровольно стать гладиатором (таких называли аукторатами) заключал с ланистой (хозяином гладиаторской школы) договор на определенный срок, в котором фактически признавал себя рабом. Он приносил клятву, в которой разрешал себя «жечь, заковывать в цепи, сечь и убивать железом». При заключении договора он получал на руки единоразово 2000 сестерциев, после каждого боя, если выживал - еще по 2000. Кстати, если договор продлевался, то размер платы вырастал в шесть раз: этот аукторат уже был ветераном, имевшим колоссальный опыт, раз не позволил себя убить в течение двух-трех лет (обычный срок такого контракта). Более того: не позволил даже серьезно ранить. Вы ж учитывайте еще и уровень развития медицины: всего лишь до второй половины XIX века любое ранение, например, в живот на два пальца и глубже было в большинстве случаев фатальным.



2023-02-01_10-47-25.png 2.45 MB


При этом, для общего понимания... Во-первых, юридически гладиатор считался «официально мертвым». Во-вторых, 2000 сестерциев - это примерная стоимость в то время раба-мужчины, не владеющего никаким ремеслом, то есть пригодного только на роль чернорабочего: подай-принеси-пошел вон-не мешайся.

Для сравнения, по сохранившимся данным, примерно 500 сестерциев - это был «прожиточный минимум» на год для обычной крестьянской семьи. Чисто чтоб ноги с голоду не протянуть...

Но мы отвлеклись. Итак, к чему все это я?

Двойственность восприятия

Дело в том, что отношение жителей Древнего Рима к воинским играм в контексте различных состязаний и поединков было крайне двойственным, и потому сложным для оценки для нашего современника. С одной стороны, огромное количество римских авторов всех эпох - от конца Республики до заката Империи - буквально кричит о том, что быть гладиатором - позорно. Сражаться на арене, как гладиатор - едва ли не бесчестье.

Тертуллиан:

«Скольких бездельников тщеславие побудило взяться за ремесло гладиатора, а некоторые из тщеславия даже участвуют в звериных травлях и считают, что шрамы от когтей и зубов сделают их привлекательнее» 

Цицерон:

«Расточительные — это те, кто проматывают свое состояние на пирушки, на раздачу мяса, на бои гладиаторов, на игры и травлю диких зверей — на все то, о чем память они оставят недолгую или вообще не оставят никакой» 

Тацит:

«... При прежних принцепсах их склоняли к этому деньгами, а чаще заставляли силой; муниципии и колонии наперебой старались подкупить самых развращенных из молодых людей и сделать их гладиаторами» 

Проще говоря - практически всегда, когда римский автор упоминал об участии в гладиаторских боях свободных людей, он непременно уточнял, что это-де - дело неподобающее, роняющее честь и лицо благородного человека.

Отчасти это связано с тем, что в Риме очень распространенной мерой наказания было «осуждение к мечу» - то есть к тому, чтобы пасть на арене от руки гладиатора. Более того, не обязательно в роли палача должен был выступать боец-профи - иногда «высшей мерой» выступал поединок между прошлыми союзниками и даже друзьями, которым просто не оставляли иного выбора.

Так, например, Юлий Цезарь устроил праздник в честь памяти своей дочери Юлии, на котором вынудил сражаться друг с другом двух бывших приспешников Гнея Помпея, попавших к нему в плен после поражения своего знаменитого лидера. Это были Фурий Лептин и Квинт Кальпен, оба - из очень знатных римских родов.

Выбор был предложен нехитрый: или на арене погибнет кто-то один, или казнят обоих...

В дальнейшем подобная практика стала традиционной для римских монархов: казнь неугодного патриция или обычного преступника превращали в шоу, что автоматически накладывало неизгладимый отпечаток на... Сам факт прилюдного поединка, неважно, кого с кем, вызывал у народа четкие ассоциации либо с гладиаторскими играми (то есть - с рабами), либо - с казнью, превращенной в шоу: damnatus ad gladium - «осужден к мечу»...



2023-02-01_10-47-55.png 690.78 KB


При этом о бытовании у римлян традиции решать поединками какие-то спорные вопросы нам практически ничего не известно. Отдельные упоминания есть, но они касаются в основном варваров - либо среди обычаев варваров упоминаются «судебные дуэли», либо речь идет о поединке римлянина и варвара на поле боя. Об этом некоторые упоминания есть, но касаются, кстати, в основном до-имперской эпохи.

А вот о традиции тех же всадников-эквитов дуэлировать между собой - почти нет вообще!

При этом сами по себе занятиями воинскими искусствами в милитаризованной среде римской аристократии ценились и культивировались. Нам известно о том, что в богатые дома зачастую приглашались гладиаторы- «доктора» для обучения юных наследников фехтованию (хотя, кстати, иной раз, хоть и редко, имели место и обратные ситуации - всадник или даже сенатор с богатым военным опытом приглашался в гладиаторскую школу, чтоб показать ученикам пару-тройку сугубо боевых приемов). Наконец, нам известно о существовании в Риме традиции проводить конные военные игры-состязания - «hippika gymnasia», как названы они в «Тактике» Арриана, а также гораздо более ранние, возможно, еще этрусского времени «lusus Troiae» - «троянские игры»:

Вергилий:

По трое в каждом ряду разделился строй, и немедляДва полухория врозь разъехались; после, по знаку,Вспять повернули они, друг на друга копья наставив,Встретились, вновь разошлись и опять сошлись на широкомПоле; всадников круг с другим сплетается кругом,Строй против строя идет, являя битвы подобье.Вот одна сторона убегает, а вот, повернувшись,С копьями мчится вперед; вот обе смыкаются мирно,Рядом летят... — На критских холмах, повествуют, когда-тоБыл Лабиринт, где сотни путей меж глухими стенамиВ хитрый сплетались узор и где все путеводные знакиЛюдям помочь не могли, безысходно блуждавшим вслепую.Так же теперь следы перепутались юных троянцев,То убегавших стремглав, то сходившихся в битве потешной...

Только вот нюанс... Конные «массовые турниры» римлян, исходя из того, что известно о них нам на текущий момент, были почти бескровными. Они не включали в себя практические схватки; все бои были крайне ритуализованными.

Вот и получалось, что молодому поколению римских патрициев (от всадника до сына сенатора или даже императора) попросту негде было еще продемонстрировать свое воинское искусство - боевые навыки, храбрость, мужество, умение владеть мечом и луком - кроме как на арене амфитеатра, пусть и временно, но примерив на себя позорную шкуру гладиатора. Римская «интеллигенция» - срез людей думающих и тонко чувствующих - подобную практику презирала и считала недостойной порядочного человека. Неоднократно выходили соответствующие законы и указы, как, в частности, в 69 году н. э. указ императора Авла Вителлия, где прямо говорится, что «римским всадникам запрещается позорить себя участием в гладиаторских боях». При этом, что интересно, тот же Вителлий в целом был очень даже за гладиаторские бои. Он правил всего несколько месяцев, но успел за это время начать строительство нескольких новых амфитеатров, а свой день рождения отметить необычно массовыми гладиаторскими боями...

Кстати, сам Авл Вителлий происходил именно из рода всадников.

При этом незадолго до Вителлия, еще при Нероне на арену массово выходили сражаться и всадники, и даже сенаторы. Многие из них - отнюдь не по принуждению, а по зову души. Эта ситуация рождала тонкую, едва уловимую и с трудом понимаемую сейчас нами грань между бесчестьем, связанным именно с боем на потеху толпе, плебсу - и доказательством собственной силы и доблести собратьям по классу, таким же патрициям.

А, возможно, что и в первую очередь самому себе...

Что уж говорить и о знаменитых «императорах-гладиаторах», первейшим из которых был Коммод. Да, с точки зрения снобов он ронял свою честь, выступая на арене - но посмел бы кто ему об этом сказать...)

Читайте также

Комментарии 0

Войдите для комментирования
НОВОСТИ ПОИСК РЕКОМЕНД. НОВОЕ ЛУЧШЕЕ ПОДПИСКИ