Что достойно рыцаря, но позорно для римского всадника?
03 фев 2023 · 08:05
Как известно, в Высоком Средневековье и Раннем Ренессансе пользовались большой популярностью рыцарские турниры. Примерно к XVI-у веку они превратились практически в массовые шоу, проводимые при большом скоплении народа, как знатного, так и не очень. Создавались специальные типы доспехов и оружия, изобретались разные хитрушки вроде кирас с кнопкой, разлетающихся на куски при точном попадании копьем по этой самой кнопке. Турниры в Европе пользовались бешеной популярностью, выступать на них рыцарю было не то что не зазорно - а наоборот, очень почетно. Слава, общественное признание, кое-какой заработок - ну, если победишь, конечно...
Считается, что европейская культура во многом выросла из римской. Точнее, на остатках римской, так как подлинного Рима никакие рыцари не застали. Их разделяет как минимум 500 лет - если не считать Восточную Римскую империю, то есть Византию. Но, честно говоря, аналог Рима из нее получился так себе...)
Так вот, в целом европейская средневековая культура - во многом продолжательница и наследница римской. Во многом - использование латыни как общего языка (а также книжного), использование (в определенных случаях) римского права, и т. п...
Во многом - но только не в турнирах.
Если представить ситуацию абстрактно, абстрагируясь от ее социокультурного значения, то она выглядит так: два человека с оружием сражаются друг с другом на арене. Или больше человек, мало ли - групповой турнир (меле), либо групповое сражение гладиаторов...
За боем внимательно наблюдает толпа. Во многом ради этой самой толпы бой и затевается. Ради того, чтобы ее впечатлить и увеселить, этим заработав себе некие социальные и политические очки и плюшки.
Есть три общих пункта: воины, бой, зрители. Все это было и в Древнем Риме, и в средневековой Европе.
Только вот нюанс: если для рыцаря (вплоть до аристократа и даже короля) выступить на турнире - почетно и служит подтверждением воинской доблести, то тысячу лет назад в Риме участие в гладиаторских боях считалось для благородного патриция позором. И вовсе не потому, что драться надо было с рабами. Прилюдный бой с таким же всадником, патрицием, сенатором или даже императором все равно оставался позором.
2023-02-01_10-46-51.png2.05 MB
А на арене или на ристалище - какая принципиально разница? И то, и другое - фактические синонимы, однако эти термины имеют разную эмоционально-смысловую окраску.
Но при этом такое явление, как добровольный уход в гладиаторы, в Риме имперского периода был обычным делом. Обставлялось это, кстати говоря, в чем-то похоже на то, как на Руси запродавались в холопы, в том числе боевые.
Желающий добровольно стать гладиатором (таких называли аукторатами) заключал с ланистой (хозяином гладиаторской школы) договор на определенный срок, в котором фактически признавал себя рабом. Он приносил клятву, в которой разрешал себя «жечь, заковывать в цепи, сечь и убивать железом». При заключении договора он получал на руки единоразово 2000 сестерциев, после каждого боя, если выживал - еще по 2000. Кстати, если договор продлевался, то размер платы вырастал в шесть раз: этот аукторат уже был ветераном, имевшим колоссальный опыт, раз не позволил себя убить в течение двух-трех лет (обычный срок такого контракта). Более того: не позволил даже серьезно ранить. Вы ж учитывайте еще и уровень развития медицины: всего лишь до второй половины XIX века любое ранение, например, в живот на два пальца и глубже было в большинстве случаев фатальным.
2023-02-01_10-47-25.png2.45 MB
При этом, для общего понимания... Во-первых, юридически гладиатор считался «официально мертвым». Во-вторых, 2000 сестерциев - это примерная стоимость в то время раба-мужчины, не владеющего никаким ремеслом, то есть пригодного только на роль чернорабочего: подай-принеси-пошел вон-не мешайся.
Для сравнения, по сохранившимся данным, примерно 500 сестерциев - это был «прожиточный минимум» на год для обычной крестьянской семьи. Чисто чтоб ноги с голоду не протянуть...
Но мы отвлеклись. Итак, к чему все это я?
Двойственность восприятия
Дело в том, что отношение жителей Древнего Рима к воинским играм в контексте различных состязаний и поединков было крайне двойственным, и потому сложным для оценки для нашего современника. С одной стороны, огромное количество римских авторов всех эпох - от конца Республики до заката Империи - буквально кричит о том, что быть гладиатором - позорно. Сражаться на арене, как гладиатор - едва ли не бесчестье.
Тертуллиан:
«Скольких бездельников тщеславие побудило взяться за ремесло гладиатора, а некоторые из тщеславия даже участвуют в звериных травлях и считают, что шрамы от когтей и зубов сделают их привлекательнее»
Цицерон:
«Расточительные — это те, кто проматывают свое состояние на пирушки, на раздачу мяса, на бои гладиаторов, на игры и травлю диких зверей — на все то, о чем память они оставят недолгую или вообще не оставят никакой»
Тацит:
«... При прежних принцепсах их склоняли к этому деньгами, а чаще заставляли силой; муниципии и колонии наперебой старались подкупить самых развращенных из молодых людей и сделать их гладиаторами»
Проще говоря - практически всегда, когда римский автор упоминал об участии в гладиаторских боях свободных людей, он непременно уточнял, что это-де - дело неподобающее, роняющее честь и лицо благородного человека.
Отчасти это связано с тем, что в Риме очень распространенной мерой наказания было «осуждение к мечу» - то есть к тому, чтобы пасть на арене от руки гладиатора. Более того, не обязательно в роли палача должен был выступать боец-профи - иногда «высшей мерой» выступал поединок между прошлыми союзниками и даже друзьями, которым просто не оставляли иного выбора.
Так, например, Юлий Цезарь устроил праздник в честь памяти своей дочери Юлии, на котором вынудил сражаться друг с другом двух бывших приспешников Гнея Помпея, попавших к нему в плен после поражения своего знаменитого лидера. Это были Фурий Лептин и Квинт Кальпен, оба - из очень знатных римских родов.
Выбор был предложен нехитрый: или на арене погибнет кто-то один, или казнят обоих...
В дальнейшем подобная практика стала традиционной для римских монархов: казнь неугодного патриция или обычного преступника превращали в шоу, что автоматически накладывало неизгладимый отпечаток на... Сам факт прилюдного поединка, неважно, кого с кем, вызывал у народа четкие ассоциации либо с гладиаторскими играми (то есть - с рабами), либо - с казнью, превращенной в шоу: damnatus ad gladium - «осужден к мечу»...
2023-02-01_10-47-55.png690.78 KB
При этом о бытовании у римлян традиции решать поединками какие-то спорные вопросы нам практически ничего не известно. Отдельные упоминания есть, но они касаются в основном варваров - либо среди обычаев варваров упоминаются «судебные дуэли», либо речь идет о поединке римлянина и варвара на поле боя. Об этом некоторые упоминания есть, но касаются, кстати, в основном до-имперской эпохи.
А вот о традиции тех же всадников-эквитов дуэлировать между собой - почти нет вообще!
При этом сами по себе занятиями воинскими искусствами в милитаризованной среде римской аристократии ценились и культивировались. Нам известно о том, что в богатые дома зачастую приглашались гладиаторы- «доктора» для обучения юных наследников фехтованию (хотя, кстати, иной раз, хоть и редко, имели место и обратные ситуации - всадник или даже сенатор с богатым военным опытом приглашался в гладиаторскую школу, чтоб показать ученикам пару-тройку сугубо боевых приемов). Наконец, нам известно о существовании в Риме традиции проводить конные военные игры-состязания - «hippika gymnasia», как названы они в «Тактике» Арриана, а также гораздо более ранние, возможно, еще этрусского времени «lusus Troiae» - «троянские игры»:
Вергилий:
По трое в каждом ряду разделился строй, и немедляДва полухория врозь разъехались; после, по знаку,Вспять повернули они, друг на друга копья наставив,Встретились, вновь разошлись и опять сошлись на широкомПоле; всадников круг с другим сплетается кругом,Строй против строя идет, являя битвы подобье.Вот одна сторона убегает, а вот, повернувшись,С копьями мчится вперед; вот обе смыкаются мирно,Рядом летят... — На критских холмах, повествуют, когда-тоБыл Лабиринт, где сотни путей меж глухими стенамиВ хитрый сплетались узор и где все путеводные знакиЛюдям помочь не могли, безысходно блуждавшим вслепую.Так же теперь следы перепутались юных троянцев,То убегавших стремглав, то сходившихся в битве потешной...
Только вот нюанс... Конные «массовые турниры» римлян, исходя из того, что известно о них нам на текущий момент, были почти бескровными. Они не включали в себя практические схватки; все бои были крайне ритуализованными.
Вот и получалось, что молодому поколению римских патрициев (от всадника до сына сенатора или даже императора) попросту негде было еще продемонстрировать свое воинское искусство - боевые навыки, храбрость, мужество, умение владеть мечом и луком - кроме как на арене амфитеатра, пусть и временно, но примерив на себя позорную шкуру гладиатора. Римская «интеллигенция» - срез людей думающих и тонко чувствующих - подобную практику презирала и считала недостойной порядочного человека. Неоднократно выходили соответствующие законы и указы, как, в частности, в 69 году н. э. указ императора Авла Вителлия, где прямо говорится, что «римским всадникам запрещается позорить себя участием в гладиаторских боях». При этом, что интересно, тот же Вителлий в целом был очень даже за гладиаторские бои. Он правил всего несколько месяцев, но успел за это время начать строительство нескольких новых амфитеатров, а свой день рождения отметить необычно массовыми гладиаторскими боями...
Кстати, сам Авл Вителлий происходил именно из рода всадников.
При этом незадолго до Вителлия, еще при Нероне на арену массово выходили сражаться и всадники, и даже сенаторы. Многие из них - отнюдь не по принуждению, а по зову души. Эта ситуация рождала тонкую, едва уловимую и с трудом понимаемую сейчас нами грань между бесчестьем, связанным именно с боем на потеху толпе, плебсу - и доказательством собственной силы и доблести собратьям по классу, таким же патрициям.
А, возможно, что и в первую очередь самому себе...
Что уж говорить и о знаменитых «императорах-гладиаторах», первейшим из которых был Коммод. Да, с точки зрения снобов он ронял свою честь, выступая на арене - но посмел бы кто ему об этом сказать...)
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Как известно, в Высоком Средневековье и Раннем Ренессансе пользовались большой популярностью рыцарские турниры. Примерно к XVI-у веку они превратились практически в массовые шоу, проводимые при большом скоплении народа, как знатного, так и не очень. Создавались специальные типы доспехов и оружия, изобретались разные хитрушки вроде кирас с кнопкой, разлетающихся на куски при точном попадании копьем по этой самой кнопке. Турниры в Европе пользовались бешеной популярностью, выступать на них рыцарю было не то что не зазорно - а наоборот, очень почетно. Слава, общественное признание, кое-какой заработок - ну, если победишь, конечно..."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Считается, что европейская культура во многом выросла из римской. Точнее, на остатках римской, так как подлинного Рима никакие рыцари не застали. Их разделяет как минимум 500 лет - если не считать Восточную Римскую империю, то есть Византию. Но, честно говоря, аналог Рима из нее получился так себе...)"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Так вот, в целом европейская средневековая культура - во многом продолжательница и наследница римской. Во многом - использование латыни как общего языка (а также книжного), использование (в определенных случаях) римского права, и т. п..."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Во многом - но только не в турнирах."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Если представить ситуацию абстрактно, абстрагируясь от ее социокультурного значения, то она выглядит так: два человека с оружием сражаются друг с другом на арене. Или больше человек, мало ли - групповой турнир (меле), либо групповое сражение гладиаторов..."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "За боем внимательно наблюдает толпа. Во многом ради этой самой толпы бой и затевается. Ради того, чтобы ее впечатлить и увеселить, этим заработав себе некие социальные и политические очки и плюшки."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Есть три общих пункта: воины, бой, зрители. Все это было и в Древнем Риме, и в средневековой Европе."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Только вот нюанс: если для рыцаря (вплоть до аристократа и даже короля) выступить на турнире - почетно и служит подтверждением воинской доблести, то тысячу лет назад в Риме участие в гладиаторских боях считалось для благородного патриция позором. И вовсе не потому, что драться надо было с рабами. Прилюдный бой с таким же всадником, патрицием, сенатором или даже императором все равно оставался позором."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "2023-02-01_10-46-51.png", "filesize": 2146845, "height": 809, "pic_id": 400948, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/02/01/2023-02-01_10-46-51.jpeg", "width": 1123}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "А на арене или на ристалище - какая принципиально разница? И то, и другое - фактические синонимы, однако эти термины имеют разную эмоционально-смысловую окраску."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Но при этом такое явление, как добровольный уход в гладиаторы, в Риме имперского периода был обычным делом. Обставлялось это, кстати говоря, в чем-то похоже на то, как на Руси запродавались в холопы, в том числе боевые."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Желающий добровольно стать гладиатором (таких называли аукторатами) заключал с ланистой (хозяином гладиаторской школы) договор на определенный срок, в котором фактически признавал себя рабом. Он приносил клятву, в которой разрешал себя «жечь, заковывать в цепи, сечь и убивать железом». При заключении договора он получал на руки единоразово 2000 сестерциев, после каждого боя, если выживал - еще по 2000. Кстати, если договор продлевался, то размер платы вырастал в шесть раз: этот аукторат уже был ветераном, имевшим колоссальный опыт, раз не позволил себя убить в течение двух-трех лет (обычный срок такого контракта). Более того: не позволил даже серьезно ранить. Вы ж учитывайте еще и уровень развития медицины: всего лишь до второй половины XIX века любое ранение, например, в живот на два пальца и глубже было в большинстве случаев фатальным."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "2023-02-01_10-47-25.png", "filesize": 2564096, "height": 814, "pic_id": 400951, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/02/01/2023-02-01_10-47-25.jpeg", "width": 1261}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "При этом, для общего понимания... Во-первых, юридически гладиатор считался «официально мертвым». Во-вторых, 2000 сестерциев - это примерная стоимость в то время раба-мужчины, не владеющего никаким ремеслом, то есть пригодного только на роль чернорабочего: подай-принеси-пошел вон-не мешайся."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Для сравнения, по сохранившимся данным, примерно 500 сестерциев - это был «прожиточный минимум» на год для обычной крестьянской семьи. Чисто чтоб ноги с голоду не протянуть..."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Но мы отвлеклись. Итак, к чему все это я?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Двойственность восприятия"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Дело в том, что отношение жителей Древнего Рима к воинским играм в контексте различных состязаний и поединков было крайне двойственным, и потому сложным для оценки для нашего современника. С одной стороны, огромное количество римских авторов всех эпох - от конца Республики до заката Империи - буквально кричит о том, что быть гладиатором - позорно. Сражаться на арене, как гладиатор - едва ли не бесчестье."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Тертуллиан:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Скольких бездельников тщеславие побудило взяться за ремесло гладиатора, а некоторые из тщеславия даже участвуют в звериных травлях и считают, что шрамы от когтей и зубов сделают их привлекательнее» "}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Цицерон:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Расточительные — это те, кто проматывают свое состояние на пирушки, на раздачу мяса, на бои гладиаторов, на игры и травлю диких зверей — на все то, о чем память они оставят недолгую или вообще не оставят никакой» "}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Тацит:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«... При прежних принцепсах их склоняли к этому деньгами, а чаще заставляли силой; муниципии и колонии наперебой старались подкупить самых развращенных из молодых людей и сделать их гладиаторами» "}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Проще говоря - практически всегда, когда римский автор упоминал об участии в гладиаторских боях свободных людей, он непременно уточнял, что это-де - дело неподобающее, роняющее честь и лицо благородного человека."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Отчасти это связано с тем, что в Риме очень распространенной мерой наказания было «осуждение к мечу» - то есть к тому, чтобы пасть на арене от руки гладиатора. Более того, не обязательно в роли палача должен был выступать боец-профи - иногда «высшей мерой» выступал поединок между прошлыми союзниками и даже друзьями, которым просто не оставляли иного выбора."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Так, например, Юлий Цезарь устроил праздник в честь памяти своей дочери Юлии, на котором вынудил сражаться друг с другом двух бывших приспешников Гнея Помпея, попавших к нему в плен после поражения своего знаменитого лидера. Это были Фурий Лептин и Квинт Кальпен, оба - из очень знатных римских родов."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Выбор был предложен нехитрый: или на арене погибнет кто-то один, или казнят обоих..."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В дальнейшем подобная практика стала традиционной для римских монархов: казнь неугодного патриция или обычного преступника превращали в шоу, что автоматически накладывало неизгладимый отпечаток на... Сам факт прилюдного поединка, неважно, кого с кем, вызывал у народа четкие ассоциации либо с гладиаторскими играми (то есть - с рабами), либо - с казнью, превращенной в шоу: damnatus ad gladium - «осужден к мечу»..."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "2023-02-01_10-47-55.png", "filesize": 707362, "height": 809, "pic_id": 400952, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/02/01/2023-02-01_10-47-55.jpeg", "width": 1439}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "При этом о бытовании у римлян традиции решать поединками какие-то спорные вопросы нам практически ничего не известно. Отдельные упоминания есть, но они касаются в основном варваров - либо среди обычаев варваров упоминаются «судебные дуэли», либо речь идет о поединке римлянина и варвара на поле боя. Об этом некоторые упоминания есть, но касаются, кстати, в основном до-имперской эпохи."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "А вот о традиции тех же всадников-эквитов дуэлировать между собой - почти нет вообще!"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "При этом сами по себе занятиями воинскими искусствами в милитаризованной среде римской аристократии ценились и культивировались. Нам известно о том, что в богатые дома зачастую приглашались гладиаторы- «доктора» для обучения юных наследников фехтованию (хотя, кстати, иной раз, хоть и редко, имели место и обратные ситуации - всадник или даже сенатор с богатым военным опытом приглашался в гладиаторскую школу, чтоб показать ученикам пару-тройку сугубо боевых приемов). Наконец, нам известно о существовании в Риме традиции проводить конные военные игры-состязания - «hippika gymnasia», как названы они в «Тактике» Арриана, а также гораздо более ранние, возможно, еще этрусского времени «lusus Troiae» - «троянские игры»:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Вергилий:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "По трое в каждом ряду разделился строй, и немедля"}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Два полухория врозь разъехались; после, по знаку,"}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Вспять повернули они, друг на друга копья наставив,"}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Встретились, вновь разошлись и опять сошлись на широком"}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Поле; всадников круг с другим сплетается кругом,"}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Строй против строя идет, являя битвы подобье."}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Вот одна сторона убегает, а вот, повернувшись,"}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "С копьями мчится вперед; вот обе смыкаются мирно,"}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Рядом летят... — На критских холмах, повествуют, когда-то"}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Был Лабиринт, где сотни путей меж глухими стенами"}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В хитрый сплетались узор и где все путеводные знаки"}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Людям помочь не могли, безысходно блуждавшим вслепую."}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Так же теперь следы перепутались юных троянцев,"}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "То убегавших стремглав, то сходившихся в битве потешной..."}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Только вот нюанс... Конные «массовые турниры» римлян, исходя из того, что известно о них нам на текущий момент, были почти бескровными. Они не включали в себя практические схватки; все бои были крайне ритуализованными."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Вот и получалось, что молодому поколению римских патрициев (от всадника до сына сенатора или даже императора) попросту негде было еще продемонстрировать свое воинское искусство - боевые навыки, храбрость, мужество, умение владеть мечом и луком - кроме как на арене амфитеатра, пусть и временно, но примерив на себя позорную шкуру гладиатора. Римская «интеллигенция» - срез людей думающих и тонко чувствующих - подобную практику презирала и считала недостойной порядочного человека. Неоднократно выходили соответствующие законы и указы, как, в частности, в 69 году н. э. указ императора Авла Вителлия, где прямо говорится, что «римским всадникам запрещается позорить себя участием в гладиаторских боях». При этом, что интересно, тот же Вителлий в целом был очень даже за гладиаторские бои. Он правил всего несколько месяцев, но успел за это время начать строительство нескольких новых амфитеатров, а свой день рождения отметить необычно массовыми гладиаторскими боями..."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Кстати, сам Авл Вителлий происходил именно из рода всадников."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "При этом незадолго до Вителлия, еще при Нероне на арену массово выходили сражаться и всадники, и даже сенаторы. Многие из них - отнюдь не по принуждению, а по зову души. Эта ситуация рождала тонкую, едва уловимую и с трудом понимаемую сейчас нами грань между бесчестьем, связанным именно с боем на потеху толпе, плебсу - и доказательством собственной силы и доблести собратьям по классу, таким же патрициям."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "А, возможно, что и в первую очередь самому себе..."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Что уж говорить и о знаменитых «императорах-гладиаторах», первейшим из которых был Коммод. Да, с точки зрения снобов он ронял свою честь, выступая на арене - но посмел бы кто ему об этом сказать...)"}], "attributes": []}], "selectedRange": [638, 784]}
Комментарии 0