16 авг 2022 · 04:00    
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Помните, в самом начале замечательной книги Стругацких «Понедельник начинается в субботу», написанной в 1964 году, есть такой эпизод:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Мотор взрёвывал, камни били в днище. \n- «Бедная машина», – сказал горбоносый. \n- «Что делать…» – сказал я. \n- «Не всякий поехал бы по такой дороге на своей машине». \n– «Я бы поехал», – сказал я. Россыпь кончилась. \n- «А, так это не ваша машина», – догадался горбоносый. \n- «Ну, откуда у меня машина! Это прокат». \n- «Понятно», – сказал горбоносый, как мне показалось, разочарованно. \nЯ почувствовал себя задетым. \n- «А какой смысл покупать машину, чтобы разъезжать по асфальту? Там, где асфальт, ничего интересного, а где интересно, там нет асфальта». \n– «Да, конечно», – вежливо согласился горбоносый. \n- «Глупо, по-моему, делать из машины идола», – заявил я. \n- «Глупо, – сказал бородатый. – Но не все так думают»."}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "1-1.png", "filesize": 473295, "height": 424, "pic_id": 113438, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/08/01/1-1_J3wjObU.jpeg", "width": 584}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Так вот, к 1964 году, когда эта книга увидела свет, прокат автомобилей уже давно перестал быть чем-то новым в сфере обслуживания и, можно сказать, довольно уверенно вошел в жизнь советских граждан. В общем-то, идея создания автомобильной прокатной сети была своевременной и довольно актуальной, вот только реализация этой идеи оказалась далеко не на высоте..."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "1-1.png", "filesize": 417956, "height": 453, "pic_id": 113439, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/08/01/1-1_IXP2aTM.jpeg", "width": 588}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В столице самый первый пункт «советского каршеринга» открылся еще в 1956 году с подачи неугомонного генсека того времени - Н. С. Хрущева. Руководитель страны отметил, что впервые в послевоенное время в советской экономике наметились тенденции к ее оживлению и подъему, но отечественный автопром все равно еще пока не в состоянии справляться с запросами потребителей. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "По этой причине было решено организовать первую в СССР прокатную систему, которая частично смогла бы удовлетворить потребность граждан в личном автомобиле."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "1-1.png", "filesize": 440068, "height": 432, "pic_id": 113440, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/08/01/1-1_fVxbCaZ.jpeg", "width": 586}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "И если самый первый пункт проката, состоявший из нескольких десятков автомобилей (преимущественно, «Москвич» и «Волга») был открыт в Москве, то уже через 5-6 лет подобные пункты были открыты практически во всех крупных городах Советского Союза. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Оснащение парка автомобилей могло быть разным: кто-то держал одни лишь солидные «Волги», где-то встречались «Победы» и «Газ-69», ну а где-то, как программисту Привалову из «Понедельник начинается в субботу», выдавали «Москвич-407»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Статья из журнала \"Огонек\" №33, 1959 год", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "1-1.png", "filesize": 958794, "height": 627, "pic_id": 113441, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/08/01/1-1_hJD5sd4.jpeg", "width": 993}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Пожалуй, советское время, несмотря на все свои недостатки, имело одно огромнейшее преимущество перед настоящим временем - никогда еще у людей не было столько возможностей так часто и помногу путешествовать, как тогда. На обычную ПТУ-шную стипендию вполне можно было позволить себе поездку к морю. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Да и прокат автомобилей тоже немало способствовал удовлетворению потребности в путешествиях - люди за отпуск умудрялись объехать большую часть Крыма или Кавказа, а сейчас уже мало кто может позволить себе пробеги такого масштаба - дороговато получается..."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "И все было бы хорошо с реализацией идеи прокатной системы, если бы не советские реалии... Как сейчас вспоминают люди, успевшие застать расцвет и закат «советского каршеринга», одной из главных проблем было недобросовестное отношение к прокатным автомобилям. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Например, многие брали машину на прокат, чтобы отточить водительское мастерство - личных автомобилей было мало, учиться водить в условиях реальной дорожной обстановки приходилось на прокатных авто, поэтому нередко их возвращали в не самом лучшем состоянии."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "1-1.png", "filesize": 204976, "height": 324, "pic_id": 113442, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/08/01/1-1_pXAydPC.jpeg", "width": 585}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Но это так, не самая существенная проблема прокатной сети. Гораздо хуже было то, что на арендованных автомобилях нередко подменяли детали. Автозапчасти в советские времена всегда были в дефиците, поэтому использовалась любая возможность «урвать» то, чего не было в продаже. Вот примерно так вспоминают об этом очевидцы событий:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "В середине 60-х у нас в Ярославле прикрыли первый и единственный прокат потому, что арендующие авто просто снимали с них нужные детали... Частники брали на прокат «Москвич» только для того, чтобы поставить на него свою неисправную деталь, сняв при этом хорошую"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "."}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Да, мне отец рассказывал нечто подобное: тогда в Москве в прокат шли машины из таксопарков после хорошего капремонта. Оплата в то время была и за километраж, и за бензин, который стоил очень дешево. Поэтому какие-нибудь дачники-грибники брали авто в прокат, уезжали недалеко от столицы, после чего уходили в лес. А дальше по накатанной схеме: вывешиваешь заднее колесо, включаешь заднюю передачу и сматываешь пробег (тросик спидометра был опломбирован) - так и экономили на прокате. "}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Ну и конечно же, многие пытались взять машину на прокат и подменить на ней детали, а прокатные организации при возврате машины въедливо старались найти на авто царапины и взять с клиента побольше денег…"}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Возможно, именно эти причины, а также суровое «закручивание гаек» по мере разрастания прокатной сети и привело к краху этого начинания. Если в самом начале условия аренды авто были довольно лояльными, то чуть позже они стали существенно ужесточаться. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Были установлены крупные штрафы за просрочку оплаты, за повреждение или утрату прокатного авто, развилась типичная для советских учреждений бюрократическая волокита с оформлением документов и разрешений на автомобиль. В итоге сеть прокатов довольно быстро прекратила свою существование к великому огорчению тех, кто уже успел оценить удобство сервиса."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "К слову сказать, не так уж и дешево было пользоваться арендованными машинами: так, к примеру, в 1963 году столичные службы проката установили тариф в 50 руб. за месяц аренды и 4 коп. за каждый километр пробега. Бензин и ремонт - соответственно, за счет того, кто взял машину на прокат. При этом в договорах еще прописывались огромные пени и всевозможные штрафы на случай, если «что-то пойдет не так»..."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "**************************************************************************"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true, "href": "https://pabliko.ru/@lanika/o_pojavlenii_nomernyh_znakov_na_sovetskih_avtomobiljah-11920/", "italic": true}, "string": "Как на советских автомобилях появились номерные знаки"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "чек_pmIIGTO.jpeg", "filesize": 156664, "height": 431, "pic_id": 113445, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/08/01/%D1%87%D0%B5%D0%BA_pmIIGTO_sATwUv3.jpeg", "width": 650}}], "attributes": []}], "selectedRange": [5701, 5701]}
Комментарии 1